Развитие мышления дошкольника
статья

Карпус Мария Александровна

Мышление ребенка или взрослого вступает в действие во время решения какой-либо задачи (учебной или бытовой). Мышление всегда привносит в общую картину окружающего мира что-то новое – новые связи или отношения между предметами и явлениями. И это происходит за счет способности человеческого мозга анализировать информацию, сравнивать данные, обобщать или конкретизировать, выделять самое главное и существенно в решении задачи и отбрасывать ненужное, второстепенное

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya_doshkolnika.docx12.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мышления дошкольника

Мышление ребенка или взрослого вступает в действие во время решения какой-либо задачи (учебной или бытовой). Мышление всегда привносит в общую картину окружающего мира что-то новое – новые связи или отношения между предметами и явлениями. И это происходит за счет способности человеческого мозга анализировать информацию, сравнивать данные, обобщать или конкретизировать, выделять самое главное и существенно в решении задачи и отбрасывать ненужное, второстепенное.

Мышление у ребенка проявляется очень рано и продолжает развиваться не только в дошкольном детстве, но и в дальнейшей жизни. При этом в каждом возрасте наблюдаются свои качественные особенности, которые проявляются при решении задач разного рода.

До четырех лет мышление ребенка является наглядно-действенным, малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами. Например, трехлетка может составлять пирамиду или вкладывать формы в «окошечки» только путем «проб и ошибок». К четырем годам ребенок может уже некоторые задачи решать не только в процессе практических действий, но и в уме. Постепенно средством решения задачи становится не действие, а образ – мышление приобретает наглядно-образный характер. Например, четырехлетний ребенок может конструировать по схеме, а не по образцу.

К пяти годам наглядно-образное мышление полностью вытесняет наглядно-действенное и становится ведущим: основным средством решения любой задачи становится образ. Ребенок пяти лет может узнавать предметы по их схематическим изображениям, отгадывать лабиринты.

В возрасте шести лет у детей появляются предпосылки качественно нового типа мышления – словесно-логического, формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. Шестилетки могут классифицировать предметы по их основным признакам, например, выделить группу одежды и обуви, а одежду в свою очередь сгруппировать по сезонам. Они могут разложить предметные картинки по принципу серии, например: картинки с изображениями животных разложить по порядку в зависимости от скорости их передвижения, легко справляются с заданиями на выявление последовательности событий, изображенных на 3-4 сюжетных картинках.

Но на протяжении всего дошкольного детства мышление детей остается конкретным и ситуативным. Ребенок-дошкольник рассуждает «здесь и сейчас». Вспомните Буратино, который не мог правильно решить задачу о яблоках потому, что он «некту яблоко не отдаст»! Буратино – очень похож на обычного дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития мышления дошкольников

Собраны игры и упражнения по развитию мышления дошкольников с описанием развивающих эффетов...

Особенности развития мышления дошкольников в разновозрастной группе сельского детского сада

Проблема умственного развития детей на разных ступенях онтогенеза не пере­стает быть актуальной. Познавательные способности являются базовыми и составляют основу познания, общения и учения.Пробл...

Развитие мышления дошкольников средствами сказкотерапии

В данном материале представлена программа проведения сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста....

Роль сказки в развитии мышления дошкольника

Консультация для родителей, в которой представлены сказки помогающие ребенку обогатить словарный запас, грамотно и логично высказывать свои мысли, поможет освоить грамматические правила русского языка...

«Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»

«Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»...

Копилка игр. Игры и упражнения для развития мышления дошкольников.

Предложенные игровые задания помогут ребенку научиться рассуждать, сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать....

Интеллектуальные игры для развития мышления дошкольников

Практический мат-л по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста....