Дополнительная образовательная программа "До-ми -сольки" 5- 6 лет
рабочая программа (старшая группа)

Литвинова Виктория Юрьевна

Программа по обучению пению детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_do-mi-sol-ki_-5-6_let.doc333 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,

ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-19 е-mail: kolosok2011.17@mail.ru

сайт: kolosok.klgd.prosadiki.ru

ПРИНЯТА

решением педагогического совета

МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок»

Протокол № 1 от 30.08.2019 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МАДОУ

«Детский сад № 17 «Колосок»

Марчихина О.И.

Приказ от 30.08.2019 года № 2П

                   МП

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«До-ми-соль-ки»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 35 недель

                                                                        Автор-составитель:

                                                                                         

                                                                                          Литвинова Виктория Юрьевна,

                                                                                     музыкальный руководитель                                                                            

                                                                                                   

                                                                                                   

пос. Шоссейное

2019

Организационная модель проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Уровень

Показатели

Специфика реализации

Массовые программы

Групповые программы

Микро-групповые программы

Индивидуальные программы

Ознакомительный

Количество обучающихся

До 20 человек

Возраст обучающихся

5-6 лет

Срок обучения

 35 недель

Режим занятий

 25 мин в неделю (1/25 мин)

Minобъем программы

14 часов 35 минут

Особенности состава обучающихся

Однородный

Форма обучения

Очная

Особенности организации образовательного  процесса

Традиционная

1.1. Пояснительная записка.

Направленность данной программы- художественная.

Актуальность программы.

Пение является одним из компонентов художественно-эстетического развития, играет особую роль в духовно-практическом познании мира, знакомит ребенка с элементарными основами музыкального искусства, формирует музыкальный вкус, развивает познавательные и музыкальные способности, физические возможности, обеспечивает активное отношение к социально- культурной среде, цельность и гармоническое развитие личности. Пение- один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природо-сообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Концептуальная основа программы.

Данная программа разработана на основе программы «Ступеньки музыкального творчества», в содержании которой заложены основы гармонического развития.

Программа «Музыкальное развитие в детском саду», Е.А. Минина обогащает представления детей о вокальном искусстве, формирует основы певческой культуры, навыков.

Программа «Здоровьесберегающие технологии» обеспечивает материалом, который позволяет сберечь детский певческий голос, развить голосовой аппарат, сформировать правильное дыхание, создать радостное настроение на вокальных занятиях.

В основу содержания курса вложены принципы программы «Камертон», Э.П. Костина, разработанная на основе лучших традиций отечественных исследований и современных достижений практики, обеспечивающая системное развитие музыкальной культуры каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Отличительные особенности программы «До-ми-соль-ки».

Решая задачи приобщения ребенка 5-6 лет к пению, программа «До-ми-сольки», не дублирует полностью задачи дошкольного музыкального воспитания, а лишь готовит ребенка к дальнейшему музыкальному образованию и поддерживает интерес к пению через создание фонда любимых песен, формируя, тем самым, интерес к пению иосновам певческой культуры. Программа «До-ми-солька» обогащает представления о вокальном исполнительстве, музыкальных жанрах, формирует способность создавать собственные художественные образы через песенное творчество. Основной задачей программы «До-ми-солька» является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. И, как результат этого - эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

Адресат программы-  дети дошкольного возраста (5-6 лет).

При построении программы для детей 5-6 лет были соблюдены основные требования и тенденции развития детей, а также факторы, влияющие на весь процесс музыкального воспитания:

- возрастные особенности детей;

- разный уровень музыкального развития;

- ограничение времени для осуществления образовательной деятельности по музыкальному развитию детей.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

 У ребенка этого возраста отмечается большой интерес к музыке, он способен запоминать, узнавать, называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальной памяти. Дети способны к анализу музыкальных произведений различных стилей, жанров. Развито музыкально- сенсорное восприятие: звуковысотное, динамическое, тембровое, динамическое. Голос стал более звонким. Дифференцированно выделяются дети с более высокими и низкими голосами. Для большинства характерен диапазон ре-си первой октавы. Могут петь не только напевно, но и отрывисто. Могут петь на одном дыхании. Певческая дикция у большинства детей правильная. В тоже время голосу детей остается достаточно хрупким, продолжается формирование вокальных связок. Поэтому необходимо помнить об охране детского голоса. При этом условии дети могут успешно осваивать далее певческую деятельность.

Объем и срок реализации программы

Срок реализации программы – 35 недель.

Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, 35 занятий в год, длительностью не более 25 мин.

Объем учебного времени для данной возрастной категории, согласно рекомендуемому режиму СанПиН 2.4.1.3049-13, длится не более 25 мин.

Форма обучения — очная.

Оптимальная наполняемость группы – 15 человек, допустимая – 20 человек.

Особенности организации образовательного процесса- программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии 

1.2. Цель программы:

Целью программы «До-ми-солька» является развитие у детей эстетического восприятия, интереса, любви к музыке, исполнительской деятельности, потребности в творческом самовыражении.

При формировании программы поставлены следующие задачи:

  1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
  2. Заложить основы гармонического развития (слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты исполняемой пасни, развитие индивидуальных способностей).
  3. Приобщать детей к русской народно- традиционной и международной музыкальной культуре.
  4. Развивать коммуникативные способности (общение друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
  5. Познакомить детей с многообразием форм и жанров в привлекательной и доступной форме

1.3 Содержание программы

Учебный план

дополнительной общеобразовательной программы для детей 5-6 лет

«До-ми-соль-ки»

Название тем

Количество часов, минут

Формы контроля

Всего

минут

Теория

(мин)

Практика

(мин)

1.

Тема № 1

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

2.

Тема  №2

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

3.

Тема № 3

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

4.

Тема № 4

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

5.

Тема № 5

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

6.

Тема № 6

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

7.

Тема № 7

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

8.

Тема № 8

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

9.

Тема № 9

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

10.

Тема № 10

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

11.

Тема № 11

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

12.

Тема № 12

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

13.

Тема № 13

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

14.

Тема № 14

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

15.

Тема № 15

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

16.

Тема № 16

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

17.

Тема № 17

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

18.

Тема № 18

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

19.

Тема № 19

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

20.

Тема № 20

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

21.

Тема № 21

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

22.

Тема № 22

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

23.

Тема № 23

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

24.

Тема № 24

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

25.

Тема № 25

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

26.

Тема № 26

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

27.

Тема № 27

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

28.

Тема № 28

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

29.

Тема № 29

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

30.

Тема № 30

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

31.

Тема № 31

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

32.

Тема № 32

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

33.

Тема № 33

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

34.

Тема № 34

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

35.

Тема № 35

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

36.

Тема № 36

25

5

20

Наблюдение,

прослушивание

Всего: 36 занятий

14 часов 35 минут

875 мин

175 мин

700 мин

                           

Содержание учебного плана

дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «До-ми–солька» (35 недель обучения)

Тема

Цели и задачи

Методы и приемы

Репертуар

Примечания

Октябрь

Тема № 1

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, определение уровня знаний о музыке, музыкальных способностей.

Дать представление о музыкальных и немузыкальных звуках. Вызвать эмоциональный отклик на музыку веселого характера. Учить детей внимательно слушать музыкальное произведение от начала и до конца.

«К нам гости пришли», А. Александров. Распевка «Бай. Качи-качи».

Тема № 2

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Дать детям понятие о русской народной песне.

Провести беседу о характере песни, выделить в ней темы , характеризующие героев песни.

«К нам гости пришли», А. Александров. Распевка «Бай, качи-качи». Игра «Плетень».

Тема № 3

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Учить различать двухчастную форму произведения.

Сопровождать пение движениями для хоровода (хороводный шаг). Учить сочетать движения игры со словами песни.

«Плетень», «К нам гости пришли», А. Александров. Распевка «Бай, качи-качи».

Тема № 4

(25 мин.-5 т., 20 п.)

Помочь детям ощутить разницу в характере двух разных танцевальных движений в хороводе и игре.

Учить детей передавать и различать в движении ярко выраженные в музыке ритмические.

«Плетень», «К нам гости пришли», распевка «Бай, качи-качи».

Ноябрь

Тема № 5

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Познакомить детей с песней М. Красева «Падают листья».

Предложить детям изобразить падающие листья, улетающих птиц.

«Падают листья», муз. М. Красева.

Тема № 6

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Продолжать знакомить детей с русскими национальными традициями.

Пропеть с детьми «а-у»

(чистая квинта) с любой ноты. Сыграть с детьми в игру «узнай по голосу». Учить их петь протяжно, спокойным ,естественным голосом.

Распевка «Как пошли наши подружки» русская народная песня. «Падают листья».

Тема № 7

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Продолжать развивать чувство ритма. Учить выражать в движении образ персонажа.

Работа с ритмическими карточками, дать понятие о паузе. Высокие и низкие звуки (карточки с изображением слона и птички).

Распевание «Как пошли наши подружки».

Пение «Падают листья». Хоровод «Утушка луговая»

Тема № 8

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Учить детей петь спокойным, естественным голосом, в интонациях передавать характер песни.

Предложить детям инсценировать песню, проявляя свое творчество.

Распевание «Жил был у бабушки серенький козлик». Пение «От носика до хвостика». Муз. М. Парцхаладзе. Хоровод «Ворон».

Декабрь

Тема № 9

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Познакомить детей с песенкой «Сею-вею снежок». Учить детей реагировать на веселую, задорную музыку. Учить двигаться и согласовывать движения с музыкой и текстом песен и хорводов.

Показать иллюстрации с изображением летящего снега. Показать детям движения, которые можно использовать в хороводе и предложить желающим придумать свои движения и разнообразные плясовые движения.

Распевание «Жил был у бабушки серенький козлик». Пение «От носика до хвостика», «Сею- вею снежок». Хоровод-игра «Ворон».

Тема № 10

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Познакомить детей о жанрах народного творчества. Как частушки. Спеть несколько частушек.

Спеть частушки. Предложить детям поговорить дома с родителями о частушках.

Частушки. распевание «Музыкальная лесенка». Пение «От носика до хвостика», «Сею-вею снежок». Игра-хорвод «Ворон».

Тема № 11

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Учить детей начинать и заканчивать песню одновременно, петь не напряженно, естественным голосом. Продолжать учить выполнять правила игры в игре- хороводе «Ворон».

Предложить детям придумать еще какие-нибудь приключения для щенка, попытаться сочинить несколько куплетов.

Частушки, распевание «Музыкальная лесенка», пение « От носика до хвостика», «Сею- вею снежок».

Тема № 12

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Учить детей сочетать пение с движениями.

Предложить детям исполнить песню, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах.

Музыкальная игра «Как у нашего Мороза». Распевка «Музыкальная лесенка». Пение «Сею- вею снежок».

Январь

Тема № 13

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Познакомить детей с музыкальной песенкой-игрой «Что нам нравится зимой».

Провести беседу с детьми о зимних забавах, придумать движения к словам текста песни.

Музыкальная игра «Как у нашего Мороза». Песенка «Что нам нравиться зимой». Муз. Е. Теличеевой.

Тема № 14

 (25 мин .-5 т., 20 п.)

Закрепить умение начинать и заканчивать песню вместе. Учить детей ритмично передавать рисунок мелодии на детских музыкальных инструментах, аккомпанируя себе.

Прослушать, прохлопать ритм в ладоши, по коленям. Предложить детям аккомпанировать себе на детских музыкальных инструментах( колокольчиках, треугольниках).

Распевание «Маленькая елочка». Пение «Что нам нравится зимой», песенка- игра «Как у нашего Мороза».

Тема № 15

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Продолжать знакомить детей с русскими национальными традициями. Рассказать о Рождестве. Познакомить детей с колядками.

Послушать колядки, поговорить о содержании колядок и назначении.

Распевании «Маленькая елочка», пение «Что нам нравится зимой», песня- инсценировка «Ой ты, Зимушка- сударушка».

Тема № 16

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Учить детей слышать окончание музыкальной фразы, передавать хлопками ритмический рисунок мелодии. Вырабатывать выдержку. Вступать вовремя после вступления к песне.

Дать детям послушать аккомпанемент к песне и предложить самостоятельно вступить и спеть песенку от нала до конца. поговорить с детьми о том, что получилось и на что следует обратить внимание.

Распевание «Эхо», песенка «Что нам нравится зимой», песня – инсценировка «Ой ты, зимушка-сударушка».

Февраль

Тема № 17

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Продолжать знакомить детей с русскими традициями. Воспитывать любовь к Родному краю, Родине.

Рассказать детям о масличной неделе. Познакомить с песенкой «А мы Масленицу дожидаемся». Предложить вниманию детей фрагмент из мультфильма «Снегурочка».

Распевание «Птички».

Песня «А мы масленицу дожидаемся». Песня- инсценировка «Перед весною».

Тема № 18

(25 мин.-5 т., 20 п.)

Учить детей согласовывать движения со словами песни, учить петь слажено, не обрывая фраз.

Предложить детям придумать движения к песне- инсценировке «Перед весной», вспомнить заклички к Масленице и движения к песне «А мы Масленицу дожидаемся».

Распевание «Птички», песни «А мы масленицу дожидаемся», «Перед весной», заклички.

Тема № 19

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Учить чувствовать развитие музыкальной фразы, петь легко. Не напрягаясь.

Предложить детям исполнить песню «цепочкой» и дать оценку прослушанным фрагментам.

Распевание «Птички». Пение «А мы Масленицу дожидаемся», Песня- инсценировка  «Перед весной».

Тема № 20

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Учить детей выразительно, эмоционально выполнять движения к тексту песни. Четко пропевать фразы, одновременно начинать и заканчивать исполнение песни.

Предложить детям самостоятельно определить жанр произведений, их назначение и средства выразительности. Предложить придумать текст для закличек. которые им понравились.

Распевание «Эхо», пение «Перед весной», масленичные заклички.

Март

Тема № 21

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Познакомить детей с песенкой «Мама». Муз. Л. Бакалова.

Послушать песенку «О гамме». Муз. Г. Струве.

Принести на занятие иллюстрации с изображением мамы и ребенка. Отметить теплый , нежный характер произведения.

Распевание «Гуси».

Песни «Мама». Муз. Л. Бакалова, «Песенка о гамме». Муз. Г. Струве.

Тема № 22

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Учить петь гамму всем вместе и поочередно.

Предложить желающему ребенку сыграть гамму на металлофоне.

Распевание «Гуси», песни «Мама», «Про гамму».

Тема № 23

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Учить детей передавать нежный, теплый характер песни. Петь не напряженно, напевно, естественным голосом.

Предложить детям вспомнить своих мам и предложить спеть песенку нежно, напевно, ласково.

Распевание «Гамма». Песня «Мама» и «Про гамму».

Тема № 24

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Учить детей правильно называть звуки в гамме и находить их место на нотном стане.

Вспомнить с детьми названия звуков и их месторасположение на нотоносце. Показать рукой высоту звука и дать определение «низкий» и «высокий».

Распевание «Гамма», песни «Мама», «Про гамму».

Апрель

Тема № 25

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Познакомить детей с русской народной песней- инсценировкой «Где был, Иванушка». Разучить хоровод «Весняночка».

Придумать с детьми образные движения к песне, выполнять их выразительно, пластично, меняя их с изменениями образов в песне.

Распевание «Эхо». Песни «Где был, Иванушка», «Весняночка», «Про гамму».

Тема № 26

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Учить детей правильно выполнять плясовые движения, в соответствии с текстом песни. Учить петь эмоционально, выразительно, пропевая музыкальную фразу до конца.

Развивать у детей ритмическую четкость движений и эмоциональность при исполнении песни веселого характера.

Распевание «Василек».

Песни «Где был, Иванушка», хоровод «Весняночка».

Тема № 27

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Развивать у детей воображение, наблюдательность, умение передавать музыкально- двигательный образ, изменять характер движения с изменением характера песни.

Развивать у детей плавность движений. Умение изменять силу звука при исполнении песни. Предложить петь соло. По цепочке, хором. Дать оценку исполнению.

Распевание «Василек».

Песни «Где был, Иванушка». Хоровод «Весняночка».

Тема № 28

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Учить передавать в пении характер песни. Петь легко, без зажима и напряжения.

Провести работу с карточками, с помощью которых дети определят, которая из них подходит к содержанию песни.

Распевание «Василек», «Гамма».

Песни «Где был, Иванушка». Хоровод «Весняночка».

Май

Тема № 29

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Познакомить детей с песней «Веселые путешественники».Учить детей передавать характер песни —веселый , шуточный.

Показать иллюстрации с изображением путешественников и провести беседу.

Распевание «Гамма».

Песни «Веселые путешественники». Муз. М. Старокадамского.

Музыкальная игра «Веселые мышки».

Тема № 30

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Учить исполнять песню легким звуком , без напряжения.

Пропевание некоторых фраз шепотом, громче и громко. Пропевание отдельных слов и фраз.

Распевание «Эхо».

Песни «Веселые путешественники»,

Музыкальная игра «Веселые мышки».

Тема № 31

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Уметь самостоятельно на фланелеграфе выложить ритмический рисунок (имя, предложенную картинку, слова).

Прохлопать ритмический рисунок знакомой песенки. Определить высоту звуков показом руки при исполнении отдельной музыкальной фразы.

Распевание «Эхо». Пение «Веселые путешественники». Русская народная песня «Где был Иванушка».

Тема № 32

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Развивать плавность и ритмическую четкость при исполнении песни, отвечающую характеру произведения.

Учить детей петь в соответствии с легким, веселым  характером произведения, проявляя свое творчество в придумывании движений для песенки.

Распевание «Жили у бабуси». Пение «Где был Иванушка», «Веселые путешественники».

Июнь

Тема № 33

(25 мин .-5 т., 20 п.)

 Познакомить детей с новыми песенками «Колобок». Слова В. Татаринова, музыка Г. Струве. Развивать творческие способности. Умение сочинять тексты песен по показу иллюстраций.

Показать красочную иллюстрацию и предложить детям придумать самостоятельно текст песенки, предложить вниманию детей записью с кряканьем уток, сыграть на манке или на музыкальном инструменте.

Распевание «Гамма». Пение «Так уж получилось», «Колобок». Слушание и проигрывания на музыкальных инструментах песенки «Утки идут на речку».

Тема № 34

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Развивать умение эмоционально исполнять песни, петь легким звуком, без напряжения.

Продолжать учить детей брать правильно дыхание (перед началом фразы и между музыкальными фразами), чувствовать и пропевать интервалы, следуя движению мелодии.

Распевание «Жили у бабуси». Пение «Колобок», «Так уж получилось». Инструментальная композиция «Утки идут на речку».

Тема № 35

(25 мин .-5 т., 20 п.)

 Учить детей петь спокойным, естественным голосом. Петь соло, подгруппами, цепочкой.

Предложить детям разложить песенку по ролям, инсценировать, придумывая движения.

Распевание «Цветочек». Пение «Колобок», «Так уж получилось».

Тема № 36

(25 мин .-5 т., 20 п.)

Учить детей передавать в пении образ персонажей. Воспитывать умение сдерживать себя, не перебивая товарищей. Вступать одновременно, сразу после вступления.

Продолжать инсценировать песенку «Колобок», используя детали костюма.

Распевание «Гамма». Пение «Колобок», «Так уж получилось».

875 минут

Способы определения результативности:

    Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивании.

        Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.

К концу обучения ребенок может:

  1. Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в постепенном движении вверх на квинту и на кварту.
  2.  Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно.
  3. Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.
  4. Основаны этические нормы на основе праздников.

        Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивании.

        Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.

Раздел № 2 «Комплекс организационно- педагогических условий»

  1. Календарный учебный график.

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятий

Форма

занятий

Количество

часов

Тема

занятий

Место

проведения

Форма

контроля

1.

10

1 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 1

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

2.

2 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема №2

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

3.

3 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема №3

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

4.

4 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема №4

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

5.

11

1 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема №5

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

6.

2 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема №6

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

7.

3 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема №7

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

8.

4 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема №8

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

9.

12

1 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема №9

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

10.

2 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема №10

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

11.

3 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 11

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

12.

4 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 12

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

13.

01

1 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 13

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

14.

2 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 14

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

15.

3 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 15

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

16.

4 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 16

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

17.

02

1 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 17

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

18.

2 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 18

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

19.

3 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 19

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

20.

4 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 20

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

21.

03

1 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 21

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

22.

2 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 22

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

23.

3 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 23

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

24.

4 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 24

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

25.

04

1 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 25

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

26.

2 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 26

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

27.

3 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 27

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

28.

4 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 28

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

29.

05

1 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 29

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

30.

2 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 30

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

31.

3 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 31

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

32.

4 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 32

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

33.

06

1 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 33

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

34.

2 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 34

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

35.

3 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 35

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

36.

4 нед.

16.20-16.45

Очная

1

Тема № 36

Муз. зал

Наблюдение,

прослушивание

2.2 Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение.

Для успешной реализации программы и организации музыкально-педагогического процесса является предметно-развивающая среда, музыкальный репертуар, и в первую очередь материально-техническое оснащение:

Оснащение занятий:

-Аудио-видеотека;

-Музыкальный центр;

-Музыкальный инструмент (пианино);

-Детские музыкальные инструменты (румба, музыкальный треугольник, металлофоны, ксилофон, бубен, маракасы, барабан);

-Иллюстрации и репродукции;

-Дидактический материал;

-Игровые атрибуты;

-Малые скульптурные формы;

-Репертуар программы подобран из музыкальных произведений народной, авторской классической и современной музыки. Основания для систематизации музыкального репертуара;

-Психологическая основа — учтены возрастные возможности детей;

-Педагогическая — реально осуществлена связь содержания музыкальных произведений с жизнедеятельностью детей в окружающем их социуме их социуме: родной дом, семья, детский сад, родной край;

Информационное обеспечение

Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

Кадровое обеспечение.

Занятия проводит музыкальный руководитель, педагог высшей квалификационной категории.

Образование средне- специальное, педагогическое.

Стаж работы по профилю более 25 лет. В настоящее время педагог прошла плановое повышение квалификации по программе «Актуальные проблемы музыкально- эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста в условиях модернизации дошкольного образования».

2.3. Формы аттестации.

Параметрами оценки степени усвоения певческих способностей являются выступления на утренниках, открытых занятиях, концертах, а также мониторинг, который проводится в начале курса и в конце года и включает в себя следующие критерии.

Требования к проведению диагностики:

Особенно важно, чтобы задания мониторинга всегда проходили на положительном эмоциональном фоне, и дети не чувствовали напряжения при выполнении заданий мониторинга, а увлеченно занимались музыкой и были достойно оценены педагогом. Это необходимо для успешного развития творческого потенциала детей, которые занимаются в вокальном кружке

2.4. Оценочные материалы.

       Диагностика  уровня   развития   певческих   умений

№ п/п

Октябрь

2019

                     Показатели (знания, умения, навыки)

Фамилия, имя ребёнка.

Качественное исполнение знакомых песен.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

Умение импровизировать

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и тексту

Навыки выразительной дикции

1.

Яковлева Л.

2.

Харитонова А.

3.

Царёв В.

4.

Ивайкин Ю.

5.

Пенкина У.

6.

Никитин А.

7.

Бутвиловский С.

8.

Тютюник В.

   Высокий                   Средний                              Низкий

Вывод: Дети эмоционально воспринимают и сопереживают разное настроение песен. Уже имеют определенную музыкальную подготовку. Несколько увеличился диапазон. Большего внимания требует развитие навыка слаженного коллективного пения. Особое внимание следует уделить внимание  умению импровизировать, доводить музыкальную фразу до конца. Развиваем  умение петь выразительно, активно открывая рот. Соблюдая общий темп в пении.

№ п/п

Март

2020

                     Показатели (знания, умения, навыки)

Фамилия, имя ребёнка.

Качественное исполнение знакомых песен.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

Умение импровизировать

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и тексту

Навыки выразительной дикции

1.

Яковлева Л.

2.

Харитонова А.

3.

Царёв В.

4.

Ивайкин Ю.

5.

Пенкина У.

6.

Никитин А.

7.

Бутвиловский С.

8.

Тютюник В.

   Высокий                   Средний                              Низкий

Вывод: Дети поют выразительно, подвижным звуком, берут дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, отчетливо произносят слова. Одновременно начинают и заканчивают пение, правильно ведут мелодию в песне.

2.5 Методические материалы:

Особенность организации образовательного процесса в кружке «Соловушка» очная.

Методы и приемы обучения:

Разучивание песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом;
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка знаний у детей усвоения песни

Приемы и упражнения:

  • пение полузакрытым ртом,
  • слоговое пение («ля», «да» и др.);
  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделение фразы, слова;
  • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
  • пение без сопровождения

Особенности работы

      Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно, вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон, флешки и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Условия реализации программы.

         Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: практические занятия, концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, посещение концертов других коллективов и т.д. Кроме того, необходимы следующие средства обучения:

  • Светлый и просторный зал.
  • Музыкальная аппаратура.
  • Сценические костюмы.
  • Реквизит для вокала
  • Фортепиано

Форма организации образовательного процесса

  • Групповая;
  • Индивидуально – групповая.

Алгоритм учебного занятия: 

1. Вводная часть.

- Приветствие

- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).

3. Основная часть.

Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Дидактический материал: ритмические карточки, иллюстрации, портреты композиторов, игрушки, нотный материал.

        2.6 Список литературы

1. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лан, 1999. -64с. 1.  Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С -Пб, 2010. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  5. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С -Пб, 2010.
  6.  Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.