Разработка перечня проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

В ходе изучения проблемной ситуации стремятся вы­делить две относительно самостоятельные части: ситуацию и саму проблему.

Проблема формулируется как несоответствие свойств объекта на уровне его внешнего функционирования, т. е. пока­зателей качества объекта, предъявляемым к ним требованиям.

В ситуации выявляют условия и обстоятельства, в кото­рых возникает проблема или в рамках которых предполагается ее устранение. Они, по сути, являются причинами возникновения проблемы и, как правило, связаны с внутренним функционированием рассматриваемого технического объекта. 

Результаты изучения проблемной ситуации обобщают и кратко описывают в виде ответов на следующие вопросы:

1) В чем заключается проблема или затруднение?

2) Какую потребность надо удовлетворить, т. е. какой же­лаемый результат необходимо получить?

3) Что мешает устранению проблемы (причины возник­новения проблемы)?

4) Какого положительного эффекта для людей, предпри­ятия, народного хозяйства и т. д. можно ожидать в результате устранения проблемы?

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЭВРИКА» 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка перечня проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: воспитатель  

Е.Ю.Головатюк

 

 

 

 

 

ТАМБОВ 

2020 

Одним из блоков игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком. 

При составлении содержания игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности. Игровые ситуации должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий. 

Цель создания проблемных ситуаций – развивать умение дошкольников решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения. 

Задачи: 

1. Развивать умение детей осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений. 

2. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций. 

3. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ. 

4. Развивать умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки. 

Используемые методы: 

  • игровой; 
  • эвристический (частично-поисковый)
  • исследовательский; 
  • объяснительно-иллюстративный. 

Постановка проблемных ситуаций может быть ориентирована на группу детей и на индивидуального ребенка. 

Ситуации на развитие мышления дошкольников. 

Ситуации в транспорте (городском, железнодорожном) 

  •   Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?  
  •   Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?  

Ситуации с огнём. 

  •   В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?  
  •   Дым в соседней квартире. Твои действия? 

Ситуации с водой. 

  •  Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?  
  •  В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему? 

Ситуации с природой. 

  •  Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы. 
  •  Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки. 
  •  Сказка «Репка»(у Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?) 
  •  Сказка «Теремок»(нужно помочь построить дом, не используя лес)

«Грибы» 

  •  Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. 

«Транспорт» 

  •  Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться. 

«Дома», «Свойства материалов» 

  •  Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать. 

«Фрукты» 

  •  Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться? 

 «Язык мимики и жестов» 

  •  Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков. 

«Погодные условия» 

  •  Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно. 

«Свойства металлов» 

  •  Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет. 

«Стороны света» 

  •  Машенька заблудилась в лесу и не знает, как выйти из леса. 

«Объём» 

  •  Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. 

«Погодные условия» 

  •  Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят? 

«Измерение длины» 

  •  Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая… 

«Выше, ниже» 

  •  Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая. 

«Лекарственные растения» 

  •  Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать. 

«Почва» 

  •  Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше. 

«Свойства дерева» 

  •  Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. 

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать? 

 «Свойства воздуха» 

  •  Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет. 

«Увеличительные приборы» 

  •  Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта. 

«Средства связи» 

  •  У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает, как. 

 

 Ситуационные игры на нахождение внешних ресурсов 

«Кот в одном сапоге»  

 Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту? 

 «Вот так игра» 

Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки? 

«Маша и медведь»  

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь? 

 «Помоги Золушке» 

 Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? «Подготовка к празднику» 

 Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?  

«Рассеянный Петя» 

Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек? 

Ситуации на нахождение внутренних ресурсов. 

«Открытки для Дины» 

Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?  

«Красная Шапочка» 

У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать? 

«Помоги Оле» 

У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.  

 «Корзинки для козлят»  

Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей. 

«Чудный лесник» 

В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?  

«Жители города Кисельска» 

С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо – кисель, а его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель. 

«Варенье для Карлсона» 

Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать? 

Ситуации с противоречиями. 

Дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм. На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм. 

1. Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям. Как Буратино достать ключ? 

В ситуации выделяется задача или вопрос. Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации. Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат. 

2. ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку? 

Противоречие: ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем. 

3. В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши? 

  Противоречие: Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея. 

4. Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть? 

Противоречие: Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать. 

5. В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?  

Противоречие: Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать. 

Ситуации межличностных отношений сверстников. 

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов. 

1. - Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились? - Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?  

- А я видела, как Соня сломала цветок. Что можно сказать о поступке Сони? Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации? 

2. У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу. Никита закричал. 

- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно. Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу? 

3. Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала. - Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила. Права ли Наташа в такой ситуации? 

4. Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит. - Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. Катя молча подошла и помогла Саше. Чей поступок верный? 

5. Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Галина Анатольевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея. 

6. Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты? 

7. Светлана Владимировна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит. Светлана Владимировна, а Оля не отдает мою куклу. Потом подходит и трогает воспитателя за руку. 

- Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу. Что сказала Светлана Владимировна Наташе? 

8. Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился. Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил? 

9. Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе. - Ты предатель. Рома обиделся. Как ты думаешь, почему? 

10. Рита и Саша дежурные в мини-центре природы. Саша сказал: - Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют. Рита рассказала об этом Галине Анатольевне. Права ли Рита? Как бы ты поступил? 

11. В приемной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит. - А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается. Галина Анатольевна сделала замечание Рите. Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна? 

12. Света выходит в приемной и громко говорит. - Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой-конфеткой. Почему обиделась Света? 

13. Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку. Витя говорит: - Не нужна мне ваша добавка. Что бы ты сказал Валентине Ивановне? 

14. После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю: 

- Поправьте мне одеяло. - Я хочу в туалет. - А Саша громко сопит, мне мешает. Как бы поступили вы? 

15. Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко. Никита громко сказал: - Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом. Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения....

Картотека проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста

картотека проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста...

Проблемные ситуации для детей дошкольного возраста

Проблемные ситуации для детей дошкольного возраста...

Картотека проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста.

Картотека проблемных ситуаций для детей дошкольного возаста, которые педагог может использовать в непосредственной образовательной деятельности....

Картотека проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста

Картотека проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста...

"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)

quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...