Беседа о ребусах
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Сегодня, ребята, мы будем говорить о ребусах.

Вероятно, каждый из вас слышал не раз слово ребус.

-Что же оно означает?

- Ребус – это загадка. Но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи рисунков и различных знаков.

Для того, чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять какой знак что изображает.

У ребусов очень интересная история. Когда нам нужно кому-нибудь сообщить наши мысли, то мы выражаем их словами, устно или письменно. Но так было не всегда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_rebusah.docx443.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 176

«Детский сад комбинированного вида»

Беседа с детьми старшего возраста «Что такое ребусы?»

Подготовила:

                                                           воспитатель Кудрина И.В.

                                                               

г. Кемерово

Тема: Беседа о ребусах.

Цели:

1. Познакомить детей с ребусами (роль ребусов).

2. Научить детей отгадывать ребусы.

3. Работать над развитием логического мышления.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

-Сегодня, ребята, мы будем говорить о ребусах.

Вероятно, каждый из вас слышал не раз слово ребус.

-Что же оно означает?

- Ребус – это загадка. Но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи рисунков и различных знаков.

Для того, чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять какой знак что изображает.

У ребусов очень интересная история. Когда нам нужно кому-нибудь сообщить наши мысли, то мы выражаем их словами, устно или письменно. Но так было не всегда.

Давным-давно, когда люди ещё не умели писать, они составляли свои письма из предметов. Вожди одного племени послали однажды своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и 5 стрел. Смысл этого письма был таков: “Умеете ли вы летать как птицы,  прятаться в землю как мыши, прыгать по болотам как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, как только вы вступите в нашу страну.”

Сначала предметы, а потом рисунки заменяли письмо. Надо было написать “олень” – рисовали оленя. Надо было написать “охота” – рисовали охотника и зверя.

Сейчас в таких письмах надобности нет, но в играх-головоломках, которые называются ребусами, запись различных слов при помощи рисунков и условных знаков широко применяется.

А сейчас, ребята, давайте прочитаем рассказ, в котором некоторые слова изображены при помощи рисунков, но этот рассказ нельзя назвать ребусом, т. к. в нем не все, а только некоторые слова изображены рисунками.

Чтение рассказа (приложение 1)

Но если бы все ребусы были такими простыми, их отгадывать было бы очень легко. Но они, конечно, значительно сложнее.

Вот ещё одна задача, которая тоже похожа на ребус. Здесь одни только рисунки – ни букв, ни слов нет, но здесь зашифрована фраза, состоящая из трех слов.

Сначала давайте вместе определим, что тут нарисовано (ножницы, автомобиль, мяч, нож, утюг, жук, ель, нога, муха, игла, ракета).

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0264/0006a59b-dbe6d304/img3.jpg

НАМ НУЖЕН МИР.

Прочитайте все вместе.

Ребята, это хорошее предложение?

А чем оно вам нравится?

И так, чтобы прочесть ребус, надо правильно назвать все, что изображено на рисунке.

Давайте попробуем все вместе решить несколько простых ребусов

Рукав  Незабудка         (рукав)                                                                                (незабудка)

Но существуют ребусы, в которых слова надо читать не полностью. Если слева от рисунка помещена запятая, то это значит, что от его названия надо отбрасывать первую букву. И дальше по количеству запятых, мы отбрасываем буквы. Если перед словом стоят две запятые, то сколько букв надо отбрасывать?

А если запятые нарисованы справа от рисунка, то отбрасываем последние буквы. Так же по количеству запятых отбрасываем буквы

Рот(рот) Раб(раб)

Если два предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением буквы “в”

Ваза (ваза)

Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать надо с прибавлением “на”, “над”, “под”

Ананас

Ребята, мы уже много узнали о ребусах, давайте попробуем их прочитать.

https://nochdobra.com/wp-content/uploads/2019/10/6-1-1140x806.jpg

Ребята, вам понравилась наша беседа?

Что нового вы узнали?

Для чего нужны ребусы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Игра "Ребусы"

Презентацию можно использовать на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Используется на занятиях в подготовительной к школе группе, при закреплении лексической темы "Насекомые"....

Музыкальные ребусы

Это наглядный материал, для тех, кто изучает с детьми нотную грамоту. Расположения нот на нотном стане, закрепление.В карточках - ноты, на нотном стане + буквы, надо прочитать слово....

Презентация "Лесные ребусы - грибы"

Презентация "Лесные ребусы - грибы" предназначена для  детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста. Материал может быть использован родителями, учителями и воспитателями ина занятиях ...

Ребусы для малышей(презентация)

Данная презентация для детей подготовительной к школе группы....

Развитие логического мышления, памяти, речи при решении ребусов, кроссвордов

В работы представлены поэтапное знакомство с ребусами и пути их решения....

Ребусы для детей - правила разгадывания и виды ребусов

Ребус – это загадка в виде рисунка с буквами или знаками, которые и помогают понять суть задания и ответ. Дети во время игры лучше воспринимают информацию, поэтому ребусы часто приходят на помощь роди...

Детские ребусы. Что такое ребус и для чего он нужен?

Дошкольное детство – это период интеллектуального  развития всех  психических  процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность  ознакомления с окружающей действительность...