Итоги 2019- 2020 года кружка по развитию творческих способностей через ручной труд «Самоделкины»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Итоги 2019- 2020 года кружка по развитию творческих способностей через ручной труд «Самоделкины»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоги 2019- 2020 года кружка по развитию творческих способностей через ручной труд «Самоделкины»

Ручной труд - это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха).

Цель: развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста через  ручной труд .

Задачи: 1. Формирование  практических навыков работы с материалами и инструментами.

2. Практическое освоение некоторых  физических закономерностей, познание свойств различных материалов

3. Формирование пространственных представлений.

4. Развитие мелкой моторики  пальцев рук.

5. Развитие  восприятия, зрительно-двигательной координации, внимания, памяти.

6. Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.

7. Появление бережного и созидательного отношения к окружающему.

8. Умение  действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Детям необходима ручная деятельность, требующая развития ловкости  и  пластичности пальцев. Действуя с различными  материалами, бумагой, у детей происходит более успешное развитие речи. Свою работу планируем в соответствии с задачами  программы «От рождения до школы»  у детей дошкольного возраста» особое  внимание уделяем формированию навыков устной речи через развитие мелкой моторики рук. Перспективное планирование  строится в соответствии с лексическими темами, представленными логопедом и комплексно-тематическим планом.

Проведение   специально   организованного   обучения: Каждое педагогическое мероприятие сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, речевые игры, скороговорки). Для поддержания интереса детей происходит  частая  смена деятельности.  В результате,  на выполнение самой поделки уходит всего 8-10 минут, а в остальное время проводится коррекционная работа. Основные разделы занятия: вводная  часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение и показ, работа детей и итог занятия в игровой форме. При организации занятий  по обучению детей ручному труду соблюдаются  следующие условия:

1. Учитываются возрастные  и индивидуальные особенности детей.

2. При отборе содержания для  ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми  учитываем  разницу  в   интересах   мальчиков и девочек ( гендерное воспитание).

3. Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;

4. Используется  усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.

5. Любой результат, т. е. вещь, сделанная руками ребенка, должна положительно оцениваться взрослым, даже если участие малыша было минимальным;

6. О результатах  продуктивной  деятельности ребенка рассказывается   его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем  им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу;

7.Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.

В работе с детьми мы  используем  наиболее  эффективные методы и приемы:

1. Создание заинтересованности.

2. Использование художественного слова и музыкального сопровождения.

3. Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами.

4. Рассматривание схем последовательности работы.

5. Показ с объяснением.

6. Активизация речи детей.

7. Динамическая пауза.

8. Практическая деятельность детей.

9. Уточняющие вопросы.

10. Помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется.

11. Анализ и самооценка деятельности детьми.

При обучении детей различным способам преобразования материалов, наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает показ способов работы. На первых занятиях был полный показ с подробным объяснением своих действий с предметами, размышляя и рассуждая при детях вслух, тем самым побуждая детей думать вслух, т.е. мастерить и проговаривать свои действия, применяя подходящие при этом пословицы и поговорки. На занятиях по ручному труду дети работают с различными материалами: 1. Природный материал (шишки ели, сосны, , иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, бисер, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена помидора, огурца,  садовых цветов, 2. Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров и т. д.)

3. Бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга) 4. Ткань, проволока,  вата, целлофан, поролон   и т . д.

С первых занятий  приучаем  детей  к аккуратности в работе,  разъясняем, что данный вид деятельности  не терпит торопливости и неряшливости. При этом  следим, чтобы технология обработки должна быть несложной, а время, затраченное на изготовление поделки минимальным, чтобы дети скорее  смогли увидеть результат своего труда. Это способствует развитию интереса, стремлению  к самостоятельности. Перед обучением детей   работе с природным и бросовым материалом, бумагой, тканью, проводим  беседы по ознакомлению со свойствами  материалов, с практической деятельностью этих материалов, со знакомством коллекций и обучающих книг и пособий. Так были созданы различные коллекции - «Ткань», «Фантики», «Бумага».  Собраны книги и пособия - «Художественный труд», «Инструменты», «Мастерилка», подборка   журналов «Детская коллекция идей»,  «Творчество детей с различными материалами», «Учите детей мастерить», картотеки  иллюстраций, фотографий  поделок . Создание  условий для самостоятельной работы детей Для того, чтобы  поддержать интерес по изготовлению поделок, мы  в своей  группе создали определенные условия. Создание таких  условий   предполагает  следующее: 1. наличие разнообразных материалов для ручного труда, с которыми дети смогут самостоятельно действовать; 2. обеспечение свободного доступа к  материалам; 3. наличие образцов построек и поделок. Такие об разцы ребенок может воспроизводить точно или в изме ненном виде, во всяком случае, они будут способствовать появлению новых идей и целей.

Организован «Уголок ручного труда», где каждый вид материала хранится  в отдельной коробке. Процесс изготовления поделок из бумаги, природного материала, подручных средств интересен и приятен. Мы постарались сделать так, чтобы и для наших детей поделка была не просто итогом работы, а любимой игрушкой, подарком, который бы дети берегли и радовались вместе с педагогом. Постепенно у детей складывается система определенных навыков и знаний, необходимых для изготовления поделок. Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Развитию мелкой моторики способствуют и такие действия с бумагой, как: сгибание, вырезание, разрывание и обрывание, склеивание. Если ребенку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать.  Мы предлагали различную  бумагу для выполнения поделок способом  сминания,  разрывания. При этом ребенок узнавал не только свойства бумаги, но учился согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки.  Маленькими цветными комочками мы украшали шапочку кукле, красивую бумажную птицу или овечку. Эти работы доставляли детям большую радость, они видели результат своей работы.  В подготовительной группе применяли фольгу. Она легко сминается и красива. Делали интересные игрушки для новогодней елки. Сворачивая, сминая и переплетая более крупные куски фольги, делали разнообразных животных. Учили  детей сгибать лист бумаги прямоугольной формы, добиваясь, чтобы дети совмещали углы и стороны. Полученная поделка у нас превращалась в альбом, где мы наклеивали овощи, фрукты, игрушки. Мастерили журналы для сюжетно-ролевых игр.(см.фото) Для развития у детей слухового внимания, чувствительности проводили игру «Что шуршит» (сминали сильно шуршащие сорта бумаги - калька, папиросная бумага, целлофан - и слабо шуршащие и дети по шуму определяли сорт бумаги), «Угадай на ощупь». Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения  поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, формируется познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности При оценке детских работ, стараемся  отметить оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечаем  значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами украшаем группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей с нарушениями речи. Они перестают стесняться своей речи, смело идут на контакт. Используем   разные  формы  объединения:  парами,  небольшими группами, все вместе, каждый отдельно. Так были созданы общие композиции - «Яблоня»,  «В гостях у сказки», макет к  сказке «Заюшкина избушка», «Ковер», «Торт»,  пластилиновая композиция «Дружба зверей»,  «Ферма»,  и т.д.

Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подводим  детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы. Во время выполнения работы учим  детей общаться друг с другом и с взрослым. При выполнении коллективных работ осуществляется  нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

1. договариваться о совместной работе, ее содержании;

2. работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

3. планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

4. радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей через ручной труд у детей старшего дошкольного возраста

Занятия ручным трудом способствует развитию познавательных способностей. Во время изготовления поделки знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорнын эталоны, закрепляют конструктивные навык...

«Развитие у детей младшего дошкольного возраста воображения, мышления и творческих способностей через ручной труд»

«Развитие у детей младшего дошкольного возраста воображения, мышления и творческих способностей через ручной труд»...

Инновационный проект по художественно-творческому развитию «Развитие творчества дошкольников через ручной труд»

Цель проекта: создание системы работы по развитию мелкой моторики руки   ребёнка через рукотворные виды деятельности....

«Развитие творческих способностей посредством ручного труда». "Игольница"

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характе...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие у детей младшего дошкольного возраста воображения, мышления и творческих способностей через ручной труд»

laquo;Развитие у детей младшего дошкольного возраста воображения, мышления и творческих способностей через ручной труд»...

Тема самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей через организацию художественного труда» 2019 - 2020 уч.год

Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе развития художественного творчества детей способствовует всестороннему развитию дошкольников, преемственности семьи и ДОУ в воспитании д...