Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Тема: "Осень. Игра-драматизация сказки В. Сутеев "Под грибом""
план-конспект занятия (старшая группа)

Маненко Светлана Леонидовна

Конспект коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Возраст детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Осень. Игра-драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».

Задачи: Коррекционно – обучающие:

Расширять знания детей об осенних изменениях в природе. Вызвать желание участвовать в коллективной драматизации знакомой сказки. Учить брать на себя роль и следовать ей до конца игры. Учить детей понимать смысл пословицы о дружбе, запоминать ее. Активизировать речевую деятельность детей.

Коррекционно-развивающие:

Развивать эмоционально-волевую сферу детей  (учить распознавать эмоции-радость и грусть, через д/и «Изобрази настроение»). Развивать умение передавать мимику, позы, движения, голоса персонажей сказки. Развивать операции мышления анализ и синтез, через д/и «Собери листья из частей», «Что лишнее». Закрепить характерные признаки осени, через д\и «Правильно-не правильно».

Закрепить порядковый счет, через д/и «Кто первый, кто последний». Развивать двигательную координацию при проведении физ.минутки «За грибами», развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно – воспитательные: 

Учить согласовывать свои действия с действиями товарищей. Воспитывать сочувствие, доброжелательность, отзывчивость, желание оказать помощь в трудную минуту.

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе: зкскурсия в парк, рассматривание картин, иллюстраций. Беседа об осени. Заучивание стихов.  Д\и «Собери листья из частей», «Сосчитай листочки». Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа о героях сказки. Чтение стихов, загадок о героях сказки. Д/и «Изобрази животное», «Изобрази настроение», «Попросись жалобно под грибок». Знакомство с пословицами о дружбе.

Оборудование: декорации осеннего леса, корзинки, рюкзачок с картинками (сапоги, плащ, валенки, шуба, брюки, кофта, шапка, варежки), листья, листья разрезанные на 3-5 частей, тучи (овалы синего цвета), прищепки, CD  «Звуки природы» (ветер, дождь, гроза), русская народная «Хороводная», плоскостной театр «Под грибом», корзинка с шапочками персонажей сказки, 2 шапочки для гриба: маленькая и большая.

Дифференцированный подход: листья разрезанные на 3-5 частей. Слабые дети прикрепляют меньшее количество капелек (прищепок) к тучкам.

Ход занятия:

1часть. Организационный момент:

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
Дети: - Осень.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами пойдем на прогулку в осенний лес. Будем выполнять разные задания, играть в веселые игры,  которые нам приготовила осень. Возьмем с собой корзинки, рюкзачок с вещами. Можем отправляться!

Дети идут за воспитателем змейкой между деревьями.

Воспитатель:

-В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти.

Интерессней приключенья вам ребятам не найти.

Друг за дружкой становитесь.

Крепко за руки держитесь.

По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдем.

Может быть в лесу осеннем

Мы грибочек вдруг найдем.

2часть. Основная:

Воспитатель: -Вот мы и пришли. Красиво, как в сказке!

-Ребята, почему осенний лес такой красивый?

Дети: - Листья красивые, деревья.

Воспитатель: - Какого цвета листья?

Дети: - Желтые, красные, оранжевые.

Воспитатель: - Это осень постаралась, разукрасила все листья.  

-Давайте подойдем к дереву.

       д/и «Правильно-не правильно».

Воспитатель снимает лист, переворачивает.

-А листочки не простые, здесь задания от осени.

-Вы приметы осени хорошо знаете? Сейчас проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте и называйте приметы осени. Кто ответит правильно и полным предложением, получит листок. У кого листочков будет  больше, тот победит.

-Осенью листья зеленеют?

-Осенью листья опадают?

-Листья опадают- это листопад, или снегопад?

-Осенью становится холодно или жарко?

-Осенью мы копаем картошку или садим?

-Осенью птицы улетают в теплые края?

-Осенью звери одевают теплые шубки?

-У кого больше листочков? Посчитаем. Молодцы ! Положите листья в корзинки.

       Д/и «Собери листья из частей» (составление разрезных картинок). Индивидуальная работа и дифференцированный подход: детям предлагаются листья, разрезанные на 3-5 частей, в соответствиии с образовательными возможностями.

Воспитатель: - Ребята, осень приготовила нам игру. Хотите поиграть? Листья порвались на разные части. Давайте соберем листья  из частей.

Молодцы ! Положите в корзинки.

Воспитатель: - Ребята, давайте пойдем по лесу, подышим осенним воздухом.

       Слушание CD  «Звуки природы» (ветер, дождь, гроза)

-Что услышали?

Дети: - Дует ветер.

Воспитатель: -Что услышали?

Дети: - Идет дождь.

Воспитатель: -Что услышали? Какой дождь?

Дети: - Идет сильный дождь. Гремит гром.

       Рассматривание предметных картинок с изображением одежды.

Воспитатель: - Ребята, в такой сильный дождь можно промокнуть. У меня в рюкзачке есть одежда. Я очень быстро собиралась, может быть взяла что-то лишнее.

Воспитатель: - Какую одежду оденем?

Дети: - Брюки, кофту, сапоги, шапку, плащ.

Воспитатель: - Что лишнее?

Дети: - Валенки, шуба, варежки.

Воспитатель: -Почему?

Дети: - Зимняя одежда.

Воспитатель: - Давайте покажем, как будем одеваться.

    Игра-имитация (дети сопровождают слова действиями: «Одеваем брюки», «Одеваем кофту», «Обуваем сапоги», «Одеваем шапку», «Одеваем плащ, застегиваем его».

 Воспитатель: - Будем одеваться.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, тучки. А дождинок нет. А у нас идет очень сильный дождь. Возьмите прищепки , сделайте дождевые тучки.  

       Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

Воспитатель: - Покажите. Как идет дождик.

Маленькие капельки (указательными пальцами).

Капельки становятся больше (ладошками).

Начинается ливень (быстро машут ладошками).

Дождик затихает (действия производят в обратном порядке), совсем заканчивается.

       Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:- Ребята, кто радуется дождю?

Дети: - Лягушки, грибы любят дождь.

Воспитатель: - Ребята, вы знаете сказку, в которой героев в лесу застал сильный

дождь? Как называется сказка?

Дети: - Под грибом.

       Плоскостной театр.

Воспитатель: - Почему герои спрятались под грибом?

Дети: - Они помокли, замерзли.

       д/и «Кто первый, кто последний».

Воспитатель: - Сколько героев вместил грибок? Кто был первым, вторым, третьим, четвертым, пятым?

Воспитатель: - Правильно ли поступили герои, спрятав зайчика?

Дети: - Правильно, лиса могла его съесть.

Воспитатель: - Какая лиса? Что о ней можно сказать?

Дети: - Хитрая, обманчивая.

Воспитатель: - Почему раньше одному было мало места под грибом, а потом пятерым место нашлось?

Дети: - Гриб вырос.

       д\и «Изобрази настроение»

Воспитатель: - Какие все были герои, когда начался дождь?

Дети: - Грустные, печальные.

Воспитатель: - Изобразите.

Воспитатель: -Какие стали, когда выглянуло солнышко?

Дети: - Веселые, радостные.

Воспитатель: -  Изобразите.

       Этюды на развитие игровых умений (участвуют все дети)

Воспитатель: - Ребята, какая-то корзинка стоит под деревом. Что в ней? Посмотрим. Осень нам прислала шапочки героев сказки «Под грибом».

       Распределение ролей.

Воспитатель: - Чтобы превратится в героя сказки, надо выполнить задание: изобразить что скажу. У кого лучше.

-Муравей бежит быстро, чтобы дождь его не замочил.

Воспитатель: - Хорошо получилось у ...

-Бабочка вся промокла. Еле ползет.

-Мышка бежит, пищит, прячется от дождя.

-Воробей прыгает. Плачет.

-Заяц прыгает, убегает от лисы.

-Лисичка крадется.

Воспитатель: - Палочка волшебная 1, 2, 3, детей в героев сказки преврати (дети одевают шапочки героев, гриб-не говорящий ребенок).

- Поиграем в сказку.

-Сказка ждут тебя ребята.

Сказку встретить очень рады!

Драматизация сказки «Под грибом»

Воспитатель: -Как-то раз застал муравья сильный дождь. Куда спрятаться?  Увидел  Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает.

 А дождь идёт всё сильнее и сильнее. Ползёт к грибу мокрая Бабочка.

Бабочка:  - Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!

Муравей: - Куда же я пущу тебя? Я один тут кое-как уместился.

Бабочка: -Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Воспитатель: - Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт. Бежит мимо мышка.

Мышка: - Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

Муравей: - Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

Мышка: - Потеснитесь немножко!

Воспитатель: - Потеснились - пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт... Мимо гриба Воробей скачет и плачет.

Воробей: - Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

Муравей: -  Тут места нет

Воробей:  - Подвиньтесь, пожалуйста!

Муравей: -  Ладно.

Воспитатель: - Подвинулись - нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Заяц:  - Спрячьте, кричит,  спасите! За мной Лиса гонится!..

Муравей: -  Жалко Зайца. Давайте ещё потеснимся.

Воспитатель: - Только спрятали Зайца,  Лиса прибежала. 

Лиса:- - Зайца не видели?

Все: -  Не видели.

Воспитатель: -  Подошла Лиса поближе, понюхала.

Лиса: - Не тут ли он спрятался?

 Муравей: - Да, где ему тут спрятаться? 

 Воспитатель:  - Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл,  солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба, радуются.

 Муравей задумался и говорит.

 Муравей: -  Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось! 

Воспитатель: - Всем стало радостно, тепло от солнышка, завели хоровод.

Танцуют в хороводе. Звучит русская народная «Хороводная»

Воспитатель:

- Палочка волшебная 1, 2, 3,

Всех героев сказки в детей преврати.

Снимают шапочки.

3 часть. Заключительная.

Воспитатель: -Ребята, есть пословица, которая подходит к нашей сказке

«В тесноте...

Дети: - да не в обиде»

Воспитатель: - Ребята, герои сказки помогали друг другу?  

Дети: -Помогали..

Воспитатель: -  Как помогали?

Дети:  - Всех пускали под гриб.

 Воспитатель: - Если вы будете помогать другим людям в трудную минуту, жалеть их, дружить - все у вас будет хорошо.

Всем советуем дружить

Очень дружбой дорожить.

В обиду друга не давайте.

В любом несчастье помогайте.

Воспитатель: - Ребята, я вижу под елочкой корзинку. Посмотрим. Да это угощение – грибочки. Осень вам прислала грибочки, потому что вы все задания выполнили. Нам пора возвращаться в детский сад.

Выходят за воспитателем змейкой.

Список литературы:

1.Л.Б.Баряева, Н.Г.Вечканова «Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками» 

2. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее воспитание и обучениев детском саду»

3. В. Сутеев «Под грибом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на закрепление звука "Р" для дошкольника с легкой умственной отсталостью

Конспект индивидуального занятия на закрепление звука "Р" для дошкольника с легкой умственной отсталостью...

Статья на тему "Коррекционно - развивающие технологии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста"

Данная статья содержит актуальность проблемы речевого развития детей. Анализ коррекционно-развивающих технологий, которые может применять любой педагог ДОО,  различных авторов....

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову». план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме Опубликовано 10.02.2013 - 17:15 - Коваленко Окса

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову».план-конспект занятия по физкультуре (старшая ...

Образовательная практика "Формирование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью"

Мы работаем в подготовительной группе, данная тема нас заинтересовала, мы  решили реализовать образовательную практику по формированию профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошк...

«Формирование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью»

Особенно эта проблема актуальна для детей с умственной отсталостью, ведь познавательные процессы у них формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной ...

Конспект. Доминантное музыкальное занятие по пению с детьми дошкольного возраста. (средняя группа)

Формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования....