Конспект занятия "Учимся быть пассажирами"
план-конспект занятия

Баканова Анастасия

Даннные занятия имеют цель профилактики детскогодорожно-транспортного травматизма и расчитаны на детей младшего школьного возраста и детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского (юношеского) технического творчества

Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

Тема: «Помощники Дорожного Движения»

Возраст учащихся: 7-8  лет  

Образовательная программа:

 «Автобезопасность. Азбука пешехода»

Возраст учащихся: 7-8 лет

                                                  Cрок реализации: 1 года

Педагог- организатор

Баканова Анастасия Геннадьевна

Санкт-Петербург

Содержание

План-конспект        3

Ход проведения занятия        8

Методическое и техническое оснащение занятия        13

Литература        14


План-конспект

Тема: «Помощники Дорожного Движения»

Год обучения: 1-ый

Цель занятия: Профилактика дорожно-транспортных происшествий и детского травматизма.

Задачи занятия:

  • Обучающие:

- познакомить учащихся с различными дорожными знаками, и их группами, а также назначением данных дорожных знаков;

-  познакомить учащихся с историей светофора;

- напомнить учащимся назначение сигналов транспортного и пешеходного светофора;

- познакомить учащихся с различными сигналами регулировщика и назначением каждого сигнала регулировщика.

  • Развивающие:

- способствовать развитию памяти учащихся;

- способствовать развитию интереса учащихся к изучению Правил Дорожного Движения;

- способствовать расширению кругозора учащихся.

  • Воспитательные:

- воспитывать ответсветнное отношение к выполнению правил дорожного движения;

- воспитывать коммуникативные навыки, навыки работы в команде.


Планируемые результаты

  • Предметные:

- приобретение знаний у детей о различных дорожных знаках и значении для пешеходов или водителей;

- приобретение знаний об истории светофора и порядке загорания сигналов транспортного светофора;

-  актуализация знаний о назначении сигналов транспортного и пешеходного  светофоров;

- приобретение знаний о назначении сигналов регулировщика для пешеходов;

- приобретение умения следовать указаниям регулировщика.

  • Метапредметные:

- приобретение знаний из области истории, в том числе – о изобретении первого светофора, а также техническом усовершенствовании данного устройства.

  • Личностные:

- формирование навыков общения и работы в команде;

- расширение кругозора;

- формирование интереса учащихся к изучению Правил Дорожного Движения.


План-конспект

Этап занятия

Хронометраж времени

Содержание занятия (деятельность педагога)

Содержание занятия (деятельность детей)

Организационный

2 мин

Приветствие учащихся. Педагог мотивирует детей. сообщает о целях занятия.

Педагог предлагает детям разделиться по командам.

Раздает капитанам кепки разных цветов (красный и зеленый).

Учащиеся отвечают на вопросы педагога, настраиваются на работу.

Основной

18 мин

Часть 1 – 8 мин

Часть 2 – 10 мин

Педагог представляет презентацию «Помощники Дорожного Движения», обсуждая, что или кто помогает регулировать дрожное движения. Также педагог акцентирует внимание на знаках дорожного движения и группах знаков. Напоминает, что означают такие знаки как: предупреждающий знак «Дети»; предупреждающий знак «Пешеходный переход»; знак особых предписаний «Пешеходный переход»; знаки особых предписаний «Место остановки трамвая», «Место остановки автобуса или (и) троллебуса»; информационные знаки «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».

Педагог предлагает расставить на карте нового района правильно знаки на магнитах. Для этого выдаются магниты с изображением знаков и карта нового района, с магнитами на месте знака. За праильно выполненное  задание, педагог выдает командам жетоны.

 Педагог предлагает снова вспомнить что помогает регулировать дорожное движение.

Педагог показыват видео о светофорах и истории светофора.

Педагог обсуждает с детьми. Виды светафоров. Также напоминает назначение пешеходного,транспортного светофора и порядок загорания их сигналов.

Педагог предлагает учащимся принять участие

в следующем конкурсе. На карточке раскрасить правильно порядок загорания сигналов  транспортного светофора.

Дети просматривают презентацию, отвечают на вопросы.

Учащиеся расставляют дорожные знаки на карту района.

Дети изучают видео об истории  светофоров. Вспоминают назначения транспортных и пешеходных сигналов светофоров.

Учащиеся расскрашивают на карточках сигналы транспортного светофора в правильном порядке их включения.

Практическая деятельность

10 мин

Часть 1 – 4 мин

Часть 2 – 6 мин

Педагог предлагает  вспомнить кто помогает регулировать дорожное движение,если, например сигналы светофора не работают.

Педагог рассказывает о работе регулировщика. Показывает видео, о том, какие сигналы используют регулировщик и что означает каждый сигнал.

Командам предлагается выполнить еще один конкурс.

Педагог, по очереди,  показывает сигналы регулировщика, а ребята пытаются рассказать о его значении.

Команды подсчитывают жетоны, выесняется победитель.

Далее детям раздаются карточки со грустным и веселым смайликом. Выбираются четыре человека.

Выбранные дети подходят к макету перекрестка.

Им нужно  правильно перейти на сигналы регулировщика. Педагог показывает сигналы регулировщика, дети у макета переходят. Дети  на с карточками-смайликами показывают правильно или нет переходят пешеходы.

Дети с педагогом обсуждают работу регулировщика. Дети изучают видео с пояснением о сигналах регулировщика и их значении.

Дети выполняют задание  и каждая команда отвечает что означает тот или иной сигнал регулировщика. Считают жетоны.

Ребята переходят по перекрестку на сигналы регулировщика.(переходят только 4 ребенка). Остальные дети, спомощью карточек, регулируют правильность их перехода.

Заключительный

  1. мин.

Спомощью специального кубика, на котором есть изображения сигналов регулировщка, знаков «Пешеходный переход» и «Дети», транспортного и пешедного светофора педагог выясняет, что нового узнали ребята на зянятии. Спомощью карточек – смайликов, дети показывют понравилось ли им на занятии или нет.

Отвечают на вопросы педагога. Оценивают свою работу.

Дети уходят.


Ход проведения занятия

1. Организационный этап

В помещении находятся три небольших стола, стулья, проектор, компьютер, также имеются:  

  • наборы карточек со светофорами (2шт.);
  • жетоны для команд;
  • кепки для команд;
  •  фломастеры: красный, жёлтый и зеленый (2 шт.);
  • макет с картой района (2 шт.);
  • жезл;
  • макет перекрёстка (4 макета пешеходного перехода, 4 знака «Пешеходный переход» со стойками);
  • кубик с изображениями: предупреждающего знака «Дети»; предупреждающего знака  «Пешеходный переход»; транспортного светофора; пешеходного светофора; регулирувщика, у которого вытянуты руки в стороны; ругулировщика, у кототорого поднята рука вверх.

   Учащиеся заходят в помещение и рассаживаются на места за столами.

Добрый день, ребята!  

Меня зовут Анастасия Геннадьевна, я приехала к Вам из специального центра, где учат ребят Правилам Дорожного Движения. А вам нужно знать Правила Дорожного Движения? Вот я приехала и к Вам. Сегодня мы с вами поговорим о Правилах Дорожного Движения. Начать наш разговор хотела бы с того, что обсудить кто участвует в дорожном движении. Когда мы вышли на улицу и идем пешком – мы пешеходы, если мы сели в транспорт (автобус, треллейбус,трамвай и т.д.), но не упраляем им, мы пассажиры. А управляет транспотным средством  - водитель.  А скажите пожалуйста, что помогает всем трём участникам дорожного движения движения и регулирует дорожное движение?

Ответы детей (Дорожные знаки)

Да, действительно, и светофор и различные дорожные знаки регулируют дорожное движение.

В начале нашего занятия мы с вами поговорим о дрожных знаках. (сл. слайд).

2. Основной этап

Первый знак, о котором мы поговорим, наверняка вам известен. Называется он одним словом – Дети. Дорожных знаков очень много, поэтому их решили разделить на разные группы. А этим группам, тоже дали различные названия. Знаки треугольной формы и с красной рамочкой, как  знак «Дети», относятся к группе предупреждающих знаков. И устанавливается для водителей.

Данный знак сообщает водителям, что рядом находится детское учреждение. Дети, которые не знают правил, могут выбежать на проезжую часть. Водитель здесь должен быть очень внимателен.

Еще один знак, который мы с вами обсудим, назвается «Пешеходный переход». Это знак тоже предупреждающий и он предупреждает водителя о том,что дальше будет нерегулируемый пешеходный переход. Водители, подъезжая к такому пешеходному переходу и видя пешехода, должны остановиться и пропустить его.

Существует еще один знак «Пешеходный переход», синего цвета и квадратной формы, он устанавливается около наземных пешеходных переходов и покаывает пешеходам,что здесь можно перейти проезжую часть.

Так же существуют подземный пешеходный переход  и надземный пешеходный переход. Они обозначаются следующими знаками. (след. слайд)

А около остановок наземного общественного тоже устанавливают дорожные знаки. Знак «Место остановки автобуса или троллейбуса», а также «Место остановки трамвая».

Для того чтобы выполнить первое задание, которое я для вас подготовила, я  разделю вас на две команды. Капитана я выберу специальным способом, у кого будет самое «сосредоточенное» выражение лица, тот станет капитаном. (Педаог разделяет класс на две команды, выбираю капитана).

Сейчас я расскажу вам каким будет первое задание.  (след. слайд)

Задание: «Раставь знаки»

Посмотрите пожалуйста на карту, которую я вам подготовила. На этой карте нарисован новый район. Но, на ней нет дорожных знаков. Вам нужно посмотреть на карту, выбрать магниты с дорожными знаками и раставить их правильно на места.

Педагог раздает карту района с магнитами, на которых нарисованы дорожные знаки. Команды крепят знами на правильное место. Педагог проверяет правильность выполненного задания. Каждой команде раздает педагог по одному жетону за правильное задание.(след. слайд)

Ребята, а что еще может регулировать дорожное движение?

Ответы детей (Светофор) (след. слайд)

Светофор действительно  тоже регулирует дорожное движение. У этого изобретения богатая история и мы с вами посмотрим видео, в котором рассказывается история светофора. (Педагог показывает видео о светофоре). (след.слайд)

Вот такая история светофора. Светофоров в настоящее время много, но мы с вами поговорим о двух светофорах. Первый светофор, у которого есть два сигнала. Это пешеходный светофор. Когда загорается красный сигнал  - пешеходы должны стоять.

Если загорается зеленый сигнал – пешеходам нужно посмотреть посторонам ( вначале налево, потом направо и еще раз налево), а только потом переходить по пешеходному переходу.  (след. слайд)

Еще один светофор. На этом светофоре три сигнала. Светофор называтся транспортный, потому что на него ориентируются видители транспорта.

Ребята, скажите, а бывает ли так, что у пешеходного перехода есть знак и разметка, а вот пешеходного светофора нет и стоит только транспортный светофор?

Ответы детей (да/нет)

Сколько запрещающих сигналов для пешеходов на транспортном светофоре?

Два

На транспортном светофоре для пешеходов запрещающие красный и желтый. Когда загораются эти сигналы пешеходы должны стоять. Если водители близко подъехали к пешеходному переходу, они могут проехать дальше на желтый сигнал светофора. Поэтому, на желтый сигнал пешеходы должны стоять. (след. слайд)

На транспортном светофоре сигналы загораются в определённом порядке:

Вначале загорается красный сигнал  - водители должы стоять, потом загораются красный и желтый сигналы – водители в этот момент понимают, что дальше загорится зеленый сигнал. Когда загорается зеленый – водители начинают движение. Дальше загорается только желтый сигнал – водители понимают, что скоро нужно будет остановиться, потому что загорится красный сигнал светофора. А после желтого сигнала загорается снова красный,  и водители останавливаются.

Сейчас настало время выполнить второе задание. (след. слайд)

Задание: «Светофор»

Я каждой команде дам по карточке на каторых надо фломастерами нарисовать правильный порядок  загорания сигналов на транспортном светофоре. Фломастеры я дам только капитанам. Капитанов попрошу раскрасить сигналы. А всех остальных ребят, я хочу попросить помочь капитанам и проверить, правильно ли капитаны раскрасили сигналы светофора.

Педагог раздает карты командам с рисунком транспортных светофоров, а капитанам фломастеры красного, жёлтого и зелёного цветов. Капитаны раскрашивают светофоры, а остальные ребята проверяют правильно ли выполнено задание. Педагог рахдает жетоны командам.

Ребята, скажите пожалуйста, а кто помогает регулировать дорожное движение, если светофор на перекрестке не работает? (след. слайд)

Дети: Регулировщик

Совершенно верно! Ребята, на перекрестке регулировщик показывает всего три сигнала. Каждый сигнал показывает пешеходам и водителям, что означает каждый сигнал.

 И оринтируются на эти сигналы не только водители автомобилисты, но и водители мотоциклисты, водители автобуса, троллейбуса,а также и водители трамвая. Сейчас мы с вами узнаем, что должен делать водитель трамвая, а также что должны делать пешеходы на каждый сигнал регулировщика.

Педагог показывает видео о работе регулировщика. (след слайд)

 И так, когда регулировщик вытягивает руки в стороны – это значит, что переходить могут только те пешеходы, которые будут переходить вдоль спины и груди регулировщика.

Пешеходы, которые находятся сбоку у регулировщика, переходить в этот момент не могут. (след. слайд)

Когда регулировщик вытягивает правую руку вперед, то пешеходы могут переходить только за спиной у регулировщика, все остальные пешеходы должны стоять. (след.слайд)

Когда регулировщик поднимает руку наверх все участники дорожного движения должны остановиться. (след. слайд)

Ребята, а сейчас для каждой команды у меня будет заключительное задание. (след. слайд)

Задание: «Сигналы Регулировщика»

Каждой команде я предлагаю ответить на вопрос.

1. Какие пешеходы могут переходить по пешеходному переходу, если регулировщик вытягивают руки в стороны?

Правильный ответ: Пешеходы за спиной и перед грудью у регулировщика.

2. Какие пешеходы могут переходить по пешеходному, если регулировщик поднимает руку на верх?

Правильный ответ: Ни кто. Все пешеходы должны стоять.

Ребята, а теперь я хочу попросить капитанов посчитать жетоны. (Капитаны считают жетоны и определяют какая команда победила. Педагог забирает у капитанов жетоны.).

3. Практический этап

А сейчас я хочу попросить капитанов выбрать по одному помощнику. Сейчас наши капитаны их помощники попробуют переходить на сигналы регулировщика. Все остальные ребята будут смотреть на пешеходов и определять правильно ли перешли пешеходы или нет.

(Капитаны выбирают по помощнику, парами они встают у пешеходных переходов.

Всем остальным ребятам педагог раздает смайлики (грустный и веселый). Педагог встает на середину перекрестка и показывает жезлом сигналы регулировщика. Пешеходы переходят на сигналы регулировщика или стоят, когда это нужно. )

4. Заключительный этап

Мы сегодня с вами очень многое обсудили. Мне очень хочется понять, что же вам запомнилось с сегоднешнего занятия. У меня есть кубик, на которых нарисованы разлимчные изображения.

Я буду подкидывать кубик и показывать вам эти рисунки. Вам нужно будет посмотреть на рисунок и сказать, что нового вы запомнили на  данную тему. (на кубике нариосваны: знаки - предупреждающий «пешеходный  переход» и «дети»; светофоры -транспортный и пешеходный; регулировщик вытягивающий руки в стороны и регулировщик, который поднимает руку вверх. Дети, смотря на каждый рисунок, рассказыают, что узнали нового по каждой теме.)

Ребята, наше занятие подходит к завершению. Прежде чем мы с вами попращаемся, я хочу узнать  у вас, понравилось ли вам сегодняшнее занятие. У вас ребята в руках должны быть карточки со смайликами. Если смайлик грустный, то похоже вам что-то не понравилось, или что-то растроило на занятии. Если смайлики вы покажете веселые, то значит вам очень понравилось на занятии. (Дети показывают смайлики) (след. слайд)

На этом наше занятие закончено.

До новых встреч! Соблюдайте Правила Дорожного Движения!

Дети уходят.


Методическое и техническое оснащение занятия

Методические пособия  и  дедактические материалы:

  • наборы карточек со светофорами(2шт.);
  • жетоны для команд;
  • кепки для команд;
  •  фломастеры: красный, жёлтый и зеленый(2 шт.);
  • макет с картой района (2 шт.);
  • жезл;
  • макет перекрёстка (4 макета пешеходного перехода, 4 знака «Пешеходный переход» со стойками);
  • кубик с изображениями: предупреждающего знака «Дети»; предупреждающего знака  «Пешеходный переход»; транспортного светофора; пешеходного светофора; регулирувщика, у которого вытянуты руки в стороны; ругулировщика, у кототорого поднята рука вверх.
  • Мультимедийная презентация «Помощники Дорожного Двидения»

Оборудование:

  • ПК
  • Проектор
  • Экран
  • 3 небольших стола
  • Стулья


Литература

  • ПДД 2022 с фотоиллюстрациями и комментариями. — Москва: Эксмо, 2022. — 176 с.: ил. — (Правила Дорожного Движения).
  • Елжова Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий / Н.В. Елжова. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2013. — 173 с.

Электронные образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Здоровым быть здорово!"

ГБДОУ ЦРР – д/с №29Красносельского районаСанкт-Петербурга          Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе...

Конспект занятия "Мы пассажиры"

Конспект занятия "Мы пассажиры"...

Конспект "Служба быта"

Конспект занятия по  трудовой деятельности....

План - конспект мероприятия "Быть здоровым - здорово!"

План - конспект мероприятия по здоровьесберегающей технологии "Быть здоровым - здорово!"...

Конспект занятия "Быть здоровыми всегда"

Конспект занятия для детей 2 младшей группы...

Конспект НОД "Быть здоровым-это замечательно.

Формировать у детей навыки здорового образа жизни....

Конспект занятия "Вежливые пассажиры"

Занятие поможет закрепить знание правил поведения в общественных местах....