Инновационные технологии: Игра "Соты Кайе".
методическая разработка (младшая группа)

Гагарина Светлана Анатольевна

Соты Кайе формируют творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации. Они помогают развивать фантазию, воображение (в том числе пространственное), глазомер, архитектурно-художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра "Соты Кайе"505.02 КБ

Предварительный просмотр:

Город Кемерово МБДОУ №18

"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по художественно-эстетическому

направлению развития воспитанников"

Инновационные технологии: игра «Соты Кайе»

Подготовила воспитатель: Гагарина С.А.

Соты Кайе

Виктор  Августович Кайе - инженер-техник, поэт, бард, изобретатель. В его авторской коллекции более 1000 игр и игрушек, сделанных своими руками. В отличие от традиционных пазлов, игры Кайе являются открытой системой —имеют несколько игровых функций (вариантов игры), а вариантов сборки —великое множество. При этом в отличие от мозаики они развивают не только эстетическое чувство и мелкую моторику, но и пространственное мышление .

       Виктор Кайе придумал множество разнообразных игр на любой вкус. Большая часть из них — плоскостные, заниматься и играть с которыми нужно на столе или на полу. Есть и объемные, которые подойдут для детского сада или большой игровой комнаты. Общий принцип: малыш постепенно складывает целую конструкцию или образ (по примеру, по заданию или по замыслу) из частей — карточек, на которых имеется геометрический рисунок.

       Общее правило: чтобы цвета соприкасающихся граней карточек и рисунков на них совпадали.
Разные игровые наборы Кайе имеют карточки, которые отличаются дизайном и цветом рисунка, цветом фона и окантовки. Для развития ассоциативного мышления больше подходят карточки с четким одноцветным геометрическим рисунком.
      Для создания ярких композиций — карточки разноцветные. Подрастает ребенок — раскрываются новые возможности набора.
К каждому набору прилагается брошюра с методиками игры, готовыми примерами сборки композиций и образов, а дальше ребенок может фантазировать сам, создавая все новые и новые. В семьях играют в эти игры по многу лет.

       Набор "Соты Кайе" состоит из 84 объемных элементов. Элемент имеет форму шестигранника. На лицевой стороне - мозаичный рисунок, оборотная сторона однотонная. Рисунков 21 вариант, по 4 штуки каждого.                   Многофункциональность и вариативность сот Кайе

      Многофункциональность - это возможность использования набора: в качестве графического конструктора для создания фигур из частей рисунков на элементах, в качестве графического трансформера для изменения полученных фигур, в качестве плоской крупной мозаики, для использования в качестве головоломки, для конструирования и экспериментирования в области детского дизайна и архитектуры, для игры в детское домино.                 Вариативность - это: несколько вариантов взаимного расположения двух, трех и более элементов, несколько вариантов взаимного расположения элементов и т.д., множество вариантов геометрических рисунков и фигур, получаемых после соединения элементов на горизонтальной плоскости (элементы касаются друг друга боковой поверхностью).

       Функциональные возможности элементов сот Кайе элемент можно свободно перемещать по горизонтальной плоскости, элемент можно установить в угол, образованный другими элементами, можно легко изменять композицию и развивать ее в любую сторону, можно изменять рисунок композиции за счет поворота элементов, можно создавать композиции больших размеров, можно использовать в одной композиции одинаковые или разные по рисунку элементы, можно использовать в игре игрушки, соразмерные элементам.

Что соты Кайе дают ребенку?

      Соты Кайе формируют творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации.

      Они помогают развивать фантазию, воображение (в том числе пространственное), глазомер, архитектурно-художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников.

      Соты Кайе способствуют формированию таких качеств, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение.

      Также способствуют осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве, развитию чувства гармонии, композиции, пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты.               Позволяют проводить занятия в области геометрии, математики и логики, игры с замещением, а также использовать набор в качестве крупной мозаики и домино.

      Ценным качеством сот Кайе является то, что их можно использовать как материал для проектного конструирования и экспериментирования в области детского дизайна, т.е. художественного конструирования.

       Играющий может экспериментировать и изобретать композиции, применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся в наборе. Эта особенность детской деятельности программируется универсальными свойствами примененной формы элементов, которые позволяют располагать их особым образом на плоскости по отношению друг к другу. Кроме того, результаты занятий детей с набором вызывают эстетические чувства, положительные эмоции и различные ассоциации. Можно проводить конкурсы и соревнования. Соты Кайе пригодятся в группах продленного дня детского сада или школы, в коррекционной и госпитальной педагогике, в реабилитационной практике, для проблемных детей, детей-инвалидов.

       Соты Кайе предназначены для формирования у детей конструктивной деятельности, в процессе которой происходит интеллектуальное развитие ребенка, в том числе его способности к техническому и архитектурному творчеству.

      В то же время соты Кайе позволяют ставить перед ребенком и чисто дидактические задачи: сборка композиций по заданию взрослого или по примеру, приведенному в этом методическом пособии. Можно применять в игре сомасштабные игрушки и предметы. Можно применять набор в режиссерских играх детей. После завершения работы можно наблюдать фигуры с разных точек обзора, обсуждать их, высказывать мнения, делиться ассоциациями, приходящими на ум. Примеры, приведенные в инструкции к сотам Кайе, даны для более глубокого понимания возможностей набора. Лучше, если ребенок сам в процессе игры и занятий самостоятельно изучит свойства, взаимосвязи, соотношения элементов, возможности набора и лишь потом получит от взрослого пояснения, подсказки и задания на построение композиций по примерам. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка можно менять сложность заданий в широком диапазоне.
        Игра для детей от 3 до 11 лет. В ней используются объемные элементы в виде правильной шестигранной призмы. Высота призмы (толщина элемента) — 4 мм.
     Это дает дополнительную возможность — установить элемент вертикально. Всего 84 элемента, с одной стороны все элементы желтого цвета, с другой стороны 4 элемента синего цвета, на остальных элементах на желтом фоне есть правильные геометрические фигуры по 4 элемента каждого варианта.

Как же играть в соты?

1. Соты можно использовать просто как крупную мозаику, перевернув их желтой стороной вверх. Если ребенок мал, пусть он учится соединять шестигранники сторона к стороне, не оставляя зазоров и понимая, что он может выложить целую композицию или узнаваемый образ из прилагаемого к игре буклета. В отличие от классической мозаики соты довольно крупные, можно не опасаться, что малыш их проглотит или они потеряются среди игрушек.

2. Покажите малышу изображение из буклета и попробуйте вместе собрать фигуру из элементов. В брошюре задания располагаются от простого к сложному, поэтому начинать лучше с самого начала. Помогите ребятам, покажите, как это работает.
Обычно самые маленькие игроки испытывают полный восторг, когда видят, как из частей получается цельное изображение. Потом ребенок пробует создать картинку самостоятельно. В буклете также есть задания на перестановку, когда из одной картины нужно сделать другую, переместив элементы.

3. Когда малыш освоит принцип создания единых образов, он может попытаться построить что-то свое, отличное от предложенных образцов. Так он освоит принцип симметрии, будет развивать эстетическое чувство и навык конструирования, а также образное мышление.

      Наши  дети 3-4 лет на занятиях и просто в самостоятельной деятельности  играли с одноцветными сотами можно по принципу мозаики, составлять различные картинки по образцу или самостоятельно. У нас в городе я не нашла соты Кайе и мы использовали мозаику желтого цвета в форме сот.

C:\Users\User\Desktop\вацап\IMG-20200620-WA0000.jpg

      На картинке представлены соты желтого цвета в виде мозаики и схемы, по которым дети выкладывали картинку,  детям стало интересно.

 Сначала нужно предложить ребенку познакомиться с игрой самостоятельно. Дети рассматривают игру, изучают, пробуют в самостоятельной деятельности.

Затем нужно предложить детям определенные задания по принципу «От простого к сложному».

Можно детям давать задания на сравнения фигур между собой, на определение размера. Задачу нужно формулировать в поисковой форме, чтобы у ребенка появлялась возможность самостоятельно находить ответ. Например задание «Составьте цветок из сот», «Превратите цветок к чашку или в арку» и т. д. Играть с одноцветными сотами можно по принципу мозаики, составлять различные картинки по образцу или самостоятельно.

      Для детей старшего дошкольного возраста  сделала игру уже с сине-желтыми сотами, распечатав соты на бумаге, затем приклеила их на картон.

С детьми старшего дошкольного возраста можно играть в такие игры:  «Найди соты по описанию», «Найди соты, разделенную пополам. На что похож рисунок?», «Найди соту без желтых геометрических фигур», «Найдите соты, рисунок которых похож на бабочку. Сколько удалось найти таких сот?»

Коллективная игра «Домино»

Задание. Выложить соты в ряд так, чтобы они касались друг друга гранями одного цвета.

Участники игры делят соты между собой поровну и делают ходы по очереди. Побеждает тот, кто быстрее освободится от своих сот.

Можно усложнить задание. «Выложить соты в ряд, чтобы они касались друг друга гранями разного цвета»

C:\Users\User\Desktop\вацап\IMG-20200620-WA0001.jpg

https://corvet-igra.ru/wp-content/uploads/2018/02/soty-kaye-2.jpg

Можно так же выкладывать по образцу картинку.

Использование «Сот Кайе» позволяет решать следующие задачи:

Дидактические:
1.Учить выполнять задание по образцу (собрать «соты» по образцу)
2. Продолжать учить выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата в игре.
3. Развивать умение объяснять сверстникам содержание и правила игры, отвечать на вопросы об игре.

Развивающие:
1.Развивать умение контролировать свои действия на основе игровых правил, исправлять ошибки.
2.Формировать объемно – пространственное и ассоциативное мышление.
3.Развивать пространственное воображение, фантазию.

Воспитательные:
1.Формировать аккуратность, сосредоточенность, усидчивость.

Чему учат игры Кайе?

      Игры Кайе красивы, увлекательны и при этом очень полезны. Вот какие навыки мышления можно развивать с их помощью.
Пространственные представления. Ребенок учится мысленно разбивать целое на части, видеть похожие элементы у разных фигур, мысленно проектировать зрительные образы.

Внимание. Поиск карточек с подходящим рисунком требует визуальной памяти, абстрагирования и внимания. Одноцветные конструкции проще, чем разноцветные, поэтому начинать можно с них.
Во время занятий и игр ребенок тренирует концентрацию внимания и способность долго удерживать ее.

Образное, ассоциативное и творческое мышление.
Для самостоятельного проектирования требуется замысел и понимание возможностей набора. Однако его опции настолько широки, что он развивает ребенка значительно лучше, чем пазлы.

      Игры Кайе подходят для дошкольной аудитории еще и потому, что в них исключается соревновательный момент. В них не бывает проигрыша, просто с их помощью можно создавать красивые, яркие фигуры или объекты.        Возможность создавать большие композиции также является достоинством с точки зрения восприятия игры ребенком-дошкольником!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные  технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».

В сов   В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...