Программа дополнительного образования « Ступени развития» (по развитию логического мышления детей посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет)
рабочая программа (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Умка»
Программа дополнительного
образования
« Ступени развития»
(по развитию логического мышления детей посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет)
Воспитатель: С.Я.Шморгунова
г. Сургут, 2019
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………3
1.Принципы программы………………………………………………………..7
2.Содержание программы……………………………………………………...8
2.1 .Перспективно - тематическое планирование…………………………….8
3.Условия реализации программы……………………………………………14
3.1. Методическое обеспечение программы…………………………………14
3.2. Создание предметно-развивающей среды………………………………16
3.3. Взаимодействие с родителями воспитанников…………………………17
3.4. Взаимодействие с педагогами……………………………………………19
4.Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых
результатов освоения программы……………………………………………21
5.Библиографический список…………………………………………………24
Пояснительная записка.
Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания уже осознаётся психологами и педагогами. Известный детский психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».
Но зачем развивать мышление дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
В течение ранних периодов развития, включая период дошкольного возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельности ребенка является игровая деятельность. В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития. Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.
В связи с этим важнейшее значение в данном периоде приобретает целенаправленное использование педагогом игровой деятельности для реализации соответствующих данному возрасту воспитательных целей.
Одной из разновидностью игр являются дидактические (обучающие) игры.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Положительные эмоции облегчают процесс познания.
У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных, сделать актуальной сферу обучения детей, создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Возможности ребенка велики, однако, проблема заключается в том, как далеко следует идти по пути интенсификации дошкольного обучения, каковы пределы разумного использования детских возможностей. А.Лесгафт утверждал, что: «бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается на всей его последующей жизни». Поэтому важно учитывать тонкую грань взаимодействия ребенка и взрослого в обучении. Как известно, в дошкольном возрасте в игре, в единстве и взаимодействии, формируются и психические процессы, и свойства личности. По выражению С.Л.Рубинштейна, «..в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым, уровень интеллектуального развития. Для детей игра выступает продолжением жизни, границей между реальностью и вымыслом. «Игра- это совокупность способов взаимодействия ребенка с миром, познания и открытия его, и нахождение своего места в нем.
Сущность игры заключается в том, что это есть порождение практики, через которую изменяется мир». Отсюда вытекает важнейшее значение игры для развития словесно – логического мышления. Именно в игре формируется потребность изучать окружающий мир, воздействовать на него, наблюдать, рассуждать, анализировать, делать выводы. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. Задача воспитателя - заинтересовать, стимулировать и полностью вовлечь воспитанников в работу, и все же предоставить им возможность выполнять предложенные задания самим. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что немаловажно для развития детей, но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.
Большую роль в развитии логического мышления дошкольников психологи и педагоги отводят игре в шахматы. Педагог В.А.Сухомлинский особо выделял роль и значение шахмат: «Шахматы–превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти» Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: игры, труда, систематических занятий учебного типа. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному мышлению. В процессе выполнения игр и упражнений у детей - дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
На основе вышеизложенного была разработана программа дополнительного образования «Ступени развития»
Цель программы: Овладение старшими дошкольниками приемами логического мышления, посредством дидактических игр.
Задачи программы:
- Научить дошкольников выполнять мыслительные операции анализа синтеза, сравнения, классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве;
- воспитывать коммуникативные навыки, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам;
- активизировать речь дошкольника (умение рассуждать, доказывать)
- развивать произвольное внимания, познавательный интерес в игре.
Направление программы: познавательное
Сроки реализации программы: 1год
Образовательная программа «Ступени развития»- это дополнительная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (с 6-7 лет). Программа позволяет осуществлять методическое сопровождение педагогов, реализующих образовательную программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой), и включена в вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемую участниками образовательного процесса.
Новизна программы заключается в создании системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, шахматных игр, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения на современном уровне.
Программа интегративна, поскольку содержание планировалась так, чтобы в любой детской деятельности (познавательной, игровой, трудовой и т.д.) можно было осуществлять педагогическую работу, направленную на умение решать поставленных перед ними задач и выражать своё решение с помощью речи; стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Ожидаемые результаты реализации программы предполагает, что в результате освоения содержания программы (при условии ее реализации в полном объеме), ребенок будет демонстрировать следующие образовательные и личностные достижения:
Образовательные достижения:
- Обучение детей операциям:
- Анализа-синтеза
- Сравнения
- Классификации
- Упорядоченности действий
- Ориентировке в пространстве
- Развитие у детей:
- речи (умение рассуждать, доказывать)
- произвольности внимания
- познавательных интересов
- творческого воображения.
личностные достижения
- развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, активности.
- стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
1.Принципы программы.
Программа построена с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, на основе ряда педагогических принципов, среди которых приоритетными являются:
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в игре;
- принцип воспитания в группе через коллектив
- принцип сочетания высоких требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботы о них
- принцип опоры на положительное в личности группе
- принцип единства и согласованности.
2. Содержание программы
2.1. Календарно-тематическое планирование.
Организация образовательной деятельности по развитию логического мышления предусматривает работу с воспитанниками, как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.
Перспективно-тематическое планирование разработано с учетом интегративного подхода и включает задачи по таким образовательным областям, как «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: дети дошкольного возраста (от 6 до 7 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 30 мин.
Календарно – тематическое планирование
(группа старшего дошкольного возраста)
(с 6 до 7 лет)
Месяц | Тема | Задачи | Содержание | Кол-во занятий |
Сентябрь | «Логика. Что это такое?» | Познакомить детей с предметами логики, формировать умение активно включаться в поставленную задачу самостоятельно , точно. | 1.Д/игра «Я знаю….» 2.Упражнение «Кто наблюдательнее?» 3.Д/игра «Что сначала, что потом?»
| 1 |
«Загадки. Анализ построения» | Учить детей отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного. | 1. Классификация загадок. 2.Упражнение «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» 3. Д/игра «Где игрушка?» 5 Упражнение «Когда это бывает?» | 1 | |
«Анализ. Синтез. Признаки предметов» | Познакомить детей с понятием «признак предмета», упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез. | 1. Упражнение «Определи предмет на ощупь» 2.Упражнение «Узнавание предмета по заданным признакам» 3. Д/Игра «найди отличия» 4. Упражнение «Определи время года по перечисленным признакам»
| 1 | |
«Цвет. Форма. Размер» | Учить детей вычленять в предметах данные признаки, обосновывать его выбор, доказывать его целесообразность. Развивать сенсорное восприятие, умение выполнять задание по инструкции. Активизировать речь детей, учить детей рассуждать вслух. | 1. Упражнение «Кто наблюдательнее?» 2. Д/Игра «Круг, треугольник, квадрат» 3.Д/ Игра «Определи фигуру» 4.Д/ Игра «Цвет» | 1 | |
Октябрь | «Вкус. Запах. Материал» | Упражнять детей в соотношении предмета с материалом, из которого он изготовлен. | 1.Д/ Игра «Угадай на вкус» 2. Д/Игра «Определи по запаху» 3. Упражнение «Что из чего?» | 1 |
« Живое-неживое» | Упражнять детей в установлении причинно-следственных связей, в умении видеть результат. | 1. Д/Игра «Живое – неживое» 2. Упражнение «Предметное лото» 3. Упражнение «Продолжи предложение» | 1 | |
«Сравнение. Сериация. Вид-род» | Формировать и развивать у детей основные операции мышления | 1.Упражнение «Цепочка слов» 2.Д/игра «Сравнение». 3.Упражнение «Доскажи словечко» | 1 | |
«Отрицание. Ограничение» | Учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории. Закрепление видовых и родовых понятий. | 1Упражнение «Наоборот» 2Работа с предметами. Игра «Что загадали?» 3 Д/игра «Определи фигуру» 4 Отгадывание загадок (с использованием ограничения, отрицания) | 1 | |
Ноябрь | «Обобщение. Классификация» | Учить обобщать и распределять предметы по группам. | 1 Упражнение «Продолжи ряд» 2Д/Игра «Подбери по смыслу» 3 Д/Игра «Круг – кружочек» | 1 |
«Что лишнее? Чего не хватает?» | Развивать внимательность, наблюдательность, умение анализировать | 1Упражнение «Пропущенные фигуры» 2 Д/Игра «Чего без чего не бывает» 3Работа в парах по карточкам «Чего без чего не бывает» 4Д/ Игра «Что лишнее? Кто Лишний?» | 1 | |
« Загадки» | Развивать абстрактное мышление, воображение. Формировать творческую активность, развивать речь. | 1 Разгадывание ребусов, шарад 2Придумывание загадок детьми. Анализ результатов. 3 Д/Игра «Лото загадок» | 1 | |
Декабрь | « Алгоритм отгадывания» | Упражнять детей в умении анализировать. Развивать умственную активность детей, способность мыслить логично, использовать умение оперировать полученными знаниями | 1 Упражнение «Узнай предмет по заданным признакам» 2Д/ игра «Цепочка слов» 3.Диктант «Замени название предмета геометрической фигурой» | 1 |
« Суждения» | Упражнять детей в умении утверждать или отрицать признаки предметов или их отношений. | 1. Упражнение «Вопрошайка» 2.Д/ Игра «Интеллектуальный теннис» 3Упражнение «Закончи предложение- выскажи суждение» | 1 | |
« Умозаключения» | Учить детей делать выводы, опираясь на факты обследования. | 1 Д/игра «Что сначала, что потом?» 2Упражнение «По какому признаку?» 3. Весёлая игра на внимание и мышление «Он – она» | 1 | |
«Ожившие фигуры. Преобразования» | Учить детей тщательно и детально обследовать фигуры, делать выводы. Развивать мышление, | 1.Упражнение «Из каких фигур состоит предмет» 2 Д/Игра «Танграм», «Колумбово яйцо» 3.Д/игра «Ожившие фигуры» | 1 | |
Январь | « Чего на свете не бывает?» | Формировать у детей образное мышление, фантазию, умение логично высказывать своё суждение. Развивать творческую и речевую активность, лингвистическое мышление. | 1.Упражнение «Нелепицы» 2Д/ Игра «Слова, которых не бывает» 3Упражнение «Чего на свете не бывает?» 4Д/Игра «Исправь ошибку» | 1 |
« Логика в математике» | Учить детей мыслить логически и творчески выражать свои мысли, используя математические термины. | 1ДИгра «Путешествие» (по ориентировке на плоскости листа 2 Д/Игра «Ошибка художника» | 1 | |
« Логика и наша речь» | Упражнять детей в умении выражать свои мысли, слушать и понимать других. Развивать навыки речевого общения, умение правильно и логично строить фразы | 1 Д/Игра «Цепочка слов» 2Упражнение «Продолжи рассказ» 3 Ребусы и анаграммы «Зашифрованное слово»
| 1 | |
|
| Игра: шахматы , шашки | 1 | |
Февраль | «Логика в окружающем мире» | Учить детей находить и вычленять логические связи , делать выводы. Учить устанавливать связи между предметами и явлениями. | 1 Упражнение «Сравним картинки» 2 Д/Игра «Что где лежит?» 3 Д/Игра «Из отдельных частей собери предмет скорей» | 1 |
«Ощущения. Восприятие. Представления» | Учить детей пользуясь своими ощущениями судить о предмете в целом. Развивать внимательность и сосредоточенность. | 1Д/ Игра «Чудесный мешочек» 2 Упражнение «Узнаем предмет по заданным признакам» 3 Упражнение «Соедини картинки и слова» | 1 | |
«Понятие. Абстрагирование» | Учить детей мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других | 1.Упражнение «Найдём предмет не похожий на другие» 2 Д/Игра «Что на что похоже?» 3 Упражнение «Поиск предметов обладающих сходными свойствами» | 1 | |
|
| Графическое упражнение « Мозаика» | 1 | |
Март | «Части-целое. Причина-следствие» | Продолжать учить детей классифицировать предметы, но не только по видовым иродовым понятиям, но и по составляющим каждого отдельного предмета. Развивать наблюдательность, стремление к самостоятельному умозаключению | 1 Д/Игра «Рассеянный художник» 2 Упражнение «Кому, что?» 3 Коллективная работа «Подбери заплатки к коврикам» 4Упражнение «Установи причину событий» 5 Графическое упражнение «Закончи рисунок» | 1 |
«Последовательность. Противоположность» | Формировать у детей понятийное мышление, стремление к овладению основными операциями логического мышления; | 1Упражнение «Последовательность» 2Творческое задание «Проектировщики и строители» 3 Упражнение «После, потом, сейчас» | 1 | |
«Количественные и качественные соотношения предметов» | Учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов, Развивать умение делать самостоятельные выводы. | 1Д/Игра «Где игрушка» 2 Упражнение «Прочитаем сказку» 3Упражнение «Отгадываем загадки, ответим на вопросы» | 1 | |
|
| Графическое упражнение « Разноцветные бусы» | 1 | |
Апрель | «Логические пары. Логические цепочки» | Учить детей составлять логические пары, учитывая какой – либо общий признак, уметь объяснить свой выбор. | 1 Д/Игра «Цепочка слов» 2 Д/Игра «Что сначала, что потом» 3 Упражнение «Найди сходство» 4 Д/Игра «Логические цепочки» | 1 |
«Сочинение на заданную тему» | Учить детей прослеживать логическую связь | 1Д/Игра «Угадай героя сказки» 2 Игра «Зашифрованное слово» 3 Упражнение «Сочиняем наоборот» 4 Сочиняем сказку «Загадочный ящик» | 1 | |
« Чего только не услышишь» | Учить детей видеть и понимать неожиданные нестандартные оттенки и нюансы ситуаций, выделять логические несоответствия. | 1 Д/игра «Звуки вокруг нас» 2Д/ Игра «Испорченный телефон» 3 Д/Игра «Переведите с детского языка» 4 Упражнение «Каскад слов» | 1 | |
« Взгляд с позиции другого» | Развивать у детей желание обсуждать ситуацию, делать свои выводы. | 1Д/игра «Фотограф» 2 Упражнение «Сыщики» 3 Весёлая этимологическая викторина. 4 Д/игра «Хорошо – плохо» | 1 | |
Май | « Нелогичные ситуации» | Развивать внимание, творческую активность. | 1Д/Игра «Чепуха» 3 Д/Игра «Бывает – не бывает» 4 Упражнение «Найди ошибку в рисунках» 5 Д/Игра «определи, что здесь изображено?» | 1 |
«Поиск способов применения предметов» | Развивать умение вводить предметы в самые разные ситуации и взаимосвязи. | 1Д/Игра «Поиск общих свойств» 2Д/Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами» 4 Упражнение «Новая жизнь старых вещей» 5 Д/Игра «Как это можно использовать?» | 1 | |
«Логические примеры и логические задачи» | Развивать у детей логическое мышление, умение применять полученные знания для решения нестандартных задач | 1 Логические задачи. 2Д/Игра «логический домик» 3Упражнение «Найди закономерность» | 1 | |
|
| Шахматы, шашки | 1 |
3.Условия реализации программы.
3.1. Методическое обеспечение программы.
Методологической основой программы «Ступени развития» являются следующие научные подходы:
- теории личностно -ориентированного подхода в обучении.
- положения теории деятельности и деятельностного подхода к развитию личности и обучения.
- положения теории готовности к познавательной деятельности .
- положения теории педагогической рефлексии.
- положения теории готовности к развитию логического мышления и рефлексии.
- концепции информатизации образования.
При проведении дидактических игр используем следующие методы и приёмы:
Игровые методы:
•вхождение в воображаемую ситуацию;
•выполнение практических действий по получению необходимой
информации.
•ситуации.
Диалогические методы:
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы.
Методы обучения:
• показ способа действия;
• проблемная ситуация;
• упражнения.
Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними:
нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.
Настольно—печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)
Настольно печатные игры разделены на видовые: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа
«Лабиринт» для старших дошкольников
Словесные игры: в эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр, в этом возрасте, направлена на развитие мыслительной способности детей.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно — логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.
Таким образом, дидактическая игра доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.
Практическая значимость
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Ключевые понятия, в программе:
Логические приемы сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие применяются во всех видах деятельности. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика».
Любая деятельность имеет свою операционную сторону, т. е. любой вид деятельности осуществляется за счет проведения ряда операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Исходными операциями являются анализ и синтез. Они взаимосвязаны, осуществляются в единстве, находя сходства и различия отдельных объектов.
Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов.
Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.
Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
3.2. Создание предметно-развивающей среды
Важным условием для реализации программы «Ступени развития» в работе с детьми является организация соответствующей развивающей среды в группах.
При организации центра следует учитывать ряд требований:
- Безопасность – все оборудование, материал, пособия должны отвечать требованиям безопасности.
- Доступность – должны быть доступны детям в свободной деятельности, соответствовать возрастным особенностям детей.
- Педагогическая целесообразность – наполнение уголка должно быть от простого к сложному, где ребёнок приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Примерный перечень оборудования
Старший дошкольный возраст ( с 6 до 7 лет) |
|
3.3. Взаимодействие с родителями воспитанников
Непременным условием успешной реализации программы по развитию логического мышления, посредством дидактической игры, является вовлечение в образовательный процесс родителей воспитанников. Работа заключается в создании системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, шахматных игр, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения на современном уровне.
Поэтому в организации сотрудничества с семьей, особое внимание необходимо уделять постоянному усовершенствованию форм и методов работы с родителями. Большое значение в работе с родителями необходимо предавать повышению знаний родителей, посредством просветительской работы.
Перспективный план работы с родителями
| Содержание работы | Форма | Месяц | ||
1 | «Развитие элементов логического мышления посредством игры». | Родительское собрание. | Сентябрь | ||
2 | «Развитие познавательных способностей ребёнка». | Общая консультация. | Октябрь | ||
З | «Как научить ребёнка думать и говорить». | Круглый стол. |
Ноябрь | ||
4 | «Методы активизации мышления и развития творческого воображения на занятиях». | Собеседование, просмотр открытых занятий. | Декабрь | ||
5 | «Экспериментально-поисковая деятельность детей». | Семинар-практикум. | Январь | ||
| |||||
6 | «Технология использования развивающих игр». | Практические рекомендации. | Февраль | ||
7 | «Технология игры в обучении и развитии ребёнка». | Совместная деятельность. | Март | ||
8 | «Игровая школа мышления». | Интеллектуальная игра. | Апрель | ||
| 9 | «Обучение детей игре». | Совместная деятельность. | Май | |
10 | «Путешествие в страну чудес».
| КВН | Июнь | ||
11 | «Условия эффективности игры как воспитательное средство». | Творческие выступления родителей | Июль | ||
12 | «Игра-творческий процесс». | Совместная деятельность. | Август |
3.4. Взаимодействие с педагогами
Основной идей, определяющей содержание взаимодействия педагогов в рамках реализации программы «Ступени развития», заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.
Трудоёмкость программы заключается в его переосмыслении, с позиции творческой самореализации личности дошкольника в образовательно-познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приёмов, форм, средств организации образовательного процесса с учетом индивидуальных творческих возможностей детей.
Перспективность программы «Ступени развития» заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.
Разработан годовой план работы с педагогами, который реализуется через разнообразные формы работы.
Перспективный план работы с педагогами
п/п | Содержание работы | Форма |
1 | «Обучение детей отгадыванию загадок» | Практические рекомендации |
2 | «Особенности словесно-логического мышления дошкольников» | Консультация |
з | «Педагогическая технология проектирования интеллектуального развития дошкольников» | Практические рекомендации |
4 | «Технология использования развивающих игр» | Консультация (памятка) |
5 | «Организация проектной деятельности дошкольников в детском саду» | Практические рекомендации |
6 | «Умение задавать умные вопросы» | Тренинг |
7 | «Воспитательные возможности компьютерных игр» | Консультация |
8 | «Использование методики «Мозгового штурма» при работе с детьми» | Практические рекомендации |
9 | «Новые открытия «Детская лаборатория» | Практические рекомендации |
10 | «Воспитание творца — потребность времени» | Консультация |
11 | «Формирование мышления у детей старшего дошкольного возраста» | Консультация |
12 | «Организация игровой деятельности ребенка» | Практические рекомендации |
4. Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
За основу выявления уровня сформированности логического мышления у детей дошкольного возраста взята диагностическая методика, предложенная Л.А.Венгером. Диагностический комплекс включает в себя диагностические задания, проблемные ситуации, дидактические игры разной направленности, наблюдения за детьми в специально организованной игровой деятельности, в общении и решении заданий.
Показатели оценки сформированности логического мышления и его операций у старшего дошкольника оцениваются по 3-х балльной системе в направлении, от высшего к низшему. Каждый вид направленности игры оценивается по отдельности, затем высчитывается общий балл за выполнение всех заданий. Общий балл переводиться в процентное выражение качества выполнения методики, которое соотноситься с одним из выделенных уровней: высокий уровень – 9 – 12 баллов
средний уровень – 5 – 8 баллов
низкий уровень – 4 и ниже.
Данная методика позволяет проследить динамику сформированности логического мышления и его операций у старшего дошкольника.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Оценивается:
- степень самостоятельности;
- полнота ответа;
З) точность ответа.
Низкий уровень: дети дают 1-2 правильных ответов, но испытывают затруднения в высказывании суждений, доказательств.
Средний уровень: помощь воспитателя приводит к правильному выполнению логических операций в играх; дети дают 3-4 самостоятельных ответов, чаще всего с помощью вспомогательных вопросов.
Высокий уровень: самостоятельное выполнение логических операций в играх, умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль, делать выводы и умозаключения.
Диагностическое обследование детей группы старшего дошкольного возраста (с 6 до 7лет)
Методика выявления
Цель | Дидактическая игра | Инструкция к проведению игры |
Выявление сформированности операции сравнение | 1. «Подбери предметы к форме» 2.«Сравни и опиши» 3. «Найди отличия» | 1.Рассмотреть внимательно нарисованные предметы и геометрические фигуры: треугольник, круг, овал, прямоугольник, квадрат, цилиндр; сравнивают и соотносят предметы по форме. 2.Предложить ребёнку предметные картинки (мебель, посуда, одежда, бытовые приборы). Найти отличительные признаки. З. Предложить ребёнку посмотреть на два одинаковых рисунка и найти в чём отличие. |
Выявление сформированности операции анализа и синтеза | 1.«Домики». 2. «Последовательные картинки». З «Словесные пропорции». 4.«Что сначала, что потом?» | 1.Детям даётся задание - «заселить дом». На каждом этаже живёт такое кол-во жильцов, которое соответствует указанному номеру на крыше дома (состав числа). После расселения необходимо сделать проверку, правильно ли «въехали» в дом жильцы (обговаривая каждое действие). 2. Детям предлагаются картинки так, чтобы получился связный рассказ. З. Ребёнку предлагается посмотреть на слова. В правой колонке написано корова-телёнок». Между этими словами есть определённая связь. А в левой колонке наверху написано слово «лошадь», а внизу дано несколько разных слов. Задание: выбрать среди них такое, которое было бы так же связано со словом «корова». 4.Рассмотреть последовательность движений детей и определить, что сначала, а что потом. |
Выявление сформированности операции обобщение | 1.«Каких фигур недостает?» 2.«Четвёртый лишний» З. «Ценные находки» 4.«Ктознает, пусть продолжает» | 1.Ребёнку предлагается табличка с геометрическими фигурами; определить недостающую фигуру. 2. На каждой из предложенных картинок, один из четырёх предметов является лишним. Ребёнок определяет какой предмет лишний и почему? 3. Назвать в разных по содержанию предметах материал, из которого сделаны предметы игрушки. дерево, стекло, металл, пластмасса); назвать предметы разного содержания обобщающим словом, по признаку материала. 4.Педагог называет родовое понятие слова, с обобщающим значением; дети называют слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением. |
Выявление сформированности операции классификации | 1.«Волшебное дерево» 2.«Кому, что надо для работы?» 3.«Разложи по порядку» 4.«Расшифруй письмо» | 1.Предлагается детям «вырастить» детям волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет и цвет листочков будет соответствовать цвету веточки. Дети выбирают нужную геометрическую фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращая внимание на символы фигур листьев (форму, размер). 2.Дети классифицируют предметы и определяют их принадлежность к той или иной профессии. З Ребёнок классифицирует предметы по определённым признакам, тем самым « читает» содержание письма. 4.Ребёнок классифицирует предметы по определенным признакам, тем самым « читает» содержание письма. |
Библиографический список.
1.Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2003.
2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
3.Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
4.Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
5.Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: МПСИ, ФЛИНТА, 2003.
6.Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления.- М.: Знания, 1994.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979.
7.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.
8.Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. - М., 1979.
9.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.
10.Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера –М.:Педагогика,1969.
11.Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С.28.
12.Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.:Просвещение,1989.
13.Копытов Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.:- АСТ-ПРЕСС, 1999.-240с.
Как стать Аристотелем: Практическое руководство по развитию логического мышления детей / Беляев В.Я. и др.; Отв. ред. А.Ф. Замалеев СПб.: СПбГУ, 1999. - 319 с.
14.Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – М.: Речь, 2003.
15.Интернет ресурсы: nsportal.ru, maam.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stupeni_razvitiya_logicheskoe_myshlenie_1.docx | 64.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Умка»
Программа дополнительного
образования
« Ступени развития»
(по развитию логического мышления детей посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет)
Воспитатель: С.Я.Шморгунова
г. Сургут, 2019
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………3
1.Принципы программы………………………………………………………..7
2.Содержание программы……………………………………………………...8
2.1 .Перспективно - тематическое планирование…………………………….8
3.Условия реализации программы……………………………………………14
3.1. Методическое обеспечение программы…………………………………14
3.2. Создание предметно-развивающей среды………………………………16
3.3. Взаимодействие с родителями воспитанников…………………………17
3.4. Взаимодействие с педагогами……………………………………………19
4.Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых
результатов освоения программы……………………………………………21
5.Библиографический список…………………………………………………24
Пояснительная записка.
Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания уже осознаётся психологами и педагогами. Известный детский психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».
Но зачем развивать мышление дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
В течение ранних периодов развития, включая период дошкольного возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельности ребенка является игровая деятельность. В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития. Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.
В связи с этим важнейшее значение в данном периоде приобретает целенаправленное использование педагогом игровой деятельности для реализации соответствующих данному возрасту воспитательных целей.
Одной из разновидностью игр являются дидактические (обучающие) игры.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Положительные эмоции облегчают процесс познания.
У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных, сделать актуальной сферу обучения детей, создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Возможности ребенка велики, однако, проблема заключается в том, как далеко следует идти по пути интенсификации дошкольного обучения, каковы пределы разумного использования детских возможностей. А.Лесгафт утверждал, что: «бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается на всей его последующей жизни». Поэтому важно учитывать тонкую грань взаимодействия ребенка и взрослого в обучении. Как известно, в дошкольном возрасте в игре, в единстве и взаимодействии, формируются и психические процессы, и свойства личности. По выражению С.Л.Рубинштейна, «..в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым, уровень интеллектуального развития. Для детей игра выступает продолжением жизни, границей между реальностью и вымыслом. «Игра- это совокупность способов взаимодействия ребенка с миром, познания и открытия его, и нахождение своего места в нем.
Сущность игры заключается в том, что это есть порождение практики, через которую изменяется мир». Отсюда вытекает важнейшее значение игры для развития словесно – логического мышления. Именно в игре формируется потребность изучать окружающий мир, воздействовать на него, наблюдать, рассуждать, анализировать, делать выводы. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. Задача воспитателя - заинтересовать, стимулировать и полностью вовлечь воспитанников в работу, и все же предоставить им возможность выполнять предложенные задания самим. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что немаловажно для развития детей, но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.
Большую роль в развитии логического мышления дошкольников психологи и педагоги отводят игре в шахматы. Педагог В.А.Сухомлинский особо выделял роль и значение шахмат: «Шахматы–превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти» Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: игры, труда, систематических занятий учебного типа. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному мышлению. В процессе выполнения игр и упражнений у детей - дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
На основе вышеизложенного была разработана программа дополнительного образования «Ступени развития»
Цель программы: Овладение старшими дошкольниками приемами логического мышления, посредством дидактических игр.
Задачи программы:
- Научить дошкольников выполнять мыслительные операции анализа синтеза, сравнения, классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве;
- воспитывать коммуникативные навыки, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам;
- активизировать речь дошкольника (умение рассуждать, доказывать)
- развивать произвольное внимания, познавательный интерес в игре.
Направление программы: познавательное
Сроки реализации программы: 1год
Образовательная программа «Ступени развития»- это дополнительная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (с 6-7 лет). Программа позволяет осуществлять методическое сопровождение педагогов, реализующих образовательную программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой), и включена в вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемую участниками образовательного процесса.
Новизна программы заключается в создании системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, шахматных игр, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения на современном уровне.
Программа интегративна, поскольку содержание планировалась так, чтобы в любой детской деятельности (познавательной, игровой, трудовой и т.д.) можно было осуществлять педагогическую работу, направленную на умение решать поставленных перед ними задач и выражать своё решение с помощью речи; стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Ожидаемые результаты реализации программы предполагает, что в результате освоения содержания программы (при условии ее реализации в полном объеме), ребенок будет демонстрировать следующие образовательные и личностные достижения:
Образовательные достижения:
- Обучение детей операциям:
- Анализа-синтеза
- Сравнения
- Классификации
- Упорядоченности действий
- Ориентировке в пространстве
- Развитие у детей:
- речи (умение рассуждать, доказывать)
- произвольности внимания
- познавательных интересов
- творческого воображения.
личностные достижения
- развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, активности.
- стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
1.Принципы программы.
Программа построена с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, на основе ряда педагогических принципов, среди которых приоритетными являются:
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в игре;
- принцип воспитания в группе через коллектив
- принцип сочетания высоких требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботы о них
- принцип опоры на положительное в личности группе
- принцип единства и согласованности.
2. Содержание программы
2.1. Календарно-тематическое планирование.
Организация образовательной деятельности по развитию логического мышления предусматривает работу с воспитанниками, как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.
Перспективно-тематическое планирование разработано с учетом интегративного подхода и включает задачи по таким образовательным областям, как «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: дети дошкольного возраста (от 6 до 7 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 30 мин.
Календарно – тематическое планирование
(группа старшего дошкольного возраста)
(с 6 до 7 лет)
Месяц | Тема | Задачи | Содержание | Кол-во занятий |
Сентябрь | «Логика. Что это такое?» | Познакомить детей с предметами логики, формировать умение активно включаться в поставленную задачу самостоятельно , точно. | 1.Д/игра «Я знаю….» 2.Упражнение «Кто наблюдательнее?» 3.Д/игра «Что сначала, что потом?» | 1 |
«Загадки. Анализ построения» | Учить детей отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного. | 1. Классификация загадок. 2.Упражнение «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» 3. Д/игра «Где игрушка?» 5 Упражнение «Когда это бывает?» | 1 | |
«Анализ. Синтез. Признаки предметов» | Познакомить детей с понятием «признак предмета», упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез. | 1. Упражнение «Определи предмет на ощупь» 2.Упражнение «Узнавание предмета по заданным признакам» 3. Д/Игра «найди отличия» 4. Упражнение «Определи время года по перечисленным признакам» | 1 | |
«Цвет. Форма. Размер» | Учить детей вычленять в предметах данные признаки, обосновывать его выбор, доказывать его целесообразность. Развивать сенсорное восприятие, умение выполнять задание по инструкции. Активизировать речь детей, учить детей рассуждать вслух. | 1. Упражнение «Кто наблюдательнее?» 2. Д/Игра «Круг, треугольник, квадрат» 3.Д/ Игра «Определи фигуру» 4.Д/ Игра «Цвет» | 1 | |
Октябрь | «Вкус. Запах. Материал» | Упражнять детей в соотношении предмета с материалом, из которого он изготовлен. | 1.Д/ Игра «Угадай на вкус» 2. Д/Игра «Определи по запаху» 3. Упражнение «Что из чего?» | 1 |
« Живое-неживое» | Упражнять детей в установлении причинно-следственных связей, в умении видеть результат. | 1. Д/Игра «Живое – неживое» 2. Упражнение «Предметное лото» 3. Упражнение «Продолжи предложение» | 1 | |
«Сравнение. Сериация. Вид-род» | Формировать и развивать у детей основные операции мышления | 1.Упражнение «Цепочка слов» 2.Д/игра «Сравнение». 3.Упражнение «Доскажи словечко» | 1 | |
«Отрицание. Ограничение» | Учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории. Закрепление видовых и родовых понятий. | 1Упражнение «Наоборот» 2Работа с предметами. Игра «Что загадали?» 3 Д/игра «Определи фигуру» 4 Отгадывание загадок (с использованием ограничения, отрицания) | 1 | |
Ноябрь | «Обобщение. Классификация» | Учить обобщать и распределять предметы по группам. | 1 Упражнение «Продолжи ряд» 2Д/Игра «Подбери по смыслу» 3 Д/Игра «Круг – кружочек» | 1 |
«Что лишнее? Чего не хватает?» | Развивать внимательность, наблюдательность, умение анализировать | 1Упражнение «Пропущенные фигуры» 2 Д/Игра «Чего без чего не бывает» 3Работа в парах по карточкам «Чего без чего не бывает» 4Д/ Игра «Что лишнее? Кто Лишний?» | 1 | |
« Загадки» | Развивать абстрактное мышление, воображение. Формировать творческую активность, развивать речь. | 1 Разгадывание ребусов, шарад 2Придумывание загадок детьми. Анализ результатов. 3 Д/Игра «Лото загадок» | 1 | |
Декабрь | « Алгоритм отгадывания» | Упражнять детей в умении анализировать. Развивать умственную активность детей, способность мыслить логично, использовать умение оперировать полученными знаниями | 1 Упражнение «Узнай предмет по заданным признакам» 2Д/ игра «Цепочка слов» 3.Диктант «Замени название предмета геометрической фигурой» | 1 |
« Суждения» | Упражнять детей в умении утверждать или отрицать признаки предметов или их отношений. | 1. Упражнение «Вопрошайка» 2.Д/ Игра «Интеллектуальный теннис» 3Упражнение «Закончи предложение- выскажи суждение» | 1 | |
« Умозаключения» | Учить детей делать выводы, опираясь на факты обследования. | 1 Д/игра «Что сначала, что потом?» 2Упражнение «По какому признаку?» 3. Весёлая игра на внимание и мышление «Он – она» | 1 | |
«Ожившие фигуры. Преобразования» | Учить детей тщательно и детально обследовать фигуры, делать выводы. Развивать мышление, | 1.Упражнение «Из каких фигур состоит предмет» 2 Д/Игра «Танграм», «Колумбово яйцо» 3.Д/игра «Ожившие фигуры» | 1 | |
Январь | « Чего на свете не бывает?» | Формировать у детей образное мышление, фантазию, умение логично высказывать своё суждение. Развивать творческую и речевую активность, лингвистическое мышление. | 1.Упражнение «Нелепицы» 2Д/ Игра «Слова, которых не бывает» 3Упражнение «Чего на свете не бывает?» 4Д/Игра «Исправь ошибку» | 1 |
« Логика в математике» | Учить детей мыслить логически и творчески выражать свои мысли, используя математические термины. | 1ДИгра «Путешествие» (по ориентировке на плоскости листа 2 Д/Игра «Ошибка художника» | 1 | |
« Логика и наша речь» | Упражнять детей в умении выражать свои мысли, слушать и понимать других. Развивать навыки речевого общения, умение правильно и логично строить фразы | 1 Д/Игра «Цепочка слов» 2Упражнение «Продолжи рассказ» 3 Ребусы и анаграммы «Зашифрованное слово» | 1 | |
Игра: шахматы , шашки | 1 | |||
Февраль | «Логика в окружающем мире» | Учить детей находить и вычленять логические связи , делать выводы. Учить устанавливать связи между предметами и явлениями. | 1 Упражнение «Сравним картинки» 2 Д/Игра «Что где лежит?» 3 Д/Игра «Из отдельных частей собери предмет скорей» | 1 |
«Ощущения. Восприятие. Представления» | Учить детей пользуясь своими ощущениями судить о предмете в целом. Развивать внимательность и сосредоточенность. | 1Д/ Игра «Чудесный мешочек» 2 Упражнение «Узнаем предмет по заданным признакам» 3 Упражнение «Соедини картинки и слова» | 1 | |
«Понятие. Абстрагирование» | Учить детей мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других | 1.Упражнение «Найдём предмет не похожий на другие» 2 Д/Игра «Что на что похоже?» 3 Упражнение «Поиск предметов обладающих сходными свойствами» | 1 | |
Графическое упражнение « Мозаика» | 1 | |||
Март | «Части-целое. Причина-следствие» | Продолжать учить детей классифицировать предметы, но не только по видовым иродовым понятиям, но и по составляющим каждого отдельного предмета. Развивать наблюдательность, стремление к самостоятельному умозаключению | 1 Д/Игра «Рассеянный художник» 2 Упражнение «Кому, что?» 3 Коллективная работа «Подбери заплатки к коврикам» 4Упражнение «Установи причину событий» 5 Графическое упражнение «Закончи рисунок» | 1 |
«Последовательность. Противоположность» | Формировать у детей понятийное мышление, стремление к овладению основными операциями логического мышления; | 1Упражнение «Последовательность» 2Творческое задание «Проектировщики и строители» 3 Упражнение «После, потом, сейчас» | 1 | |
«Количественные и качественные соотношения предметов» | Учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов, Развивать умение делать самостоятельные выводы. | 1Д/Игра «Где игрушка» 2 Упражнение «Прочитаем сказку» 3Упражнение «Отгадываем загадки, ответим на вопросы» | 1 | |
Графическое упражнение « Разноцветные бусы» | 1 | |||
Апрель | «Логические пары. Логические цепочки» | Учить детей составлять логические пары, учитывая какой – либо общий признак, уметь объяснить свой выбор. | 1 Д/Игра «Цепочка слов» 2 Д/Игра «Что сначала, что потом» 3 Упражнение «Найди сходство» 4 Д/Игра «Логические цепочки» | 1 |
«Сочинение на заданную тему» | Учить детей прослеживать логическую связь | 1Д/Игра «Угадай героя сказки» 2 Игра «Зашифрованное слово» 3 Упражнение «Сочиняем наоборот» 4 Сочиняем сказку «Загадочный ящик» | 1 | |
« Чего только не услышишь» | Учить детей видеть и понимать неожиданные нестандартные оттенки и нюансы ситуаций, выделять логические несоответствия. | 1 Д/игра «Звуки вокруг нас» 2Д/ Игра «Испорченный телефон» 3 Д/Игра «Переведите с детского языка» 4 Упражнение «Каскад слов» | 1 | |
« Взгляд с позиции другого» | Развивать у детей желание обсуждать ситуацию, делать свои выводы. | 1Д/игра «Фотограф» 2 Упражнение «Сыщики» 3 Весёлая этимологическая викторина. 4 Д/игра «Хорошо – плохо» | 1 | |
Май | « Нелогичные ситуации» | Развивать внимание, творческую активность. | 1Д/Игра «Чепуха» 3 Д/Игра «Бывает – не бывает» 4 Упражнение «Найди ошибку в рисунках» 5 Д/Игра «определи, что здесь изображено?» | 1 |
«Поиск способов применения предметов» | Развивать умение вводить предметы в самые разные ситуации и взаимосвязи. | 1Д/Игра «Поиск общих свойств» 2Д/Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами» 4 Упражнение «Новая жизнь старых вещей» 5 Д/Игра «Как это можно использовать?» | 1 | |
«Логические примеры и логические задачи» | Развивать у детей логическое мышление, умение применять полученные знания для решения нестандартных задач | 1 Логические задачи. 2Д/Игра «логический домик» 3Упражнение «Найди закономерность» | 1 | |
Шахматы, шашки | 1 |
3.Условия реализации программы.
3.1. Методическое обеспечение программы.
Методологической основой программы «Ступени развития» являются следующие научные подходы:
- теории личностно -ориентированного подхода в обучении.
- положения теории деятельности и деятельностного подхода к развитию личности и обучения.
- положения теории готовности к познавательной деятельности .
- положения теории педагогической рефлексии.
- положения теории готовности к развитию логического мышления и рефлексии.
- концепции информатизации образования.
При проведении дидактических игр используем следующие методы и приёмы:
Игровые методы:
•вхождение в воображаемую ситуацию;
•выполнение практических действий по получению необходимой
информации.
•ситуации.
Диалогические методы:
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы.
Методы обучения:
• показ способа действия;
• проблемная ситуация;
• упражнения.
Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними:
нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.
Настольно—печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)
Настольно печатные игры разделены на видовые: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа
«Лабиринт» для старших дошкольников
Словесные игры: в эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр, в этом возрасте, направлена на развитие мыслительной способности детей.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно — логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.
Таким образом, дидактическая игра доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.
Практическая значимость
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Ключевые понятия, в программе:
Логические приемы сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие применяются во всех видах деятельности. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика».
Любая деятельность имеет свою операционную сторону, т. е. любой вид деятельности осуществляется за счет проведения ряда операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Исходными операциями являются анализ и синтез. Они взаимосвязаны, осуществляются в единстве, находя сходства и различия отдельных объектов.
Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов.
Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.
Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
3.2. Создание предметно-развивающей среды
Важным условием для реализации программы «Ступени развития» в работе с детьми является организация соответствующей развивающей среды в группах.
При организации центра следует учитывать ряд требований:
- Безопасность – все оборудование, материал, пособия должны отвечать требованиям безопасности.
- Доступность – должны быть доступны детям в свободной деятельности, соответствовать возрастным особенностям детей.
- Педагогическая целесообразность – наполнение уголка должно быть от простого к сложному, где ребёнок приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Примерный перечень оборудования
Старший дошкольный возраст ( с 6 до 7 лет) |
|
3.3. Взаимодействие с родителями воспитанников
Непременным условием успешной реализации программы по развитию логического мышления, посредством дидактической игры, является вовлечение в образовательный процесс родителей воспитанников. Работа заключается в создании системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, шахматных игр, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения на современном уровне.
Поэтому в организации сотрудничества с семьей, особое внимание необходимо уделять постоянному усовершенствованию форм и методов работы с родителями. Большое значение в работе с родителями необходимо предавать повышению знаний родителей, посредством просветительской работы.
Перспективный план работы с родителями
Содержание работы | Форма | Месяц | ||
1 | «Развитие элементов логического мышления посредством игры». | Родительское собрание. | Сентябрь | |
2 | «Развитие познавательных способностей ребёнка». | Общая консультация. | Октябрь | |
З | «Как научить ребёнка думать и говорить». | Круглый стол. | Ноябрь | |
4 | «Методы активизации мышления и развития творческого воображения на занятиях». | Собеседование, просмотр открытых занятий. | Декабрь | |
5 | «Экспериментально-поисковая деятельность детей». | Семинар-практикум. | Январь | |
6 | «Технология использования развивающих игр». | Практические рекомендации. | Февраль | |
7 | «Технология игры в обучении и развитии ребёнка». | Совместная деятельность. | Март | |
8 | «Игровая школа мышления». | Интеллектуальная игра. | Апрель | |
9 | «Обучение детей игре». | Совместная деятельность. | Май | |
10 | «Путешествие в страну чудес». | КВН | Июнь | |
11 | «Условия эффективности игры как воспитательное средство». | Творческие выступления родителей | Июль | |
12 | «Игра-творческий процесс». | Совместная деятельность. | Август |
3.4. Взаимодействие с педагогами
Основной идей, определяющей содержание взаимодействия педагогов в рамках реализации программы «Ступени развития», заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.
Трудоёмкость программы заключается в его переосмыслении, с позиции творческой самореализации личности дошкольника в образовательно-познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приёмов, форм, средств организации образовательного процесса с учетом индивидуальных творческих возможностей детей.
Перспективность программы «Ступени развития» заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.
Разработан годовой план работы с педагогами, который реализуется через разнообразные формы работы.
Перспективный план работы с педагогами
п/п | Содержание работы | Форма |
1 | «Обучение детей отгадыванию загадок» | Практические рекомендации |
2 | «Особенности словесно-логического мышления дошкольников» | Консультация |
з | «Педагогическая технология проектирования интеллектуального развития дошкольников» | Практические рекомендации |
4 | «Технология использования развивающих игр» | Консультация (памятка) |
5 | «Организация проектной деятельности дошкольников в детском саду» | Практические рекомендации |
6 | «Умение задавать умные вопросы» | Тренинг |
7 | «Воспитательные возможности компьютерных игр» | Консультация |
8 | «Использование методики «Мозгового штурма» при работе с детьми» | Практические рекомендации |
9 | «Новые открытия «Детская лаборатория» | Практические рекомендации |
10 | «Воспитание творца — потребность времени» | Консультация |
11 | «Формирование мышления у детей старшего дошкольного возраста» | Консультация |
12 | «Организация игровой деятельности ребенка» | Практические рекомендации |
4. Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
За основу выявления уровня сформированности логического мышления у детей дошкольного возраста взята диагностическая методика, предложенная Л.А.Венгером. Диагностический комплекс включает в себя диагностические задания, проблемные ситуации, дидактические игры разной направленности, наблюдения за детьми в специально организованной игровой деятельности, в общении и решении заданий.
Показатели оценки сформированности логического мышления и его операций у старшего дошкольника оцениваются по 3-х балльной системе в направлении, от высшего к низшему. Каждый вид направленности игры оценивается по отдельности, затем высчитывается общий балл за выполнение всех заданий. Общий балл переводиться в процентное выражение качества выполнения методики, которое соотноситься с одним из выделенных уровней: высокий уровень – 9 – 12 баллов
средний уровень – 5 – 8 баллов
низкий уровень – 4 и ниже.
Данная методика позволяет проследить динамику сформированности логического мышления и его операций у старшего дошкольника.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Оценивается:
- степень самостоятельности;
- полнота ответа;
З) точность ответа.
Низкий уровень: дети дают 1-2 правильных ответов, но испытывают затруднения в высказывании суждений, доказательств.
Средний уровень: помощь воспитателя приводит к правильному выполнению логических операций в играх; дети дают 3-4 самостоятельных ответов, чаще всего с помощью вспомогательных вопросов.
Высокий уровень: самостоятельное выполнение логических операций в играх, умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль, делать выводы и умозаключения.
Диагностическое обследование детей группы старшего дошкольного возраста (с 6 до 7лет)
Методика выявления
Цель | Дидактическая игра | Инструкция к проведению игры |
Выявление сформированности операции сравнение | 1. «Подбери предметы к форме» 2.«Сравни и опиши» 3. «Найди отличия» | 1.Рассмотреть внимательно нарисованные предметы и геометрические фигуры: треугольник, круг, овал, прямоугольник, квадрат, цилиндр; сравнивают и соотносят предметы по форме. 2.Предложить ребёнку предметные картинки (мебель, посуда, одежда, бытовые приборы). Найти отличительные признаки. З. Предложить ребёнку посмотреть на два одинаковых рисунка и найти в чём отличие. |
Выявление сформированности операции анализа и синтеза | 1.«Домики». 2. «Последовательные картинки». З «Словесные пропорции». 4.«Что сначала, что потом?» | 1.Детям даётся задание - «заселить дом». На каждом этаже живёт такое кол-во жильцов, которое соответствует указанному номеру на крыше дома (состав числа). После расселения необходимо сделать проверку, правильно ли «въехали» в дом жильцы (обговаривая каждое действие). 2. Детям предлагаются картинки так, чтобы получился связный рассказ. З. Ребёнку предлагается посмотреть на слова. В правой колонке написано корова-телёнок». Между этими словами есть определённая связь. А в левой колонке наверху написано слово «лошадь», а внизу дано несколько разных слов. Задание: выбрать среди них такое, которое было бы так же связано со словом «корова». 4.Рассмотреть последовательность движений детей и определить, что сначала, а что потом. |
Выявление сформированности операции обобщение | 1.«Каких фигур недостает?» 2.«Четвёртый лишний» З. «Ценные находки» 4.«Ктознает, пусть продолжает» | 1.Ребёнку предлагается табличка с геометрическими фигурами; определить недостающую фигуру. 2. На каждой из предложенных картинок, один из четырёх предметов является лишним. Ребёнок определяет какой предмет лишний и почему? 3. Назвать в разных по содержанию предметах материал, из которого сделаны предметы игрушки. дерево, стекло, металл, пластмасса); назвать предметы разного содержания обобщающим словом, по признаку материала. 4.Педагог называет родовое понятие слова, с обобщающим значением; дети называют слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением. |
Выявление сформированности операции классификации | 1.«Волшебное дерево» 2.«Кому, что надо для работы?» 3.«Разложи по порядку» 4.«Расшифруй письмо» | 1.Предлагается детям «вырастить» детям волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет и цвет листочков будет соответствовать цвету веточки. Дети выбирают нужную геометрическую фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращая внимание на символы фигур листьев (форму, размер). 2.Дети классифицируют предметы и определяют их принадлежность к той или иной профессии. З Ребёнок классифицирует предметы по определённым признакам, тем самым « читает» содержание письма. 4.Ребёнок классифицирует предметы по определенным признакам, тем самым « читает» содержание письма. |
Библиографический список.
1.Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2003.
2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
3.Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
4.Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
5.Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: МПСИ, ФЛИНТА, 2003.
6.Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления.- М.: Знания, 1994.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979.
7.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.
8.Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. - М., 1979.
9.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.
10.Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера –М.:Педагогика,1969.
11.Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С.28.
12.Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.:Просвещение,1989.
13.Копытов Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.:- АСТ-ПРЕСС, 1999.-240с.
Как стать Аристотелем: Практическое руководство по развитию логического мышления детей / Беляев В.Я. и др.; Отв. ред. А.Ф. Замалеев СПб.: СПбГУ, 1999. - 319 с.
14.Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – М.: Речь, 2003.
15.Интернет ресурсы: nsportal.ru, maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Предстален опыт работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, определы цели и задачи, содержание авторских игр...
Рабочая программа по развитию логического мышления и математических способностей « УМКА» для детей старшего дошкольного возраста
Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. Леонардо да ВинчиРабочая программа по развитию логического мышл...
Работа с загадками, как средство развития логического мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются особенности работы с загадками у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста....
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Логическое мышление как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Логическое мышление как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста...
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР...
Отчёт по самообразованию «Развитие логического мышления через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
Цели:Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.Способствовать развитию познавательной активности детей. Задачи:1....
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...