Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Еньшина Ольга Степановна

русская народная культура

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Своя хатка – родная матка».

Цель:

-Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

-Демонстрация модели отношений взрослого к малышу.

-Воспитание ценностного отношения к труду людей и его результатам.

-Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- Развитие устной речи детей;

-Обогащение словаря детей существительными, обозначающими предметы народного быта.

-Приобщение к словесному искусству, развитие восприятия художественного слова.

-Повышение физической активности, развитие интереса к народным играм.

-Развитие музыкально-художественной деятельности, ладового чувства.

Задачи:

Обучающие: Дать детям знания, почему Русь называли деревянной; почему дома раньше называли избами, срубами, расширять и углублять представления о быте наших предков.

Развивающие : Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные : Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре. Воспитывать умение организовывать самостоятельно народные игры

Материалы и оборудование:

Оформлена горница: домашняя утварь, предметы быта, колыбель, прялка, кудель, пряжа, вязаные предметы одежды, печка, кукла, сундук, блюдо с пирожками

Ход занятия

1. Организационный момент.

Звучит русская народная песня, дети входят в зал, их встречает воспитатель в русско-народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости!

Добрый день, детушки - касатушки!

Проходите в мою избу. Не стесняйтесь, по удобнее располагайтесь.

(дети рассаживаются на лавочках, воспитатель садится у печки и начинает беседу)

2. Основная часть. Беседа «Изба и её убранство»

В. : Дай Бог тому, кто в нашем дому, - дорогим гостям, милым детушкам, чтобы хорошим было все: и житье, и бытье, и здоровьице

Ребята, на Руси дома называли срубами избами. Как вы думаете почему?

Не знаете? Тогда послушайте.

Лесов на Руси было много, поэтому жилища строили из сосны или ели. Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить). Избы строили, не используя гвозди. Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой. Чтобы срубить избу приглашали соседей. В народе говорили: «Чем больше рук, тем легче труд».

А какие вы знаете пословицы о труде?

Ответы детей: «Труд кормит, а лень портит».

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

В. : Комнату в избе называют горницей, она является и кухней, и гостиной, и спальней.

Главным в избе была печка. Печь – душа русского дома, она была большая, обогревала всю избу и людей.

А для чего нужна была печка?

Ответы детей: - чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней.

В. : Что готовили в печи?

Ответы детей: Пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, борщ, тушили мясо, рыбу, овощи;

В. : В чем варили еду? (В чугунке, в горшке) .

В. : Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Назовите сказки, в которых есть печка.

Ответы детей: «Гуси-лебеди», «По щучьему велению»

В. : На Руси в старину бывало, когда заканчивали работу, люди собирались вечерами, беседовали, пели песни. Особенно хорошо в избе зимой, за окном дедко Морозко, да бабушка Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Прижмутся дети к тёплой печке, сказки слушают. Ох, хорошо!

А давайте и мы с вами построим дом!

Пальчиковая игра «Дом»

Я хочу построить дом,

(дети поднимают руки над головой «домиком»).

Чтоб окошко было в нём,

(руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»).

Чтоб у дома дверь была,

(ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями).

Рядом чтоб сосна росла

(пальцы растопырены. Руки тянем вверх)

Чтоб вокруг забор стоял,

(руки перед собой кольцом, пальцы соединены)

Пёс ворота охранял.

(одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев)

Солнце было,

(скрестить кисти рук, пальцы растопырены)

Дождик шёл,

(«стряхивающие» движения, как будто капельки стряхиваем с рук)

И тюльпан в саду расцвёл

(предплечья прижаты. Пальчики-лепестки смотрят вверх)

 

В. :

- А какая польза была от печи? (готовили пищу, освещала избу, согревала)

- Чем она освещала избу? (древесные угольки)

- А почему говорят «согревала»? (от печи жар струился)

- Чем топили русскую печь? (дровами)

- Какое дерево использовали для топки печи? (берёзу)

- Почему берёзу? (дольше горела и больше тепла)

Отгадайте-ка загадку:

Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча.

Ответы детей : печка

В. : А вы знаете загадки про печку?

Дети:

- Зимой много ест, летом много спит

-Внутри огонь горит, из трубы дым валит

Кашу варит, блины жарит.

В. : -Что еще вы видите в избе?

Ответы детей. Сундук, прялка, лавка,

деревянная ложка, самовар.

В. : Кто знает, для чего нужен сундук?

Ответы детей. В сундуках лежали одежда, белье, ценные вещи,

В. : А кто знает, для чего нужна прялка?

Ответы детей.

В. : Прялка служила для ручного изготовления нитей из кудели (шерсть; или лен).

Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась – самопрялка. Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки. (Демонстрация предметов одежды, изготовленных из шерсти)

3. «Знакомство с Мишенькой»

В.: Ребята, я слышу, мой ребеночек проснулся (Достает из колыбельки куклу)

А вот и Мишенька наш.

Потягушки-потягушеньки

Попрек толстушеньки

А в ручки хватушеньки

А в ножки ходушеньки

А в роток говорок

А в головку разумок.

Пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Мишенькой. А когда он вырастет, его уже будут называть Михаилом. Мы растем, и имя наше растет. Как вас будут называть, когда вы станете взрослыми? (Елена, Алексей, Роман и др.) .

В. : Вот вы и познакомились с Мишенькой, назвали ему свои имена.

А теперь давайте поиграем с вами. Какие русские народные игры вы знаете?

«Золотые ворота», «Ручеёк»

4. Игра «Ручеёк»

Дети строятся по парам и берутся за ручку. Ручки поднимают вверх. Воспитатель включает музыку. Первый ребенок проходит сквозь пары и берет за руку понравившегося участника. Они вдвоем проходят сквозь пары. Потом они встают позади всех пар и тоже поднимают руки. Освободившийся участник проходит с начала пар под руками участников и выбирает себе пару.

5. Пение колыбельной песни «Баю-баю за рекой … »

В. : Мы поиграли, Мишенька наш устал, спать захотел. Давайте споем ему колыбельную. Кто знает, что такое колыбельная?

Ответы детей: - Это песенка, под которую засыпает ребенок.

В. : Давайте я покачаю малыша, а вы все вместе сложите ручки колыбелькой и споете Мишеньке колыбельную песенку.

(Дети поют колыбельную)

Баю-баю, за рекой

Солнце скрылось на покой,

А у Мишиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки-заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам под осинку,

Мише на перинку.

В.: Ну вот наш малыш и заснул, я положу его в колыбельку.

А что такое колыбелька?

Ответы детей: -Это кроватка, которую мастерил для своего ребенка отец.

6. Сюрпризный момент. Угощение пирожками.

В.: Ой ты печка сударыня

Помоги нам барыня

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси

В дом богатства внеси

Как для вас мои друзья

Наварила, напекла

Пятьдесят пирогов

Не найти едоков

Вы уж хозяюшку потешьте

Пирогов моих поешьте!

Не красна изба углами

А красна пирогами.

(Воспитатель раздает пирожки детям.)

7. Заключение.

В.: Сегодня у меня в гостях вы узнали много интересного, познакомились с Мишенькой, спели ему колыбельную песенку, поиграли в русскую народную игру и отведали вкусных пирожков. Приходите ко мне еще, мы гостям всегда рады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры

" Пришла Весна, веснушка!"Цель: Приобщение детей к народной культуре. Формирование эмоционально-окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.Задачи: Развивать, обогащать речь детей...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Наша Родина - Россия» в средней группе

Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству....

Перспективный план занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры....

Методическая разработка занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Формировать нравственно – патриотические чувства через приобщение детей к истокам русской народной культуры....

Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...