Перспективный план работы кружка «Радужные капельки» с детьми младшего дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Бурова Жанна Юрьевна

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx70.37 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 108 общеразвивающего вида «Зазеркалье

/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/

_____________________________________________________________________________________

630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39/1, тел.: 361-10-00, 353-55-68.

Перспективный план работы

кружка

«Радужные капельки»

с детьми младшего дошкольного возраста.

Разработал: воспитатель первой

квалификационной категории

группы № 1

Бурова Ж.Ю.

НОВОСИБИРСК 2019

Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне....

Э. Успенский

Пояснительная записка

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей. ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых –научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Цель: создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста перцептивных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в процессе рисования с помощью нетрадиционных техник.

Задачи:

1.        Формировать у детей представления о внешних свойствах предметов;

2.        Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

3.        Формировать у детей изобразительные навыки и умения;

4.        Развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление;

5.        Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

Методы проведения:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

- практические

- игровые

Форма проведения - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Форма работы:

- проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка по изобразительной деятельности. Общее количество занятий в год -34. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года, время занятий 15 мин.

Формы подведения итогов:

- проведение выставок детских работ;

- проведение открытого мероприятия;

- отчет по работе кружка.

Нетрадиционные художественные техники:

- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются миска и печатка.

- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

Ожидаемый результат:

  1. Сформированность у детей представлений о внешних свойствах предметов;
  2. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования;
  3. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений;
  4. Развитие мелкой моторики рук, пространственного мышления;
  5. Воспитание положительных отношений ребенка к сотрудничеству с взрослыми, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

Перспективное планирование работы кружка на учебный год

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1

«Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

Два листа светло-серого цвета с нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки.

2

«Опята - дружные ребята»

(рисование грибочков)

Рисование пальчиками

Подводить детей к созданию несложной композиции.

Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов).

Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь коричневая

Октябрь

1

«Весёлые мухоморы»

(1 занятие)

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.

2

«Весёлые мухоморы»

(2 занятие)

Рисование пальчиками

Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа)

С предыдущего занятию + сухие листья.

 

3

«Жёлтые листья летят»

Рисование ладошками

Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие.

Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая.

4

«Осеннее дерево» (коллективная работа)

Рисование ладошками

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.

Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки.

5

«Осень вновь пришла»

Рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона.

Бумага размером 1\2 альбомного листа с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная

Ноябрь

1

«Птички клюют ягоды»

Рисование пальчиками.

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц.

2

«Свитер для друзей»

Рисование ладошкой и пальчиками.

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

 

Две куклы – мальчик   девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.

3

«Солнышко»

Рисование ладошками.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы голубой бумаги с кругом жёлтого цвета.

 

4

«Ягоды на тарелочке»

Рисование пальчиками.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета.

Декабрь

1

«Виноград»

Рисование пальчиками.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию

Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда, гуашь синего и зелёного цвета.

2

«Зайчик»

Рисование пальчиками.

Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

 

Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета.

3

«Лес»

Рисование пальчиками.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

 

Листы белой бумаги, гуашь, салфетки.

 

4

«Снежные комочки»

Рисование тычком жёсткой кистью.

Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.

Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь.

Январь

1

«Пушистые котята играют на ковре»

(коллективная работа)

Рисование тычком жесткой кистью.

Продолжать знакомство с техникой тычка полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).

Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая.

2

«Вишнёвый компот»

оттиск пробкой.

Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.

силуэт банки, красная гуашь.

3

«Мои рукавички»

оттиск пробкой.

Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.

Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета.

4

«Маленькой ёлочке холодно зимой...»

Разные.

Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле).

Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь белая.

Февраль

1

«Цветочек для папы»

Рисование ладошкой.

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять     изображение деталями.

Ватман, гуашь разных цветов.

 

2

«Кораблик для папы» (занятие 1-е)

Скатывание бумаги.

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.

Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки.

3

«Кораблик для папы» (занятие 2-е)

Скатывание бумаги.

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность

Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки.

4

«Елочка»

Восковые мелки + акварель.

Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Воспитывать интерес, аккуратность.

Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Март

1

«Весёлый осьминог»

Рисование ладошками.

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Листы белой бумаги размером 20*20. Гуашь синего цвета.

2

«Бабочка»

Рисование ватными пальчиками, тампонирование.

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.

3

«Мое любимое животное»

 Техника тычка.

Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное

Готовые формы животных

4

«Божьи коровки на лужайке»

Рисование пальчиками.

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках.

Апрель

1

«Петушок-золотой гребешок»

(коллективная работа)

Техника бумагопластики.

Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

Силуэт петушка, клей, салфетки.

2

«Два жадных медвежонка»

Оттиск смятой бумагой, ватные палочки.

Учить рисовать животных.

Газета, ватные палочки, Бумага размером 1\2 альбомного листа, коричневая гуашь.

3

«Ночь и звезды»

Рисование манкой, скатывание салфеток.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки.

4

«Жили у бабуси два веселых гуся»

Рисование ладошкой.

Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали.

Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей.

5

«Морковка»

Рисование пальчиком.

Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации.

 

Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого и зелёного цвета.

Май

1

«Красивые цветы для пчелки»

Рисование ладошкой.

Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение.

Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки.

2

«Одуванчик»

Рисование пальчиком.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета.


Список используемой литературы:

Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М.: Просвещение, 2004 г.

Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

«Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство — детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

Никологорская О.А. «Волшебные краски», М.: АСТ-Пресс, 1997 г.

Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004 г.

Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. (Серия «Вместе с детьми».)

И.А. Лыкова «Цветные ладошки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Умелые ручки" с детьми старшего дошкольного возраста

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ....

Перспективный план работы кружка по ручному труду «Мастерилка». Младший дошкольный возраст.

Цель кружка: способствовать развитию творческой активности, трудовых навыков, художественного вкуса, помочь детям проявить свои творческие способности в различных видах художественной деятельности....

Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

Разработтанный и опробированный перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.             ...

План работы кружка «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста

План работы кружка «Веселые пальчики»для детей младшего дошкольного возраста          Все движения организма и речевая деятельность имеют единые меха...

Перспективный план работы по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование по речевому развитию в группе среднего дошкольного возраста....

План работы кружка "Веселые пальчики" для детей младшего дошкольного возраста на 2017-18 уч.г.

Кружок организован в младшей группе «Мир Диснея» с сентября по май 2017-18 уч.г. Кружок проводится 1 раз в неделю.Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэт...

Рабочая программа кружка «Радужные капельки» с детьми раннего дошкольного возраста.

Программа кружка «Весёлые ладошки», знакомит детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной ...