Образовательная практика "Формирование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Мы работаем в подготовительной группе, данная тема нас заинтересовала, мы  решили реализовать образовательную практику по формированию профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Но, к сожалению, образовательное пространство детского сада имеет мало возможностей для профориентационной работы с воспитанниками. Для расширения возможностей мы обратились к сотрудничеству с учреждением профессионального обучения (Техникумом отраслевых технологий и сельского хозяйства). Так же большим подспорьем, в принятии решения, оказалась, что они принимают  на обучение детей с ООП и территориальная близость техникума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_professionalno-trudovyh_predstavleniy.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью»

Тюлькова Елена Михайловна, воспитатель

Шутикова Елена Абузаровна, воспитатель

МБДОУ № 9 «Колокольчик»

e-mail : Tyulkova_Elena@mail.ru

elenashutikova82@mail.ru

тел. 8-913-596-05-50

Наше учреждение посещают дети с нарушением интеллекта, а это особенная категория воспитанников.  В нашей группе обучаются 12 детей с легкой умственной отсталостью подготовительного возраста, из них один ребенок имеет статус ребенок-инвалид.

7 мая 2018 года издан Указ Президента России В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Администрацией ДОО при знакомстве с данным указом, был сделан акцент на  направление «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».

Так как мы работаем в подготовительной группе, данная тема нас заинтересовала, мы  решили реализовать образовательную практику по формированию профессионально-трудовых представлений детей с легкой умственной отсталостью. Ведь одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей с легкой умственной отсталостью, которая осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, с жизнью современного общества, получение навыков общения, но и как знакомство с профессиональной составляющей жизнедеятельности людей - содержание этих знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, его знакомство о труде и профессиях взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

Особенно эта проблема актуальна для детей с умственной отсталостью, ведь познавательные процессы у них формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, их мыслительные операции развиваются замедленно. Формирование представлений о профессиях у детей с легкой умственной отсталостью актуально и потому, что благодаря им у ребенка формируется положительное отношение к труду, понимание его значимости. При ознакомлении с профессиями взрослых ребенок социализируется – он начинает понимать и регулировать свои поступки. Между тем, детские сады этой теме в работе с детьми с умственной отсталостью уделяют недостаточно внимания, знания о труде взрослых даются эпизодически, и по преимуществу основаны на словесных методах формирования представлений, тем самым уменьшая их возможность узнать о профессиях взрослых.

Для расширения этих возможностей мы обратились к сотрудничеству с учреждением профессионального обучения (Техникумом отраслевых технологий и сельского хозяйства). Так же большим подспорьем, в принятии решения, оказалась, что они принимают  на обучение детей с ООП и территориальная близость техникума.

В начале учебного года провели анкетирование родителей «Каким я вижу своего ребенка» и диагностику воспитанников по познавательному и социально-коммуникативному развитию. Анализ анкет родителей выявил, что родители воспитанников имеют завышенные требования к выбору профессии для своего ребенка, а диагностика воспитанников выявила низкий уровень по данным показателям.

Исходя из полученной информации, опросов родителей, бесед с воспитанниками, результатов диагностики. Установили, что родители в будущем хотят видеть своих детей военными, полицейскими, врачами, учителями, а дети мечтают быть балеринами, космонавтами, военными. Но, исходя из заключения ПМПК (умственная отсталость) и нозологии воспитанников многие профессии в будущем будут им не доступны, так как имеют ряд ограничений. Из полученной информации увидели необходимость в информировании родителей о перспективе дальнейшего обучения детей с умственной отсталостью.  

Поэтому поставили перед собой цель: создание условий для формирования профессионально – трудовых представлений воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  в соответствии с способностями, психофизиологическими данными и потребностями в доступных им видах деятельности.

Задачи:

- - запустить процессы начального профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей воспитанников;

- познакомить родителей воспитанников с профессиями профессиональных учреждений, доступных обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в г. Канске;

- познакомить воспитанников с профессиональной деятельностью в  доступных им сферах;

- воспитывать интерес к рабочим профессиям, доступным для обучения детей с ОВЗ в  нашем городе;
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

На собрании познакомили родителей/законных представителей с практикой, выявили возможность участия родителей в данной деятельности. Так же мы заключили договор о муниципальном взаимодействии с техникумом отраслевых технологий. Далее участниками сетевого взаимодействия был составлен совместный годовой план мероприятий для детей и их родителей. В течение года мы знакомим детей со следующими профессиями: дворник, кухонный работник, пекарь, швея, столяр, слесарь по ремонту автомобилей, штукатур, облицовщик-плиточник. Для родителей будут организованны следующие мероприятия: мастер-класс «Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр»; родительское собрание  «Ярмарка профессий предлагаемых учебным заведением  техникумом отраслевых технологий и сельского хозяйства» с привлечение методистов с техникума; консультация «Востребованность рабочих профессий на рынке труда»; совместные экскурсии в техникум.

На протяжении месяца воспитанники знакомились с определенной профессией в ДОО.  Мы вели беседы; читали художественную литературу; играли в сюжетные игры; просматривали мультфильмы, обучающие ролики; наблюдали за конкретными трудовыми действиями. Заключительным мероприятием в конце месяца является экскурсия в техникум отраслевых технологий. Где педагоги-партнеры проводили с детьми и их родителями: ознакомительные экскурсии по мастерским, вовлекали в практическую деятельность, или же мы  наблюдали за конкретными трудовыми действиями студентов.

Дети активно включились в деятельность, у них формируется представление о себе, своих возможностях, своей личной успешности. Полученные знания воспитанники переносят в самостоятельную деятельность (игры, рисунки, лепка, конструирование и.т.д.)

В конце года мы запланировали: выставку рисунков «Все профессии важны»;   вручение сертификатов детям участникам; подведение итогов на родительском собрании. Знакомство родителей с выбранной или наиболее заинтересовавшей на данном возрастном этапе профессией детей. Раздача памяток родителям «Поддерживание интереса ребенка к выбранной профессии».

Тесное взаимодействие с партнерами способствует  формированию у дошкольников новых профессионально-трудовых представлений, а также помогло создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных требований для развития детей с ООП.

Целенаправленная работа по формированию у детей профессионально-трудовых представлений поспособствовала развитию интереса к рабочим профессиям.

Запущен процесс начального профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, интересов, возможностей воспитанников.

Родители воспитанников ознакомлены с профессиональными учреждениями, доступными обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в г. Канске.

Сформирован интерес к рабочим профессиям, доступным для обучения детей с ОВЗ в  нашем городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с понятием «сутки», «части суток»;Развивать внимание, умение оперировать этими понятиями в повседневной жизни; Закрепить знания детей о текучести времени,Упражнять детей в...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Тема: "Осень. Игра-драматизация сказки В. Сутеев "Под грибом""

Конспект коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Возраст детей 5-6 лет....

«Формирование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью»

Особенно эта проблема актуальна для детей с умственной отсталостью, ведь познавательные процессы у них формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной ...