"О воспитании милосердия у дошкольников" - консультация – диалог для воспитателей ДОУ
консультация

Шевченко Светлана Витальевна

 Материал данной консультации разработан для воспитателей дошкольных образовательных учреждений в рамках краевой инновационной площадки по теме: "Волонтёрская деятельность как фактор современного подхода к личностному развитию и ранней позитивной социализации ребёнка - дошкольника". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_vospitanii_miloserdiya_u_doshkolnikov.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 25 «Чебурашка»

города Будённовска Будённовского района»

О воспитании милосердия у дошкольников

(консультация – диалог для воспитателей

в рамках краевой инновационной площадки по теме:

 "Волонтёрская деятельность как фактор современного подхода

к личностному развитию и ранней позитивной

социализации ребёнка – дошкольника)

Автор - составитель:

 Шевченко С.В.

2020г.

Рука помощи (притча)

 В болоте тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный кричал, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. «Протяни мне руку! – кричал он ему. – Я вытащу тебя из болота».  Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. «Дай же мне руку», - все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти».

Как вы и догадались, мы сегодня поговорим о милосердии и доброте, о том, как воспитать эти качества в детях.

        Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи.

         Очевидно, что с самого раннего детства происходит перекос в воспитании в пользу развития интеллекта. Родители и педагоги соревнуются: чей ребенок  раньше научится читать и считать, рассуждать и аргументировать. Но мало кто соревнуется в милосердии, отзывчивости и понимании другого человека, мало кто воспитывает сердце… Между тем воспитание многих качеств ума и сердца требует своих сроков, и пропущенные сроки оказываются пропущенными навсегда.

Вопрос  к педагогам: Какие же сроки оптимальны для воспитания сердца? (педагоги высказываются).

 Чем раньше, тем лучше. Оптимальный срок – еще до зачатия ребенка, когда родители только готовятся стать родителями, мысленно создают образ своего ребенка, чтобы он был здоров и физически, и морально, и духовно.

Милосердие — это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный — жестокий, ожесточенный, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий ее.

Милосердие — это естественное чувство, его невозможно вызвать упреками типа: «Почему ты такой злой? Ну как ты можешь? Неужели у тебя нет сердца? Неужели тебе меня не жалко?». Милосердие не воспитывается наказаниями и упреками.

А как же? Как научить детей любить?

Что же необходимо знать и выполнять, чтобы научить детей быть добрыми?

А что  мы можем сделать в условиях детского сада?

“Трудно привести к добру нравоучениям – легко примером” (Сенека). 

Наверное, самым главным в этом воспитательном процессе является пример педагогов  и родителей.  Пример во всём: в общении между супругами и другими членами семьи, забота о старшем поколении и о малышах, наличие в доме общих домашних любимцев и забота о них. Ведь отзывчивость и сострадание, желание помочь, поддержать в трудную минуту - основа воспитания доброты в ребёнке. Дети в маленьком возрасте (примерно от 1 до 5 лет) делают не то, чему словесно учат их родители, а то, что родители делают сами. Этот период хорош тем, что родители являются абсолютным и неоспоримым авторитетом для своих малышей и могут максимально повлиять на их поведение и воспитание в целом. Поэтому второе, что вам необходимо делать – это стать “эталоном доброты” для своего ребенка. Помните, что так будет не всегда (настанет время, когда ваш авторитет подвергнется сильному давлению со стороны сверстников и кумиров), поэтому приложите все усилия, чтобы самому соответствовать тем стандартам, к которым вы ведете своего ребенка.

Необходимо любить ребёнка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует взросление ребёнка, и доброе отношение к окружающим. Любовь к детям не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, всё это отравляет жизнь ребёнка, вносит в неё разочарование и злобу.

Очень важно – очеловечить среду, в которой живёт ребёнок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребёнка, рождать в нём страх, уныние, униженность. В такой обстановке ребёнок теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, он с лёгкостью найдёт приют в “тихом омуте”.

Конечно, читать детям, подбирать и читать такие произведения, над которыми можно поплакать, чтобы шевельнулось детское сердечко, чтобы появились в нем добрые чувства сострадание и сочувствие к героям, беседовать, обсуждать прочитанное, побуждать детей, чтобы они сами анализировали услышанное, учить детей быть чуткими и внимательными.

Впервые ребенок узнает о том, что есть добро и есть зло на страницах сказок, в достаточно раннем возрасте. Он уже начинает понимать, что добрые поступки всегда вознаграждаются, а зло обязательно будет наказано. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее, снисходительнее, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Сказки способны привить отзывчивость, любовь к прекрасному. Трудно переоценить значение сказок для воспитания ребенка. При помощи сказки, ярких сюжетов, ребенку гораздо проще усвоить жизненные ценности.

С младшего дошкольного возраста детей, прежде всего, надо приучать делиться игрушками с друзьями. Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой –  эта первая ступень к доброте: поделишься ты, поделятся и с тобой. Очень многому в этом плане могут научить персонажи детской художественной литературы, произведений фольклора – малыши с удовольствием вживаются в их сюжеты.

В повседневной жизни учить наблюдать, сопоставлять, анализировать свои поступки и поступки сверстников, всегда обращать внимание на других. Важно донести до детей какую огромную ценность составляет их семья. У них есть мамы, папы, бабушки, дедушки, и все взрослые их любят, о них заботятся. Обязательно учить детей заботиться по мере своих сил о других членах семьи, помогать, жалеть.

Необходимо научить детей делать подарки. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее: искренне, от всего сердца, и чтобы потом не пожалеть… Этому надо учить детей.

Умение делать подарки – это труд, это воспитание сердца.

Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.

И когда ребенок, по своей собственной воле, сможет и захочет отказаться от какой-либо очень желанной им ранее игрушки, и попросит маму или папу передать деньги, которые они потратили бы на покупку этой игрушки в фонд милосердия, для детей из детского дома,  —  вот тогда можно считать, что мы положили начало в формировании милосердия в детском сердце.

Дети имеют право знать правду, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но больные и беспомощные, и дети у которых нет родителей, и такие дети очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.

Наши дети   наблюдают, участвуют вместе с нами – взрослыми в акциях, мероприятиях. А потом обо всем этом рассказывают другим детям в детском саду, родителям.

     Недаром говорят, что плохому дети  учатся самостоятельно, а вот хорошему, доброму научиться без мудрых учителей практически невозможно.

      Как говорил Конфуций: «В воспитании существует три пути: путь размышления (когда вы анализируете, ищете причину), путь подражания (повторение уже имеющегося опыта), путь личного опыта (проб и ошибок)». Предлагаю выбрать путь, который, по вашему мнению,  является правильным  (педагоги рассуждают).

      Путь размышления – самый благородный. Путь подражания самый легкий. Путь личного опыта – самый тяжелый путь.

А вы знаете, что 17 февраля  Международный день спонтанного проявления доброты, отмечать его стали с 1998года, когда в Токио открылась первая конференция Всемирного движения за доброту. Французский художник Орель создал символ доброты – открытое сердце. Согласно исследованию психологов, чем больше  добрых поступков мы совершаем, тем более счастливыми себя ощущаем. Я предлагаю вам выполнить упражнение «Подари сердечко». Давайте встанем в круг, возьмите по сердечку и подарите его тому, кого вы считаете добрым, объяснив, почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание ребенка в семье".Консультация для родителей воспитателя Зуй З.И.

.....не выделять ребенка как маленького и потому пользующегося особыми привилегиями в семье. Гораздо важнее, чтобы он чувствовал свое равенство в семейном коллективе......

Воспитание патриотизма у дошкольников. Консультация для воспитателей.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и б...

Физкультурное занятие - основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников (консультация для воспитателей)

Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры дошкольников.В своей работе воспитатели чаще всего используют традиционную (класическую) форму  проведения занятия, ...

«Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника» — консультация для воспитателей

laquo;Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника» — консультация для воспитателейСовременный мир характеризуется чрезвычайной противоречивостью процессов, протекающих во...

Адвент-календарь как инновационная игровая форма обучения дошкольников Консультация для педагогов-воспитателей

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовле...