Программа факультатива по робототехники для дошкольников «Конструкторское бюро «Lego –мастер»
рабочая программа (подготовительная группа)

Домненко Галина Владимировна

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Существует огромное количество возможностей развития детей.  Ребенок нового времени – это исследователь и изобретатель.

  Научно-технический прогресс влечет за собой современных детей, которые шагают в ногу со временем и стремятся, не отставая, идти вслед за ним.

Реализация ФГОС дошкольного образования требует создания инновационной образовательной среды для развития логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития. В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как конструирование при помощи робототехники. LEGO-конструирование и робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.

   Игра – необходимый спутник детства. Одним из средств познавательного развития детей являются LEGO-технологии, которые позволяют детям развиваться - играя, и обучаться в игре. Принципы, заложенные в основу LEGO-технологий - интерес - познание – творчество.

     Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Ребенок получает знания в процессе создания, исследования, совершенствования моделей из конструктора, работая при этом как индивидуально, так и в команде.  

Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки. 
Юные исследователи, войдя в занимательный мир образовательной робототехники, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять круг функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakultativa_robototehniki_dlya_doshkolnikov.docx59.42 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД « ЛЕСНАЯ СКАЗКА

  

 

Программа факультатива робототехники для дошкольников

«Конструкторское     бюро «Lego –мастер»

 Для детей старшей – подготовительной группы

(5-7 лет)

Составила: Домненко Галина Владимировна

Новый Уренгой

2019 г

Паспорт программы

Наименование Программы

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста " Конструкторское     бюро «Lego –мастер»"  (далее Программа)

Уровень образования: дошкольное образование

Возраст участников программы: 5 – 7 лет

Нормативно – правовая база: Рабочая программа « Конструкторское     бюро «Lego –мастер»"  (далее – Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 

 -Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26

от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций» (Зарегистрировано в

Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);

-приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г.

№ 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам»;

-письмо Министерства образования и науки Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 11.12.2006 г. №

06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

-приказ Министерства образования и науки РФ от 17

октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ

14 ноября 2013 г. № 30384);

Аннотация содержания программы

Программа «Роботёнок» - предлагает использование

игрового оборудования LEGO, как инструмента обучения дошкольников конструированию и развитию технического творчества. В программе содержится материал для организации дополнительного образования

детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности для детей 5- 7 лет. Реализация

программы осуществляется за рамками основной образовательной программы в форме кружковой работы.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 год обучения.

Годовая нагрузка на ребенка составляет 36 уч. часов.

4 уч. часа в месяц.

1 уч. час в неделю.

Продолжительность занятий до 30 минут.

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

  Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Существует огромное количество возможностей развития детей.  Ребенок нового времени – это исследователь и изобретатель.

  Научно-технический прогресс влечет за собой современных детей, которые шагают в ногу со временем и стремятся, не отставая, идти вслед за ним.

Реализация ФГОС дошкольного образования требует создания инновационной образовательной среды для развития логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития. В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как конструирование при помощи робототехники. LEGO-конструирование и робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.

   Игра – необходимый спутник детства. Одним из средств познавательного развития детей являются LEGO-технологии, которые позволяют детям развиваться - играя, и обучаться в игре. Принципы, заложенные в основу LEGO-технологий - интерес - познание – творчество.

     Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Ребенок получает знания в процессе создания, исследования, совершенствования моделей из конструктора, работая при этом как индивидуально, так и в команде.  

Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки. 
Юные исследователи, войдя в занимательный мир образовательной робототехники, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять круг функций.

  Робототехника – это универсальный инструмент для дошкольного образования в четком соответствии с требованиями ФГОС и подходит для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования – это не только обучение в процессе игры, но и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, любознательных, увлеченных своим делом людей нового поколения.

  Проблема развития логического мышления детей дошкольного возраста средствами робототехники и конструирования определяет возможности решения задач образовательной области «Познание» с помощью организации игрового обучения различными образовательными конструкторами и робототехническим оборудованием. Работа с таким оборудованием, дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать различными способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. Ребенок учится наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщать – что являются основными главными критериями развития логического мышления. У детей развивается техническое мышление и техническая изобретательность

  Программа " Конструкторское     бюро «Lego –мастер»" научно-технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа направлена на приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.

Для работы по программе " Конструкторское     бюро «Lego –мастер»" будут использованы следующие конструкторы:

- LEGO

Конструкторы LEGO - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

-  «Lego Education WeDo»

Отличительной особенностью набора  является то, что в собранном виде игрушка может передвигаться или вращаться.

     Актуальность программы заключается в введении LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлено требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.

Развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка при освоении данной программы происходит, преимущественно, за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач.

Главное в данной программе – это востребованность развития широкого кругозора дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении.

  Новизна программы " Конструкторское     бюро «Lego –мастер»" заключается в   реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием LEGO –конструкторов, «Lego Education WeDo».

 Разработке и систематизации практического материала в интеграции LEGO-технологий, который поможет развивать у детей познавательные, креативные, конструктивные способности, инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, познавательную активность, находчивость, умение работать в коллективе.

  Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы:1-восприятие; 2-мышление;3-действие;4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы

Цель и задачи реализации программы

Цель: Развитие технического творчества у дошкольников средствами LEGO конструирования и робототехники.

 Задачи:

Обучающие:

- формировать первичные представления об образовательной робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;

- учить детей правильно работать с пошаговыми инструкциями.

- учить детей создавать сложные подвижные механизмы;

- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

Развивающие:

-развивать фантазию, творческое мышление, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук;

- развивать логическое мышление и способность детей к моделированию через познавательный интерес к LEGO-технологиям; 

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, обдумывать и планировать свои действия.

Воспитательные:

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Программа основывается на следующих принципах:

1) обогащение детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;

5) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности.

  Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям по LEGO-конструированию и робототехники, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения, составлять модели и анализировать их.

  Программа разработана с учетом методических рекомендаций: Мельниковой О.В. «Лего-конструирование», Фешиной Е.В «Конструирование в детском саду», Корягина А.В. «Образовательная робототехника»  и мультимедийное сопровождение к конструктору «Lego Education WeDo», ориентирована на возраст детей с 5 до 7 лет, срок реализации - 2 года, предусматривает 36 периодов образовательной деятельности (1 раз в неделю). Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае. Максимальный допустимый объем образовательной нагрузки не превышает нормы, установленной СанПиН 2.4.1.3049-13. Продолжительность занятия: 25 мин - старшая группа (5-6 лет), 30 мин - подготовительная группа (6-7 лет). Форма реализации программы – групповая.

Формы организации учебных занятий

-беседа (получение нового материала);

-самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий);

-соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).        

Рабочая программа " Конструкторское     бюро «Lego –мастер»"способствует решению актуальной задачи в условиях модернизации образования – развитие основ научно – технического творчества старшего дошкольного возраста.

  Программа составлен, а с учетом основных принципов дошкольной педагогики: доступности, системности и последовательности обучения, концентрированности, наглядности, активности. В программе определены условия ее успешной реализации: предоставлен тематический и перспективный план работы в старшей и подготовительной группах; диагностический материал; предусмотрено вовлечение родителей в образовательный процесс; предоставлено оборудование для робототехники в детском саду.

Структура рабочей программы имеет целостный характер, материал грамотно изложен и имеет практическую направленность.

1.2. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Основные участники реализации Программы: дети дошкольного возраста с 5

до 7 лет, родители (законные представители), педагогические работники.

Возрастные особенности развития детей

Возраст 5-6 лет — это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. 

Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат.

В возрасте 6-7 лет познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий.

Основным изменением в сознании дошкольника стал так называемый «внутренний план действий», который позволяет ребенку оперировать

различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.

Важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка.

Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, достаточно устойчивая и имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку.  К 7 годам ребенок уже способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает и вызывает яркий эмоциональный отклик, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К игровым интересам добавляется познавательный интерес, что проявляется в виде «почемучки», а взрослый становится непререкаемым источником знаний

К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут

освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование.

1.3.Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)

В ходе освоения Программы дошкольник должен знать: основные детали LEGO-конструктора (назначение, особенности); простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма); виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей; технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Дошкольник  должен уметь: осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету); конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции; конструировать по образцу; анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников. Оценка индивидуального развития детей проводится педагогами в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач построения образовательной траектории для детей. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной работы.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности

Данная программа предлагает использование игрового оборудования LEGO, как инструмента для обучения дошкольников конструированию и

моделированию, развитию технического творчества.

LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических

систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник

детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Образовательная робототехника поощряет детей мыслить творчески,

анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Содержание Программы конкретизирует средства оптимального достижения поставленных целей при условии гарантий прав субъектов образовательного процесса и базируется на детских интересах и запросах родителей.

Образовательные конструкторы LEGO очень точно вписывается в стандарты нового поколения, важнейшей отличительной особенностью которых является их ориентация на результаты образования на основе системнодеятельностного подхода. Значит, образовательная задача

состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Работа в команде и сотрудничество укрепляет коллектив, а

соперничество на соревнованиях дает стимул к обучению.

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет

прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.

Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.

Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

     Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы:

Наглядный (рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету.)

Игровой (Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.)

Словесный (Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.)

 Проблемный (Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.)

Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов)

Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.)

Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)

Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)

Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Для реализации проекта мы приобрели «MY ROBOT TIME» MRT2. Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, электроники минимум. Это предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для детей. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям. Кики включает в себя три принципа (рука, голова и сердце) - проектирование, построение и программирование. Программа дополнительного образования детей старшего и подготовительного дошкольного возраста разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.

2.2. Программные задачи:

Возраст участников 5-6 лет:

- познакомить с разно видовыми комплектами LEGO, комплектом и средой программирования ««Lego Education WeDo»;

- дать первоначальные знания по робототехнике и LEGOконструированию, программированию робототехнических средств, составлению моделей схем, таблицы для отображения и анализа данных;

- познакомить с правилами безопасной работы и инструментами необходимыми

при конструировании робототехнических средств.

- развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность;

- развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и

аналитическое мышление;

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества.

Возраст участников 6-7 лет:

- познакомить с разно видовыми комплектами LEGO, комплектом и средой программирования «Lego Education WeDo»;

- дать первоначальные знания по робототехнике и LEGOконструированию, программированию робототехнических средств, составлению моделей, схем, таблицы для отображения и анализа данных;

- познакомить с правилами безопасной работы и инструментами необходимыми

при конструировании робототехнических средств.

- развивать коммуникативные компетенции: участия в беседе, обсуждении;

- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой

группе (в паре);

- развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность,

умение доводить начатое дело до конца;

- развивать научные, роботизированные и другие технологические навыки;

- развивать основные научные знания и творческое мышление для решения

сложных проблем и создания новых решений;

- развивать лидерские качества и коммуникационные навыки в небольших

Группах.

2.3. Учебный план:

Учебный план является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных услуг и объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности, отражает специфику работы ДОУ по оказанию дополнительных образовательных услуг. Содержание учебного плана может быть представлено в объединениях дополнительного образовании детей, прием воспитанников в объединения дополнительного образования осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями) дополнительных образовательных услуг. Учебный план рассчитан на работу в режиме 5-дневной учебной недели, режим работы Учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются Уставом. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31мая. Непосредственно образовательная деятельность проводятся по подгруппам по 5 – 10 человек и организуются во вторую половину дня за рамками освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Максимальный допустимый объем образовательной нагрузки не превышает нормы, установленной СанПиН 2.4.1.3049-13 продолжительность организованной образовательной деятельности: для детей от 5 до 6 лет – не более 20 минут; для детей от 6 до 7 лет – не более 25 минут. Содержание учебного плана может быть представлено в объединениях дополнительного образования детей, начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года, регламентируется расписанием занятий объединений и учебно-тематическими планами педагогов дополнительного образования

Направленность

Количество занятий в неделю

Количество

занятий в

год

Участники:

дети

Художественно – эстетическое конструирование

1

36

5-6 лет

1

36

6-7 лет

2.4. Календарно - тематическое планировпрсмотра ание
Календарно - тематическое планирование  составлено на основе программы «Конструкторское     бюро «Lego –мастер» и изучения «Lego WeDo».

 

п/

п

месяц

Темы

Задачи

Формы методы и средства

Кол-во часов

Содержание

работы

Материал и

оборудование

Методическая литература

Теор.

Прак.

1

СЕНТЯБРЬ

Знакомство с конструкторами LEGO

1.Знакомство с конструкторами LEGO, организация рабочего места. Техника безопасности  

2. Развитие кругозора воспитанников.

3. Воспитание дисциплины.

Инструктаж по технике

безопасности.

История Lego. Кубики Lego. Что такое проект.

Разные виды конструкторов

Lego (Classic, duplo), компьютер, интерактивная доска.

Мельникова, О.В. Легоконструирование.

Легоконструирование.

интернет

ресурсы.

1

Классификация кубиков LEGO

1.Знакомство с конструкторами LEGO, организация рабочего места. Техника безопасности  

2. Развитие кругозора воспитанников.

3. Воспитание дисциплины.

Классификация кубиков LEGO и их группировка. Виды деталей LEGO и способы их соединения

Разные виды конструкторов

Lego (Classic, duplo), компьютер, интерактивная доска.

Мельникова, О.В. Легоконструирование.

1

1

Мы в лесу построим теремок

1.Учить строить теремок.

2.Развитие навыка пользоваться предложенными схемами

и инструкцией.

3.Воспитание дисциплины ответственности.

Сборка постройки по предложенным схемам.

конструктор

Lego Classic компьютер, интерактивная доска.

Фешина Е.В. . Легоконструирование в детском саду.

Легоконструирование.

интернет

ресурсы.

1

2

ОКТЯ

БРЬ

Как построить дом? Из чего он состоит?

1.Формировать обобщенные представления о домах.

2. Развивать творческую инициативность и изобретательность.

3. Воспитывать усидчивость , умение работать в команде.

Сборка постройки по предложенным схемам.

(работа в парах)

Разные виды конструкторов

Lego (Classic, duplo), компьютер, интерактивная доска.

Мельникова, О.В. Легоконструирование.

Легоконструирование.

интернет

ресурсы..

1

1

Дом фермера

1.Закреплять навыки строить по схемам.

2.Развивать творчество, навыки конструирования.

3.Воспитывать усидчивость, олтветственность.

Сборка постройки по предложенным схемам.

(работа в парах)

Разные виды конструкторов

Lego ,компьютер, интерактивная доска.

Фешина Е.В. . Легоконструирование в детском саду.

Легоконструирование.

интернет

ресурсы.

1

Конструировние по замыслу

1.Закреплять ранее полученные знания.

2.Учить заранее обдумывать

Содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

3..Развивать творческую инициативу, самостоятельность

4. Воспитывать усидчивость

Конструирование детьми построек  по замыслу

Наборы деталей конструктора

Lego

Фешина Е.В. . Легоконструирование в детском саду.

Легоконструирование.

интернет

ресурсы.

1

3

НОЯ

БРЬ

Домашние животные «Кот» и «Пес"

1.Знакомство с отличительными чертами животных

2.Развитие навыка пользоваться предложенными схемами

и инструкцией.

3.Воспитание ,дисциплины, творческой компетенции.

Просмотр презентации. Сборка постройки по предложенным схемам. Подражание голосам животных.

Разные виды конструкторов

Lego (Classic, duplo), компьютер, интерактивная доска.

Мельникова, О.В. Легоконструирование.

Легоконструирование.

интернет

ресурсы.

1

1

Дикие животные «Крокодил», «Олень»

1.Знакомство с отличительными чертами животных

2.Развитие навыка пользоваться предложенными схемами

и инструкцией.

3.Воспитание дисциплины ответственности, творческой компетенции

Просмотр презентации. Сборка постройки по предложенным схемам.

Подражание голосам животных.

Разные виды конструкторов

Lego (Classic, duplo), компьютер, интерактивная доска.

Мельникова, О.В. Легоконструирование.

Легоконструирование.

интернет

ресурсы.

1

1

4

ДЕКАБРЬ

Городской транспорт. Грузовой автомобиль

1.Учить создавать сложную постройку грузовой машины из конструктора.

2.Закрепить умение правильно соединять детали.

3.Воспитание дисциплины ответственности, творческой компетенции

Просмотр презентации.

Сборка модели по предложенным схемам.

Наборы деталей конструктора

Lego

Мельникова, О.В. Легоконструирование.

Фешина Е.В. . Легоконструирование в детском саду.

Легоконструирование.

интернет

ресурсы.

1

1

Самолет

1.Учить создавать сложную постройку самолет из конструктора.

2.Закрепить умение правильно соединять детали.

3.Воспитание дисциплины ответственности, творческой компетенции

Просмотр презентации.

Сборка модели по предложенным схемам.

Наборы деталей конструктора

Lego

Мельникова, О.В. Легоконструирование.

Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду.

Легоконструирование.

интернет

ресурсы.

1

Конструировние по замыслу

1.Закреплять ранее полученные знания.

2.Учить заранее обдумывать

Содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

3..Развивать творческую инициативу, самостоятельность

4. Воспитывать усидчивость

Конструирование детьми построек  по замыслу

Наборы деталей конструктора

Lego

Фешина Е.В.  Легоконструирование в детском саду.

Легоконструирование.

интернет

ресурсы.

1

5

ЯНВАРЬ

«Введение в робототехнику!»

1.Знакомство с правилами безопасной

работы при работе с

конструктором «Lego WeDo;

2. Развитие кругозора воспитанников,

коммуникативных

компетенций: участия в беседе, обсуждении;

3.Воспитание ответственности, дисциплины.

Инструктаж по технике

безопасности.

История робототехники. От

глубокой древности до наших дней. (Просмотр презентации) Определение понятия «робота».

Классификация роботов по

назначению.

Технические средства обучения: ноутбук, интер. доска и т.д. Демонстрационный материал: конструктор «Lego WeDo Раздаточный материал: конструктор «Lego WeDo»

Мультимедийное

сопровождение к

конструктору

«Lego WeDo; Корягин А.В. Образовательная робототехника. Инте нет ресурсы

1

1

6

ФЕВРАЛЬ 

Зачем человеку
роботы?

Как научить робота двигаться

1.Знакомство с основными составляющими частями

среды конструктора;

построение модели

показанной на картинке;

2. Развитие навыка

ориентации в деталях, их классификации, умение слушать

инструкцию педагога. Развитие внимания, логического

мышления, памяти.

3.Воспитание ответственности, дисциплины.

Знакомимся с названиями и функциями деталей.

Технические средства обучения: ноутбук, интер. доска и

т.д.

Демонстрационный

материал: конструктор «Lego WeDo»

Раздаточный материал: конструктор

«Lego WeDo»

Мультимедийное

сопровождение к

конструктору

«Lego WeDo»

Корягин А.В. Образовательная робототехника.

Интернет ресурсы.

2

Давайте построим прочный мост! (Просмотр презентации)

Забавные механизмы: умная вертушка 

1.Познакомить с зубчатой передачей и установить взаимосвязи между параметрами зубчатого колеса и продолжительностью вращения волчка. 2.Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. 3.Развивать пространственное восприятие, мелкую моторику.

4.Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений.

Работа с конструктором LEGO WeDo .

Конструктор

LEGO WeDo (по количеству детей),

интерактивная
доска, ноутбук
.

Мультимедийное

сопровождение к

конструктору

«Lego WeDo»

Корягин А.В. Образовательная робототехника.

Интернет ресурсы.

2

7

МАРТ

Умная вертушка (рефлексия и развитие

1.Закрепить знания о зубчатой передаче и основных взаимосвязях между параметрами зубчатого колеса и продолжительностью вращения волчка. 2.Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Формировать навыки работы с программой. Развивать логическое мышление,

3.Развивать умение устанавливать ПСС, работать по предложенным инструкциям. 4Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений.

Работа с конструктором LEGO WeDo .

Конструктор

LEGO WeDo (по количеству детей),

интерактивная
доска, ноутбук
.

Мультимедийное

сопровождение к

конструктору

«Lego WeDo»

Корягин А.В. Образовательная робототехника.

Интернет ресурсы.

1

Забавные механизмы: барабан

1.Формирование представлений детей о взаимосвязи программирования и механизмов движения:
что происходит после запуска и остановки цикла программы?

2. Развитие навыка

ориентации в деталях, их классификации, умение слушать

инструкцию педагога. 3Развитие внимания, логического

мышления,  памяти.

4.Воспитание ответственности, дисциплины.


Знакомство с функциями блоков программы.

Работа с конструктором LEGO WeDo .

Конструктор

LEGO WeDo (по количеству детей),

интерактивная
доска, ноутбук
.

Барабаны.

Мультимедийное

сопровождение к

конструктору

«Lego WeDo»

Корягин А.В. Образовательная робототехника.

Интернет ресурсы.

1

Веселая карусель

1.Построение модели

показанной на картинке;

2. Развитие навыка

ориентации в деталях, их классификации, умение слушать

инструкцию педагога. Развитие внимания, логического

мышления,  памяти.

3.Воспитание ответственности, дисциплины.

Работа с конструктором LEGO WeDo .

Конструктор

LEGO WeDo (по количеству детей),

интерактивная
доска, ноутбук
.

Презентация «Кару
сель».

Мультимедийное

сопровождение к

конструктору

«Lego WeDo»

Корягин А.В. Образовательная робототехника.

Интернет ресурсы.

1

Парк аттракционов (обобщение
предыдущих трех тем)

1.Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.

2. Развитие навыка

ориентации в деталях, их классификации, умение слушать

инструкцию педагога. 3.Развитие внимания, логического

мышления,  памяти.

4.Воспитание ответственности, дисциплины.

Работа с конструктором LEGO WeDo.

Самостоятельный  выбор модели для обыгрывания ситуации.

Конструктор

LEGO WeDo (по количеству детей),

интерактивная
доска, ноутбук
.

Мультимедийное

сопровождение к

конструктору

«Lego WeDo»

Корягин А.В. Образовательная робототехника.

Интернет ресурсы.

1

8

АПРЕЛЬ

Обезьянкабарабанщица Сборка модели

1.Закреплять первоначальные представления о связи блоков программы с конструктором WeDo. 3.Закрепить понятие «Цикл».

4.Развивать творческое воображение,  умение аргументировать свои предложения, отстаивать свое мнение, самостоятельность. 5.Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений.

Обсудить игру на музыкальных
инструментах, в частности, на барабане. Научить создавать

 механическое устройство и

программировать его таким образом, что
бы детали «рук» двигались как
рычаги.

Конструктор

LEGO WeDo (по количеству детей),

интерактивная
доска, ноутбук.

Презентация

«Музыкальные инструменты»

Мультимедийное

сопровождение к

конструктору

«Lego WeDo»

Корягин А.В. Образовательная робототехника.

Интернет ресурсы.

1

1

Великан

1.Закрепить представление о системе рычагов.

2.Развивать диалогическую речь, логическое мышление, 3.Развивать умение работать по предложенным инструкциям, пространственное восприятие, мелкую моторику.

4.  Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений

Работа с конструктором LEGO WeDo.

Построение  модели великана. использование датчика движения. Программирование  с использованием датчика движения

Конструктор

LEGO WeDo (по количеству детей),

интерактивная
доска, ноутбук

Мультимедийное

сопровождение к

конструктору

«Lego WeDo»

Корягин А.В. Образовательная робототехника.

Интернет ресурсы.

2

9

МАЙ

Лунная улитка

1.Закреплять первоначальные представления о связи блоков программы с конструктором WeDo.

2.Закрепить понятие «Цикл».

5.Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений.

Работа с конструктором LEGO WeDo.

Построение  модели улитки. использование датчиков движения и цвета.

Конструктор

LEGO WeDo (по количеству детей),

интерактивная
доска, ноутбук

Мультимедийное

сопровождение к

конструктору

«Lego WeDo»

Корягин А.В. Образовательная робототехника.

Интернет ресурсы.

1

Луноход

1.Закреплять первоначальные представления о связи блоков программы с конструктором WeDo. 2..Закрепить понятие «Цикл».

3..Развивать творческое воображение,  умение аргументировать свои предложения, отстаивать свое мнение, самостоятельность. 4..Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений.

Работа с конструктором LEGO WeDo.

Построение  модели улитки. использование датчиков движения и цвета.

Конструктор

LEGO WeDo (по количеству детей),

интерактивная
доска, ноутбук

Мультимедийное

сопровождение к

конструктору

«Lego WeDo»

Корягин А.В. Образовательная робототехника.

Интернет ресурсы.

2

Творческая деятельность.

 Выставка детских работ

1.Закреплять умения работать в команде,

эффективно распределять обязанности.

2.Развитие творческого мышления,

внимания, памяти,

воображение.

3.Воспитание ответственности, дисциплины, трудолюбия

Работа с Конструктор LEGO

(набор различных деталей) по выбору детей

Конструктор LEGO

(набор различных деталей)

2

мониторинг

III. Организационный раздел

3.1.Условия реализации программы

Материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса для осуществления образовательной деятельности:

- конструктор ««Lego Education WeDo» - 6 шт;

- ноутбук – 1 шт;

- интерактивная доска – 1 шт;

- стол детский – 9 шт;

- стульчик детский – 27 шт

3.2.Оценочные материалы:

Оценка и анализ работы за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей.

Мониторинг освоения детьми программного материала.

Типовая диагностическая карта освоения Программы

КАРТА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

" Конструкторское     бюро «Lego –мастер»"

Ф. И. ребёнка_________________________________________________ Возраст______________________________________________________

Дата заполнения______________________________________________

№ п/п Компоненты усвоения программы Отметка о развитии («+»/ «-» ) Методы диагностики 1. Соблюдает технику безопасности при работе с конструктором наблюдение 2. Узнает и называет элементы конструктора наблюдение 3. Проявляет самостоятельность, наблюдение 22 аккуратность 4. Плодотворно сотрудничает в коллективе наблюдение 5. Умение анализировать и обыгрывать свой продукт наблюдение 6. Умение работать по схеме наблюдение Итого «+» - ___; «-» - ___ Уровень*

№ п/п

 Компоненты усвоения программы

Отметка о развитии («+»/ «-» )

Методы диагностики

1. Соблюдает технику безопасности при работе с конструктором

наблюдение

2. Узнает и называет элементы конструктора

наблюдение

3. Проявляет самостоятельность, аккуратность

наблюдение

4. Плодотворно сотрудничает в коллективе

наблюдение

* Оценка уровня:

«высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены

знаком «+»;

«средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;

«низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».

Рекомендации:

Предложить заучить трудно запоминающиеся элементы.

Предложить чаще оглядывать свое рабочее место.

Предложить настольные коллективные игры.

Предложить ребенку дать краткое описание любимой игрушки.

Предложить выполнение различных игр и упражнений на тренировку памяти и внимания.

Предложить выполнение дидактических игр на закрепление техники безопасности при работе с конструктором.

3.3.Обеспеченность методическими материалами

1.  Фешина  Е.В. Лего – конструирование в детском саду. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2017- 136с.

2. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. -

М.: Гардарики, 2008. – 118 с.

3. Мельникова, О.В. «Лего-конструирование»5-10 лет. Программа, занятия.32 конструкторские модели. Презентации в электронном приложении /

О.В. Мельникова.-Волгоград: Учитель.-51с.

4. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

5. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровыхкомплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131с.

4. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях

введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.

5. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений

и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА

- ПРЕС», 2001г.

6. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. Учебнометодическое пособие к порциональной программе «Умные пальчики». М.:ИД «Цветной мир», 2015.-176с.

7. Корягин А.В. Образовательная робототехника ( Lego WeDo). Сборник методических рекомендаций и практикумов. М.: ДМК Пресс, 2016. – 254с.:ил.

8. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988г.

463с.

9. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее

полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный http://robotics.ru/.

10. ПервоРобот LEGO® WeDoTM - книга для учителя (Электронный ресурс).

11. http://russos.livejournal.com/817254.html 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В конструкторском бюро» Конспект организованной образовательной деятельности по Lego-конструированию в подготовительной к школе группе

Конспект ООд с использованием леготехнологии  в рамках проекта "Занимательная астрономия"...

Рабочая программа дополнительного образования по конструированию с детьми 5 - 6 лет на 2016-2017 учебный год «Конструкторское бюро»

Цель программы: приобщение детей к техническому творчеству посредством формирования умений конструирования. В программу включена работа по знакомству детей старшего возраста с конструктором...

Рабочая программа дополнительного образования по конструированию с детьми 6 - 7 лет на 2017-2018 учебный год «Конструкторское бюро»

Цель программы: приобщение детей к техническому творчеству посредством формирования умений конструирования. В программу включена работа по знакомству детей седьмого года жизни с конструктор...

Мониторинг по реализации дополнительной образовательной программы «Конструкторское бюро» подготовительной группы

Отчёт по реализации дополнительной образовательной программы "Конструкторское бюро"...

Мониторинг по реализации дополнительной образовательной программы «Конструкторское бюро» старшей группы

Реализация дополнительной образовательной программы "Конструкторское бюро"...

Отчёт по реализации дополнительной образовательной программы «Конструкторское бюро» За 2017- 2018 учебный год

Реализация дополнительной образовательной пронраммы !Конструкторское бюро"...

Рабочая программа по совместной деятельности педагога с детьми «LEGO-МАСТЕР»

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способност...