«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»
консультация

Мячина Татьяна Александровна

«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_predmetno-prostranstvennaya_sreda_v_dou.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»

     Психологами установлено, что в игре развивается способность к воображению и мышлению. Но, к сожалению, в настоящее время забываются те добрые, красивые игрушки, например, которые были в  нашем детстве. Детские психологи все чаще и чаще проявляют озабоченность по поводу игрушек и их влияния на психологическое состояние и психическое здоровье. Мнение психологов однозначно, современные игрушки в том виде, в котором они существуют сегодня, могут вызывать у ребенка расстройство психики, они могут учить их быть агрессивными, злыми, жестокими, капризными и пр.

     Страшного вида игрушка или игра, а такими заполнены прилавки современных магазинов для детей, могут негативно влиять на формирование     характера детей. При просматривании картинок или игры с агрессивными  игрушками малыш программирует себя на агрессивное поведение. И зависимость такова – чем больше у ребенка        агрессивных игрушек, тем резче и    возбудимее, агрессивнее он становится. Те впечатления, которые ребенок получает с возраста двух до пяти лет, у него могут сохраняться очень длительно.

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка с взрослым (педагогом)....

В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.

Общие принципы отбора игровой продукции

для детей-дошкольников.

  1. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка: физические риски, психологические риски, нравственные риски.

Принципы оценки безопасности игровой продукции:

1. Физическая и экологическая безопасность: отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества.

2. Психофизиологическая безопасность — соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.

3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное,

психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

4. Духовно-нравственная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

Духовно-нравственная безопасность игровой продукции  необходимый принцип оценки игровой продукции, позволяющий определить риски игр и игрушек.

1. К детским игрушкам, затрагивающим духовно-нравственную сферу, относятся:

- способствующие формированию у ребенка негативного отношения к физическим недостаткам других людей по признаку расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности;

- посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинства ребенка и его родителей.

2. Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление:

- эксплуатирующие тему сексуальных отношений; формирующие представления о педофилии, детской проституции и т.д.;

- изображающие насильственные действия.

3. Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения, представляющие их в негативном виде, побуждающие ребенка к активному негативизму и конфликтам с близкими.

  1. Принцип соответствия
  • возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,
  •  индивидуальным особенностям,
  • специальным особенностям ребенка.

Психологическая безопасность игровой продукции предполагает оценку     следующих критериев:

1. Педагогический (дидактический) —  чему научит игрушка? Как разовьет      умения, творческие способности?

2. Психоэмоциональный — что несет в      себе игрушка, каково ее назначение?        Какие чувства пробудит?

3. Эстетический — соответствует ли   игрушка представлениям о красоте,    развивает ли чувства прекрасного, гармоничного?

4. Социальный  даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации?

игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка - это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.

У каждого ребенка должны быть игрушки! Самые разные! Только играя, ребенок познает окружающий мир и развивается сам! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....