Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"
план-конспект занятия (средняя группа)

Крутских Наталия Александровна

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Тема:«Русская матрешка»

Цель занятия:

Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.

Задачи:

1.Образовательные:

познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка.

закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).

формировать интерес и любовь к народному творчеству.

активизировать словарь.

2.Развивающие:

•развивать творческие способности детей.

развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

3.Воспитательные:

воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

воспитывать чувство любви к деревянной игрушке.

воспитывать аккуратность.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Физическая культура»,

 «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

 

Предварительная работа:дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», рассматривание иллюстраций с изображением матрешки

 

Материал:

1.демонстрационный:матрешки для мини-музея деревянной игрушки

2.раздаточный: бумажные силуэты матрешек  с нераскрашенными фартуками (по количеству детей)

 

Оборудование:русский народный костюм для педагога, проигрыватель, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки», гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

 

Словарь: нарядная, расписная, русская игрушка, сувенир.

 

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию. (Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу)

- Здравствуйте ребята. Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платкии носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня. Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я хочу вам рассказать новую, а вот о чем она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская… (матрешка).(Ребята отгадывают)

2. Основная часть.

-Молодцы! Отгадали, о матрешке. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет. (Звучит русская народная музыка, дети садятся на ковер рядом с воспитателем)

-Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек?Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (Матрёшка)

-Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают такие изделия, потому что все эти изделия делают только в России. Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка. Знает весь огромный мир этот русский сувенир.

-А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшкиМатрёшка раскрывается.

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, смеется,

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

- Из чего сделаны матрешки(Из дерева)

-Значит, какие они? (Деревянные)

-Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся? (Нарядные, красивые)

-У каждой матрешки на голове платочек, сарафаны яркие, праздничные. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.

-Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вижу по глазам, что и вам тоже хочется танцевать.

Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»

(муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.

-Ребята, а у наших матрешек есть подружки, только они не деревянные.

Дети, из чего сделаны эти матрешки (Из бумаги)

-Значит, они какие (Бумажные)

- Ребята, посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными, чем они отличаются (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)

-Скажите, а как мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки (Раскрасить их)

-Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.)

-Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,

чтобы радовал он взор.

- У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки. (Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», также, как и веселая матрешка)

3. Заключительная часть.

- Как вы думаете, мы смогли развеселить матрешек (Да)

-Почему вы так решили (Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные).

-Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.

-Какие вы хорошие мастера. Мне пора с вами прощаться, а вы немного поиграйте с матрёшками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Тема:«Русская матрешка»

Цель занятия:

Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.

Задачи:

1.Образовательные:

познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка.

закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).

формировать интерес и любовь к народному творчеству.

активизировать словарь.

2.Развивающие:

•развивать творческие способности детей.

развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

3.Воспитательные:

воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

воспитывать чувство любви к деревянной игрушке.

воспитывать аккуратность.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Физическая культура»,

 «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Предварительная работа:дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», рассматривание иллюстраций с изображением матрешки

Материал:

1.демонстрационный:матрешки для мини-музея деревянной игрушки

2.раздаточный: бумажные силуэты матрешек  с нераскрашенными фартуками (по количеству детей)

Оборудование:русский народный костюм для педагога, проигрыватель, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки», гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

Словарь: нарядная, расписная, русская игрушка, сувенир.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию. (Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу)

- Здравствуйте ребята. Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платкии носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня. Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я хочу вам рассказать новую, а вот о чем она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская… (матрешка).(Ребята отгадывают)

2. Основная часть.

-Молодцы! Отгадали, о матрешке. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет. (Звучит русская народная музыка, дети садятся на ковер рядом с воспитателем)

-Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек?Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (Матрёшка)

-Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают такие изделия, потому что все эти изделия делают только в России. Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка. Знает весь огромный мир этот русский сувенир.

-А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшкиМатрёшка раскрывается.

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, смеется,

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

- Из чего сделаны матрешки(Из дерева)

-Значит, какие они? (Деревянные)

-Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся? (Нарядные, красивые)

-У каждой матрешки на голове платочек, сарафаны яркие, праздничные. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.

-Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вижу по глазам, что и вам тоже хочется танцевать.

Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»

(муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.

-Ребята, а у наших матрешек есть подружки, только они не деревянные.

Дети, из чего сделаны эти матрешки (Из бумаги)

-Значит, они какие (Бумажные)

- Ребята, посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными, чем они отличаются (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)

-Скажите, а как мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки (Раскрасить их)

-Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.)

-Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,

чтобы радовал он взор.

- У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки. (Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», также, как и веселая матрешка)

3. Заключительная часть.

- Как вы думаете, мы смогли развеселить матрешек (Да)

-Почему вы так решили (Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные).

-Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.

-Какие вы хорошие мастера. Мне пора с вами прощаться, а вы немного поиграйте с матрёшками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры

" Пришла Весна, веснушка!"Цель: Приобщение детей к народной культуре. Формирование эмоционально-окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.Задачи: Развивать, обогащать речь детей...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Веселая матрешка»

Педагогическая цель:Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Программные задачи:1. Образовательные:- познакомить дошкольников с игрушкой – Матрешкой путем восприятия её ...

Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Художественно-эстетическое развитие. Тема: «Веселая матрешка»

Программные задачи:1. Образовательные:- познакомить дошкольников с игрушкой – Матрешкой путем восприятия её через народный фольклор, познакомить с русской народной деревянной игрушкой – ма...

Анализ занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Художественно-эстетическое развитие. Тема: «Веселая матрешка»

Данное занятие проводилось с детьми старшей группы. На занятии присутствовало 9 человек. Дети в моей группе активные, любознательные, непосредственные, увлеченные, доброжелательные, взаимоотношен...