Конспект НОД по математике, формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью "Геометрические фигуры" (июнь 2025г.)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст ( 5-6 лет ).
Занятие должно быть адаптировано в зависимости от индивидуальных возможностей м потребностей детей с УО. Важно учитывать, что некоторые дети могут требовать большей помощи, чем другие, и занятия должны быть построены с учетом этого. Включение игровых элементов может поддержать интерес и желание участвовать в процессе обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
"Геометрические фигуры"
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Коррекционные задачи: развивающие, образовательные, воспитательные.
1. Развивать элементарные математические представления: умение различать и называть основные геометрические фигуры и цвета, соотносить форму предметов с геометрической формой – эталоном.
2. Активизировать и расширять словарь, формирование связной речи.
3. Развивать мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие.
4. Воспитывать интерес к занятиям, способствовать социализации детей через групповую деятельность.
Оборудование: Геометрические фигуры (картонные или пластиковые) различных цветов и форм (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).
Картинки изделий, окружающих детей (фрукты, игрушки, предметы одежды). Лист бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Вводная часть (2 минуты)
Приветствие детей. Установка доброжелательной атмосферы. Дефектолог звонит в колокольчик.
Д – Дети подойдите пожалуйста ко мне .
Дети встают рядом с дефектологом. Педагог предлагает детям встать в круги взяться за руки.
Д - Здравствуйте дети. Давайте друг друга поприветствуем.
Встали дети все вокруг, я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Дефектолог вместе с детьми приветствуют друг друга
Д - Ребята я предлагаю отправиться в сказочное путешествие
- Вы согласны? Дети отвечают ДА!
- Мы сейчас отправимся в страну математики.
- Садимся на свои стулья (обязательно напомнить спинки ровные, ножки подружили, руки аккуратно положили на стол)
Дети садятся за парты . Краткая беседа о том, что мы будем делать на занятии:
Д–Дети, сегодня мы будем исследовать цвета, формы и играть с ними!
2. Основная часть (20 минут)
Знакомство с геометрическими фигурами
- Игра “На что похожа фигура”
Задачи: учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой, выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.
Дефектолог показывает детям геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), просит назвать их, а затем найти предметы в комнате похожие на эти фигуры, ответить на вопрос какой? какая?(форма предмета) Обязательно дать детям обвести руками по контуру фигуры и предметы.
Д - Ребята, смотрите, у нас есть разные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Дефектолог – Дети, как называется эта фигура?
Дети – круг
Дефектолог – Верно. Молодцы!
Давайте попробуем найти, какие предметы похожи на наши фигуры. Например, мяч похож на круг?
Дети - Да
Дефектолог - Потрогайте мяч руками , он гладкий , без углов.
- Значит мы можем сказать,: Мяч какой ? Круглый!
- На какую фигуру похожа крышакукольного домика? Потрогайте ее руками.
Дети - на треугольник.
Дефектолог – Молодцы! Есть углы у крыши?
Дети – есть.
Дефектолог – сколько углов у крыши кукольного домика?
Дети – три.
Дефектолог – сколько углов у треугольника?
Дети – три.
Дефектолог – правильно! Крыша какая?
Дети – треугольная.
Дефектолог - А что похоже на квадрат? Давайте вместе поищем!
Дети – окно кукольного домика.
Дефектолог – сколько углов у окна кукольного домика?
Дети – четыре.
Дефектолог – сколько углов у квадрата?
Дети – четыре.
Дефектолог – Верно! Молодцы! Окно какое?
Дети – квадратное.
- А сейчас найдите, на какую фигуру похож прямоугольник?
Дети – кукольная кровать.
Дефектолог – сколько углов у кукольной кровати?
Дети – четыре.
Дефектолог – сколько углов у прямоугольника?
Дети – четыре.
Дефектолог – Правильно. Молодцы! Кровать какая?
Дети – четырех угольная.
Дефектолог – Ребята, вы молодцы! А сейчас мы я вам предлагаю поиграть в игру «Найди пару».
- Согласны? Да, ответ детей.
- Игра «Найди пару фигур»
Задачи: развивать внимание, память ; развивать представление детей о понятии «пара»; развивать умение группировать предметы по парам
Нахождение и сопоставление: Дети получают по одной картинке с изображением фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг) и должны найти пару среди других картинок с фигурами.
Дефектолог – Ребята, у меня есть много картинок, и они все перепутались. Поможете мне найти одинаковые картинки?
Дети – Поможем!
Дефектолог - Маша, посмотри внимательно на свою картинку. Что на ней изображено? Теперь поищи такую- же(ребенку необходим индивидуальный подход)
- Кто уже нашел пару к своей картинке? Покажите нам!
- Не расстраивайтесь, если пока не нашли пару. Будьте внимательны и продолжайте искать.
- Вы все были очень внимательными, и нашли все пары! Давайте похлопаем друг другу.
Физминутка. (2 мин)
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
Дефектолог - Ребята мы отдохнули, а теперь нам пора заниматься.
#1058;ворческое задание “Моя цветная картина” На закрепление.
Задачи: закрепить умение ребенка правильно называть изученные цвета, закрепить знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник): развивать внимание, развивать зрительное и слуховое восприятие.
Дефектолог - Дети, я вам раздала листы бумаги и цветные карандаши. Нарисуйте свои любимые предметы, используя геометрические фигуры и различные цвета.
Дети представляют свои рисунки группе, рассказывая о фигурах и цветах. Воспитатель помогает детям, если требуется, подсказывая.
Дефектолог –Ребята, вы все молодцы, со всеми заданиями справились, а нам пора прощаться со страной математики и возвращаться домой в наш детский сад.
Заключительная часть (3 минуты)
Обсуждение с детьми, что они узнали, чему научились на занятии. Похвала детей за активное участие, поощрение, важно отметить достижения каждого ребенка. Уборка материала — создание сотрудничества в группе.
Рефлексия
Дефектолог - Дети, какие фигуры вам понравились больше всего? Почему?
- Чему вы научились сегодня?
- Что вам было сложнее?
Примечание: Занятие должно быть адаптировано в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей детей. Важно учитывать, что некоторые дети могут требовать большей помощи, чем другие, и занятия должны быть построены с учетом этого. Включение игровых элементов поможет поддержать интерес и желание участвовать в процессе обучения.
Используемая литература:
- Баряева Л.Б. Коррекционно-развивающие занятия для дошкольников с нарушением интеллекта. — М., 2019. — 112 с. (стр. 67–74)
- Фатихова Л.Ф. Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ. — Уфа, 2020. — 72 с. (стр. 34–42)
#1060;едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: (дата обращения )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Лиса и Журавль»
Занятие по ФЭМП с оригинальным сюжетом. Очень интересное для детей.Программное содержание:· Закреплять знания детей количественного и порядкового...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием интерактивных игр "Считалочка".
Конспект НОД по ФЭМП с использованием интерактивной игры "Числовые домики" из серии интерактивных упражнений "Считалочка" для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Спасатели приходят на помощь"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей страшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Дье...
конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "В гости к Лунтику"
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Космическое путешествие к Лунтику».Возраст детей: 6-7 лет.Цель образовательной деятельности: Формирование у детей ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Математики"
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие.Формы образовательной деятельности: совместная деятельность с детьми, самостояте...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»
Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...
