Отчет о реализации программы «Социокультурные истоки» в группе общеразвивающей направленности
материал (старшая группа)

«Социокультурные истоки», целью которой являлось объединить усилия детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, заложить формирование духовно – нравственной основы личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_za_tri_goda.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о реализации программы «Социокультурные истоки» в группе общеразвивающей направленности «Брусничка»

за период  с 2015 по 2018 учебные года

На протяжении трех лет с 2015-2018 год в группе общеразвивающей направленности «Брусничка» реализовывалась парциальная программа «Социокультурные истоки», целью которой являлось объединить усилия детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, заложить формирование духовно – нравственной основы личности ребёнка.

На протяжении этих  лет мы с детьми и родителями  работали по книгам развития для детей дошкольного возраста:

  • 4-5 лет «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово». Из книги «Дружная семья» ребята узнали об устройстве традиционно русской православной семьи, о роли матери, отца и детей. Книга «В добрый путь» рассказала о дорогах жизни, что жизненный путь ребенка должен быть связан добрыми делами и поступками. Добрый пример и похвала — основание доброго опыта. Книга «Добрая забота» раскрыла заботливое отношение русского человека к людям старшего поколения, к младшим братьям и сестрам, домашним животным и нелёгкому труду землепашца. В процессе работы в книге «Благодарное слово» дети получили возможность произносить слова благодарности родным и близким, желая от души выразить имеющиеся у них добрые чувства.
  • 5-6 лет «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».

 Из книги «Верность родной земле» ребята узнали о богатырях земли русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. Богатырь - это человек веры, правды, чести и долга, готовый в трудную минуту встать на защиту Родины.

Книга «Радость послушания» рассказала детям о послушании, преданности родителям и узнали, что условием истинного послушания является взаимная любовь детей и взрослых.

 Книга «Светлая надежда» раскрыла традиции празднования православного праздника «Рождество Христово», о добром согласии в семье, о том, что истинная красота человека рождается от духовных устремлений, от согласия чувств, разума и воли.

В процессе работы в книге «Добрые друзья» дети узнали, что такое истинная дружба, на чем она строится (доверие, честность, умение уступать, прощать, жить в согласии, проявлять внимание и заботу) и кого можно назвать другом.

Книга «Мудрое слово» рассказала о мудрости слов, в которых соединяются вера, надежда, любовь и правда. Во все времена в нашем Отечестве мудрыми было принято считать тех людей, кто не только словом, но и примером всей своей жизни сохранил неразрывную связь и великую силу любви и правды.

  • 6-8 лет «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».

Содержание книги «Сказочное слово» раскрыло глубокий нравственный смысл сказки, который проявляется в качествах ее героев. Через чтение и анализ сказок «Царевна – лягушка», «Сказка и мертвой царевне и о семи богатырях», дети поняли, насколько важна православная традиция - родительского благословения,  в сказках неизбежно побеждает добро над злом, торжествует любовь и верность.

Через книгу «Напутственное слово» дети осознали,  что такое выбор жизненного пути, научились понимать нравственные аспекты общения людей, узнали слова – напутствия, с которыми провожают в дорогу.

Из книги для развития «Светлый образ» ребята узнали о жизни Преподобного

Сергия Радонежского, великого наставника, ангела – хранителя земли русской,

чудотворца, нашего духовного учителя. Образ Преподобного Сергия Радонежского, «учителя учителей», молитвенника за русскую землю, обладающего такими качествами, как терпение, трудолюбие, доброта, смирение.

Книга «Мастера и рукодельницы» помогла понять детям традицию выбора жизненного пути. Это очень важно на этапе 6-7 лет, поскольку в данный период у детей зарождается интерес к будущей взрослой жизни и выбору профессии.

Книга «Семейные традиции» помогла детям понять значение семейных традиций,  рассказала о старинных традициях русского народа. Каждая традиция сближает людей, укрепляет связь поколений.

С целью создания условий для активного участия  родителей в образовательном процессе и формирования духовно – нравственной основы личности дошкольника в работе использовали технологию социального партнерства с родителями воспитанников в форме родительских гостиных, встреч в творческой мастерской.

В течение каждого учебного года проходили встречи в родительских гостиных и творческих мастерских «Народные умельцы».

2015-2016 учебный год

Встречи в родительской гостиной на темы:

  1. «Дружная семья». Работа в паре «Народная мудрость о семье». Ресурсный круг «Дружная семья»
  2. «В добрый путь». Ресурсный круг «В добрый путь»
  3. «Добрая забота». Ресурсный круг «Добрая забота»
  4. «Благодарственное слово». Ресурсный круг «Благодарственное слово»
  5. «Светлый праздник». Ресурсный круг «Светлый праздник»

    Встречи в творческой мастерской на темы:

  1. Изготовление масок к русским народным сказкам – октябрь
  2. Изготовление декораций, персонажей к пластилиновому мультфильму «Снегурушка и лиса» - ноябрь, декабрь
  3. «Атрибуты и декорации к празднику «Троица» - март, апрель
  4. «Оформление страниц альбома «Мои Истоки» - май

2016-2017 учебный год

Встречи в родительской гостиной на темы:

  1.  «Верность родной земле»
  2.  «Радость послушания». Работа в четверке «Радость послушания»
  3.  «Светлая надежда». Ресурсный круг «Светлая надежда»
  4.  «Добрые друзья». Работа в микрогруппе «Талант любви»
  5.  «Мудрое слово». Работа в микрогруппе «Мудрое слово». Работа в четверке «Верность родной земле»

Встречи в творческой мастерской на темы:

  1. «Доспехи богатырей земли русской» - октябрь
  2. «Платок для бабушки» - ноябрь
  3. «Атрибуты и декорации к рождественской сказке «Рождество Христово» - декабрь
  4. «Творческие работы «Этот удивительный мир техники» - январь
  5. «Пасхальная поделка» - март
  6. «Бессмертная эскадрилья» - апрель
  7. «Оформление страниц альбома «Мои Истоки» - май

     

    2017-2018 учебный год

  Встречи в родительской гостиной на темы:

1.  «Сказочное слово в семье». Работа в  микрогруппе «Мудрость сказочного слова»

  1. «Напутственное слово». Ресурсный круг «Напутственное слово в семье»
  2. «Светлый образ». Ресурсный круг «Светлый образ»
  1. «Мастера и рукодельницы». Работа в четверке «Мастер своего дела»
  2. «Семейные традиции». Работа в четверке «Семейные традиции»

       Встречи в творческой мастерской на темы:

  1.  «От кареты до машины» изготовление транспорта из бросового материала - октябрь
  2. «Вышитый платочек» - ноябрь
  3. «Атрибуты и декорации к пасхальной сказке «Пасхальный колобок» - январь
  4.  «Пасхальная поделка» - март
  5. «Пригласительные на выпускной» - апрель
  6. «Оформление страниц альбома «Мои Истоки» - май

Ежегодно проходили совместные творческие мероприятия с родителями с приглашением благочинного Белоярского благочиния протоирея Георгия Полевщикова

2015-2016 год – праздник «Русской березки»;

2016-2017 год - православный праздник «Светлый праздник - Рождество Христово»;

2017-2018 год – православный праздник «Пасха – воскресение Христово»

В результате проведенной работы воспитанники подготовительной группы:

По содержательному аспекту качества образования дошкольники имеют представления  о значении труда в жизни человека, о выборе будущей профессии; знания о мастерах и рукодельницах; о старании и терпении  и их значении для человека в жизни. У детей еще недостаточно знаний о жизненном пути Преподобного Сергия Радонежского, о его добрых качествах, роли в победе войска  Дмитрия Донского на поле Куликовом.

По коммуникативному  аспекту  качества образования дети научились вести диалоги  в совместной деятельности с родителями, воспитателями и выражать свою собственную оценку от прочитанных произведений. Стараются выслушивать друг друга, считаться с мнением других, используя нормы речевого этикета. Вступают в общение на нравственные темы, рассуждают, поддерживают общение. Проявляют эмпатию к сверстникам, взрослым научились быть внимательными, замечать настроение других, видеть, слышать, чувствовать каждого, быть терпимым к иному мнению, стараются прийти на помощь. Достаточно сложно дается детям высказывание экспромтом и грамотно формулировать свою мысль, приходить в паре к общему решению.

 По управленческому аспекту качества образования дошкольники научились управлять своей деятельностью, действовать по образцу и инструкции педагога; сотрудничать в группе со сверстниками, педагогом  и родителями; соблюдать правила общения в группе; выражать  оценку по содержанию прочитанного  взрослым и услышанного в процессе общения со взрослыми и сверстниками; высказывать свое отношение к людям и событиям с нравственной позиции. Не все дети могут представить совместное решение пары.

 По психологическому аспекту качества образования дети проявляют внимание, эмоциональную отзывчивость и социальную чувствительность к родным и близким людям, сверстникам, героям литературных произведений, объектам живой и неживой природы. Проявляют послушание,  правдивость, ответственность, общительность, открытость,  активность, самостоятельность, терпение; природную любознательность и активно познают окружающий мир во всём его  многообразии. Снижена мотивация к достижению значимых социокультурных результатов, чтобы развиваться и обучаться дальше, повторять успешные действия. Снижен интерес к познанию внешнего и внутреннего душевного и духовного мира.

 По социокультурному аспекту качества образования отмечается положительная динамика. В процессе освоения программы «Социокультурные истоки» у детей проявляется  доброжелательность, забота доброта, по отношению к окружающим; заботливое отношение к миру природы; уважительное отношение к взрослым, бережное отношение к результатам их труда; дружеские чувства, чувства доверия, внимания, сострадания, уважения.

Ребята с большим удовольствием принимают участие в подготовке и изготовлении подарков близким людям к государственным и традиционным православным праздникам (День матери, Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, День жен – мироносец и др.), в совместной трудовой деятельности (труд в группе, в природе), в заботливом отношении ко всему живому, подкормке птиц, ухаживаниями за деревьями, растениями. Идет постепенное усвоение дошкольниками первого социокультурного опыта родного народа.

Результаты освоения программы «Социокультурные истоки»

в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет «Брусничка»

по пяти аспектам качества образования за 2017-2018 учебный год

По результатам мониторинга формирования основ духовно - нравственного развития детей 6-7 лет можно отметить, что уровни развития по интегративно-комплексной оценке стали высокими, что свидетельствует об освоении дошкольниками программы «Социокультурные истоки».

Проблемы:

- недостаточно опыта работы с детьми по духовному развитию (курсы повышения квалификации по данной программе прошли после года ее апробации);

- достаточно сложные произведения  в книгах развития для понимания их дошкольниками;

- отсутствие возможности обмена опытом работы с другими  педагогами;

- отсутствие у некоторых родителей интереса к программе «Социокультурные истоки» (недобросовестное и несвоевременное выполнение заданий);

- недостаточно наглядного материала к занятиям по программе;

-недостаточно игрушек декоративно-прикладного искусства (каргопольской, филимоновской, жостовской росписи).

Хочется отметить, что реализация данной программы в полном объеме возможна:

- в постоянном самообразовании педагога в вопросах духовного развития (понимание значений православных праздников);

- в грамотном предоставлении материала детям (предварительное чтение и осмысление педагогом поучительных рассказов, сказок);

- в умении вовлечь и заинтересовать родителей в образовательный процесс.

Только совместными усилиями родителей и педагогов можно заложить в ребенка крупицы нравственности и духовности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» (средняя группа)

Конспект активного занятия с детьми  в рамках программы "Социокультурные истоки",  тема осваиваемой   категории : Семья....

Проект по реализации программы социокультурные истоки Тема: «Возвращение к истокам ».

Проект по реализации программы социокультурные истокиТема: «Возвращение к истокам ».               Воспитат...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

     Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...

Конспект ООД по программе «Социокультурные Истоки» в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР «А» по теме: «В гости к русским мастерам».

Конспект ООД по  программе «Социокультурные Истоки» в  группекомпенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР «А»по теме: «В гости к русским мастерам...