Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения - как средство художественно-эстетического развития детей"
консультация

Смирнова Любовь Николаевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Музыкально-ритмические движения как средство 

художественно-эстетического развития детей

Потребность в музыке возникает рано наряду с потребностью общения со взрослыми в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта. В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям. У ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне ярче выражены, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями. Если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка. Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии и исполнении музыки, есть признак формирования музыкального, художественно-эстетического вкуса. Развитый музыкальный вкус – это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки. Он не является врожденным, а приобретается с опытом. В процессе восприятия музыки у детей возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты.

         Необходимо с малых лет создать условия для формирования основ музыкальной культуры и художественно-эстетического развития. Поэтому важно, чтобы с раннего детства они учились отношению к музыке не только как к средству увеселения, но и как к привлекательному и значимому явлению духовной культуры.

         Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Моя задача состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобности, уметь затормозить их, то есть развивать активное торможение. Музыка – это раздражитель, который обусловливает реакцию как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения.

         В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развивается музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей, координация движений. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. Музыкально-ритмические движения укрепляют сердечную мышцу, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру, позволяют овладеть своим телом.

         В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, то есть мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).

         Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.

         Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

         Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной,  классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественно-эстетический вкус, воспитывают любовь к Родине. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкиваются с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу. Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют физическому, умственному, нравственному и художественно-эстетическому развитию ребенка.

         Значение музыкально-ритмических движений заключается в том, что они:

       способствуют физическому совершенствованию организма;

       развивают познавательные способности;

       воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

       обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности.

         Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, то есть движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать характеру музыки, средствам музыкальной выразительности, форме музыкального произведения. Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метроритм и динамика. В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои движения. Метроритм определяет координацию тех или иных движений с музыкой. Уже к 6 годам дети не только ощущают метрические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения, музыкальной фразы. В 6 – 7-летнем возрасте дети могут выразительно и ритмично двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность, детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги до торжественного сдержанного менуэтного шествия и вальсирования).

         В процессе музыкально-ритмических движений осуществляются такие задачи:

       развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

       обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

       обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

       развитие художественно-творческих способностей и художественно-эстетического вкуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Музыкально-ритмическое воспитание"

Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естест...

Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста"

Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном возрасте....

Консультация для родителей «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей детей 5-7 лет»

Консультация для родителей «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей детей 5-7 лет»...

Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения - как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального,творческого развития детей, необходимо освещать проблему развития у детеймузыкального ритма и проблему развития чувства ритма как сво...