«ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему

Вышкова Марина Николаевна

Предстален опыт работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, определы цели и задачи, содержание авторских игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_ispolzovaniya_razvivayushchikh_igr.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

«ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР,

СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

        

Вышкова Марина Николаевна, педагог-психолог, II квалификационная категория

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №4 г. Кировска»

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО)  в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Познавательное  развитие предполагает формирование познавательных действий, развитие любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

В этом возрасте дети проявляет способность оперировать не образами, а символами. Так же данный возрастной период характеризуется активным развитием речемыслительной деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста нередко обнаруживает трудности в решении и объяснении логических задач, формулировании определённых правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте  словесно-логического мышления.

Большая часть старших дошкольников  владеет фразовой речью, знаниями и навыками в объёме программы массового детского сада. В то же время, анализ наблюдений за мыслительной деятельностью и владением речи детей показало, что у многих она имеет следующие особенности:

  • поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
  • неспособность синтезировать информацию;
  • неумение планировать;
  • неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
  • трудности в формулировании плана логической операции, её хода и результата. 

Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.

Опираясь на результаты наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, я определила:

цель -  способствовать развитию словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью речевых игр и упражнений;

Задачи:

  1. Развивать  у детей умение самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, классификация, обобщение и др.);
  2. Развивать у дошкольников последовательное логическое мышление.
  3. Развивать способность к  построению простых высказываний о сущности выполненного действия на основе образца воспитателя (педагога – психолога).

Для эффективного овладения старшими дошкольниками элементами словесно – логического мышления я разработала  игру «Метелочки»  (модификация игры «Скажи наоборот»).

Программное содержание игры: способствовать развитию элементов словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, активизировать их речь.

Основным педагогическим приёмом является создания проблемно – игровой развивающей ситуации на основе сказочного сюжета.

Материалы и оборудование: избушка, изготовленная из картона, две метелочки, изготовленные из картона разного  цвета, прутики из белой бумаги (прутики межу метелочками скреплены; ножницы для разрезания прутиков). На  каждом прутике  одной  метелочки написано слово;  на прутике другой метелочки написано слово с противоположным значением, т.е. антоним).

Ход игры:

Дети, посмотрите, на полянке стоит Лесная избушка. В ней живут две метелочки. Они сейчас ссорятся, даже сцепились прутиками. И в доме беспорядок. Давайте попробуем их помирить.  На каждом прутике метёлочек написано какое – то слово. Я его вам прочитаю, а вы подберёте  слово, противоположное по значению. Если мы это сделали правильно, то тогда мы сможем разрезать ножницами прутик на метёлочке.

Например: (педагог говорит):

Добро -…(зло), свет -…(тьма), шум-…(тишина), глубокий-…(мелкий), скупой-…(щедрый), здоровый-…(больной); нагревать-…(охлаждать), здороваться (прощаться); радоваться-…(грустить).

Ребенок, который называет слово верно, подходит к столу и разрезает прутик ножницами. (Ножницы лежат рядом с педагогом).

После того, как все прутики разъединены, взрослый хвалит ребят и говорит о том, что метелочки теперь ссориться больше не будут, а в доме будет всегда порядок.

Усложнение: в качестве усложнений можно использовать глаголы, наречия, прилагательные. Задать вопрос: «Как вы думаете, ребята, почему метелочки помирились?».

Конец игре.

Ясюкова Л. использует в  диагностике готовности ребенка к школе    слова-антонимы для определения понятийного речевого мышления, Семаго Н. рассматривает их как компонент  квазипространственных представлений в пространстве языка и речи. Оценивается понимание и возможность оперирования речевыми конструкциями различного уровня сложности, куда входит задание на подбор антонимов. Я рассматриваю владение сравнительным анализом противоположностей, как прямой элемент словесно-логического мышления. Провожу диагностику с использованием наглядно-стимульных материалов и исключительно в вербальном плане.

Положительная динамика развития элементов словесно-логического мышления у детей подготовительной группы, в частности знание (понимание) антонимов,  прослеживается в результатах диагностики:

Начало года (2013-2014 уч. год) в %

Конец года (2013-2014 уч. год) в %

Владеют (антонимы)

Владеют (антонимы)

50

96

Дети старшего дошкольного возраста с трудом ориентируются во временных представлениях.  Специфические особенности времени как объективной реальности  затрудняют его восприятие детьми. Поэтому необходима постоянная работа по формированию у дошкольников представлений о времени. Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системы временных эталонов, требуют систематического повторения и обыгрывания.  Для овладения знаниями календарных временных эталонов (неделя) я разработала игру «Дом «Неделя»».

Для того чтобы  система взаимосвязанных единиц времени (дней недели) могла быть четко осознана детьми, я представила ее в модели дома, который называется «Неделя». В дом с пустыми квартирами (их семь) нужно заселить дни недели. Такой дом помогает детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени – неделю. В  наглядности  отражена взаимосвязь всех 7 дней - структурных единиц  недели.

Игра «Домик «Неделя».

Цель: развитие пространственно-временных представлений (дней недели) у детей старшего дошкольного возраста.

Материалы: лист формата А-4, на котором нарисован длинный прямоугольник, разделенный на семь равных частей, каждая часть разделена линией по диагонали на два равных треугольника.

Инструкция: ребенку предлагается заселить в пустые квартиры дома дни недели.

Ход игры:

Взрослый говорит ребенку: « Назови день недели, который  будет жить в первой  квартире дома».  Ребенок называет день недели «понедельник», если не знает, то взрослый называет сам.

Взрослый продолжает: «А теперь, на двери квартиры (в левом верхнем  углу) напиши цифру «1» и букву «П» (в нижнем правом углу) - первую букву, с которой начинается название дня недели, понедельника. Ребенок смотрит на образец написания, который представлен ниже и копирует соответствующие  буквы и цифры (на предложенном ниже образце цифры и первые буквы дней недели выделены жирным шрифтом).

Дом «НЕДЕЛЯ»

 

1 Понедельник

2 Вторник

3 Среда

4 Четверг

5 Пятница

6 Суббота

7 Воскресенье

Усложнение.

В качестве усложнения  можно задавать вопросы:

  1. На какие дни разделяется неделя? (рабочие дни (будни) и выходные дни)
  2. .Сколько будних дней в неделе? (5).
  3. Сколько выходных дней? (2).
  4. Сколько всего дней в неделе?

Так же в качестве усложнения можно предложить ребенку решить математический пример: к 5 дням  рабочим прибавить 2 выходных дня получится (7)

Конец игре.

Используя данный материал в работе, я отметила, что:

  • Дети гораздо быстрее стали быстрее ориентироваться во временных структурах (сутки, неделя, месяц) и их составе
  • У них проявляется больший интерес к познанию через игру, чем при использовании других методик, например календаря;
  • Дети не устают и готовы воспринимать больший объем информации и более продолжительное время и упражняться в усвоении и закреплении знаний;
  • У старших дошкольников есть желание к написанию цифр и букв,  им это нравится

Я предполагаю, что эффективное  развитие у детей пространственно-временных представлений (дней недели) связано с  использованием  разработанного мною материала - игры и отражается в результатах диагностики:

Сформированность временных представлений (неделя)

 у детей подготовительной группы:

Начало года (2013-2014 уч. год) в %

Конец года (2013-2014 уч. год) в %

сформированы

сформированы

20

88

Даже небольшой опыт использования обучающе развивающей игры по установлению временной последовательности  показал, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка структур, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность дней в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность.

Вывод: Таким образом, при условии правильно организованного педагогического процесса с применением развивающих игр, учитывающих особенности детского восприятия, а так же с правильно организованной предметно-развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. В современном обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Даже для того, чт...

Программа комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «В гостях у сказки» (для детей старшего дошкольного возраста)

Программа направлена на гармонизацию эмоционально-личностного развития ребенка и формирование творческих способностей....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

Возраст детей: 6 -7  летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.Цель:...

Проект «Использование технологии развития критического мышления в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»

В основе моего проекта заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что развитие связной речи будет успешным только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственно...

Презентация "Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста."

Данная презентация направлена на использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей  у детей с....

Развитие пространственно - временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Способность ориентироваться в пространстве и времени играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребенка и осознании им своего места в нем....

Образовательный проект «Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы для детей с ЗПР»

Метод проектов - это метод интегрированного обучения дошкольников, он основывается в первую очередь на интересах детей. Проект предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Толь...