Отчет по самообразованию: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».
материал (младшая группа)

Ильина Ирина Владимировна

Повышение профессиональной компетентности в области сенсорного воспитания детей раннего возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района

Санкт-Петербурга

Отчет по самообразованию:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».

                                                                                Составила воспитатель:

                                                                                Ильина Ирина Владимировна

Санкт-Петербург

2020

Отчет по самообразованию:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством

дидактических игр».

Цель: 

повышение профессиональной компетентности в области сенсорного воспитания детей раннего возраста.

 Задачи:

- изучить учебную и методическую литературу по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»,

- разработать план работы по самообразованию на учебный год,

- разработать картотеку дидактических игр по сенсорному развитию,

- разработать конспекты проведения дидактических игр,

-обогатить развивающую предметно-пространственную среду путем изготовления, приобретения дидактических игр для дальнейшего использования в работе с детьми раннего возраста по данной теме,

- подготовить и провести работу с родителями по данной теме.

Актуальность:

В соответствии с ФГОС ДО, сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Тема актуальна, так как от того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

Работа в данном направлении поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив;

- развить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: (произвольное     внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей).

Ожидаемые результаты:

1. Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2. Сформированные у детей сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). 

3. Составление картотеки и конспектов проведения дидактических игр.

4. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила методическую литературу:

1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998-144с.

2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М: Просвещение, 1996 – 112с.

3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007

4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М,; Мозаика – синтез, 2009-72 с.

В ходе реализации своей темы я разработала подборку дидактических игр:

1. Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

2. Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

3. Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

4. Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Этапы моей работы можно представить следующим образом:

 1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.

 На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной   проблеме.

 2 этап – проектировочный.

Разработка плана работы по теме самообразования на учебный год.

3 этап – творческий.

Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков и оформление картотеки.

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Октябрь-ноябрь

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка

В течение года.

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»

Январь

Конспект консультации

Проведение консультации для родителей «Значение игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Февраль

Конспект консультации

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Декабрь

Анкета

Отчет по самообразованию

Май

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Специальные занятия по сенсорному воспитанию

В течение года.

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями

В течение года.

Фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару»

Декабрь-январь

Картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: «Заплатки для варежек», «Разложи фигуры по местам», «Укрась бабочку», «Найди предмет такой же формы»

        Декабрь-январь

Картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины: «Самая длинная, самая короткая» - «Домики для матрешек» - «Дальше – ближе»

Декабрь-январь

Картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: «Найди машинкам гаражи», «Найди пары варежек», «Цветные бусы», «Разноцветные ножки для сороконожки» (игра с прищепками)

Декабрь-январь

Картотека

Также была проведена работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации. Была оформлена папка - передвижка («Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет»), а также родители привлекались к изготовлению дидактического материала.

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

В течение года.

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»

Январь

Консультация.

Проведение консультации для родителей «Значение игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Февраль

Консультация.

Анкетирование родителей

декабрь

Анкета

Использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру, дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение более точно, полно воспринимать свойства предметов, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

На следующий год мною запланировано:

1.Продолжить работу по теме «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр»;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Продолжить изучать методическую литературу по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Тема самообразования: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цве...

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»...

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей  раннего возраста  посредством игровой деятельности»....

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста; обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии...

Отчет по теме самообразования "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Ранний возраст - лучшее время для сенсорного воспитания. Этот этап имеет огромное влияние на формирование интеллектуальных способностей в дальнейшем....

План самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Ожидаемые результаты:- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;- Систематизация м...