Отчет о реализации программы "Социокультурные истоки"
материал (младшая группа) на тему

Шакина Наталья Ивановна

Отчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_realizatsii_programmy.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Умка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет о реализации программы:  

«Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

 

 

Воспитатели: Кузнецова Н.В.

Шакина Н.И. 

 

 

 

 

 

 

 

г. Мегион,2018г.

Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление, в настоящее время, наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственностью поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа, что способствует   духовно-нравственному развитию личности дошкольников.

 С сентября 2017 в нашем детском саду реализуется программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» (далее «Социокультурные истоки»), содержанием которой является: фольклор русского народа, знакомство с народными игрушками и лучшими образцами классиков русской литературы, с картинами выдающихся художников, с музыкальными произведения русских композиторов.

В младшем возрасте (3-4 года) формируется понятие: Слово, Образ, Книга.

«Доброе слово» (дело)

«Добрый мир» (образ тепла, радости)

«Добрая книга»

Внедрение программы осуществлялось постепенно. Работа по программе «Социокультурные истоки» началась с ознакомления с методическими пособиями, затем была проведена консультация старшего воспитателя на тему: «О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»; разработан план работы по программе на 9 месяцев учебного года.

 Программа «Социокультурные истоки» предполагает тесное сотрудничество с семьей, поэтому на первом этапе реализации программы для родителей было проведено анкетирование «Выявление мнения о программе "Социокультурные истоки".

Результаты анкетирования показали, что большинство родителей считают нравственное воспитание, началом формирования личности, но им не хватает опыта и знаний в вопросах духовно-нравственного воспитания.  На первом групповом собрании   познакомили родителей с содержанием программы, планом мероприятий на год, с темами на каждый месяц и предстоящими домашними заданиями.

Подготовили консультацию для родителей по теме: «Программа «Истоки.  Воспитание на социокультурном опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников».

 

Родители доброжелательно отнеслись к введению новой программы, согласились с тем, что проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения в настоящее время действительно является актуальной.

Повседневная работа по реализации новой программы осуществляется во второй половине дня через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, трудовую; беседы, художественное чтение , так как многие темы недели отражают работу по программе «Истоки». На основе русских сказок, потешек, песенок, закличек, хороводных, подвижных игр, проводили беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, занятия как с детьми так и с родителями.

 

У детей формировались такие понятия как: «Любимое имя», «Доброе слово», «Любимый образ», «Любимая книга». Таким образом, через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществляется процесс    познания окружающего мира, формируются нравственные взаимоотношения и качества, что способствует эффективно решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников. 

Вся деятельность, организованная в течение месяца, является предварительной работой к итоговому мероприятию, которое проводилось в последнюю неделю месяца, с помощью активной формы обучения – «ресурсного круга». Ресурсный круг, как новая форма взаимодействия формирует у детей и взрослых коммуникативные навыки, способствует доверительному общению всех участников образовательного процесса, дает им возможность выражать свое мнение, договариваться; родителям делиться положительным опытом воспитания детей. 

 На данный момент проведено 7 итоговых мероприятий по темам месяца, 5 из которых проведены с родителями. Провели семейно- групповое мероприятие совместно с родителями «Наша дружная семья», это мероприятие совпало с днем матери и новосельем нашей группы.

Это событие, важный праздник в жизни не только самих дошколят, но и их близких людей. Поэтому в такой день рядом с детьми были именно те, кто им дорог -  мамы и папы. 

С детьми подготовили и разучили стихи про маму, спели песню.

Показали презентацию: «Моя любимая мамочка и я».

Родителей ждал сюрприз! Они без подготовки совместно со своими малышами-  инсценировали сказку «Теремок".

Действенным результатом совместной работы детского сада и семьи по программе «Социокультурные истоки», является создание тематических альбомов по темам:  

- «Доброе слово»  

- «Моя семья»

-- «Образ света»

Работа над альбомами – это совместное семейное творчество, способствующее укреплению детско-родительских отношений, выявлению творческих способностей, формированию чувства ответственности за порученное дело. 

В нашей группе в рамках программы «Социокультурные истоки» были созданы    картотеки, альбомы потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок и т.д.  Оборудована театрализованная зона с различными видами театров и уголки народной игрушки, уголки ряженья. В группе имеется подборка фольклорной художественной литературы и методических пособий: русские-народные сказки, потешки, иллюстрации и т.д.  Согласно плану работы по программе, в группах с помощью родителей были организованы творческие выставки: «Народная игрушка»; созданы фотоальбомы «Моя семья», фотовыставки «Мой папа», «Моя мамочка»; выставки любимых  книг «Волшебный мир сказок».    

  Провели совместное с родителями и инструктором по физическому воспитанию спортивное развлечение: «Вместе с мамой, вместе с папой быть здоровым я хочу», мероприятие с педагогом психологом: «В гости к солнышку». Реализовали краткосрочные проекты: «Моя любимая игрушка», по патриотическому воспитанию: «Мой город Мегион».

Хотелось бы отметить, что такие совместные развлечения очень сближают родителей и детей.

В конце учебного года планируем провести анкетирование родителей посмотреть, как внедрение      программы повлияло на ситуацию в сфере духовно-нравственного воспитания детей.

Согласно плану, провести мониторинг по программе «Социокультурные истоки», сравнить уровень освоения детьми задач программы по духовно-нравственному развитию с началом учебного года. На данный момент можем отметить что, за исключением детей, не владеющих речью, многие дети знают и называют свое имя, членов своей семьи; знают ласковые имена; пользуется «добрыми» словами и знают их назначение. Большинство детей знают колыбельные песни, ее назначение, могут спеть совместно с взрослыми или детьми. У большей части детей сформировались представления о праздниках Рождество, Новый год, традициях этих праздников в своей семье.  

Все дети уважительно относятся к маме, проявляют к ней заботливое отношение, любовь. Большинство детей знает потешки, стихотворения о солнышке, читают их наизусть индивидуально или хором.

У всех детей сформировано представление о доброте, о добрых поступках (своих, окружающих людей). Дети нашей группы имеют любимую книгу, знают добрых героев сказок. К концу учебного года наблюдается положительная динамика.  

    Системное и грамотное освоение педагогами программы: «Социокультурные истоки», творческий подход к использованию образовательного инструментария, соблюдение алгоритма работы с ним, позволяет развить ресурс успеха каждого участника образовательного процесса, обеспечить социокультурное развитие образовательного учреждения, реализовать цели развития отечественного образования.

Таким образом, работа по реализации программы «Социокультурные истоки», является удовлетворительной.  Но наряду с положительными результатами, в ходе реализации программы педагогами была выявлена одна общая проблема -  не все родители активно включились в сотрудничество по решению задач духовно-нравственного воспитания. Поэтому, перспективной задачей для педагогов является -  помочь каждому родителю осознать, что именно в семье закладываются такие нравственные качества как ответственность за порученное дело, совместная деятельность, сохраняются и передаются духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности.

 

 На данном этапе мы читаем книги, беседуем по их содержанию и итогом нашей работы планируем показ сказку вместе с родителями и детьми: «Репка», провести мероприятия с родителями по теме «Любимая книга», на котором родители расскажут о своих любимых книгах.

 Создание альбома:

- «Любимая книга моего ребенка».  

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о реализации программы: «Истоки.Воспитание на социокультурном опыте».Подготовили воспитатели: Кузнецова Н. В.,Шакина Н.И.

Отчет о реализации программы: «Истоки.Воспитание на социокультурном опыте».Подготовили воспитатели: Кузнецова Н. В.,Шакина Н.И....

ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Югорка». Отчет о реализации программы: «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №15 «Югорка»             Отчет о реализации прогр...

Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"

Одним из  видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...

Отчет о реализации программы «Социокультурные истоки» в группе общеразвивающей направленности

laquo;Социокультурные истоки», целью которой являлось объединить усилия детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, заложить формирование духовно – нравств...

Отчет о реализации познавательного проекта для детей 3-4 лет "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через потешки и сказки"

Отчет о реализации познавательного проекта для детей 3-4 лет "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через потешки и сказки"...

Отчет о реализации программы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено...