Пальчиковая гимнастика
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика.
2- ая младшая группа.
1«Прилетели гули».
Прилетели гули. Махать руками, как крылышками. Гули- голубочки. Сели на головку, Положить руки на голову. На головку дочке. Ты моя дочка, Помаши ладошкой, Кыш, кыш, кыш! Махать кистями рук, «прогоняя гулю».
2.«Шаловливые пальчики».
Дети, подняв ладошки, играют растопыренными пальчиками. Потом пальчики прячутся - дети сжимают пальчики в кулачки. Повторить несколько раз: «Играют – прячутся, играют – прячутся».
3. «Ножками затопали».
Пальчики в башмачках шагают по ногам – до коленочек и обратно (дети сидят на стульчиках).
4. «Бабушка».
Бабушка очки надела, И, внучаток разглядела.
Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колёсико», приложить к глазам и посмотреть в «очки». Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из большого и среднего пальцев. Выполнить упражнение несколько раз, делая «очки» из разных пальцев. Посмотреть друг на друга, на воспитателя. Спросить детей, хорошо ли им видно в очках.
5. «Тики – так».
Все пальцы собраны в кулачок. Произносить в верхнем регистре. 1Указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать ими вправо-влево. Тики – так, тики – так, Так ходики стучат!
Произносить в среднем регистре.
2Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя к себе, не отрывая ладоней друг от друга.
Туки – так, туки – так, Так колёса стучат.
Произносить низким голосом.
3 Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.
Туки – ток, туки –ток. Так стучит молоток.
6. «Мы платочки постираем».
Пальцы сжаты в кулачки, тереть кулачком по кулачку. Выполнять движение «Выжимаем бельё». Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх-вниз. Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по ладони другой. Хлопки одной ладошкой по другой. Положить руки на колени.
Мы платочки постираем, Крепко, крепко их потрём, А потом повыжимаем, Мы платочки отожмём, А теперь мы все платочки, Так встряхнём, так встряхнём. А теперь платки погладим, Мы погладим утюгом, А теперь платочки сложим, И в шкаф положим.
7. «Наша бабушка». Хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками. Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки. Положить руки на колени. Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах. Мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка». Развести руки в стороны. Выполнять движение «вязание на спицах».
Наша бабушка идёт, И корзиночку несёт. Села тихо в уголочек, Вяжет деточкам чулочек. Вдруг котята прибежали, И клубочки подобрали, Где же, где ж мои клубочки, Как же мне вязать чулочки?
8. «Кот Мурлыка».
Лёгкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка». Погрозить пальчиком левой руки, затем правой. Сделать резкое движение пальцами обеих рук («кошечка») и сжать пальцы в кулак.
Вот кот Мурлыка ходит, Он всё за мышкой бродит. Мышка, мышка, берегись, Смотри коту не попадись. «А-а-а-ам»!
9. «Сорока».
Скрестить кисти рук и помахать ими, широко разведя пальцы. Указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по ладони левой руки. Повернуть ладошку левой руки, пальцы широко разведены. По очереди загибать пальчики: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.
Сорока - белобока, Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала.
Другой вариант потешки:
Этому не дала: Ты воды не носил, Дров не рубил.
При этом большой палец не загибается, а указательный палец правой руки грозит ему.
10. «Семья».
Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки. Дотронуться до указательного пальца. До среднего. До безымянного. До мизинца. Выполнить движение «фонарик» или положить ладонь правой руки на ладонь левой и пожать её. Выполнить это же упражнение, поменяв руки.
Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик- папочка, А этот пальчик – я. А это вся моя семья!
11. «Две тетери». Пальцы широко расставлены, лёгкие движения (вверх – вниз) кистями рук, ладонями вниз. Соединить перед собой руки, сделав круг. Помахать кистями рук, как крыльями. Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках (клюв). Помахать руками.
Как на нашем на лугу: Стоит чашка творогу, Прилетели две тетери, Поклевали, Улетели.
12. «Коза».
Средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты, большие пальцы их поддерживают. Указательные пальцы и мизинец выставлены вперёд. Покачивать кистями рук. Пальцы сжаты в кулаки. Постучать кулачком по кулачку. Большой палец внизу, остальные пальцы прижаты друг другу. Резким движением соединять большой палец с остальными. Погрозить указательным пальцем правой руки. Погрозить указательным пальцем левой руки. Выполнить первое движение «коза».
Идёт коза рогатая, Идёт коза бодатая, Ножками топ – топ, Глазками хлоп – хлоп. Кто кашу не ест, Кто молоко не пьёт- Того забодаю, забодаю, забодаю!
13. «Овечки».
Указательные пальчики приложить к голове в области виска(сделать маленькие ушки) и покачать головой. Поочерёдно соединять с большим пальчиком указательный, средний, безымянный и мизинец – выполнять сразу двумя руками. Имитировать игру на дудочке.
На лугу стоят овечки, Шерсть закручена в колечки, А играет для овечек, На свирели человечек!
14. «Жук».
Пальцы сжаты в кулаки. Большой палец и мизинец выпрямлены, шевелить ими.
Жук летит, жук жужжит, И усами шевелит.
Средняя группа.
1.«Побежали вдоль реки».
Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру и коленям (пальчики бегут).
Побежали вдоль реки, Дети наперегонки. На ускорении.
2 «Раз, два, три, четыре, пять»
Сжимать и разжимать пальцы. Выполнять движение «фонарики». Сжимать и разжимать пальцы. Сжать руки в кулаки.
Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять, Раз, два, три, четыре, пять. В домик спрятались опять.
3 «Капуста».
Сжимать и разжимать пальцы. Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном», покружить ими. Сделать из пальцев «шар». Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг от друга. Движение пальцев, имитирующее посыпание солью. Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста? Если я – капуста! Мы капусту рубим, Мы морковку трём, Мы капусту солим, Мы капусту жмём.
4. «Снежок». Ритмично, плавно опускать руки вниз. Выполнять круговые движения кистями рук. Ритмично, плавно опускать руки вниз. Имитация сгребания снега. Выполнять движение «пирожки». Бросить снежок вперёд.
Белый снег пушистый, В воздухе кружится, И на землю тихо, Падает, ложится. А потом, а потом, Мы из снега слепим ком, Ух!
5 «Овечка».
Играть растопыренными пальчиками. Поочерёдно соединить все пальцы с большим в «колечки». Выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами, как «кошечка».
Вот кудрявая овечка. Шёрстка белая в колечках. Шёрстка мягкая, густая - Шубка у овцы такая!
6 «Шарик».
Пальцы обеих рук собраны в одну щепотку. Постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга. Медленно развести руки в стороны. Хлопок в ладоши. Подуть на сложенные ладоши. Снова собрать пальцы в щепотку.
Надувают шарик быстро, Он становится большой. Вдруг шар лопнул, Воздух вышел, Стал он тонкий и худой.
7. «Два ежа». Поочерёдно шлёпать ладонями по коленям. Резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак. Круговые движения ладошкой по ладошке. Указательным пальцем одной руки имитировать чистку зубов.
Шли по лесу два ежа, Шли спокойно не спеша. На спине иголки, Длинные и колкие. Чуть шуршали листьями, И травкой зубки чистили.
8. «Замок».
Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок. Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны. Движение сцепленными пальцами - от себя, к себе. Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга. Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны.
На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Потянули, Постучали! И открыли!
9. «Пекарь».
Выполнять движение «печём пирожки». Соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно. Соединить большие пальцы и указательные. Слегка раздвинуть руки в стороны. Кончики пальцев рук соединить, локти развести в стороны.
Пекарь, пекарь, из муки, Испеки нам колобки. Да сушки – Ванюшке. Да баранки – Танюшке. Да бублики – Гришке. Да крендель – Маришке.
10. «Замок». Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок. Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны. Движение сцепленными пальцами от себя, к себе. Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга. Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны.
На двери висит замок, Кто его открыть бы мог? Потянули, Покрутили, Постучали, И открыли!
11. «Есть такая палочка».
Стучать пальчиком о пальчик. Поочерёдно соединять одноимённые пальцы. Сложить руки в «замок», пошевелить пальчиками. Повернув руки ладонями к себе, укладывать пальчики друг на друга боковой поверхностью – «лестницей» (вкладывать палец одной руки между пальцами другой). Резко повернуть одну руку ладонью вниз, положить на неё другую ладонь. От плеч «пробежаться» пальчиками по телу до колен, уронить кисти рук вниз – «мышки покатились».
Есть такая палочка, Палочка – стукалочка. Застукалкой постучишь - Вылетает синий чиж. Чижик знает песенку, Про мышат, про лесенку: «Как по лесенке гурьбой, Лезли мыши в кладовой. Лесенка свалилась, Мыши покатились».
Старшая группа.
1.«Поросята». Сжать пальцы обеих рук в кулачки, большой палец поднять. Сделать из пальчиков «плетень». Сложить руки в замочек. Большой палец прижать к ладони, шевелить остальными пальцами. Выполнять произвольные движения руками. Большой палец прижат к ладони, шевелить остальными пальцами. Сделать из пальчиков «плетень».
Две свинки, В загоне у фермера жили, И между собою толстушки дружили. У каждой росло по четыре ребёнка, Четыре весёлых, смешных поросёнка, И вместе все восемь любили играть, Плескаться в воде, кувыркаться, плясать. А вечер настанет – и к маме бегут, Лягут в загоне и вместе заснут.
2«Дружат в нашей группе». Пальцы обеих рук соединяются в замок. Ритмичное касание пальцев обеих рук. Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. Руки опустить вниз, встряхнуть кистями.
Дружат в нашей группе, Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим, Маленькие пальчики. Раз, два , три , четыре, пять.
Начинай считать опять: Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать.
3 «Зайка». Выпрямить указательный и средний пальцы правой руки, остальные соединить. Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить. Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить. Выпрямить указательный и средний пальцы правой руки, остальные соединить.
Скачет зайка косой, Под высокой сосной, Под другою сосной, Скачет зайка второй.
4 «Мы делили апельсин». Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноимённых пальцев. Слегка раздвинуть руки и выполнять лёгкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово «один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням, остальные пальцы поднять вверх. Загнуть указательные пальцы. Загнуть средние пальцы. Загнуть безымянные пальцы. Загнуть мизинцы. Поднять руки вверх и быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз. Погрозить пальцем. Спрятать руки за спину.
Мы делили апельсин. Апельсин всего один. Эта долька – для кота. Эта долька – для ежа. Эта долька – для улитки. Эта долька – для чижа. Ну, а волку - кожура. Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда!
5.«Коза и козлёнок». Указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные прижать к ладони большим пальцем. Пальцы соединить в «щепотку», опустить вниз, потрясти ими. Одновременно резко сжимать и разжимать пальцы рук. Соединить запястья рук, одна кисть сверху. Пальцы расставлены и полусогнуты. Ритмично соединять и разъединять одноимённые пальцы. Попеременно стучать кулачком о кулачок. Указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные – прижать к ладони большим пальцем.
Идёт коза рогатая, Идёт коза бодатая, К ней козлёночек спешит, Колокольчиком звенит. За козлёнком бежит волк, И зубами щёлк да щёлк! Рассердилась тут коза: «Волку выколю глаза!»
6. «Кулачки». Поочерёдно прижать пальчики, собирая их в кулачок, начиная с большого пальца сначала на правой, затем на левой руке. Ритмично и энергично сжимать и разжимать пальчики, широко их расставляя. Ритмично прижимать одноимённые пальцы.
Кулачки мы вместе сложим, Нашим пальчикам поможем, Разогнуться и подняться, Пальчик к пальчику прижаться.
7. «Птички прилетели». Соединить пальчики обеих рук в «клювики». Махи ладонями с широко расставленными пальцами. Руки вверх, все пальцы широко расставить. Соединить пальчики обеих рук в «клювики». Птички прилетели, Крыльями махали, На деревья сели, Вместе отдыхали. 8. «Вышла кошечка». Указательный палец и мизинец правой руки согнуты вверху(как ушки), остальные пальцы прижаты к ладони: большой палец придерживает средний и безымянный. Левой ладонью махать у основания правой кисти. Соединить перед собой кончики средних пальцев ( «воротики»), ладони – перед собой, большие пальцы выпрямить. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх, остальные прямые пальцы соединить вместе.
Вышла кошечка вперёд, К нам идёт хвостом играет. Ей навстречу из ворот, Две собаки выбегают.
9. «Цветок». Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их, как «бутон». Развести пальцы рук. Выполнять ритмичные движения пальцами вместе – врозь. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, развести пальчики и пошевелить ими.
Вырос цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье, Дружно дают корешки под землёй.
10. «Крючочки». Энергично и ритмично выполнять кистями рук движение «фонарики». Сцепить мизинцы обеих рук и тянуть в разные стороны. Движение «фонарики». Энергично разжимать и сжимать в кулачки пальцы обеих рук.
Это наши мальчики, Маленькие пальчики. Крепко держатся дружочки, Не разжать нам их крючочки. А ещё мы можем так: Вот ладонь, а вот кулак, Хочешь, тоже делай так - То ладонь, а то – кулак.
11. «Загадки – пантомимы». Педагог или один желающий ребёнок показывают гимнастику без текста, только жестами, остальные должны отгадать эту «загадку».
Подготовительная к школе группа.
1 «Мама».
Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Мизинцы четыре раза энергично касаются друг друга. Три раза касаются друг друга указательные пальцы. Снова касаются друг друга мизинцы. Соприкасаются указательные. Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки. Эти же пальцы «целуются» (лёгкое касание).
Мама, мама! Что, что, что? Гости едут. Ну и что? Здрасьте, здрасьте! Чмок, чмок, чмок! Здрасьте, здрасьте! Чмок, чмок, чмок!
2 «Замок – чудак».
Пальцы сцеплены в «замок». Несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны. Выполнять потягивание, пытаясь открыть «замок». Энергично встряхивать кистью одной руки. Поочерёдно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой; Безымянный и указательный пальцы «застревают в замке». Поднять большой палец вверх. Те же движения выполнить другой рукой. Поднять большой палец вверх. Развести руки в стороны.
На двери замок – чудак. Не открыть его никак. Я его и так, Я его и сяк, Я его туда, Я его сюда. Ну, никак не открывается!
Вынул связку я ключей - Ну – ка, ключик, поскорей! Этот ключик не подходит. Этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, Этот ключ не вылезает. Этот ключик – от сарая.
Вынул связку я другую. Этот ключик не подходит, Этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, Этот ключ не вылезает. Этот ключик – от рояля.
Дверка, миленькая, откройся! – Входите, пожалуйста!
3 «В гости».
Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням. Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами. Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится. Пошевелить мизинцами и сжать пальцы в кулачки. Постучать кулачком о кулачок. Пожать ладошкой ладошку. Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки.
В гости к пальчику большому, Прибегали прямо к дому, Указательный и средний, Безымянный, И последний - Сам мизинчик – малышок, Постучался на порог. Все пальчики – друзья, Друг без друга нам нельзя!
4 «Гномы».
Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки. Указательным пальцем левой руки надавливать по очереди на подушечки правой руки. «Намазывать» варенье на кончик каждого пальца. Последовательно, начиная с большого пальца, соединить одноимённые пальцы (подушечки) рук. Пальцы широко расставлены. Крепко прижать ладони одна к другой. Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны. Сделать удивлённое лицо.
Стали гномы гостей приглашать. Стали гномы гостей угощать. Каждому гостю досталось варенье, Пальчики склеило то угощение. Плотно прижались ладошка к ладошке, Гости не могут взять даже ложки!
5 «Утро настало».
Кисти рук скрещены, пальцы растопырены, как «солнышко с лучиками». Четыре пальца правой руки сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнить им круговые движения. Большим и указательным пальцем правой руки щёлкать по кончикам пальцев левой руки, начиная с большого пальца. Щелчок в центр ладошки. Руки поднять вверх, пальцы растопырить и быстро пошевелить ими.
Утро настало, Солнышко встало, - Эй, братец Федя, Разбуди соседей! – Вставай, Большак! Вставай, Указка! Вставай, Серёдка! Вставай, Сиротка! И Крошка – Митрошка! Привет, Ладошка! Все потянулись, И проснулись!
6 «Мостик».
Пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой. Правой рукой сделать «козу»: согнуть средний и безымянный пальцы, прижать их большим пальцем к ладони. Указательный палец и мизинец выставить вперёд. Сделать «козу» левой рукой. Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук. Не отрывая пальцы друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую. Разъединить руки и резко опустить их пальцами вниз.
Вот мостик горбатый, Вот козлик рогатый, На мостике встретил он, Серого братца. Упрямцу с упрямцем, Опасно встречаться. И с козликом козлик, Стали бодаться. Бодались, бодались, Сражались, сражались, И в речке глубокой, Вдвоём оказались.
7. «Паук».
Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой. Поворачивая кисти рук, соединить большой палец правой руки с мизинцем левой. Снова поворачивая кисти рук, соединить большой палец левой руки с мизинцем правой и т. д. Поочерёдно соединить одноимённые пальцы рук. Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы вниз, пошевелить ими. Соединить четыре пальца на каждой руке в щепотку, мизинцы слегка отвести. Выполнять движение, имитирующее вязание. Запястье одной руки положить на запястье другой, широко раздвинуть пальцы и плавно пошевелить ими. Прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и расставить. Не отрывая основания ладоней, быстро прижать пальцы друг к другу, соединить кончики пальцев обеих рук – «коробочку».
У тебя, скажи, паук, Сколько ног и сколько рук? Отвечай – ка, паучок, Сколько рук и сколько ног? – Когда лапы по дорожке – ходят, Это мои ножки. Лапы вяжут паутинку, Будто руки ткут холстинку. Если я крадусь за мошкой, Мои лапы – это ножки. Если попадутся мухи, Лапы цапнут их, как руки.
8. «Сороконожки».
Дети пальчиками изображают движение ног сороконожки: пальцы правой руки «бегут» по левой руке, пальцы левой руки «бегут» по правой руке. Пальцы встречаются на груди. Сцепить пальцы в замок. Потянуть сцепленные пальцы в стороны. Расцепить пальцы.
Две сороконожки, Бежали по дорожке, Побежали, побежали, И друг дружечку догнали, Так друг дружечку обняли, Что едва мы их разняли.
9. «Пять поросят».
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки.
Большие пальцы обеих рук опустить вниз и вращать. Указательными пальцами обеих рук поочерёдно стучать пальчик о пальчик. Два средних пальца слегка поднимать и опускать («подбрасывать мяч»). Шевелить безымянными пальцами. Мизинчики «скачут» вместе или по очереди. Пальчики «шагают» по коленям. Большие пальцы обеих рук опустить вниз и вращать. Выполнять «моталочку» указательными пальцами. Водить по столу вперёд – назад кончиками средних пальцев. Подушечками безымянных пальцев нажимать в нескольких местах по коленкам или по столу. Мизинчики «скачут» вместе или по очереди. Все пальчики «бегут» по столу.
Два пухлых поросёнка, Купаются в пруду, Два ловких поросёнка, Играют в чехарду, Два сильных и высоких, Играют в баскетбол, Два самых быстроногих, Бегут гонять в футбол, Два маленьких, весёлых, Танцуют и поют. Потом все поросята, Обедать в дом идут. Два пухлых поросёнка, Готовят винегрет. Два ловких и умелых, Готовят всем омлет, Два сильных и высоких, В столовой моют пол. Два аккуратных ставят, Еду на чистый стол, Два маленьких весёлых, Всем песенки поют, И снова поросята, Гурьбой гулять идут.
10. «Паучок».
Соединить поочерёдно мизинец правой руки с большим пальцем правой руки и мизинец левой руки с большим пальцем правой руки. Ритмичными движениями касаться одноимённых пальцев рук. Поднимать вверх руки с широко раздвинутыми пальчиками. Соединять поочерёдно мизинец правой руки с большим пальцем левой руки и мизинец левой руки с большим пальцем правой руки.
Паучок, паучок, Паутину сшил. Вдруг закапал дождик- Паутину смыл. Вот и солнце вышло, Стало подсыхать, Паучок, паучок, Трудится опять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.
1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.
Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики....
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...
Комплекс пальчиковой гимнастики для малышей. Пальчиковая гимнастика
Учимся играя. Пособия для умных родителей....
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...