Проект «Растительный мир Оренбуржья»
проект (подготовительная группа)

Акимова Ирина Михайловна

image
                              «Растительный мир Оренбуржья»

                                    
                                     Пояснительная записка

Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?
Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общий дом - на природу.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Поэтому возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
 

                                    

 

                                            Актуальность.

   В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.

Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.

Для чего нужно изучать природу родного края?

Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок готов к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.  

Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Оренбургского края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной.

Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.

 

Наш девиз: 
«Природа и мы – одно целое!»

 

Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.

Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.

Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.

Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщение к нему.

Мы- это дети и взрослые живущие в Оренбургском крае и любящие свою природу!

 

 

Успех нашей педагогической деятельности.

  • Готовность осуществлять экологическое образование детей.
  • Совместно взаимодействовать с детьми в природе.
  • Каждый день общаться с природой, изучать ее и беречь.
  • Создавать экологическую развивающую среду в группе.
  • Быть примером для своих воспитанников в общении с природой.

          Быть защитником, а не только потребителем природных богатств.

 

Наши заповеди:

  • Прими все, что есть в природе.
  • Ищи истину в природе вместе с ребенком.
  • Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.

Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.


                                       Цель проекта:

Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.

                                      Задачи проекта:

Познакомить детей с разнообразием растительного мира Оренбургской области, ее экологией.

 

    Воспитывать у детей любовь к родному краю, умение грамотно защищать     природу и бороться за её сохранение.
 

   Сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного, безопасного для природы и самого ребёнка поведения;

 Вид проекта: познавательный, исследовательский.

Участники проекта: Дети, педагоги, родители.

Длительность проекта: 3 недели.


                        Ожидаемые результаты:

Дети знают о жизни растений Оренбургского края.


Сформированы первоначальные знания основ экологической культуры, экологической воспитанности дошкольников.


Дети, родители и педагоги сблизились еще больше, принимая участие в конкурсах, открытых мероприятиях, экскурсиях.


Поднялся уровень мотивации коллективных достижений у детей.


Сформировано бережное, заботливое отношение ко всему окружающему миру.


               Формы работы с детьми:
 

Чтение художественной литературы.

Слушание аудио, просмотр видео.

Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки.

Викторины

 Дидактические, сюжетные, ролевые игры .

Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности.

Выставки творческих работ детей.

Кружок «Мой край».

 

                                   Подготовительный этап:

 

-Подбор и изучение литературы о растениях Оренбургского края.

 

-Художественная литература о растениях.

 

  -Ситуации общения с детьми на тему:

  «Всегда ли растениям хорошо на нашей планете?»
 

-Изучение вместе с детьми правил поведения в природе.

 

  -Консультация для родителей.


                               Исследовательский этап:

Изучение флоры родного края , наблюдения на прогулках.


Акция «Береги природу»

Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, цветам.
Беседа-путешествие «Родная земля- Оренбургский район»

Беседа «Как растет растение?»
Загадки о растениях

Стихи о растениях

Рассказы о луговых и полевых цветах

 

Совместная деятельность детей и педагога.

Составление модели условной жизни цветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).

Дидактические игры: «Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», «Отгадай по загадке», «Собери букет», «Украсим комнату», «Найди такой же», «Что изменилось?», «Найди растение по названию», «Где спрятано растение?», «Узнай растение».

 

Словесные игры.

Цель: Развивать умение описывать растения и находить их по описанию: «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем».

Загадывание загадок.

Цель: Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Продуктивные виды деятельности.

Рисование «Мой любимый цветок»

Цель: Формировать умение рисовать цветы. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать колорит цветов. Закреплять умение правильно держать кисть.

Пальчиковые игры.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

«Наши алые цветы», «Цветы», «Растения».

Подвижные игры.

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение. «Цветы и ветер», «Растения».

Цель. Ежедневно вечером систематизировать знания детей, полученные за день; активизировать память, речь.

Наблюдения.

Наблюдение за одуванчиком.

Цель: Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность. Речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).

Цель: Закреплять названия цветов, их цвет; развивать эстетический вкус, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям; развивать чувство прекрасного, речь.

Чтение.

Цель: Развивать интерес к художественной литературе; развивать речь, внимание.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с цветами.

Раскрашивание цветов в раскрасках.

Продуктивные виды деятельности.

Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.

Составление рассказов о цветах.

Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика)», «Собери букет».

 

Задание на дом (совместно с родителями).

Какие цветы выращиваете на приусадебном участке?

 

                                Заключительный этап:
В основе заключительного этапа лежит презентация проекта через викторину «Знатоки природы» Дети получили знания о растениях, которые нуждаются в охране, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

 

Акция «Береги природу» прошла в старшей группе №11. В ходе мероприятия дети обратили внимание, как изменилась природа с приходом лета, закрепили знания о растениях на участке детского сада, из каких частей состоит растения. Вместе с воспитателями посадили ёлочку и деревце канадского клена на участке группы детского сада.
 

Итогом проекта изготовление альбома «Растительный мир Оренбуржья» и проведение серии опытов из циклов «Дышат ли растения?» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно сделали вывод: любить свой край, любить природу, охранять ее, бережно относиться к ее богатствам.
 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastitelnyy_mir_orenburzhya.odt145.87 КБ

Предварительный просмотр:


                           
  «Растительный мир Оренбуржья»

                                     
                                    Пояснительная записка

Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?
Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общий дом - на природу.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Поэтому возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

                                     

                                            Актуальность.

   В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.

Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.

Для чего нужно изучать природу родного края?

Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок готов к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.  

Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Оренбургского края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной.

Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.

Наш девиз: 
«Природа и мы – одно целое!»

Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.

Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.

Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.

Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщение к нему.

Мы- это дети и взрослые живущие в Оренбургском крае и любящие свою природу!

 

Успех нашей педагогической деятельности.

  • Готовность осуществлять экологическое образование детей.
  • Совместно взаимодействовать с детьми в природе.
  • Каждый день общаться с природой, изучать ее и беречь.
  • Создавать экологическую развивающую среду в группе.
  • Быть примером для своих воспитанников в общении с природой.

          Быть защитником, а не только потребителем природных богатств.

 

Наши заповеди:

  • Прими все, что есть в природе.
  • Ищи истину в природе вместе с ребенком.
  • Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.

Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.


                                     
Цель проекта:

Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.

                                      Задачи проекта:

Познакомить детей с разнообразием растительного мира Оренбургской области, ее экологией.

    Воспитывать у детей любовь к родному краю, умение грамотно защищать     природу и бороться за её сохранение.

   Сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного, безопасного для природы и самого ребёнка поведения;

 Вид проекта: познавательный, исследовательский.

Участники проекта: Дети, педагоги, родители.

Длительность проекта: 3 недели.


                       Ожидаемые результаты:

Дети знают о жизни растений Оренбургского края.


Сформированы первоначальные знания основ экологической культуры, экологической воспитанности дошкольников.


Дети, родители и педагоги сблизились еще больше, принимая участие в конкурсах, открытых мероприятиях, экскурсиях.


Поднялся уровень мотивации коллективных достижений у детей.


Сформировано бережное, заботливое отношение ко всему окружающему миру.


              Формы работы с детьми:

Чтение художественной литературы.

Слушание аудио, просмотр видео.

Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки.

Викторины

 Дидактические, сюжетные, ролевые игры .

Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности.

Выставки творческих работ детей.

Кружок «Мой край».

                                   Подготовительный этап:

-Подбор и изучение литературы о растениях Оренбургского края.

-Художественная литература о растениях.

  -Ситуации общения с детьми на тему:

  «Всегда ли растениям хорошо на нашей планете?»

-Изучение вместе с детьми правил поведения в природе.

  -Консультация для родителей.


                             
Исследовательский этап:

Изучение флоры родного края , наблюдения на прогулках.


Акция «Береги природу»

Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, цветам.
Беседа-путешествие «Родная земля- Оренбургский район»

Беседа «Как растет растение?»
Загадки о растениях

Стихи о растениях

Рассказы о луговых и полевых цветах

Совместная деятельность детей и педагога.

Составление модели условной жизни цветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).

Дидактические игры: «Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», «Отгадай по загадке», «Собери букет», «Украсим комнату», «Найди такой же», «Что изменилось?», «Найди растение по названию», «Где спрятано растение?», «Узнай растение».

Словесные игры.

Цель: Развивать умение описывать растения и находить их по описанию: «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем».

Загадывание загадок.

Цель: Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Продуктивные виды деятельности.

Рисование «Мой любимый цветок»

Цель: Формировать умение рисовать цветы. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать колорит цветов. Закреплять умение правильно держать кисть.

Пальчиковые игры.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

«Наши алые цветы», «Цветы», «Растения».

Подвижные игры.

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение. «Цветы и ветер», «Растения».

Цель. Ежедневно вечером систематизировать знания детей, полученные за день; активизировать память, речь.

Наблюдения.

Наблюдение за одуванчиком.

Цель: Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность. Речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).

Цель: Закреплять названия цветов, их цвет; развивать эстетический вкус, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям; развивать чувство прекрасного, речь.

Чтение.

Цель: Развивать интерес к художественной литературе; развивать речь, внимание.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с цветами.

Раскрашивание цветов в раскрасках.

Продуктивные виды деятельности.

Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.

Составление рассказов о цветах.

Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика)», «Собери букет».

Задание на дом (совместно с родителями).

Какие цветы выращиваете на приусадебном участке?

                                Заключительный этап:
В основе заключительного этапа лежит презентация проекта через викторину «Знатоки природы» Дети получили знания о растениях, которые нуждаются в охране, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Акция «Береги природу» прошла в старшей группе №11. В ходе мероприятия дети обратили внимание, как изменилась природа с приходом лета, закрепили знания о растениях на участке детского сада, из каких частей состоит растения. Вместе с воспитателями посадили ёлочку и деревце канадского клена на участке группы детского сада.

Итогом проекта изготовление альбома «Растительный мир Оренбуржья» и проведение серии опытов из циклов «Дышат ли растения?» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно сделали вывод: любить свой край, любить природу, охранять ее, бережно относиться к ее богатствам.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"

Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...

Презентация "Растительность восточного Оренбуржья"

Красота степной зоны.Презентация       https://yadi.sk/i/SURQ1r2GyNgEX...

Презентация по проекту "Растительный мир родного края"

Цель проекта: Развивать интерес детей к взаимосвязи жизни растительности с сезонными изменениями природы. Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства....

Презентация проекта «Растительный мир родного края»

Цель проекта: Развивать интерес детей к взаимосвязи жизни растительности с сезонными изменениями природы. Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства. Зада...

Проект "Растительный мир Кубани"

У каждого на свете есть, наверно,                                     Любимый уголок земли, такой,  ...

Проект "Красная книга Оренбуржья"

Проблемы сохранения природных богатств являются приоритетными во всем мире, в том числе и в Оренбургской области....