Тема: « Развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе организации самостоятельных музыкально-дидактических игр».
презентация к уроку (старшая группа)

Старицина Ксения Олеговна

Особенность детского творчества заключается в  относительной  новизне его результатов. Сочиняя, ребенок открывает для себя что-то новое, раскрывается его внутренний мир, способности и склонности. Ребенок открывает себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе. Этим и отличается детское творчество от взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx593.29 КБ
Файл doklad.docx21.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе организации самостоятельных музыкально-дидактических игр».

Слайд 2

Критерии для определения детских творческих проявлений Отношение детей к творчеству, их интересы и способности Качество способов творческих действий Качество продукции

Слайд 3

Для песен, создаваемых детьми характерно:

Слайд 4

Условия эффективности музыкально-дидактических игр: Учет индивидуальных особенностей Специальная методика усложнения Организация самостоятельной деятельности детей Совместная деятельность педагога и музыкального руководителя Выбор места и времени

Слайд 5

Этапы педагогической технологии этапы форма работы кол-во занятий содержание занятия I Индивидуальная работа с детьми 8 занятий 2 раза в неделю 1часть- творческое задание 2 часть -развитие песенных навыков II Знакомство с музыкально-дидактическими играми 12 занятий 2 раза в неделю Задания на коллективное творчество III Организация самостоятельной игровой деятельности. 6 занятий 2 раза в неделю Самостоятельная игровая деятельность с элементами драматизации.

Слайд 6

Музыкально -дидактические игры I этап Задания для развития творчества для детей с низким уровнем песенных умений. Задания на развитие песенных умений для детей с низким уровнем: « Весело-грустно» « Узнай по голосу» « Волшебная мозайка» « Пение песни по фразам» « Чудесные рассказы » « Пение попевок»

Слайд 7

Задания на развитие творчества для детей с высоким уровнем певческих умений: Музыкально-дидактические игры для развития певческих умений для детей с высоким уровнем: « Волшебный лес» « Прогулка» « Про что сочиним?» « Определи по ритму» « Чего на свете не бывает?» « Громко-тихо запоём» « Шкатулка со сказками» « Наши песни» « Что делают в домике?» « Волшебные кляксы» « Музыкальное лото», « Ступеньки»

Слайд 8

МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА II этап Название игры игровая задача облегченное задание « Музыкальное лото» Пропеть двустишие про животное, изображенное на картинке Пропеть название животного «Веселый поезд» Придумать мелодию на стихотворный текст ( 2 строчки) Продолжить песенку начатую педагогом или другим ребенком « Весело-грустно» Спеть мелодию на веселое или грустное двустишие. Допеть начатую педагогом мелодию « Волшебные картинки» Ребенок выбирает себе героя и пропевает придуманные им слова, подбирая к ним интонацию. Педагог начинает фразу. « Спой сказку» Пропеть по очереди часть знакомой сказки Поёт не большую фразу.

Слайд 9

Музыкально-дидактические игры для развития песенного творчества III этап ( усложнение) Название игры Игровая задача с усложнением « Музыкальное лото» Придумать веселую или грустную песенку на разные стихи ( четверостишие). Сначала по желанию, затем по предложению педагога. « Веселый поезд» Придумать маршевую, танцевальную, колыбельную мелодию в зависимости от текста стихотворения. « Весело-грустно» Продолжить стихотворную строчку ( пропеть) в зависимости от текста ( весело-грустно) « Волшебные картинки» Содержание сказки усложняется путем ввода сюжетных картинок. Пропеть содержание одной картинки на выбор. « Спой сказку» Сочинить сказку по ходу пения, передать ход другому.

Слайд 10

Ожидаемые результаты занятий на развитие песенного творчества: Дети: Положительная динамика в развитии песенного творчества. Родители: Повышение интереса к музыкальной деятельности детей. Педагоги: Стремление развивать творческое воображение детей Музыкальный руководитель: Планирование и реализация работы по развитию детского песенного творчества

Слайд 11

Список литературы: Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду Учебник для учащихся пед.уч-щ по спец. 03.08. « Дошкольное воспитание» - Просвещение, 1989. – 270 с. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста М., 2005 Гогоберидзе А.Г., В.А. Деркунская Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО « Издательство « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г. – 656 с.

Слайд 12

Спасибо за внимание ! Музыкальный руководитель МАДОУ д/с № 45 Старицина К.О.



Предварительный просмотр:

Тема: « Развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе организации самостоятельных музыкально-дидактических игр».

Особенность детского творчества заключается в  относительной  новизне его результатов. Сочиняя, ребенок открывает для себя что-то новое, раскрывается его внутренний мир, способности и склонности. Ребенок открывает себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе. Этим и отличается детское творчество от взрослого.

Критерии для определения детских творческих проявлений:

-отношение детей к творчеству, их интересы и способности. Характеризуется тем, что мотивы деятельности становятся связанными с её результатами, возникает интерес к творчеству, развивается творческое воображение и специальные художественные способности.

-качество способов творческих действий. Ребенок действует изменяя, дополняя и комбинируя известные элементы, применяя свои умения в новых условиях, находит новые варианты решения творческих задач.

-качество продукции. Индивидуальный почерк, адекватность выразительно-изобразительных средств.

Детское песенное творчество может быть связано с созданием интонационных оборотов, мотивов, мелодий, подражающих реальным звукам окружающего мира, ( вопросы-ответы, песенные разговоры) сопровождающих естественные игровые, плясовые движения ребенка ( подпевание во время ходьбы, танца, укачивания куклы).

Для песен создаваемых детьми характерны:

  • Общая линия мелодического движения ( ограниченный диапазон мелодии, неяркая кульминация, неширокие интервальные ходы, постепенное движение)
  • Зачатки ладовой организации (пение в заданной тональности, тяготение к тонике при завершении мелодии, сочетание устойчивых и неустойчивых звуков, простейшие народные звукоряды, лады, мажорные и минорные
  • Метроритмические соотношения ( метрическая чёткость мелодии, сочетание ударных и безударных звуков, преимущественно двудольные размеры, определенность ритмического рисунка, законченность мелодии в ритмическом соотношении.
  • Простейшая нюансировка песен (нахождение нужных темпа и динамики при импровизации песен определенного содержания, сохранение темпа при исполнении сочиненной песни, осмысленное изменение темпа и динамики в зависимости от литературного текста и мелодии)
  • Первичная структура песни ( построение коротких музыкальных фраз, предложений)

Особого внимания требует постановка певческого голоса ребенка. Без решения этой проблемы невозможно говорить о развитии детского творчества.

Музыкально-дидактические игры могут стать эффективным средством развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста при условии, что данная работа реализуется в ходе совместной деятельности педагога и музыкального руководителя. Это  и организация режимных моментов под музыку, использование музыки при проведении занятий, музыкально-обогащенная среда группы для самостоятельной деятельности детей, музыкальные занятия и индивидуальная работа музыкального руководителя.

В процессе  музыкальных занятий и в ходе индивидуальной работы с детьми мы преодолеваем трудности, связанные с недостаточным развитием воображения, или недостаточно развитыми певческими навыками.

Свою работу я разделила на три этапа. Первый этап заключается в проведении индивидуальной работы с детьми. Для этого проводим 8 занятий ( 2 раза в неделю). Каждое занятие состоит из двух частей, 1 часть-творческое задание, 2-развитие песенных навыков. Кроме того этот этап подразумевает дифференциацию заданий для детей с высоким, средним и низким уровнями песенных умений и творчества.

                       ИГРЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Задания для развития творчества для детей с низким уровнем песенных умений.

Задания на развитие песенных умений для детей с низким уровнем:

« Весело-грустно».        

Цель: Учить детей отличать веселые, задорные мелодии от грустных, печальных.

Ход игры: Дети сопоставляют мелодии с изображениями грустных и весёлых детей или животных.

Игра « Узнай по голосу».

Цель: Развивать дикцию, протяжное пение, тембровый слух.

Ход игры: Ребенок отворачивается спиной от группы детей которые по очереди пропевают  фразу: « Угадай кто поёт?» играющий должен узнать ребенка по голосу и пропеть его имя.

« Волшебная мозаика»

Цель: Развивать фантазию детей

Ход игры: Сложить из предложенных фигур разных по форме фигуру инопланетянина.

« Пение песни по фразам»

Цель: Преодолеть стеснение перед исполнением песни целиком.

Ход игры: Педагог предлагает детям спеть песню по фразам цепочкой.

« Сыщики»

Цель: Развивать внимание, память, мышление.

Ход игры : По описанию предмета педагогом или детьми найти его.

«Пение попевок»

Цель: Расширять диапазон голоса и подвести голосовой аппарат к воспроизведению скачкообразных мелодий.

Ход игры: Педагог предлагает детям спеть попевку на одном звуке, на двух, на трёх.

« Чудесные рассказы»

Цель: Развивать воображение.

Ход игры: Детям даётся задание нарисовать несуществующее животное и придумать о нем рассказ.

Задания на развитие творчества для детей с высоким уровнем певческих умений:

Музыкально-дидактические игры для развития певческих умений для детей с высоким уровнем:

« Волшебный лес»

Цель: Развивать воображение, фантазию.

Ход игры: Детям предлагается дорисовать незаконченные картинки и придумать  рассказ о своем рисунке.

Развитие чувства ритма:

« Прогулка»

Ход игры: выложить большие и маленькие кружочки и передать ритмический рисунок с помощью хлопков или музыкального молоточка.

« Определи по ритму»

Ход игры: По изображению ритмического рисунка определить песню, правильно сыграть ритмический рисунок на любом ударном инструменте ( ложки, барабан, треугольник)

« Про что сочиним?»

Цель: Развивать фантазию.

Ход игры: Педагог выбирает тему и характер героя, через 2-3 минуты дети рассказывают свою историю.

Развитие диатонического слуха:

« Громко-тихо запоём»

Ход игры: Педагог предлагает одному ребенку отвернуться, затем прячем в помещении игрушку на глазах у остальных детей. Ребенку предлагают найти игрушку по громкости звучания песни,  исполняемой остальными детьми. Чем ближе ребенок к цели, тем громче поют дети.

« Чего на свете не бывает?»

Цель: Развивать фантазию, воображение.

Ход игры: Ребенку предлагается нарисовать то, чего на свете не бывает, рассказать об этом.

Развитие памяти и слуха:

« Наши песни»

Ход игры: Узнать знакомую песню по мелодии

« Что делают в домике?»

Ход игры: Ребенку предлагают определить жанр музыки (танец, марш, колыбельная) вставив картинку с нужным изображением в окошко домика.

« Шкатулка со сказками»

Ход игры: Каждый из детей по очереди вынимает из шкатулки предмет определенной формы и цвета, соответственной этому придумывает героя и начинает сказку, после этого второй ребенок вынимает предмет и продолжает сказку в соответствии со своим предметом.

Развитие звуковысотного слуха:

« Музыкальное лото»

Ход игры: Выложить на нотном стане мелодию сверху вниз, снизу вверх или на одном звуке.

     « Ступеньки»

Ход игры: Детям предлагается пропеть простейшие попевки « Вот иду я вверх, вот иду я вниз», « По дороге Петя шёл», « Я пою, хорошо пою».

После пения предложить ребенку показать движение мелодии.

« Волшебные кляксы»

Ход игры: Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса, выигрывает тот, кто назовет больше вариантов.

На втором этапе мы продолжаем знакомить детей с музыкально-дидактическими играми с целью научить ребенка в них играть, накапливая песенный и творческий опыт. В рамках одной игры детям даются задания разного уровня сложности, чтобы ребенок смог самостоятельно подобрать задание в зависимости от его сложности. Этап состоит из 12 занятий. От занятия к занятию игры усложняются. Проводятся задания на коллективное творчество, инсценировки с пением любимых сказок: « Теремок», « Колобок» и пр.

На втором этапе дети так же поют знакомые песни без сопровождения, по очереди, один начинает, второй продолжает. Можно пропеть песню вдвоем или втроем, если ребенок стесняется петь один. Пение без сопровождения помогает ребенку услышать самого себя, тембр своего голоса и более умело пользоваться своим голосовым аппаратом.

МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА  РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Название игры

Игровая задача

Облегченное задание

« Музыкальное лото»

Пропеть двустишие про животное, изображенное на картинке

Пропеть название животного

«Веселый поезд»

Придумать мелодию на стихотворный текст ( 2 строчки)

Продолжить песенку начатую педагогом или другим ребенком

« Весело-грустно»

Ребенок сам выбирает картинку с веселым или грустным сюжетом. Спеть мелодию на веселое или грустное двустишие.

Допеть начатую педагогом мелодию

« Волшебные картинки»

Выбор картинки с изображением героя сказки. Ребенок выбирает себе героя и пропевает придуманные им слова, подбирая к ним интонацию. Слова автора читает педагог.

Педагог начинает фразу.

« Спой сказку»

Пропеть по очереди часть знакомой сказки. Ребенок поет слова сказки, сам выбирает объём текста, определяет окраску своего пения в зависимомти от содержания (весело-грустно)

Поёт не большую фразу.

На третьем этапе мы организуем самостоятельную игровую деятельность детей. На этом этапе усложняются задания знакомых детям игр, вводятся элементы драматизации с использованием кукол, предлагается самостоятельно придумать сюжет сказки применяя коллективное творчество. Третий этап рассчитан на 6 занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромнуюпотребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть дляних – это, прежде всего, двигаться, действовать....

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок...

Рекомендации по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста для воспитателей.

Материал содержит игровые упражнения для развития песенного творчества, а также рекомендации для родителей....

Методические рекомендации по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста для музыкальных руководителей и воспитателей.

В материале изложены методические рекомендации по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста, а так же понятие детского песенного творчества детей, источник детского творчества,...