Конспект совместной образовательной деятельности"Музыкальная лаборатория"
план-конспект занятия (старшая группа)

Лапина Галина Анатольевна

Инновационная находка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_muzykalnaya_laboratoriya_.doc28.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

 Музыкальная лаборатория

Расскажи мне - и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне сделать – и я пойму…

(Китайская пословица)

Цель: Продолжать формировать представление детей о музыкальных и немузыкальных звуках. Дать понятие бумажные звуки.

Задачи:

- совершенствовать навыки детей в музыкально-познавательной и творческой деятельности.

- активизировать речь детей.

- развивать мышление, внимание, интерес.

- развивать интеллектуальные и творческие способности.

- побуждать детей к элементарному музицированию.

ХОД:

Дети входят в музыкальный зал, который разбит на несколько зон. Игра-приветствие «Здравствуйте»

Муз.руководитель: Здравствуйте, ручки!

Дети: Здравствуйте! (хлопают)

М.р.: Здравствуйте, ножки!

Дети: Здравствуйте! (топают)

М.Р.: Здравствуйте, коленочки!

Дети: Здравствуйте! (дети шлепают по коленям)

М.р.: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

М.р.: Ребята, наше музыкальное занятие сегодня необычное, мы находимся с вами в лаборатории. А что это за лаборатория, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Их нельзя увидеть

Не возьмешь их в руки,

Можно только слышать,

Что же это?

Дети: Звуки!

М.р.: Правильно! Это звуки. Давайте вспомним. Что наш мир звуков, который нас окружает, очень разнообразный. И что все наши звуки делятся на: ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Ответы детей: музыкальные и не музыкальные.

- музыкальные (из музыкальных звуков складываются мелодии, которые мы слушаем, поем, играем на музыкальных инструментах).

- не музыкальные (шумовые) звуки (их мы можем слышать в шуме ветра, моря, в звоне капели, стрекотании кузнечиков и т.д.)

М.р.: Итак, я предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию звуков. И провести в ней несколько экспериментов. Вы согласны?

Дети: Да!

М.р.: Итак, наш первый эксперимент, будет называться

«Послушай и отгадай!»

Звук – шутник, играя с нами,

Любит прятаться внутри.

Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него  «ушки на макушке». Мы сейчас проверим. Можно ли это выражение применить ко всем вам?

Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит (стеклянный стакан, крышки от кастрюли, деревянные кубики, шуршание бумагой, переливание воды).

Молодцы! Открывайте глаза, но на этом загадки не заканчиваются.

Звук – такой шутник, что может прятаться повсюду.

Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:

Дождь, ветер, метель, гроза (в природе).

Часы, телефон, пылесос, чайник (в доме).

Самолет, салют, карусель, церковь (на улице).

Раз, два, три, четыре, пять.

Приглашаем поиграть.

Развивающая игра с голосом «Пробуждение» (С.А. Коротаевой)

Листочки на ветках шуршали (ш-ш-ш – тихим голосом)

Капельки в гости звали,

Капельки к ним прилетели

И звонкую песню запели. (кап-кап-кап – нисходящим звуком)

От звонка проснулся ветер (у-у-у – с восходящим звуком, можно помочь себе рукой)

И разбудил всех на свете.

Кошку и с ней котенка (Мур-мур – в разных регистрах)

Спавшего в люльке ребенка (уа-уа-уа),

Болотных зеленых лягушек (ква-ква-ква)

И даже ворчливых старушек (бу-бу-бу),

Злую собаку (гав-гав-гав),

Назойливых мух (з-з-з).

Вскоре проснулся петух (ку-ка-ре-ку),

Звонко пропел он.

И заблестела роса на лугу (о-о-о – точечно, отрывисто, на любых высоких звуках),

Солнышко тоже проснулось и ласково всем улыбнулось. (все запели звук «А», каждый на своей высоте звука).

Эксперимент №2 «Звуки разные нужны, звуки разные важны».

М.р.: Ребята, до того, как мы начнем второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках – стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех - Звуки. Самая любимая игра у братцев была «прятки». Рядом с братцами жил сосед – Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил познакомиться со своими соседями. Подошел к одному домику – стаканчику и постучал. Послышался звук. Дети, какой он?

Дети: Пластмассовый.

Ну, что ж,  подошел он к следующему стаканчику – домику, постучал в него. Раздался звук. Какой он, ребята?

Дети: Металлический.

(Те же самые действия повторяются со стаканчиками стеклянным и деревянным).

А теперь, ребята, для вас задание:

1.Найдите в помещении звуки деревянные (деревянные ложки, клавесины, кубики, палочки…).

а) Определите, какие свойства у деревянного звука? (сухой, теплый)

2. Найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать металлические звуки (связка ключей, дверные ручки, ножки стульев и т.д.)

А) Определите свойства звука (яркий, призывный)

3. Стеклянные звуки (стаканы, стеклышки и т.д.)

А) Свойства у этих звуков – они нежные, прозрачные, чистые и тонкие.

М.р.: Ребята, у меня для вас загадка.

Она бывает документом,

плакатом, фантиком, конвертом,

обоями, листовкой,

альбомом, книгой, упаковкой.

Ответы детей…

М.р.: Правильно, ребята, это бумага.

И сейчас для вас игра «Чудо мешочки»

Атрибуты: в мешочках спрятаны кусочки бумаги (салфетки, обои, туалетная бумага, журналы, картон, тетради и т.д.)

Ход игры: Дети, не глядя, на ощупь, определяют, какая это бумага (её разновидность) спрятана в мешочке, называют её, а потом показывают всем ребятам.

М.р.: Ребята, вы назвали множество видов бумаги, которая встречается у нас с вами в повседневной жизни, а как же можно из бумаги получить звуки?

Итак, эксперимент под названием «Бумажные звуки»

М.р.: Я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки?

(Дети предлагают варианты, как можно извлечь звук из бумаги)

М.р.: Давайте возьмем кусочек бумаги со стола и будем выполнять движения (пошуршим, постучим, потрясем, а потом ее порвем).

М.р.: Что услышали?

Дети: Бумага шуршит, скрипит. Она может издавать звуки.

М.р.: А еще с помощью наших бумажных звуков можно исполнить музыкальное произведение и вот эти бумажные листочки будут нашими инструментами.

Оборудование: цветные листки бумаги формата А4.

Музыкальное произведение Селиванова «Шутка»

М.р.: Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но это еще не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах.

Вы сами - многозвучный музыкальный инструмент. Вы – человек-оркестр. Не верите? Давайте разберемся.

Начнем снизу. Ноги. Шагаем – один звук. Топающий шаг – другой. Побежали – третий. Поскок – четвертый.

Можем ли мы ритм повторить руками?

Можем.

Ладонью стряхиваем с брюк крошки. Послушаем, как это звучит.

А теперь ладонью об ладонь. Другой звук?

Похлопаем ладонями себе по коленям. Теперь по грудной клетке. А теперь пощелкаем себя по надутым щекам. Добавили открытый рот. Продолжаем щелкать, изменяя положение рта, от «а» до «у».

Вывод: Звуки окружают нас везде.

М.р.: Я рада, что вам понравилось наше занятие! Теперь вы сможете дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их еще раз. А закончить наше занятие хочу стихотворением:

То и дело лезут в уши, всюду звуки нам слышны.

Потому что мы с рожденья звуками окружены.

Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке - целый мир.

В звуках вся моя квартира, в звуках тысячи квартир.

В звуках улица большая и огромная страна.

Звукам нет конца и края, в звуках он, оно, она.

Звуки в радости и в скуке. Звуки – свет и звуки – тень.

День заканчивают звуки. Звуки начинают день.

- Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!

Использованные ресурсы:

  1. Девятова Т.Н. «Звук – волшебник»
  2. Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э. «Откуда берется звук?», журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Музыка настроения» (конспект совместно-образовательной деятельности музыкального руководителя, воспитателя и детей подготовительной группы)

Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя и детей  подготовительной группы "Музыка настроения"...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми музыкально-тематический досуг «Почему медведь зимой спит?» подготовительная группа компенсирующей направленности с ТНР

Материал может использоваться на вечере досуга, как итоговое мероприятие по закреплению лексических тем " Животные Африки", "Животные Севера", "Животные наших лесов". Зак...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию c элементами ТРИЗ для детей 5-6 лет Лаборатория «Эврика: Заглянем в прошлое часов»

Совместная образовательная деятельность организованна в форме  лаборатории «Эврика», в соправождении презентации.  Организация НОД определена поставленным целям и задачам при инт...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми адаптационной группы Малышкиной школы музыкального руководителя Янбухтиной М. В..

Основные задачи:- Знакомство с детьми и родителями- Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия- Знакомство с новым музыкальным репертуаром...

Конспект совместной образовательной деятельности раздел «Музыкально-театрализованная деятельность» с детьми с ОНР (6-7 лет).«Театральная лесенка успеха».

Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Данное занятие музыкально-театральной деятельностью с детьми ОНР в подготовительной группе направлено на р...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Музыкальная лаборатория

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: продолжать формировать представление детей о музыкальных и немузыкальных звуках. Дать понятие бумажн...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»...