Образовательный проект «Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы для детей с ЗПР»
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Ялалова Ильмира Фаритовна

Метод проектов - это метод интегрированного обучения дошкольников, он основывается в первую очередь на интересах детей.

Проект предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем.

Проек активизирует родителей к изучению темы, к практической деятельности по теме проекта и знакомит их с различными способами и приемами формирования у детей тех или иных знаний, навыков и умений.

И я уверена, что такое понимание сущности метода проектов способствует формированию у детей с проблемами в развитии не только самостоятельности и активности. В проекте проходит коррекция тех или иных недостатков в развитии детей с "особенностями".

Продукты представленной проектной деятельности:

  1. Игровой макет «12 месяцев»
  2. Коврограф Воскобовича с 7 разноцветными гномами – днями недели.
  3. Мобильные часы с часовым и минутным обозначением
  4. Макет часов из фетра (часы  с 00 до 24 часов и минуты от 00 до 60)
  5. Паровозик «Дни недели»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 комбинированного вида  городского округа город Нефтекамск РБ

Образовательный проект

«Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Автор: учитель-дефектолог

коррекционной группы № 5 МАДОУ д/с № 11

Ялалова И.Ф.

г. Нефтекамск 2023 г.

 Содержание:

I .Введение

II. Актуальность проекта

III. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

IV. Аннотация проекта

V. Этапы реализации проекта программы.

VI. План мероприятий

VII. Ресурсы

VIII.Риски и пути преодоления проекта

IX. Критерии оценивания проекта

X. Выводы

XI. Литература

I. ВВЕДЕНИЕ

Мы хотим видеть ребенка в          

       поисках знаний, а не знания в погоне за ребенком.

Джордж Бернард Шоу

      Умение ориентироваться в пространстве и времени очень важно как для взрослого человека, так и для ребенка. И это умение является составной частью целостного развития ребенка-дошкольника. Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга, относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. В современном мире социальная необходимость ежедневно сталкивает человека и с проблемой времени. Во времени живет и ребенок, познание которого и знакомство с окружающим миром протекает также во времени.

     Пространственные и временные представления формируются в соответствии с генезом отражения пространства и времени, в тесной связи с развитием речи, в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде. Речь выступает с одной стороны, как средство выражения сложной системы пространственных и временных знаний, а с другой - как организатор ориентировки в категориях пространства и времени.

    Формируя умение определять пространственное положение предметов, можно научить детей составлять грамматические конструкции, выражающие отношения между предметами. Дети учатся понимать значение пространственных предлогов и наречий и правильно употреблять их в своей речи. Немаловажно последовательное обучение ориентировки на плоскости. Описание положения предметов на сюжетной картинке является первой ступенью к составлению рассказа.

    Эффективным методом формирования пространственно-временных представлений является применение дидактической игры как формы обучающего воздействия взрослого на ребенка и, в то же время, как основного вида деятельности старшего дошкольника. Также эффективным методом является моделирование, так как временные модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени (сменяемость, необратимость, текучесть, одномерность). Кроме того, модели представляют собой оптимальный вариант материализации временных явлений, позволяющие свободно манипулировать моделями и понимать принципы, свойства, закономерности временных явлений.

    Проблема:

    Проблема формирования пространственных представлений у дошкольников достаточно многогранна и является сложным процессом.

- недостаточное овладение детьми пространственным восприятием,

представлениями и ориентировкой понижает результативность и качество

познавательно-исследовательской, продуктивно-творческой, трудовой

детской деятельности.

- недостаточное формирование ориентировки на собственном теле, служит

плохой опорой в освоении ребенком социальной сферы.

    Данная проблема определила гипотезу проекта.

Гипотеза:

У детей старшего дошкольного возраста будет сформировано

пространственное восприятие и пространственные представления, если

расширить объем приобретаемых представлений в организуемых

воспитателем и родителями познавательных развивающих играх.

 Проект ориентирован на формирование у детей старшего дошкольного возраста пространственного восприятия и временных представлений, с помощью расширения объема приобретаемых представлений в организуемых воспитателем и родителями познавательных развивающих играх.

 Объектом исследования стал процесс формирования пространственных преставлений у детей дошкольного возраста.

 Предметом исследования являются формы, методы и содержание формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе использования дидактического и познавательного материала.

II. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА:

    Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (причинах и следствиях времени, движении и покое, и др.) Формирование у дошкольников временных представлений должно идти на основе наблюдений о суточном цикле, о режиме дня, о временах года. Если ребёнок ходит в дошкольное образовательное учреждение, то задача облегчается наличием единого режима дня и расписания занятий. Временные представления формируют с использованием средств наглядности: красочного настенного календаря по временам года, частям суток, перекидного календаря, часов со стрелками.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.  Жизнь ребенка неотделима от времени. В дошкольном возрасте дети не только должны уметь ориентироваться в частях суток, днях недели, годовом цикле, но и научиться ориентироваться во времени: уметь определять время; измерять время; чувствовать длительность времени; изменять скорость выполнения действий в зависимости от временных рамок. Сформированность временных представлений способствует, развитию у детей таких качеств, как пунктуальность, точность, целенаправленность, собранность, организованность. Данные качества нужны ребенку в школьной и повседневной жизни. Все эти понятия способствуют развитию пространственного восприятия у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и инженерного мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Таким образом, в свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТЫ  

Проблема формирования пространственных представлений у дошкольников достаточно      многогранна и является сложным процессом:

  • недостаточное овладение детьми пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой понижает результативность и качество познавательно-исследовательской, продуктивно-творческой, трудовой детской деятельности.
  • недостаточное формирование ориентировки на собственном теле, служит плохой опорой в освоении ребенком  социальной сферы.

Данная проблема определила стратегическую цель проекта: создание благоприятных условий для ознакомления и закрепления пространственно-временных понятий.

У детей старшего дошкольного возраста будет сформировано пространственное восприятие и временные представления, если расширить объем приобретаемых представлений в организуемых воспитателем и родителями познавательных развивающих играх.

Цели:

  1. Создать необходимые условия для ознакомления и закрепления пространственно-временных понятий в детском саду и дома.
  2. Сформировать пространственные представления и практические ориентировки у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Организовать    предметно-развивающую среду для изучения временных представлений.

Задачи:

  • изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме развития пространственно-временных ориентировок у дошкольников;
  • разработать содержание и методы, обеспечивающие формирование представлений о времени и пространстве,
  • совершенствовать умение определять пространственное положение объектов относительно себя, другого объекта;
  • закрепить навыки ориентирования по основным пространственным направлениям;
  • способствовать навыкам ориентирования на ограниченной плоскости и в пространстве;
  • совершенствовать умение ориентироваться во времени, пространственно-временных представлениях;
  • активизировать пространственный словарь при определении положения предмета по отношению к себе, другому лицу  (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении – справа, слева, впереди, сзади, между и т.д.).

Ожидаемый результат проектной деятельности

Воспитанники:

  • умеют определять пространственное положение объектов относительно себя, другого объекта;
  • хорошо ориентируются по основным пространственным направлениям;
  • могут ориентироваться на ограниченной плоскости и в пространстве;
  • умеют ориентироваться во времени и  пространственно-временных представлениях;
  • активно используют пространственный словарь при определении положения предмета по отношению к себе, другому лицу.

Продукты проектной деятельности

  1. Макет «12 месяцев»
  2. Коврограф Воскобовича с 7 разноцветными гномами –днями недели, мобильные часы с часовым и минутным обозначением.
  3. Макет часов из фетра (часы  с 00 до 24 часов и минуты от 00 до 60)
  4. Паровозик «Дни недели»
  5. Стенд «Транспорт» и «Рыбки в пруду»
  6. Макет «Божьи коровки»

IV. АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

В основу данного проекта заложены следующие идеи:

1. В исследованиях многих ученых, в частности А.В. Семенович, Н.Я.Семаго делается вывод о том, пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе дальнейшего формирования высших психических функций (далее ВПФ), а также эмоциональной жизни ребенка. Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений влияет на уровень интеллектуального развития ребенка. Соответственно, при специальной помощи, при коррекции пространственных представлений в интеллектуальном развитии детей происходят положительные изменения. Нельзя рассматривать формирование и развертывание во времени пространственных представлений вне развития произвольности психической активности и эмоционально-аффективной сферы.

2. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.  

3. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения  и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

4 Принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, труд, социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

                                                                                                                                         

V. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев (сентябрь - май).

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1

Подготовительно-проектировочный этап

  1. Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.
  2. Диагностика уровня развития пространственно-временных представлений у старших дошкольников
  3. Составление конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, по конструированию из бумаги (оригами), картотек дидактических, развивающих, подвижных игр с детьми, подборка графических диктантов.
  4. Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
  5. Обновление развивающей среды согласно возрасту детей.
  6. Анкетирование родителей «Временные понятия в семье»

Сентябрь-октябрь

2

Практический этап

Работа с родителями:

  1. Консультация «Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста»;
  2. Консультация: «Учимся различать время по циферблату»;
  3. Консультация: «Учимся понимать время на примере повседневной жизни»;
  4. Консультация: «Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста»;
  5. Памятка «Изучаем часы».
  6. Чтение и обсуждение художественной литературы с детьми дома.
  7. Работа с родителями: изготовление памяток «Учим дни недели»;

Работа с педагогами.

Консультации: 

- «Формирование пространственных и временных

представлений у дошкольников»;

- «Все меры времени»»

Работа с детьми.

- ООД,

- организация режимных моментов в течение всего дня,

- дидактические игры и словесные,

- физ. минутки,

- настольные игры,

- самостоятельная игровая деятельность

Оформление стендов и макетов, пополнение РППС

  1. Стенды «Транспорт» и «Рыбки в пруду»,
  2. Коврограф «Ларчик» (семь гномов –Дни недели, макет часов)
  3. Стенд «Карусель» (времена года, 12 месяцев, время  суток - режимные моменты)
  4. Изготовление макета часов.
  5. Обогащение бизиборд «Алиса в стране чудес»
  6. Методическая копилка Домашних заданий на дом («Изготовление календаря» и др)
  7. Создание картотек игр по теме

Октябрь - май

3

Обобщающе-результативный этап

  1. Наблюдения за детьми в процессе игры и в режимных моментах, выполнение практических заданий детьми
  2. Анкетирование родителей.
  3. Выявление уровня развития детей («Исследование сформированности пространственных представлений»)  

Апрель - май.

4

Заключительный этап

Создание презентации по итогам реализации проекта.

Май

VI. План мероприятий

№ п/п

Образовательные области по ФГОС ДО

Формы совместной деятельности

Организация развивающей среды  для  самостоятельной  деятельности  детей

В процессе организации   образовательной деятельности

В процессе режимных  моментов

Октябрь . Темы: «Форма, цвет, величина предметов», «Овощи», «Фрукты».

1

Познаватель-ное развитие

Беседа: «Геометрические фигуры»

Д/ игра «На какую геометрическую фигуру похож?»

Коврограф Воскобовича « Геом. фигуры разного цвета и величины»

Конструирование «Собери из фигур …»

Д/ игра «Путаница»

Д/игра «Геометрическое лото»

Д/игра «Сутки»

Д/игра «Когда это бывает?»

Д/игра «Нарисуй по плану»

Д/игра «Сравни фрукты»

Рассмотреть различные виды календарей

Д/игры  «Блоки Дьенеша»

2

Речевое развитие

Загадки о геометрических фигурах

Д/игра «Какой формы» (образование прилагательных от существительных)

Д/игра «Чудесный мешочек» (плоскостные и объёмные фигуры)

Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.

 «Что мы делаем в разное время?»,

Беседы:

«Какие часы были давным- давно» (песочные часы в режимных моментах, солнечные часы на прогулке)

Д/игра «Семья» (часы на стене)

Описательный рассказ с помощью схемы «Угадай овощ»

Рассказ педагога о природных часах.

Разрезные картинки

Описательный рассказ с помощью схемы «Угадай фрукт»

Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь» («Вершки и корешки»)

Д/игра «Магазин фруктов»

3

Художеств.- эстетическое развитие

Нарисуй геометрическую фигуру

Д/игра «Заяц, заяц сколько время»

Бизиборд «Алиса в стране Чудес» (паровозик с цифрами)

Обведи по трафарету овощи и раскрась

Д/игра «Ручеёк»

Д/игра «Сделай картинку»

Обведи по трафарету фрукты и раскрась

Д/игра с конструктором лего «Найди деталь по указанным ориентирам»

Игры с конструктором lego

Работа в тетради (ориентировка на плоскости листа)

Д/игра с конструктором

Конструктор lego

4

Физическое развитие

Физ. минутка «Встань на названную геометрическую фигуру»

Подготовка к занятию (разложи геом. фигуры)

Физ. минутка «Встань где скажу»

Встань перед…, после…, справа…, слева….

Физ. минутка «Мы капусту рубим…»»

Встань между…, за…, перед….

Д/игра «Передай мяч назад»

Ноябрь. Темы: «Времена года», «Дикие животные»

1

Познаватель-ное развитие

ООД «Времена года»

Беседа о временах года

Стенд «Карусель» времена года и месяцы

ООД «Дикие животные»

Беседа о жизни диких животных в разные времена года

Макет «Дикие животные»

2

Речевое развитие

Часть ООД -отгадывание загадок о временах года

Беседа о деятельности людей в разные времена года

Д/игра «Нелепицы»

Часть ООД -отгадывание загадок о диких животных

Рассматривание фотографий и иллюстраций диких животных, беседа об увиденном

Д/игра «Найди отличия»

3

Художеств.- эстетическое развитие

Дорисуй дорожку «К какому времени года эта картинка подходит?»

Чтение С.Я Маршак «12 месяцев»

Макет «Дерево – времена года»

Обведи и раскрась дикое животное

Чтение русской народной сказки «Теремок»

Макет «Дикие животные»

4

Физическое развитие

Физ. минутка «Осень»

Построение, перестроение, повороты

Физ. минутка «Звериная зарядка»

П/игра «Лови , бросай-времена года называй»

Декабрь. Темы: «Домашние животные», «Новый год»

1

Познаватель-ное развитие

ООД «Домашние животные»

Беседа о домашних животных

Макет «Домашние животные»

ООД «Новый год»

 «Д/игра «Скажи наоборот»

Д/игра «Елка –адвент календарь»

2

Речевое развитие

Часть ООД -отгадывание загадок о временах года

Беседа о деятельности людей в разные времена года

Д/игра «Нелепицы»

Часть ООД -отгадывание загадок о диких животных

Рассматривание фотографий и иллюстраций диких животных, беседа об увиденном

Д/игра «Найди отличия»

3

Художеств.- эстетическое развитие

Дорисуй дорожку «К какому времени года эта картинка подходит?»

Чтение С.Я Маршак «12 месяцев»

Макет «Дерево – времена года»

Обведи и раскрась дикое животное

Чтение русской народной сказки «Теремок»

Макет «Дикие животные»

4

Физическое развитие

Физ. минутка «Осень»

Построение, перестроение, повороты

Физ. минутка «Звериная зарядка»

Д/игра «Лови, бросай, времена года называй»

Январь. Темы: «Зимние забавы», «Домашние птицы»

1

Познаватель-ное развитие

Знакомство с часами (часовая и минутная стрелки)

Д/игра «Посмотри когда гулять, когда спать»

Макет часов на коврографе «Ларчик»

ООД «Домашние птицы»

(ориентировка на плоскости)

Д/игра « Нелепицы»

Д/игра «Елка –адвент календарь»

2

Речевое развитие

Часть ООД -отгадывание загадок о временах года

Д/игра " Кто из детей стоит близко, а кто далеко?"

Д/игра «Нелепицы»

Часть ООД -отгадывание загадок о диких животных

ИКТ , беседа о мультфильме «Домашние птицы»

Д/игра «Найди отличия»

3

Художеств.- эстетическое развитие

Дорисуй дорожку «К какому времени года эта картинка подходит?»

Чтение потешек о зимних забавах

Макет «Дерево – времена года»

Обведи и раскрась домашнюю птицу

Д/игра «Угадай кто кричит и где спрятался?»

Макет «Дикие животные»

4

Физическое развитие

Физ. минутка «Зимние забавы»

Построение, перестроение, повороты

Физ. минутка «Два веселых гуся»

Д/игра «Угадай, где»

Февраль. Темы: «Одежда. Обувь», «Профессии», «День Защитника Отечества».

1

Познаватель-ное развитие

Д/игра «Развесь в шкафу одежду» (ориентировка в пространстве и на плоскости)

Рассм.  темат. картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Д/игра «Одень Гульнару»»

ООД «Кому нужен этот инструмент?»

Беседа о профессиях работников детского сада и родителей.

Д/игры «Палочки Кьюзенера»

Д/игра «Дни недели»(гномы на ковролине)

Д/игра «Что справа, что слева».

Настольная игра «Крестики – нолики»

2

Речевое развитие

Часть ООД -отгадывание загадок об одежде и обуви.

Д/игра " Кто из детей стоит близко, а кто далеко?"

Д/игра «Нелепицы»

Д/игра «Разговор по телефону»

Д/игра «Лови, бросай, времена года называй»

Д/игра «Морской бой»

Д/игра «Придумай и отгадай загадку»

Д/игра «Угадай, кто за кем»

Д/игра «Найди отличия»

3

Художеств.- эстетическое развитие

Обведи трафарет одежды, обуви и раскрась

Беседа о том, как надо заботиться об одежде, обуви

Лото «Профессии»

Обведи и раскрась инструменты. Что справа? Что слева?

Рассматривание фото и иллюстраций о людях  разных профессий

Д/игра «Найди пару» (ориентировка на плоскости)

Д/игра «В среду мы не хлопаем»

Д/игра «Живая неделя»

4

Физическое развитие

Физ. минутка «Оденемся на прогулку»

Построение, перестроение, повороты

Соревнования, посвященные 23 февраля»

Физ. минутка «Имитация движений людей разных профессий»

Встань перед…, после…, справа…, слева….

Физ. минутка «На одной ноге постойка, будто ты солдатик стойкий»

Д/игра «Угадай, кто за кем»

Март. Темы: «Международный женский день», «Транспорт».

1

Познаватель-ное развитие

Беседа «Немного истории о часах»

Д/игра «Секреты»

Настольная игра «Крестики – нолики»

Д/игра «Семья. Распорядок дня»

Д/игра «Режим дня» (стенд «Карусель»)

Д/игра «Динамические картинки»

2

Речевое развитие

Часть ООД -отгадывание загадок об одежде и обуви.

Д/игра " Кто из детей стоит близко, а кто далеко?"

Д/игра «Нелепицы»

Часть ООД -отгадывание загадок о диких животных

Д/игра «Транспорт называй и мяч бросай»

Стенд «Транспорт»

3

Художеств.- эстетическое развитие

Графический диктант (подарок маме )

Беседа о том, как надо заботиться об одежде, обуви

Схемы для мозаики из lego, кнструктор

Обведи и раскрась транспорт. Что справа? Что слева?

Д/игра «Угадай, где звенит колокольчик»

Д/игра «Найди пару» (ориентировка на плоскости)

4

Физическое развитие

Физ. минутка «Оденемся на прогулку»

Построение, перестроение, повороты

Апрель. Темы: «Посуда», «Геометрические фигуры».

1

Познаватель-ное развитие

Д/игра «Развесь в шкафу одежду» (ориентировка в пространстве и на плоскости)

Рассм.  темат. картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Д/игра «Одень Гульнару»»

ООД «Кому нужен этот инструмент?»

Беседа о профессиях работников детского сада и родителей.

Д/игры «Палочки Кьюзенера»

Д/игра «Дни недели»(гномы на ковролине)

Д/игра «Что справа, что слева».

Настольная игра «Крестики – нолики»

2

Речевое развитие

Часть ООД -отгадывание загадок об одежде и обуви.

Д/игра " Кто из детей стоит близко, а кто далеко?"

Д/игра «Нелепицы»

Д/игра «Разговор по телефону»

Д/игра «Лови, бросай, времена года называй»

Д/игра «Морской бой»

Д/игра «Придумай и отгадай загадку»

Д/игра «Угадай, кто за кем»

Д/игра «Найди отличия»

3

Художеств.- эстетическое развитие

Обведи трафарет одежды, обуви и раскрась

Беседа о том, как надо заботиться об одежде, обуви

Лото «Профессии»

Обведи и раскрась инструменты. Что справа? Что слева?

Рассматривание фото и иллюстраций о людях  разных профессий

Д/игра «Найди пару» (ориентировка на плоскости)

Д/игра «В среду мы не хлопаем»

Д/игра «Живая неделя»

4

Физическое развитие

Физ. минутка «Оденемся на прогулку»

Построение, перестроение, повороты

Соревнования, посвященные 23 февраля»

Физ. минутка «Имитация движений людей разных профессий»

Встань перед…, после…, справа…, слева….

Физ. минутка «На одной ноге постойка, будто ты солдатик стойкий»

Д/игра «Угадай, кто за кем»

Май. Темы: «Насекомые», «День Победы».

1

Познаватель-ное развитие

Д/игра «Кто ближе? Кто дальше?»

Д/игра «Прятки»

Д/игра «Направо - Налево»

Д/игра «Месяцы»

Д/игра «Назови соседей»

Разрезные картинки

2

Речевое развитие

Придумывание рассказа «Что раньше, а что потом?»

Д/игра «Скажи наоборот»

Д/игра «Продолжи слова»

Д/игра «Телефон»

Рассказать о возрасте

Динамические картинки «Насекомые»

Д/игра «Придумай и отгадай загадку»

Д/игра «Лови, бросай, времена года называй»

Д/игра «Противоположности»

3

Худ.-эстетическое развитие

Рисование «Часы»

Д/игра «Путешествие муравьишки»

Графический диктант

Музыкальная игра «Платочек»

Конструктор

4

Физическое развитие

Физ. минутка «Видишь бабочка летает»

Д/игра с обручами

Д/игра «Неделька, стройся!»

П/игра «День и ночь»

Д/игра «Замри»

VII. РЕСУРСЫ

  1. Информационные ресурсы: литература, статьи из интернет ресурсов.
  2.  Учебно-методические ресурсы: литература по данной теме, интернет ресурсы: https://nsportal.ru/download/yandex.html#https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/09/15/dokument_microsoft_word_1.docx

-  https://ds316krsk.ru/images/18-19/vosp_goda/4obr_pr.pdf

  1. Фонд кабинета –игротека, аудиотека, библиотека, картотека игр.
  2. Материально-технические ресурсы

    Группа оснащена игровым и дидактическим оборудованием, которое обеспечивает  игровую,  познавательную,  исследовательскую  и  творческую активность воспитанников, направленную на формирование пространственных представлений, с доступными материалами; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением; возможность самовыражения воспитанников. Для  математического развития размещены следующие   занимательные  и  познавательные математические  материалы:

- стенд «Транспорт» и «Рыбки в пруду»,»

- стенд «Алиса в стране Чудес»,

- стенд «Карусель»,

- макет «Дерево – времена года»,

- коврограф «Ларчик» (Воскобовича),

- лепбук «Времена года»,

- макет «Божьи коровки»,

- логико-математические  игры  (блоки  Дьенеша, палочки  Кюизенера);

 мелкая  мозаика,  и  схемы выкладывания  узоров  из  нее;

 пазлы; различные сборные игрушки и схемы их сборки;

счетный материал; рабочие тетради; математические лото и домино,

- монитор (в наличии в группе),

- ламинатор (арендован у старшего воспитателя).

     Созданы  условия для  возможных  изменений  предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Например, для игр изготовлена  ширма - трансформер,  что  позволяет  использовать  ее  в  разных вариантах и в различных видах деятельности.

  В группе имеются различные пространства для игры, конструирования. Оснащена группа сенсорным-столом и различными наборами лего-конструкторов, как мелких, так и крупных.

    Периодическая сменяемость игрового  материала и  появление  новых  предметов  стимулируют  игровую, двигательную,   познавательную   и   исследовательскую   активность воспитанников.

    В  группе  обеспечен свободный  доступ дошкольников  к  играм, игрушкам,  материалам,  пособиям,  которые  могут  способствовать формированию пространственных представлений.

    Все  игровые  материалы,  пособия  и  атрибуты  соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

    Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда группы вполне способствует формированию пространственных представлений у детей старшего  дошкольного  возраста,  однако  мы с педагогами группы регулярно вносим  дополнительный материал,  такой  как  схемы,  планы,  модели,  новые настольно-печатные  игры  на развитие ориентировки в пространстве.

  1. Финансовые ресурсы: ковролин метр на метр, деревянная реечка 1 м. длиной, фетры разного цвета (7 цветов радуги)  1 и 2 мм толщины, липучка разных цветов и разной ширины, фетр для макета часов, ламинированные картинки 12 месяцев года, различные календари, песочные и солнечные часы, картонный макет часов. Финансирование производится из личных средств педагога.

VIII. Риски и пути преодоления проекта

Временные риски. Это вероятность того, что на выполнение задач в проекте уйдёт больше времени, чем запланировано. Если в практической работе будет затрачено много времени на подготовку мероприятий, то сроки проведения этих мероприятий сдвинутся.

Бюджетные риски. Из-за плохого планирования стоимость проекта может оказаться больше, чем заложено в бюджете. Может понадобиться изготовление дополнительных макетов, приобретение игр и игрушек, материалов для их изготовления.

Риски изменения объёмов работы. Они могут появиться, если выяснится, что необходимо изменить содержание этапов реализации проекта. Это возможно, если родители не поняли заданий педагога или он сам внёс в проект изменения. Это может привести к пересмотру бюджета, сроков и списка задач.

Внешние риски. Это потенциальные события, которые находятся за пределами детского сада и которые детский сад не может контролировать. Например, на проект могут повлиять новые законы или будет объявлен всеобщий карантин.

Единая точка отказа. Так называют единственное событие, которое может остановить всю работу над проектом. Ни один участник проекта не сможет дальше выполнять свои задачи, пока проблема не решится. Например, если сильно заболел педагог и он не в состоянии контролировать ход проекта.  В результате команда не выполнит ни одной задачи. Зная об этой точке отказа, можно принять меры: создать резервные электронные копии документации и информации в облаке. Другой педагог сможет продолжить проектную деятельность.

Зависимости. Это связи между двумя задачами в проекте: когда начало одной задачи зависит от завершения другой. Зависимости часто становятся риском для проекта. Пока не создан макет или игра  — дети не смогут выполнить задания. Зависимости могут быть внутренними и внешними. Внутренние — зависимости внутри проекта. Например, чтобы провести занятие, нужно сначала составить конспект. Внешние зависимости — зависимости, над которыми нет контроля. Например, родители при создании макета закупают фетр в онлайн-магазине, и если он закончился, то макет не будет доделан.

IX. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА

  1. Родители удовлетворены результатом работы ДОУ , т.к. были созданы благоприятные условия для формирования у детей пространственно-временных представлений в процессе занятий и режимных моментов.
  2. Воспитанники проявляют интерес к образовательному процессу
  3. Условия обучения дошкольников соответствуют нормам СанПиНа.
  4. Сформированные знания помогут в дальнейшем детям без затруднений овладеть школьными навыками. 

X. ВЫВОДЫ

    Данный проект дает детям возможность закрепить знания календаря (времена года, месяцы, дни недели). Способствует  развитию чувства времени, умения чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени. Способствует развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, пунктуальность, целенаправленность, интерес к окружающему миру. Хорошо сформированные представления о правых и левых частях тела прекрасная профилактика расстройств письменной речи (чтения, письма).

    Проект способствует развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, посредствам продуктивной деятельности - создания собственного макета часов.

     

XI. ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской̆ Федерации.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
  6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года.
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
  9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271.
  10. Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»).
  11. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  12. Гаркуша Ю. Ф. Педагогическое обследование дошкольников / Ю. Ф. Гаркуша. М.: Научно-практический центр “Коррекция”, 1992. – 63 с.
  13. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Издательство: Детство-Пресс; 2009 г.
  14. Мусейибова Т. А. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва «Просвещение» 1987
  15. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. М. «Айрис ПРЕСС» 2007 г
  16. Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М.: Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования)
  17. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Москва 2005 г.
  18. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред.— М.: Школьная Пресса, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...

Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".

Цель проекта     Формирование духовно-нравственных представлений у детей   старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....

Проект «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»...

Образовательная практика "Формирование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью"

Мы работаем в подготовительной группе, данная тема нас заинтересовала, мы  решили реализовать образовательную практику по формированию профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошк...