Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Лиса и Журавль»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Сахно Алёна Викторовна

Занятие по ФЭМП с оригинальным сюжетом. Очень интересное для детей.

Программное содержание:

·         Закреплять знания детей количественного и порядкового счёта в пределах 10, и умения сравнивать предметы, используя слова: больше, меньше, поровну;

·         Закреплять умения детей сравнивать 5 предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, чуть ниже, низкий, самый низкий;

·         Закреплять умения детей различать и называть цвета и геометрические фигуры;

·         Закреплять представления детей о днях недели и частях суток;

·         Развивать внимание, зрительную память и логическое мышление.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Лиса и Журавль»

Слайд 4

Д/и «Весёлые постройки»

Слайд 5

Д/и «Продолжи узор»

Слайд 7

Д/и «Сервировка стола»

Слайд 11

Д/и «Цветные карандаши»



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста

 «Занимательная математика»

(по сюжету русской народной сказки «Лиса и Журавль»)

Подготовила: воспитатель детского сада «Солнышко»

 СП МКДОУ детский сад «Колокольчик» (с. Родино)

Сахно Алёна Викторовна

Программное содержание:

  • Закреплять знания детей количественного и порядкового счёта в пределах 10, и умения сравнивать предметы, используя слова: больше, меньше, поровну;
  • Закреплять умения детей сравнивать 5 предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, чуть ниже, низкий, самый низкий;
  • Закреплять умения детей различать и называть цвета и геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве;
  • Закреплять представления детей о днях недели и частях суток;
  • Развивать внимание, зрительную память и логическое мышление.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Лэпбук, в состав которого входят: Д/и «Разноцветные бусы»; Д/и «Весёлые постройки»; Д/и «Продолжи узор»; Д/и «Сервировка стола»; Д/и «Природный календарь»; иллюстрации сказочных персонажей: «Журавль» и «Лиса»;  поднос с геометрическими фигурами по количеству детей; 2 корзинки; демонстрационный материал «яблоки красного и жёлтого цвета» по 5 штук, наборное полотно, мольберт.

Раздаточный материал: Д/и «Найди одинаковые предметы» (на каждого ребёнка); Д/и «Карандаши» (на каждого ребёнка); счётный материал «яблоки красного и жёлтого цвета» по 5 штук на каждого ребёнка; математические полоски.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Лиса и Журавль».

Ход занятия:

Дети входят в зал, становятся полукругом

  1. Организационный момент

Установление эмоционального контакта с детьми:

Воспитатель:

Здравствуйте ребята. Меня зовут Алёна Викторовна. Сегодня, я буду вашим воспитателем. А ещё к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Ребята, на улице ещё поздняя осень, но зима уже пытается вступить в свои права и хочет своей плохой погодой испортить нам настроение. Но я принесла вам волшебные невидимые «снежинки-веселинки», которыми я на вас подую и у вас будет хорошее настроение (дует на детей). А теперь вы подуйте друг на друга и на наших гостей, чтобы у всех в этом зале было хорошее настроение.

Дети садятся на стульчики.

Сюрпризный момент

Воспитатель:

Ребята, в гости обычно приходят не с пустыми руками. А с чем??? Конечно, с подарками.

Ребята, вы любите получать подарки? Сегодня в тоже принесла вам подарок. Как вы думаете, что это? (ответы детей)

Воспитатель:

Ребята, это Лэпбук. Слышали когда-нибудь про него? В переводе с английского языка (lap – колени, book - книга) оно означает – наколенная книга, которую можно взять и почитать или поиграть с ним.

Вот сегодня я принесла вам вот такую необыкновенную книгу, в которой живёт сказка. Я думаю, что вы её уже читали со своим воспитателем. Но в моей книге сказка тоже необыкновенная, и сегодня я вам её расскажу. Хотите?

О какой же сказке пойдет речь? Об этом вы узнаете, отгадав 2 загадки. Внимательно послушайте и постарайтесь отгадать.

I. Вводная часть:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Волку серому сестричка,

А зовут её (лисичка).

Молодцы, ребята, правильно отгадали! А теперь послушайте ещё одну загадку:

В небе осенью курлычут,

За собою в небо кличут.

Долго манят нас вдали...

Кто скажите? ... (Журавли)

Правильно, молодцы! Итак, вспомнили, как называется сказка? (ответы детей). Конечно же, это русская народная сказка «Лиса и Журавль».

Кто из вас помнит, о чём говорится в этой сказке? (Ответы детей)

А сегодня мы с вами расскажем сказку про Лису и про Журавля, но немного по - новому. Слушайте.

II. Основная часть:

Лиса с Журавлем подружилась. Вот и вздумала однажды лиса угостить Журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Пришёл журавль на званый пир, да не с пустыми руками. Принёс куме гостинец – бусы.

Воспитатель достаёт из лэпбука Д/и «Разноцветные бусы»

Посмотрите, какие красивые!

1 Задание. Д/и «Разноцветные бусы» - количественный и порядковый счёт +закрепление цвета:

  • Давайте посчитаем сколько бусинок на бусах? (сначала хором, потом спросить несколько детей).
  • А скажите, какая по счёту зелёная (красная, оранжевая, синяя) бусинка? (спросить несколько детей, напомнить про полный ответ).
  • А теперь скажите, каким цветом третья (пятая, первая, десятая) по счёту бусинка? (спросить несколько детей).

- Молодцы! А мы продолжаем читать нашу сказку.

Обрадовалась Лиса подарку. Но говорит, что беда у неё приключилась: крыша дома совсем прохудилась, двери и окна покосились, да и забор совсем развалился Просит Лиса Журавля помочь починить и дом, и забор. Давайте тоже ему поможем. Но чтобы работа была выполнена быстрее, я предлагаю вам разделиться на 2 группы.

Дети, посмотрите, когда я нас дула, на ваших бейджиках прилипли «снежинки-веселинки». Вот у кого они голубого цвета, те проходите за правый стол. А те, у кого снежинки голубого цвета – проходите за левый стол.

Дети проходят за 2 столика.

Воспитатель достаёт из лэпбука Д/и «Весёлые постройки» и Д/и «Продолжи узор»

2 Задание (работа в микрогруппах): геометрические фигуры, логическое мышление:

  • 1 группа - Д/и «Весёлые постройки». 

Детям предлагается построить дом по образцу, используя геометрические фигуры.

  • 2 группа - Д/и «Продолжи узор».

Детям предлагается определить последовательность расположения полосок-«дощечек» и продолжить ряд.

 - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания.

- Молодцы, всё верно.

Воспитатель достаёт из лэпбука Д/и «Сервировка стола»

Физ. Минутка: «Сервировка стола» - ориентировка в пространстве, размер и цвет предметов, развитие зрительной памяти.

За хорошо выполненную работу решила Лиса отблагодарить Журавля и накормить его. Ребята, вспомните, чем в сказке Лиса кормила Журавля? (ответы детей). Да, конечно же кашей.

Лиса поставила на стол посуду. Посмотрите внимательно какие красивые кружечки и тарелочки!

 Воспитатель раздаёт детям разноцветные тарелки и чашки и предлагает детям найти свою пару.

Сейчас мы с вам поможем Лисе накрыть на стол. Вы должны внимательно слушать и занять именно ваше место на столе. Готовы?

- Итак, в центр стола Лиса поставила большую тарелку и чашку, зелёного цвета, с жёлтой серединой (пара детей занимает своё место на ковре).

 - Большую красную тарелку с жёлтой серединой она поставила в правый нижний угол (пара детей занимает своё место на ковре).

- Маленькую тарелку и чашку фиолетового цвета с розовой серединой она поставила в левый нижний угол (пара детей занимает своё место на ковре).

- Маленькую голубую тарелку с белой серединой она поставила в левый верхний угол (пара детей занимает своё место на ковре).

 - Большую розовую тарелку с белой серединой и чашку она поставила в правый верхний угол (пара детей занимает своё место на ковре).

- Давайте проверим, правильно ли мы накрыли стол?

- Молодцы!!! Слушайте дальше!

Журавлю она поставила большую красную тарелку с жёлтой серединой.

- Скажите, где на столе она стоит? (в правом нижнем углу).

А себе Лиса поставила маленькую голубую тарелку с белой серединой.

- Скажите, где на столе она стоит? (в левом верхнем углу).

- А какая тарелка стоит в центре стола? (она большая, зелёного цвета, с жёлтой серединой).

- А что вы можете сказать о тарелке, которая стоит в правом верхнем углу? (она большая, розового цвета, с белой серединой).

- Молодцы!!!  Вы просто умнички!!!

Воспитатель предлагает детям выбрать геометрические фигуры на подносе

А теперь возьмите понравившуюся вам геометрическую фигуру. Выбрали? Молодцы! А теперь пройдите за столы, именно на то место, где изображена ваша геометрическая фигура.

Дети проходят за столы

3 Задание: Д/и «Природный календарь» - дни недели и части суток.

Журавль стучал-стучал клювом по тарелке, но так и не смог попробовать ни капли каши. Обиделся он на лису и решил проучить её.

Пригласил он лису к себе в гости в среду утром.

Детям предлагается вспомнить названия дней недели и частей суток.

4 Задание: Д/и «Карандаши» - высота предметов:

Пришла Лиса к Журавлю в гости в назначенное время. Тоже принесла ему подарок – цветные карандаши. Но, пока несла, рассыпала их.

Детям предлагается сложить все карандаши в коробку, начиная с самого высокого карандаша и заканчивая самым низким.

- Давайте проверим, правильно ли мы разложили карандаши?

- Умнички, все верно справились с заданием!

5 ЗаданиеД/и «Найди одинаковые предметы» - логическое мышление:

Обрадовался Журавль подарку, потому что очень любил рисовать. Решил он тоже угостить Лису вкусной окрошкой.  

- Из чего в сказке Журавль кормил Лису? (ответы детей).

- Правильно, поставил он на стол 2 одинаковых кувшина.

Детям предлагается найти на картинке два одинаковых кувшина.

- Давайте проверим, правильно ли мы нашли кувшины? – Молодцы!!! Вы очень внимательные!!!

Лиса также не смогла полакомиться вкусной окрошкой.

Поссорились Лиса и Журавль.

Но, скучно им так жить. Вот решили они помириться.

6 Задание Д/и «Спелые яблоки» - сравнение множеств:

Журавль принёс Лисе корзину красных спелых яблок. А Лиса принесла Журавлю корзинку жёлтых яблок.

Давайте посчитаем, сколько яблок в корзине у Журавля? 1,2,3,4,5 - всего 5 яблок.

Выложите у себя на верхней полоске, столько красных яблок, сколько Журавль принёс Лисе.

Давайте посчитаем, сколько яблок в корзине у Лисы? 1,2,3,4, - всего 4 яблока.

Выложите у себя на нижней полоске, столько жёлтых яблок, сколько Лиса принесла Журавлю.

Каких больше яблок? (красных)

На сколько? (на одно)

Что нужно сделать, чтобы яблок стало поровну? (добавить одно, или убрать одно)

 - Молодцы!

III. Заключительная часть:

Помирились Лиса и Журавль, и с тех пор живут они дружно и никогда не ссорятся!

- Ребята, понравилась вам наша сказка? (Ответы детей)

- Скажите, а какое задание вам больше всего понравилось выполнять? (Ответы детей)

- А вы обратили внимание, что в нашей сказке не цветные картинки? Как вы думаете, как называют такую книгу? Верно – это раскраска. И сегодня я хочу вам подарить эту раскраску. Вы в группе её раскрасите и расскажите эту интересную сказку своим друзьям.

Воспитатель дарит детям книгу-раскраску

А я в следующий раз обязательно приду к вам в гости и принесу новую сказку. До свидания, до новых встреч!!!

Дети уходят из зала.