Что можно отнести к профессиональным ошибкам в деятельности педагога и какова профилактика педагогических ошибок
консультация (старшая группа)

Коньшина Мария Сергеевна

Что можно отнести к профессиональным ошибкам в деятельности педагога?

 

Педагогом-мастером является специалист высокой культуры, мастер своего дела, в совершенстве владеющий преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладающий психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.

Подлинным педагогом-мастером становится лишь тот, кто оказывает позитивное нравственно-эстетическое воздействие на личность, а это возможно лишь при условии постоянного самосовершенствования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования

«Информационно-методический центр» Городского округа Подольск        

Дополнительная профессиональная образовательная программа

повышения квалификации педагогических и руководящих работников

«Основы педагогического мастерства

и профессионального саморазвития»

Что можно отнести к профессиональным ошибкам в деятельности педагога

и какова профилактика педагогических ошибок?

           ФИО слушателя: Коньшина М.С.

                                                                                                 Должность: воспитатель

                                                                                            Место работы: МАДОУ д/с №13 «Золотая рыбка»

Г.о. Подольск, 2020

Что можно отнести к профессиональным ошибкам в деятельности педагога?

Педагогом-мастером является специалист высокой культуры, мастер своего дела, в совершенстве владеющий преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладающий психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.

Подлинным педагогом-мастером становится лишь тот, кто оказывает позитивное нравственно-эстетическое воздействие на личность, а это возможно лишь при условии постоянного самосовершенствования.

Специфический компонент любой человеческой деятельности – это ошибки. Педагогическая деятельность не исключение, в ней также могут быть ошибки:

1.        Не умение педагога преподнести себя с точки зрения внешнего вида. Правильно подобранный деловой костюм может создать благоприятное впечатление, подчеркнет Ваш профессионализм и личные качества;

2.        Заученные с детьми занятия на методических городских объединениях, региональных семинарах. У детей нет эмоций, момента неожиданности, восторга. Занятие кажется детям скучным, глаза не горят. Итог мероприятия не будет положительным;

3.        Постоянное одергивание детей. Педагоги часто касаются детей, за руку, за плечо, строят детей в круг. Педагог не имеет права трогать детей;

4.        Несоблюдение регламента. Педагог – мастер должен знать СанПиНы, определенный регламент образовательной деятельности;

5.        Игнорирование мнения воспитанника. Выражается в нежелании принимать точку зрения ребенка;

6.        Несоблюдение культуры речи педагогом. От правильного произношения слов и предложений в речи зависит связная речь ребенка, его словарный запас слов;

7.        Недопустимо, на протяжении всего занятия нахождение детьми за столами или на стульчиках в кругу. Дети постоянно должны перемещаться по групповой комнате, менять виды деятельности и свое положение;

8.        Несоблюдение техники безопасности. Не подвергать детей опасности при использовании мультимедийных устройств;

9.        Неправильная постановка вопроса к детям. Зачастую педагог не решает ряд задач, которые сам поставил при организации ООД;

10.        Педагог кричит на детей. В ДОУ этот принцип является чуть ли не приступным, т.к. существуют равноправные отношения между педагогом и взрослым, а это говорит о том, что ребенок нуждается в объяснении ситуации;

11.        Неэффективная организация педагогического процесса педагог не может спланировать и организовать учебно-воспитательный процесс, однако не ищет путей разрешения данной проблемы;

12.        Отсутствие оценки проведенного занятия. Именно эта форма взаимодействия педагога и воспитанников позволяет взглянуть на образовательный процесс изнутри, а значит оценить не только конечный результат и др.

 Какова профилактика педагогических ошибок?

Каждый педагог стремится свести к минимуму возможность совершить ошибку. Кто дело не делает, тот не ошибается.

1. Систематически анализируйте собственные действия в процессе профессиональной деятельности с позиции «подвергаю сомнению правильность содеянного». Сомневайтесь. Научитесь смотреть на себя в процессе деятельности глазами других людей. Поспорьте с собственными мыслями. Ведите дневник, записывайте свои мысли и пр.

2. Прогнозируйте последствия предполагаемых решений.

3. Скрупулезно изучайте все дисциплины учебного курса, особенно педагогику и психологию. Не переоценивайте свой личный опыт, выстраивайте собственную педагогическую деятельность, соотнося ее с научными основами, а не с обыденными представлениями или стереотипами.

4. Ведите «журнал ошибок». Отнеситесь к ним как к ценности. Проанализированная ошибка позволяет не «наступать на грабли» многократно.

5. Не бойтесь вероятности совершения ошибки, формируйте новые привычки мышления. Страх не предупредит оплошности.

6. Оценивая сложившуюся учебную ситуацию, формируйте готовность проанализировать альтернативные пути ее решения.

7. Избегайте ошибочных обобщений («Я пришла на семинарское занятие недостаточно подготовленной и вышла из затруднительного положения за счет своей общей эрудиции, следовательно, можно не готовиться тщательно к каждому занятию»).

8. Избегайте стереотипов и «слепого» подражания. Не принимайте на веру умозаключения других людей, даже ваших наставников педагогов. Будьте в меру критичны и самокритичны! Не формируйте свое отношение к другим людям на основании чужих выводов.

9. Избегайте преувеличений. Не делайте «из мухи слона».

10. Не принимайте негативные реакции людей, их неадекватное поведение как желание причинить вам неудобство. В основе такого поведения лежат собственные проблемы людей и неумение их конструктивно разрешать.

11. Если совершили ошибку, не опускайте руки. Постоянно повышайте свой теоретический уровень.

12. Посещайте занятия опытных педагогов, впитывайте в себя все новое.

Используемые источники:

  1. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития, - М., 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.8. Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)

Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)...

2.7 Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)

Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)...

Методическая разработка по отдельным направлениям профессиональной деятельности (обобщение опыта, результаты педагогического исследования) по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Что можно отнести к профессиональным ошибкам в деятельности педагога и какова профилактика педагогических ошибок?

Что можно отнести к профессиональным ошибкам в деятельности педагогаи какова профилактика педагогических ошибок?  Ошибки могут совершаться в любой человеческой деятельности и с абсолютно люб...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Личностные и профессиональные качества педагога и их влияние на педагогическую деятельность»

...Педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания, образования и обучения. Содержание профессии пе...