Семинар-практикум "Психологический климат в коллективе"
консультация

Амирханова Раиса Басировна

Семинар с элементами тренинга был проведен с работниками ДОУ. На основании обратной связи можно утверждать, что задачи семинара в основном решены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект24.52 КБ
Файл Презентация813.57 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

"Психологический климат в коллективе"

Цели:

  • Выявить особенности развития психологического климата.
  • Определить факторы, влияющие на климат в коллективе.
  • Определить пути формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
  • Содействовать сплочению коллектива.

Участники: педагогический коллектив МБДОУ № 3.

Время проведения: 40минут.

Подготовка: до проведения семинара провести диагностическую работу с педагогами по методике «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе»; подготовить памятки с рекомендациями.

План семинара:

  1. Вступление.
  2. Упражнение «Ассоциации».
  3. Что такое психологический климат коллектива?
  4. Упражнение «Мои неприятные воспоминания»
  5. Факторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективе.
  6. Игра –сплочение  « Выполните задание, взявшись за руки»
  7.  Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).
  8. Подведение итогов семинара.

Ход семинара

1. Вступление

   Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в ДОУ. Человеческий фактор в ДОУ включает в себя психологические и социально-психологические особенности руководителей и воспитателей. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Климат в ДОУ оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность воспитанника.

На данном семинаре мы постараемся определить пути формирования благоприятного климата в нашем коллективе. Каковы ваши ожидания от семинара?

Прежде чем перейти к понятию психологического климата в коллективе, давайте с вами определим, что же такое «коллектив»?

2. Упражнение « Ассоциации к слову коллектив», «Что значит для меня коллектив» (по одной фразе от каждого участника)

    И действительно, для каждого из нас коллектив имеет определенное значение. Итак, коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.

3. Что такое психологический климат коллектива?

    Итак, что такое психологический климат? Это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности.

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса.

Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным педагогам и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.

4. Упражнение «Музей  обидных  воспоминаний»

     Каждый  из  нас    обижался  и  не  один  раз. Но  одни  люди  умеют  быстро  расстаться  с  обидами, потому  что обида  это  ни  что  иное, как «ржавчина, разъедающая  душу». Другие относятся  к  своим  обидам как к  большой ценности. Они  их  прячут, берегут, накапливают. А  в  конфликте  предъявляют, усиливая,  как  им  кажется,  свою  позицию. Результат такого  собирательства - болезни.  Попробуйте  сейчас написать  все  свои  обиды  на  листок, внимательно  на  них  посмотрите   и  скажите  им:

«Обиды, вы  простите  меня,  но  я  отправляю  вас  в  музей  обидных  воспоминаний. Вы  остаетесь  в  прошлом,  а  я  живу  в  настоящем и  будущем. Лишняя  тяжесть  мне  ни к  чему! Прощайте!»

И  порвите  этот  лист,  или  сожгите.

В душе  должны  быть  всегда  уют  и  комфорт, спокойствие  и  мудрость. «Человек  сам  загораживает  себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь  этого  не  делать.

5. Факторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективе

     Рассматривая влияния, формирующие социально-психологический климат коллектива, выделим прежде всего факторы макросреды и микросреды.

В качестве важнейшего фактора макросреды необходимо назвать общественно-экономическую формацию, в условиях которой осуществляется жизнедеятельность общества в целом и формирование коллективов. Организации, руководящие тем или иным предприятием, в соответствии с потребностями общества осуществляют определенные управленческие воздействия, что является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат коллектива. В русле этих управленческих воздействий органы управления направляют и конкретизируют формирование коллективов.

Обратимся теперь к факторам микросреды, то есть материальному и духовному окружению личности как члена коллектива. Эта микросреда представляет собой «поле» непосредственного функционирования данного коллектива как целого.

Важной группой факторов микросреды, влияющих на социально-психологический климат коллектива, является предметная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, санитарно – гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «рабочая ситуация».

Другую не менее важную группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы, происходящие в коллективе. Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием социально-психологического отражения человеческой микросреды.

Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, чем недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.

Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на социально-психологический климат коллектива.

Следующий фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму этих личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, а также в поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад» в формирование социально-психологического климата коллектива.

6. Упражнение  « Туфелька»

    Все  разуваются, обувь  перемешивается и  раскладывается  в  разных  углах   зала. Участники  берутся  за  руки. Их  задача-  обуться,  не  разрывая рук. Если  руки  разомкнутся , все  начинаем  сначала.

Цель игры: сплочение коллектива.

7. Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).

Цель игры: сплочение коллектива.

Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.

8. Подведение итогов семинара.

    В подведение итогов семинара хотелось бы сказать, что  коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения. На сегодняшнем семинаре мы попытались понять что же влияет на формирование коллектива и как сделать его благоприятным. Каковы ваши впечатления от проведенной работы?

Раздаются памятки с рекомендациями.

Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение

Слайд 2

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит: атмосфера доброжелательности; заботы о каждом; д оверия; требовательности

Слайд 3

Факторы, определяющие социально-психологический климат Удовлетворенность работой Групповая совместимость и сработанность Сплоченность коллектива Стиль руководства Характер выполняемой деятельности

Слайд 4

Факторы влияющие на сплоченность группы: отношение членов группы к лидеру; доверительные, искренние отношения; длительность совместного времяпрепровождения ; признание личного вклада каждого члена коллектива

Слайд 5

типы коммуникативного поведения : К оллективисты : общительные, поддерживающие любое начинание, инициативные Индивидуалисты : склонные решать задачу в одиночку, тяготеющие к персональной ответственности Претензионисты : наделенные тщеславием, обидчивостью и желанием (претензиями) находиться в центре внимания при выполнении работы Подражатели : избегающие осложнений, имитирующие чужие манеры Пассивные (приспособленцы): слабовольные, не проявляющие инициативы и поддающиеся постороннему влиянию Изолированные : неконтактные, имеющие несносный характер

Слайд 6

Стиль руководства: Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие Попустительский стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного СПК

Слайд 7

ВАЖНЫМ В ПОДДЕРЖАНИИ БЛАГОПРИЯТНОГО КЛИМАТА ЯВЛЯЕТСЯ ВНУТРЕННЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ КАЖДОГО ЧЛЕНА КОЛЛЕКТИВА В ОТДЕЛЬНОСТИ

Слайд 8

ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ВНУТРЕННЕГО РАВНОВЕСИЯ: 1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника). 2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане). 3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве. 4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом. 5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием». 6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени. 7. В выходной позвольте себе подольше поспать. 8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями. 9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку. 10. 11.

Слайд 9

Упражнение «Моечная машина » ( телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения) Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “ Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина ”. Обсуждение

Слайд 10

Спасибо всем за работу! Вместе мы сила!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.

Практические занятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышение культуры общения между педагогами....

Семинар-практикум: «Создание психологического климата в дошкольном образовательном учреждении как основы благополучия и здоровья детей».

Семинар направлен на повышение психолого-педагогической компетентности в области создания психологического климата в ДОУ....

Семинар-практикум "Психологический климат в коллективе"

Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, ск...

Семинар-практикум "Психологический климат в коллективе"

Семинар-практикум "Психологический климат в коллективе" Цели:•Выявить особенности развития психологического климата.•Определить факторы, влияющие на климат в коллективе.&bull...

Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"

В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...

Тренинг для воспитателей и педагогов ДОУ с целью сплоченности и благоприятного психологического климата в коллективе «Аура коллектива»

АктуальностьГрупповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоционально...

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»...