Песенное творчество детей старшего дошкольного возраста
презентация

Бацылева Ольга Владимировна

Презентация, где освещена актуальность и задачи данной темы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «Песенное творчество детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила: музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 17 г. Кстово Нижегородской обл.

Бацылева Ольга Владимировна

СЛАЙД № 1

Творчество, его формирование и развитие – одна из таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

            Формирование творческих способностей и качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С.Выгодский, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина). Более того, некоторые исследователи указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала (Б.В.Асафьев, А.А.Никитин). Многие авторы подчёркивают плодотворность художественного воспитания в развитии у детей творческих способностей (Н.А.Ветлугина, Б.П.Юсов, А.А.Мелик – Пашев).

СЛАЙД № 2

Актуальность проблемы обусловлена:

-  появлением требований федерального государственного образовательного стандарта к формированию самостоятельной, независимой, творческой личности дошкольника и необходимостью их реализации на практике

-  социальным заказом общества на воспитание людей с гибким мышлением, способных к творческой деятельности

- возрастными особенностями детей   дошкольного возраста.

            В связи с этим стал необходимым поиск видов детской художественной деятельности, оптимальных с точки зрения формирования творчества.  Таким видом искусства, чрезвычайно благоприятным для развития творчества, является музыка. Высокая эмоциональность повествования, абстрактность языка позволит широко толковать музыкальный художественный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта слушателя. Благодаря своим особенностям музыка может активно воздействовать на развитие воображения – того психического процесса, который лежит в основе любого типа творчества.

Развитие песенного творчества  способствует  развитию музыкальных способностей дошкольников, а также творческой, успешноадаптированной в обществе, всестороннеразвитой гармоничной личности, способной к самостоятельности, самореализации, управлению своим поведением и планированию своих действий.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.      Тем не менее, песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста.

СЛАЙД № 3

При формировании и развитии творчества у старших дошкольников  необходимо обратить внимание на  поиск оптимальных и эффективных путей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, а также рассмотреть следующие задачи:

  • организация музыкальной среды и условий для развития творческих способностей дошкольников;
  • создание системы работы по развитию творчества старших дошкольников;
  • интеграция связей педагогов и родителей;
  • формирование творческой, активной, ищущей, неравнодушной личности ребёнка, способной к преобразовательной деятельности.  

СЛАЙД № 4

Развитие творческих способностей ребенка на музыкальном занятии было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере. Б. В. Асафьев подчеркивал в этой связи, прежде всего воспитательную ценность детского творчества.  Вскрывая природу творческого процесса, ученый показал, что в развитии творческих способностей есть определенные этапы:

  • накопление впечатлений;
  • спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
  • импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;
  • создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;
  • собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).

Необходимое условие для развития песенного творчества - взаимосвязь обучения и творчества. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме, например

СЛАЙД № 5

Игровые задания на звукоподражание.  Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т.д.).

СЛАЙД № 6

     Первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений детей выступают игровые ситуации, в ходе которых педагог может предложить ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слово «баю», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.

     Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д., и с различной силой звука).

СЛАЙД № 7

    Дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени года - это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени года пелось.

Стишки-попевки можно брать из сборников детских песен, загадок и т.д. Другой вариант игры:

К нам пришел сегодня Мишка

С ярким праздничным бантом.

С нами вместе поиграть,

С нами вместе поплясать.

     Дети сочиняют плясовую. Или сочиняют для Мишки колыбельную:

Спать не хочет бурый Мишка-

Уж такой он шалунишка.

Я мишутку покачаю:

баю-баю, баю-баю.

СЛАЙД № 8

Задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов, певческую перекличку. Педагог задает «музыкальный вопрос», а ребенок импровизирует музыкальный ответ». Его цель:  формировать способы импровизации - окончание мелодии, начатой взрослым; развивать чувство лада и музыкальной вопросно-ответной формы.

     Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно?» - «Погулять наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?» - «Я боюсь уснуть, сестрица - кот усатый мне присниться». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.

     Вопросы могут быть разными, например: «Ты куда идешь?», «Ау ты где?» «Зайка, зайка, где бывал?».Также дети могут вести певческую перекличку, например: «Ау, где ты?» - «Я здесь!». «Иди ко мне» - «Иду, иду». Можно импровизировать ритмическую попевку на слова «ку-ка-ре-ку». Вопрос: «Где ты, Петя-Петушок? Выйди миленький дружок!». Ответ: «Ку-ка-ре-ку!» 

     Начиная с 5 лет, можно усложнять задания, предлагая озвучивать вопрос – одному ребенку, а ответ другому. Первому ребенку труднее, так как он начинает после фортепианного вступления. Второму, продолжающему вокальную партию, легче, но при условии, если первый хорошо удержится в тональности. Следовательно, 1-е задание надо дать более способному ребенку.

Следующий этап речевых импровизаций – сочинение окончаний к стихотворным строкам. Эту работу можно проводить с детьми на музыкальных занятиях. Приведем здесь примеры:

1. В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
……………………………
(Малым детям спать велит.)
(А. Блок.)


2. – Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
– Я боюсь уснуть, сестрица,
……………………………
(Кот усатый мне приснится.)
(Детская народная песенка.)


3. Журавли летят, курлычут,
Шлют последнее «Прощай!».
За собою лето кличут,
……………………………….
(Улетают в дальний край.)
(М. Познанская.)


4. Автобусы, автобусы. Бегут по переулку,
Нам весело, нам весело,
…………………………
(Мы едем на прогулку.)

(В. Викторов.)

5. Бедный ежик,
Бедный ежик, –
По ночам не спит!
Весь в иголках,
Лечь не может,
…………………
(Сядет и сидит.)
(В. Осеева.)


6. Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд!
На парад идет отряд,
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
…………………………..
(Полтора часа подряд!)
(А. Барто.)


7. В лесу на опушке
Стрекозы-подружки
Знакомых позвали на бал,
В траве под сурдинку
Скрипач-невидимка
……………………….
(Старинные вальсы играл.)
(Н. Саконская.)

      Также можно использовать принцип допевания. Например по принципу «доскажи словечко», когда нужно пропеть отгадку, например:

Если гусь, большой и важный,

Во дворе у вас однажды

Под крыло запрячет нос,

Значит, к вам идёт *****.

(Мороз)

Много ягод на рябинах,

Словно все они в рубинах,

Желудей в дубравах тьма -

Будет лютая ****.

(Зима)

СЛАЙД № 9

       Для развития детского песенного творчества можно использовать музыкальное лото. На карточках лото изображены 1-2-3 картинки, (мишка, лягушка, машина, гусь, петух и т.д.). Ребенок, выбравший одну, две карточки, сочиняет по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст. Например: «Утром на опушке квакали лягушки». Ребенок, у которого на карточке лягушка, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке лягушку. Игра продолжается. Если ребенок не сочинил, дубликат не отдается. Правила игры - тот, кто первым закроет карточку (не менее двух картинок), становятся ведущим.

      Также, для развития песенного творчества также можно использовать театральные куклы различных систем: перчаточные, куклы с «живой» рукой, марионетки, тростевые куклы, театр варежек.

Можно включать в игровые упражнения театральные куклы и следовать по пути постепенного их усложнения. От вопросно-ответной формы до сочинения «мини-оперы» и «театра-оперы». Так, сначала дети могут заканчивать мелодию, начатую взрослым (вопросно-ответная форма).       На последующих занятиях песенный диалог могут вести двое детей. Высшим достижением можно считать способы импровизации контрастных попевок. Когда дети поют веселые и грустные попевки-песенки, в мажоре и в миноре. 

Таким образом можно сказать, что приобретенные способы действий, новый уровень музыкально-творческого развития помогают детям проявить себя самостоятельно и оригинально в новом виде музыкальной практики, лишь, когда детей обучают соответствующим навыкам и умениям.

СЛАЙД № 10

       Само по себе песенное творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребенка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребенка волевых усилий при осуществлении преднамеренных действий, активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, будит творческое воображение.

       Песенное творчество – путь формирования музыкальности детей. Его значение, однако, намного шире и глубже. В наивном детском творчестве кроются возможности развития не только специально-музыкальных способностей, но и общеэстетических представлений и общих качеств личности ребенка.

СЛАЙД № 11

           

СЛАЙД № 1

СЛАЙД № 2

СЛАЙД № 3

СЛАЙД № 4

СЛАЙД № 5

СЛАЙД № 6

СЛАЙД № 7

СЛАЙД № 8

СЛАЙД № 9

СЛАЙД № 10

СЛАЙД № 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетных подвижных игр.

Детское двигательное творчество – это первоначальная ступень в развитии зрелой творческой деятельности. Оно развивается поэтапно при определённых педагогических условиях и является гарант...

Рекомендации по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста для воспитателей.

Материал содержит игровые упражнения для развития песенного творчества, а также рекомендации для родителей....

Тема: « Развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе организации самостоятельных музыкально-дидактических игр».

Особенность детского творчества заключается в  относительной  новизне его результатов. Сочиняя, ребенок открывает для себя что-то новое, раскрывается его внутренний мир, способности и склонн...

Методические рекомендации по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста для музыкальных руководителей и воспитателей.

В материале изложены методические рекомендации по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста, а так же понятие детского песенного творчества детей, источник детского творчества,...