Музыкальная гостиная «Осень в народной, классической и современной музыке».
методическая разработка (подготовительная группа)

Третьякова Александра Николаевна

Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку. Воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на музыкальные  произведения. Повышать интерес к музыке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Музыкальная гостиная50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная

«Осень в народной, классической и современной музыке».

Ход музыкальной гостиной:

Дети входят в зал под музыку  и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель. Добрый день ребята, добрый день уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались в музыкальном зале, чтобы не только слушать исполнять, но и говорить о музыке. И посвящена наша встреча осени. Осени в народной, классической и современной музыке. С давних пор повелось на русской земле славить приход осени. Её зазывали: «Осень! Осень! В гости просим!», складывали в народе пословицы, поговорки, загадки, песни о ней. Что же такое народная песня? Кто сочинял эти песни? (ответы) Народные песни складывались самим народом, какие-то песни забывались, но самые лучшие передавались из уст в уста, из поколения в поколения, тем самым и дошли до наших дней. И сейчас мы покажем  русскую народную песню «На горе то калина», не споём, а покажем, а ещё в народе говорили «сыграть песню».

Дети исполняют русскую народную песню «На горе то калина».

Музыкальный руководитель. В содержании народных песен очень часто отражался уклад жизни, трудовой процесс, повествование о жизни. Характерны для народных песен частые повторения фраз, слов, звуков. Ещё одна характерная черта – это одушевление природы, предметов, ласковое обращение к ним. Есть такая русская пословица: «Осенний день-год кормит». Что это значит? (ответы) Осень пора сбора урожая и каждый день был предопределён. В день луковой слезинки - полагалось завершить убору лука, капустник - заготавливали на зиму капусту, а про сегодняшний день говорили, что зима шубу надевает, начинали катать шерсть на валенки. Много было осенью праздников и религиозных, и бытовых, а какой же праздник без весёлой игры. И сейчас мы с вами заведём игру «Ловушка».

Проводится игра «Ловушка».

Музыкальный руководитель. Мы часто слышим - классическая музыка. А что это значит? В переводе с латинского классическая – это первоклассная, образцовая. Соответственно классическая музыка – это музыка, написанная  общепризнанным  композитором, чьё творчество является образцом музыкального искусства. Ребята, давайте вспомним имена всемирно известных композиторов. (ответы) Сен-Санс (француз), Эдвард Григ (норвежец) Не зная французского, норвежского, японского или немецкого языка, мы понимали о чём сочинял композитор. Потому что музыка считается уникальным инструментом общения и передачи информации, она не знает границ и языковых преград, Чтобы понимать язык музыки,  нужно уметь слушать. Музыкальный язык, как и речь человека, имеет свои особенности. В речи – слова несут смысл, а интонации (сила, тембр, темп речи, паузы, акценты) окрашивают её определённым чувством, настроением (нежности, печали, радости). В музыке тоже смысл выражается с помощью звуков, но объединённых не в слово, а в мелодии, которые, как и речь окрашены интонациями радости, грусти, нежности, тревоги. Эти настроения создаёт различная сила звучания (динамика), тембр инструментов (светлый, нежный, тёмный, сумрачный), темп, паузы, акценты, общая окраска (мажор, минор), а в целом, как и в речи – интонации. Сегодня мы все вместе послушаем произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Кто помнит как называется пьеса, посвящённая первому осеннему месяцу – сентябрю. (ответы) Так давайте вслушаемся в звучание музыки, попробуем определить его характер.

Звучит отрывок «Охота» из цикла «Времена года».

Музыкальный руководитель:

"Охота". Сентябрь:
"Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах."
А.С.Пушкин

Начинается пьеса с призывного, фанфарного сигнала, громкоголосого рога. И сразу же за этим сигналом в музыке совершенно ясно слышится скачка - стремительный, чёткий и звонкий топот лошадиных копыт. Охота в России всегда была уделом людей страстных, сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. Охота была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.

Музыкальный руководитель: Следующий месяц - октябрь - это уже настоящая осень. «Осенняя песня», так называется пьеса посвящённая октябрю. Ещё понять музыку нам помогает поэзия.

На фоне музыки дети читают стихи.

Реб.1: "Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Реб.2: Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлек:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок; 

Реб.3: Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Реб.4: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Музыкальный руководитель:  Какая  была музыка? Печальная, грустная, задумчивая. В нисходящих интонациях - вздохах слышится душевная безысходность, печаль не только об уходящем лете, сожаление об увядающей природе, но и осени в жизни человека. Ещё передать настроение, характер музыки мы можем через пластику, через мимику, в движении. Ребята, а кто хочет через движения передать характер музыки. Я специально положила листочки, султанчики, которыми вы можете воспользоваться. Давайте ещё раз вслушаемся в звуки этой музыки.

Импровизация с листьями под муз. «Осенняя песня» П. И. Чайковского.

Реб. 5: Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А.С. Пушкин 

Музыкальный руководитель: В народе октябрь называли листопадником, а про ноябрь говорили: «Ноябрь - сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка. А ещё – «Мужик с телегой прощается, в сани забирается. "На тройке", так называется пьеса посвящённая ноябрю. Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. Сейчас мы послушаем это произведение, а потом продолжим беседу.

Звучит отрывок «Тройка» из цикла «Времена года».

Музыкальный руководитель: Какая была музыка, кто, что услышал? (ответы)

Летит по просторам тройка,

Звенит колокольчик звонко.

Часто  к дуге подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных, элегических раздумий. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия - песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.

Музыкальный руководитель. Эпохи сменяют одна другую, меняется жизнь, меняются ритмы. Манеры, вкусы людей, обычаи, традиции определённой эпохи находит своё отражение в музыке. Современная музыка очень разнообразна. Некоторые современные композиции включают в себя сразу несколько популярных стилей, уже нет той строгости и градации, которая присутствовала ранее, теперь автор и композитор может смело экспериментировать с нотами и текстами, создавать оригинальные мелодии и не в чём себя не ограничивать. Подобный симбиоз в мире музыки во многом связан с бурным развитием человечества. Сейчас мы посмотрим в исполнении девочек танец с зонтиками.

Танец с зонтиками под песню « На улице дождь»

Музыкальный руководитель. Самым популярным из них считается танцевальная музыка. Ей присущи четкий ритм, довольно динамичный, часто повторяющиеся мелодии, мощные басы. В этом направлении выделяется электронная музыка, представленная многими стилями. способна вдохновлять и разрушать, это сильнейший инструмент воздействия на человека. Подбирая музыку для детей, необходимо стремиться к тому, чтобы музыка отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребёнка, обогащала его музыкальными впечатлениями. Давайте в заключении нашей встречи послушаем современную детскую песню про осень.

Песня «Осень раскрасавица»

Музыкальный руководитель. Сегодня мы с вами услышали несколько прекрасных произведений. Одни из них были созданы народом, другие – великими композиторами, чьи имена известны во всём мире, третьи нашими современниками. Редко какое произведение выдерживает испытание временем и остаётся популярным и любимым, но те, которые прошли это испытание, пополняют кладовую музыкального искусства, и ещё долгое время будут радовать слух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная в рамках проекта «Классическая музыка в детском саду».

Музыкальная гостиная в рамках проекта«Классическая музыка в детском саду».Тема: «Времена года. Осенний калейдоскоп»...

Литературно-музыкальная гостиная "Осень золотая" для детей группы общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет

Литературно-музыкальная гостиная "Осень золотая" предназначена для детей группы общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет. Мероприятие объединяет педагогов, родителе и детей, способствует раз...

Литературно-музыкальная гостиная. Осень.

Цели: познакомить с поэзией русских поэтов; с репродукциями картин русских художников; показать особенности творчества мастеров художественного слова и пейзажистов; формировать у детей чувство любви к...

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука «Р» в предложениях» с использованием классической и современной музыки для детей"н

    В представленном занятии мы  хотели показать как можно больше  оздоровительных и коррекционных возможностей  использования музыки на каждом этапе  индивидуальн...

Литературно - музыкальная гостиная "Осенняя поэзия"

Литературно - музыкальная гостиная "Осенняя поэзия" для детей средней группы...

Музыкальная гостинная "Осенняя палитра"

Совместное мероприятие воспитанников СП "Детский сад" и преподавателей и учащихся ДМШ...

Музыкальная гостиная посвященная Дню народного Единства для старшей группы.

Музыкальная гостиная посвященная Дню народного Единства для старшей группы....