Родительское собрание по формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
план-конспект занятия

Свирина Наталья Николаевна

Родительское собрание по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnyh_navykov.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Счастье – это когда тебя понимают»

Форма проведения – круглый стол.

Цель: обогатить педагогический опыт родителей по формированию коммуникативных навыков ребенка с ОВЗ; познакомить с различными формами взаимодействия.

Ход мероприятия:

Приветствие: Предложить родителям встать в круг. Предложить одному из них взять в руки цветок и рассказать немного о себе (Имя, какое занятие нравится больше всего, свой любимый цвет, любимый напиток).

- Уважаемые участники нашего клуба, очень приятно видеть вас всех сегодня на нашей встрече. Надеюсь, наше общение будет полезным и продуктивным для всех.

И сразу вопрос… Что такое общение? Зачем люди общаются? Можно ли вообще не общаться? И как сделать свое общение продуктивным и полноценным.

Ответы родителей________________________

Воспитатель подводит итог:

  • Мы общаемся, чтобы донести до кого бы то ни было важную информацию
  • Сообщить о своих потребностях
  • Передать какие то знания
  • Получить реализацию потребности в коммуникации.

Беседа с родителями по вопросам

  • Но всегда ли мы общаемся так, чтобы нас понимали?
  • Всегда ли вы понимаете своего ребенка?
  • Какие сложности вы испытываете при общении со своим ребенком?

Презентация (интерактивная)

Слайд 1

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений с другими людьми; с ним связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяют нравственную ценность человека.

Слайд 2

Отношения с окружающими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди других людей.

Слайд 3

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

Особенности коммуникации детей с ОВЗ:

Как же формируются коммуникативные навыки у наших деток и с какими проблемами можно столкнуться, которые мешают такому формированию: (ответы родителей)

Слайд 4

- снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;  

- речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;

- нежелание вступать в контакт;

- трудности понимания обращенной речи;

Слайд 5

- часто ребенок не знает, как подойти попросить, что сказать (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);

- замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;

- трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;

- при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);

- некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом;

- другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.

Слайд 6

Как развивать коммуникативные качества детей?

Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:

1) в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)

2) через беседы, обсуждения литературных произведений

3) в творческой деятельности

Слайд 7

  1. Словесные дидактические игры являются одним из важных средств формирования и развития диалогической речи. В ходе таких игр дети решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, группируют предметы, учатся строить диалог с педагогом и друг с другом. В таких играх развиваются не только психические процессы, но и умение договариваться, умение бесконфликтно убеждать и доказывать свою точку зрения.

Слайд 8

Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно-ролевой игры являются следующие:

1. Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.

2. Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.

3. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.

4. Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.

5. Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства.

6. Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.

7. Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.

8. Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми.

9. Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.

10. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.

11. Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

12. Расширять общий кругозор детей

Слайд 9

Театрализованные игры развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать им. Кроме того, такие игры позволяют ребенку решать свои проблемные ситуации от лица персонажа, помогают преодолевать застенчивость, робость, неуверенность в себе.

Слайд 10

  1. Детей полезно приучать к слушанию сказок, рассказов из детских книг и обсуждению их содержания. Беседуя по материалам прочитанного, важно показать ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в жизни детей. При этом взрослый должен высказать свое отношение к конфликтам и событиям, которые имели место в группе детей на занятиях.

Слайд 11

  1. Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность (лепка, рисование, конструирование).  В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребенка становится партнером, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи.

Слайд 12

Хорошо влияет на развитие коммуникативных качеств дошкольника или младшего школьника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ему освоить параллельно несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. Все это служит основой для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.

Необходимо развивать как вербальные, так и невербальные средства общения. Детям  важно научиться самостоятельно и правильно использовать мимику, жесты и интонацию с целью:- передавать адекватными речевыми и неречевыми средствами свое эмоциональное состояние.

Слайд 13

Как простимулировать неговорящего ребенка на общение жестами:

  • Можно сделать вид, что вы не понимаете ребенка, чтобы он показал жестом, чего хочет.
  • Задавайте ему наводящие вопросы: Какую игрушку ты хочешь, красную или желтую?
  • Знакомьте ребенка с жестами-заменителями слов. Кивок, поднять руку в сторону предмета, показать взглядом.
  • Проявите терпение. Ребенок должен быть уверен, что его слышат и слушают.

В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает способы отношений с окружающими, у него вырабатывается  устойчивый личностный стиль появляется представление о самом себе. А помогают ему в этом, прежде всего родители. И от жизненной позиции членов семьи зависят коммуникативные навыки ребенка, то как он будет чувствовать себя среди людей.

Рассмотрим примеры общения (беседа с родителями)

  1. Мама гуляет с маленьким ребенком во дворе. Малыш играет со сверстниками и вдруг, начинает громко плакать. Мать кидается к нему на помощь. Ругает всех вокруг, пытаясь показать ребенку, что он под защитой.
  • Как вы думаете, как будут формироваться его навыки в будущем?
  • Что нужно сделать, чтобы сформировать правильное отношение к ситуации у ребенка? И сформировать правильные коммуникативные навыки?
  1. Ребенок хочет пить, но не может просить об этом окружающих. Маме постоянно приходится угадывать желания ребенка и выполнять их по его немому согласию.
  • Чем грозит ребенку такая ситуация?
  • Как можно исправить ситуацию?
  1. Ребенок постоянно плачет, привлекая мамино внимание и не оставляя ей времени на другие дела. Мама беспрекословно подчиняется малышу лишь бы не вызывать у него негативных эмоций.
  • Как в дальнейшем будет происходить общение мамы с ребенком?
  • Как бы вы поступили в данной ситуации?

Таким образом, можно сделать вывод, чтобы общение ребенка было успешным он должен уметь:

  • Понимать свои потребности и уметь говорить о них (вербально, невербально)
  • Понимать и уважать чужие потребности
  • Уметь конструктивно выстраивать отношения с окружающими в своих интересах, но учитывать мнение окружающих.

Часто дети с ОВЗ не рождаются с негативными личностными качествами, а приобретают их в результате гиперопеки. Но надо понимать, что ребенок с ОВЗ тоже нуждается в адаптации к условиям внешней жизни, а значит, и общении с окружающими. Если понимать это и соблюдать несложные правила, то проблем в коммуникативной сфере ребенка почти не останется. Очень важно работу по развитию коммуникативных качеств детей с ОВЗ продолжать в семье. Родителям наравне с педагогами необходимо тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с коллективом младшей школы. Спасибо за внимание и сотрудничество!

Заполнение листов по рефлексии.

Анкета для родителей

(заполняется анонимно)

  1. Охотно ли ваш ребенок идет на контакт с близкими._________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как ваш ребенок идет на контакт с другими людьми__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как ваш ребенок относится к другим детям____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Часто ли вы ходите в гости? Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие средства использует ваш ребенок при общении? (подчеркните нужное)
  • Улыбка
  • Мимика
  • Жесты
  • Звуки
  • Слова
  • Действия

  1. Что вы делаете, чтобы научить вашего ребенка общаться?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Цель. Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Актуальность темы. Общительност...

Использование компьютерных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей раннего возраста.

Коммуникативная деятельность выступает  в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком.  Именно коммуникация, основным средством которой является речь, выступа...

Родительский всеобуч на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».

Родительский всеобуч на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»....

Родительское собрание: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Родительское собрание направлено на повышение уровня компетентности родителей в вопросах формирования коммуникативных навыков у детей 5-7 лет....

Конспект НОД формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. («Дети на канале «Карусель»)

Конспект непрерывной образовательной деятельностив старшей и подготовительной к школе  группетема: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....