Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Увлекательная ритмика"
рабочая программа (подготовительная группа)

Пишикина Юлия Васильевна

Дополнительная программа "Увлекательная ритмика" разработана в соответствии с учетом дидактических принципов развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников и имеет художественную направленность. В программе интегрированы составляющие художественной направленности: музыка, ритмическая деятельность, пластика, сценическая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ritmike.docx65.2 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – один из наиболее важных периодов в жизни  человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного, физического и эстетического развития,  формируется  личность.

         Основы хореографии – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. К занятиям хореографией и ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. У каждого ребёнка есть огромный потенциал талантов и способностей. И чем раньше он начнёт занятия хореографией, тем быстрее он станет на первую ступень танцевального искусства и сможет открыть для себя волшебный мир ритма, пластики, красоты и гармонии.

        Современный социальный заказ на образование обусловлен и задачами художественного образования дошкольников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

        Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Увлекательная ритмика» разработана в соответствии с учетом дидактических принципов развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников и имеет  художественную  направленность. В программе интегрированы составляющие художественной направленности:   музыка, ритмическая деятельность, пластика, сценическая деятельность.

          Актуальность  данной  программы направлена  на приобщение детей к миру танца и дает возможность ввести детей 5-7 лет в мир хореографии

с помощью игровых технологий познакомить с элементами танцевальной и музыкальной грамоты, некоторыми хореографическими  жанрами. Программа поможет дошкольникам творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации.

          Педагогическая целесообразность программы «Увлекательная ритмика» ориентирует учащихся на приобщение к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата.

         Отличительной особенностью программы «Увлекательная ритмика» является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку учащихся к дальнейшему обучению  хореографией.

Дополнительное образования «Увлекательная ритмика» работает по А.И.Бурениной « Ритмическая мозаика» программе по ритмической пластике для детей 5–7 лет, и здание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС.

 Учебный материал  дается  в игровой форме и адаптирован для дошкольников.

           В основе работы с дошкольниками, во взаимосвязи с  их возрастными особенностями, учитываются  различные параметры: характер, физическое, эмоциональное состояние, настроение ребёнка, его желания.

Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста (5-7). Группы формируются из одновозрастных учащихся не менее 12 человек в группе.

   Психологические особенности учащихся: дошкольный возраст 5 - 7 лет  психологи и физиологи характеризуют, как период неравномерного и волнообразного развития. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. К 5-7 годам у ребенка  развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Интенсивно идет развитие  центральной нервной системы - совершенствуются основные нервные процессы возбуждения и торможения - их сила, уравновешенность и подвижность. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость.

         Этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка 5-7 лет формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь. Психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.

            В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию. Воспитанник очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

У многих детей внимание еще не устойчиво. Поведение и действия детей  выходят из под контроля сознания, возможны эмоциональные срывы. Педагогу важно сохранять доброжелательное отношение к ребенку, создавать благоприятный психологический климат на занятии.

Уровень программы, объём и сроки реализации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Увлекательная ритмика» имеет ознакомительный уровень. Происходит изучение простейших элементов  партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, исполнение простых танцевальных композиций. Учащиеся,  прошедшие курс программы ознакомительного уровня, могут получить более глубокие  знания по хореографии при освоении базовой программы «Хореография». По итогам ознакомительного уровня проводится итоговая диагностика в форме опроса и практических заданий.

Срок обучения по программе – 1 год.

Продолжительность образовательного процесса - 72 часа.

Форма обучения: при реализации дополнительной общеобразовательной программы «Увлекательная ритмика» применяется очная форма обучения, занятия имеют практический характер.

Режим занятий:  Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Особенности организации образовательного процесса: для реализации программы формируются постоянные одновозрастные группы учащихся.

Форма занятий групповая, занятия проводятся в виде практических, открытых занятий, концертов для родителей.

Обязательная одежда и обувь для занятия:

Для девочек:

Футболка белого цвета. Шорты черного цвета. Балетки  или чешки белого цвета, белые носки. Волосы должны быть собраны в пучок.

Для мальчиков:

Футболка белого цвета. Шорты черного цвета. Балетки или чешки черного цвета.

Цель программы - создание условий для раскрытия творческого потенциала и развитие  танцевальных и музыкальных  способностей средствами хореографии, приобщение учащихся к искусству танца.

Задачи программы:

Образовательные (предметные)

1.Знакоство с  правилами постановки корпуса, рук, ног, головы.

2.Знакоство с элементами хореографии.

3.Изучение простейших хореографических терминов.

4.Знакомство учащихся с различными музыкально-ритмическими движениями в  соответствии с характером музыки.

5. Умение ориентироваться в пространстве.

6. Знакомство с правилами поведения на сцене.

Личностные

1.Воспитание трудоспособности, ответственности, целеустремленности в достижении  результатов.

2.Организация взаимоотношений со сверстниками.

3.Формирование ответственного и бережного отношения к своему организму.

4.Обогащение  духовного мира ребенка посредством танца.

Метапредметные

1.Развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости, координации движений).

2.Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости), координации движений, изучение танцевальных элементов.

3.Развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности.

4.Развитие психических процессов (внимание, память, мышление).

5. Продуктивное сотрудничество с педагогом при решении различных музыкально -  творческих задач. 

 

                           УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

                                                 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Все

го

Теория

Прак-

тика

1.

Игроритмика,  элементы музыкальной грамоты.

   7

     1

   

   

       6

 

Опрос, игра

2.

Танцевально – ритмическая гимнастика

   8

     1

     

       7

   

 Практическое задание

3.

Игропластика

 

6

1

     

     

     

5

       

Практическое задание

4.

Строевые упражнения

4

1

3

Практическое задание

5.

Игровой самомассаж

2

1

1

Практическое задание

6.

 Креативная гимнастика

3

1

2

Практическое задание, анализ упражнений

7.

Элементы хореографии

5

1

4

Практическое задание

8.

Музыкально-ритмические игры.

12

1

11

Игры на ритмический рисунок, воображение и фантазию

9.

Народный танец

   4

     1

3

Контрольное занятие

10.

Детские танцы

21

2

     

19

   

Контрольное занятие

Итого:

72

11

      61

   

Содержание учебного плана.

1. Игроритмика, элементы музыкальной грамоты.

 Теория:

а) Знакомство с коллективом, режимом занятий, обсуждение формы одежды и внешнего вида для занятий хореографией (гигиенические требования).

б) Инструктаж по технике безопасности на учебно-тренировочном занятии, правила поведения в Учреждении.

в) Инструктажи  антитеррористической и противопожарной безопасности.

Элементарные понятия музыкальной грамоты:

а)  Характер музыки,  темп  (быстро, медленно, умеренно), ритм, музыкальный размер;
б) Динамические оттенки в музыке (форте, пиано), характер исполнения -легато - (плавно), стаккато (отрывисто);
в) Строение музыкальной речи,  длительность звука, такт, фраза, предложение;

г)  Эмоциональная выразительность.

Практика:

Тестирование хореографических способностей учащихся.

Специальные упражнения для согласования движений с музыкой:

а) ходьба (на каждый счет и через счет), бег, хлопки, притопы на сильные и слабые доли такта, на начало и конец музыкальной фразы, подскоки, прыжки под музыку;

б) передача в движении шагом различного характера музыки, ритмичного темпа, различной силы звучания;

в) выполнение под музыку общеразвивающих упражнений (приседания, полуприседания, наклоны вперед, вправо, влево, назад, галоп…)

Движения на развитие координации:

Элементы асимметричной   гимнастики, движения по линии танца: на носках, каблуках; перекаты стопы; шаги, высоко поднимая колени; выпады; ход лицом и спиной; бег с подскоками; галоп лицом и спиной в центр и со сменой ног.

Работа над умением ориентироваться в пространстве:

а) деление зала по точкам;

б) умение держать линию;

в) перестроение  в колонну (по 1, по 2, по 3, по 4), шеренгу;

г) соблюдать интервалы во время движения;

д) повороты на месте, продвижения на носках, пятках, с прыжком; шаг (подскоки) на месте, вокруг себя, вправо, влево.

е) знать своё место в зале.

Перестроения в соответствии с изменением звучания музыки (ходьба, бег) друг за другом, по одному, врассыпную, построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг…

Перестроения  («линии»; «хоровод»; «шахматы»; «диагональ», «змейка»;  «круг»).  

Общий характер музыки — учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движениях и пластике.

1.Темп (быстро, медленно, умеренно)— выполняются движения в различных темпах (подскоки, галоп, разные виды бега). Вырабатывается умение не только сохранять заданный темп, но и ускорять и замедлять его вместе с музыкой, а также сохранять заданный темп после временного прекращения музыки.
2.Динамические оттенки — выполняются движения с различной амплитудой, разной силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения.
3.Строение музыкальной речи — дети учатся четко определять (не только на слух, но и вместе с движениями) вступление, окончание вступления, начало и окончание части, периода, предложения, фразы, акцентировать конец музыкально-танцевальной фразы (притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т.д.
4.Метроритм — дети учатся воспринимать сильную и слабую доли на слух, отмечая в движениях сильную долю хлопком, взмахом платка, притопом, а также на слух определять музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4, осознанно выполняя движения в этих размерах.
5.Музыкально-танцевальные импровизации — усвоив понятие «жест» и его значение в танце, учащиеся переходят к отработке различных жестов — указательных, запрещающих, утверждающих, просящих, жестов, выражающих эмоциональное состояния (радость, печаль, раздумье и пр.).
Формы контроля: опрос, игра. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

2.Танцевально – ритмическая гимнастика. Здесь представлены образно-

танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую

направленность, сюжетный характер и завершенность. Упражнения,

входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на

детей, решают конкретные задачи программы, способствуют развитию

музыкальности, двигательных качеств и умений, развитию творческих

способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности, тренировке

психических процессов.

Форма контроля: практическое задание. (ПРИЛОЖЕНИЕ№2)

3.Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития

мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы

древних гимнастических движений (йога и упражнения стретчинга,

выполняемые в игровой сюжетной форме).

Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и

мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать,

погримасничать, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю

свободу. Все упражнения для занятий подобранны с учетом их

корригирующего значения.

Cтретчинг – это система естественных статических растяжек мышц тела и

суставно - связочного аппарата рук, ног, способствующая укреплению

позвоночника и позволяющая предотвратить нарушения осанки и исправить

ее. Так же растяжка способствует развитию гибкости, раскрепощенности и

уверенности в себе.

Йога – это тренировка тела и духа. Цель йоги - формировать правильную

осанку; сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника,

подвижность суставов; учить детей чувствовать свое тело во время

движений; развивать умение быть организованными, поддерживать

дружеские взаимоотношения со сверстниками. Нехитрые упражнения

позволят ускорить развитие детской моторики, укрепят уверенность

малышей в себе и своих силах, сделают маленьких непосед

уравновешенными и научат их добиваться цели. А самое главное поднимут

настроение.

Форма контроля: практическое задание. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

4.Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и

целесообразного их размещения в классе. Строевые упражнения

способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве:

самостоятельно находить свободное место в классе, перестраиваться в круг,

становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в

несколько кругов.

Форма контроля: практическое задание.(ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

5.Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления

детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме,

дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения

способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к

здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Форма контроля: практическое задание. (ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

6.Креативная гимнастика предусматривает целенаправленную работу

педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий,

творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой

инициативы.

Благодаря этим играм создаются благоприятные возможности для развития

созидательных способностей детей, их познавательной активности,

мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

Формы контроля: практическое задание, анализ упражнений. (ПРИЛОЖЕНИЕ №6)

7.Элементы хореографии. Они используются с целью развития

координации, выразительности движений, гибкости, силы мышц ног и

туловища. Все хореографические упражнения являются прекрасным

средством формирования осанки и культуры движений.

Форма контроля: практическое задание. (ПРИЛОЖЕНИЕ №7)

 8. Музыкально-ритмические игры.

Теория:

Знакомство с музыкально-ритмическими играми: «У оленя дом большой», «Чударики», «Мы пойдем налево, мы пойдем направо», «Самолет» и др. Рекомендации по разучиванию и проведению игр.

Практика:

Показать и разучить все необходимые движения.

1.Свободное естественное движение под четко ритмическую музыку. Изменение направления и формы движения в соответствии с изменением темпа или громкости звучания музыки (игры, эстафеты, упражнения с предметами: мячом, обручем, скакалкой, гимнастической палкой; прыжки и шаги под музыку: через скакалку, палку, бег между кеглями).

2.Простейшие подражательные движения  под музыку (мышки, лисы, кошки, медведя, полёт птички, деревья под ветром, цветка и т.д.)., инсценировка детских песен.

Формы контроля:  игры на ритмический рисунок, воображение и фантазию. (ПРИЛОЖЕНИЕ №8)

9. Народный танец.

Теория:

Понятие народный танец, основные элементы.

Практика:

1. Простейшие элементы народного танца на середине зала. Элементы танца, простые танцевальные шаги: с носка на пятку, на полупальцах, с высоким поднятием бедра, на пятках, топающие на всей ступне, приставной шаг, галопы,  шаг «польки», в сторону, вперед.

2. Простые танцевальные движения (притопы, кружение через правое плечо с поднятыми руками, кружение парами, поклоны – на месте и с движениями)

Отработка танцевальных элементов, постановка   танцевальных  миниатюр.

Формы контроля: контрольное занятие.

10. Детские танцы.

Теория:

Знакомство с популярными детскими танцами, просмотр видеороликов.

Практика:

Разучивание танцев:  «Папуасы», «Слоненок», «Барбарики».

Формы контроля: контрольное занятие.

                              Планируемые результаты.

                                       

Предметные результаты:

1. Умение готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;

2. Умение приветствовать педагога (поклон) под музыку, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

3. Овладение правильной постановки корпуса, точных позиций рук и ног, и выворотного  положения ног;

4. Умение слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов;

5. Умение ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу, ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;

6. Умение ритмично и правильно выполнять упражнения партерного экзерсиса и ритмической разминки;

7.  Умение исполнять детские танцы и игровые движения.

Личностные результаты:

Мотивационно – ценностные компоненты (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижений, ценностные ориентации).

1.Знать и применять простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья.

2.Иметь представления о качествах личности, которые помогают учащемуся успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность, корректность и такт по отношению к другим учащимся, дисциплинированность.

3.Проявлять интерес (мотивацию) к учению.

4.Соблюдать правила поведения (уважительное отношение к педагогу и занятиям), этикета, гигиены, соблюдать режим дня.

Когнитивные компоненты (знания, рефлексия деятельности).

 1.Умение использовать и управлять процессами вниманием, восприятием, памятью, мышлением.

Операционные компоненты (умения, навыки).

1.Овладение учащимися основными ЗУНами, динамика их развития (слышать музыку и понимать команды педагога; хореографически грамотно стоять и двигаться на паркете; слышать мелодию танцевальных произведений; выполнять синхронно движения и комбинации.

Эмоционально – волевые компоненты (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия)

Владение эмоциями, чувствами, настроением.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД (универсальные учебные действия):

1.Понимать основную цель и результат учебной деятельности.

2. Знать основные функции учащегося и педагога.

3.Накопление представлений о ритме, синхронном движении.

4.Слышать и различать в музыке ритм, темп, динамику, метр (сильную долю такта).

5.Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

6.Уметь отличать верно выполненное задание от неверного, а также качество и уровень усвоения.

Познавательные УУД:

1.Уметь отличать новое от уже известного.

2.Выполнять задания после показа и по словесной инструкции педагога.

3.Начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

4.Уметь выражать свои мысли, делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.

5.Уметь сравнивать: находить общее и различие.

Коммуникативные УУД:

1.Знать правила поведения на занятии, уметь их выполнять.

2.Знать простейшие правила работы  в группе и в паре.

3.Участвовать в диалоге на занятии, обосновывать высказанное мнение.

4.Слушать и понимать речь других.

5.Умение координировать свои усилия с усилиями других.

Раздел 2 «Комплекс организационно -педагогических   условий, включающий формы аттестации».

Условия реализации программы:

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Увлекательная ритмика» необходимо:

Материально – техническое обеспечение.

Для успешной реализации программы «Увлекательная ритмика»  обеспечены необходимые условия  в течение всего периода:

1.Музыкальный зал в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН;

2.Фортепиано.

4. Мебель:   стол, стулья.

5. Костюмы.

6. Мячи, скакалки, коврики, гимнастические палки.

Информационное обеспечение.

1. Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.

2. Монитор.

3. Ноутбук, флеш - носители.

4. Аудио-, видеотека, фонограммы музыкальных и танцевальных композиций.

5. Специальная музыкальная и нотная литература.

Формы  аттестации:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды диагностики и контроля:

  1. Текущая диагностика( в течении  всего года – по окончании темы, раздела).
  2. Итоговая диагностика (май).

Время проведения

Цель проведения

Формы  контроля

В течение всего учебного года

Текущая диагностика

Определение степени усвоения учащимися учебного материала (знать упражнения партерного экзерсиса, ритмической разминки, последовательность движений в детских танцах). 

Практические задания,

Музыкально – образные игры

Май

Итоговая диагностика

Определение  степени усвоения  основных элементов музыкальной грамоты (викторины), последовательность движений партерного экзерсиса, ритмической разминки, детских танцев  («Папуасы», «Слоненок», «Барбарики»).

Теоретические и практические задания

На основе проведённой итоговой  диагностики, составляется мониторинг результатов освоения уровней дополнительной общеразвивающей программы по группам и по детскому объединению в целом.

Оценочные материалы:

- пакет с контрольно – измерительными материалами:

- практические задания.

                             

 Методические материалы.

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Увлекательная ритмика» применяются разнообразные принципы и методы обучения:

1.Словесныеоткрытого диалога; объяснение с показом, прослушивание образцов музыкальной классики  и современной детской музыки.

2.Наглядные: показ педагога, просмотр фото- и видеоматериалов с показательными выступлениями детских коллективов, концертами; наблюдение и анализ работы в других коллективах.
З.Практические: коллективное творчество на занятиях (изучение движений, фигур, композиций),  самостоятельная работа, самоанализ, импровизация.

  Инновационный опыт  представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций, который включает в себя:

- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными  движениями на основе видеоматериала);

  - теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);

- практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальных движений, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти);

Основные  принципы  обучения: 

 - Принцип  воспитывающего обучения.
На музыкальном материале занятия   воспитывается  любовь  к  прекрасному в жизни и искусстве, обогащается духовный мир ребёнка, развивается внимание, воображение, мышление, речь.
 - Принцип  доступности  и индивидуализации.
Содержание и объём знаний о музыке, методы и приёмы обучения и усвоение их детьми, используются так, чтобы они соответствовали уровню возрастного и индивидуального развития  учащихся.

- Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед учащимся и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

- Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют учащихся, приучают их к методичной,  регулярной  работе  и  доведению  до  конца  начатого  дела.

 - Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям.

 - Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых двигательных, ритмических навыков. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям,  в повторяющиеся упражнения (игры) вносятся некоторые изменения, или применяются разнообразные методы и приемы их выполнения.

 - Принцип наглядности. На начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, поэтому очень важен практический показ исполнения музыкального произведения, ритма, наглядных пособий в сочетании с образным словом. После того, как разученное переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.

При организации занятий  используются методические приемы, активизирующие у детей желание творчества: музыкальное сопровождение, импровизационный метод, игровой метод, концентрический метод.

Метод музыкального сопровождения. При разработке занятий большое внимание уделяется подбору музыкального материала:  четкий, простой ритм, несложная мелодия, прозрачная, ясная фактура, жанровая определенность (марш, полька, вальс и др.), соответствующая исполняемым движениям. 

 

Импровизационный метод. Применяются нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим заданиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

Игровой метод. Данный метод является доминирующим, поскольку процесс игры облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, а также вызывает интерес к занятиям. Весь материал преподносится детям через образ, характер.

Концентрический метод заключается в том, что по мере усвоения детьми определенных движений и навыков мы вновь возвращаемся к изученному, но упражнения и задания становятся все более сложными.

Для эффективной организации учебного процесса применяются следующие педагогические технологии:

1.Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение материала.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

       Игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные, правила которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

Виды игр, используемых на занятиях:

- игры на знакомство; игры  с  правилами;  игры соревнования; игры на развитие музыкально –  ритмического слуха;  игры – упражнения   с  предметами;  развивающие  игры;  игры – загадки; подвижные  игры.

2. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу.

Для того чтобы ребенок ощущал эмоциональное благополучие, чтобы ему было уютно и комфортно на занятии, должна быть создана нужная атмосфера, важными составляющими которой являются взаимное уважение, искренность, юмор и веселье. При такой атмосфере дети смогут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы, то есть постепенно начнет создаваться атмосфера сотрудничества.

3. Технология  здоровьесберегающего обучения.

Поскольку в коллектив  принимаются учащиеся с различными физическими данными,  возникает необходимость на занятиях заниматься как общим физическим развитием, так и исправлением (коррекцией) физических недостатков. В процессе обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Учащиеся могут использовать полученные знания в повседневной жизни.

Формы организации учебного занятия:.

Учебные занятия в коллективе проходят в форме практических занятий, бесед, игр, открытых занятий, в форме практической работы.

При проведении занятий по хореографии, необходимо руководствоваться следующими моментами:

- Постепенное увеличение физической нагрузки;

- Чередование темпа нагрузки;

- Равномерность нагрузки на обе ноги;

-Свободное дыхание и самочувствие учащихся.

При подготовке к занятию необходимо учитывать такие факторы, как:
- объём материала;
- степень его сложности;
- особенности группы.

При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:
- определить новый материал, ввести его в различные комбинации;
- определить музыкальный материал, его размер, характер;
При проведении занятия по ритмике целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей.
На практических занятиях очень важно:
- объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;
- равномерно распределять физическую нагрузку и чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль за работой мышц;
- воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий. 

Музыкальное оформление занятия.

        При проведении занятий по хореографии необходимо подобрать правильный музыкальный материал. Без музыки немыслимы как танцевальные, так и тренажные упражнения. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Правильно подобранный музыкальный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, рисунку, темпу. Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, чтобы основное внимание учащихся было бы направлено на движение. На первоначальном этапе обучения необходимо использовать музыкальное сопровождение с простым ритмическим рисунком, позднее его можно разнообразить.

Алгоритм занятия (план занятия):

Каждое занятие состоит из 2-х частей -  теоретической и практической.

Теоретическая часть планируется с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся,  включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики, танцах, играх.

Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям игроритмики, партерного экзерсиса, римической разминки, народного танца, детским танцам, музыкально – ритмическим играм.

Структура занятия по «Увлекательной ритмике»  - общепринятая. Каждое занятие состоит из 3 – х частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.

  1. Задачи подготовительной части сводятся к тому, чтобы подготовить организм учащегося к работе, создать  психологический и эмоциональный настрой.
  2. В основной части решаются основные задачи, идет работа над развитием двигательных способностей. В этой части дается большой объем знаний, развивающих творческие способности учащихся.
  3. В заключительной части занятия используются упражнения на расслабление  мышц, дыхательные, на укрепление осанки, игры, свободное действие под музыку. В конце занятия подводится итог.

Структура занятия по «Увлекательной ритмике»:

  1. Поклон
  2. Разминка
  3. Изучение танцевальных элементов
  4. Танцы и игры


1.Сформулировать тему  занятия.

2.Определить тип занятия (изучения нового материала; комплексного применения знаний; комбинированный;  актуализации ЗУН; контроля и коррекции ЗУН).

3.Определить вид занятия (практическая работа).

4.Сформулировать триедино - дидактическую цель (образовательная, развивающая, воспитательная).

5.Описать оборудование, которое используется на занятии.

6.Описать литературу.

7.Определить методы обучения.

8.Выбрать средства обучения (литература, видеосюжеты, DVD);

9.Определить форму познавательной деятельности учащихся (индивидуальная, групповая, коллективная).

10.Обосновать выбор музыкального сопровождения занятия.

Список литературы

1.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике

для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.

2.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. –

203 с.

3.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая

гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Содержание раздела: хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет; только на 1-ый счет; выполнение движений руками в различном темпе; различие динамики звука «громко- тихо»

Дидактические игры: «Хлопушки», «Топотушки», «Лошадки бьют копытом», «Ловим комаров», «Пушистые снежинки».

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Содержание раздела: танцевальные движения общеразвивающие упражнения образно- танцевальные композиции (из ранее разученных движений).

Дидактические игры: «Чебурашка», «Я на солнышке лежу», «Петрушки», «Куклы».

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Содержание раздела: группировка в положении лежа и сидя; перекаты вперед- назад; сид ноги врозь широко; растяжка ног; упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях.

Дидактические игры: «Камушки», «Кочки», «Улитка», «Побежали пальчики», «Яблочко», «Бревнышко», «Бабочка», «Верблюд», «Корзинка», «Змеи», «Пантеры», «Рыбка», «Бегемоты».

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Содержание раздела: построение в шеренгу и в колонну; перестроение в круг; бег по кругу и по ориентирам «змейкой»; перестроение из одной шеренги в несколько; перестроение «расческа».

 Дидактические игры: «Солдаты», «Матрешки на полке», «Звери в клетках», «Хоровод», «Хитрая лиса», «У каждого свой домик», «Поздороваемся», «Поменяемся местами».

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Содержание раздела: поглаживание рук и ног в образно- игровой форме; поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образно игровой форме.

Дидактические игры: «Лепим лицо»; Упругий живот»; «Ушки»; «Ладошки»; «Красивые руки»; «Быстрые ноги».

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Содержание раздела: упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения творческой инициативы.

Дидактические игры: «Море волнуется раз»; «Зеркало»; «Угадай кто я»; «Раз, два, три замри», «Ледяные фигуры».

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Содержание раздела: танцевальные позиции ног: I, II, III;

танцевальные позиции рук (подг., I, II, III);

выставление ноги на носок, пятку в разных направлениях; полуприседы; комбинации хореографических упражнений.

Дидактические игры: «Балет», «Рисуем солнышко на песке», «Цветочек», «Лебеди», «Совы», «Ветер и деревья», «Пружинка», поклон «Приветствие».

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Содержание раздела: игры на определение динамики музыкального произведения; игры для развития ритма и музыкального слуха; подвижные игры; игры-превращения;

Дидактические игры: «Карлики и великаны», «Круг, колонна, шеренга», «Автомобили», «Воробьи и журавли», «Поздороваемся», «Собачка в конуре», «Ракета»; «Соседи»; «Шапочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности “Чудо-ритмика” стартовый уровень

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа “Чудо-ритмика”  разработана  в соответствии с  требованиями ФГОС дошкольного образования,  по запроса...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.

Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Ритмика"

Направленность программы – художественная, стартовый уровень. Программа разработана на основе нормативных документов. ...