Партнерская деятельность взрослых и детей
материал

Сопина Елена Валерьевна

«Детоцентрический стандарт» утверждает позицию уважения к ребенку. Уважать ребенка — значит считаться с ним, учитывая, насколько то или иное дело важно для него здесь и сейчас, и насколько то, что он делает, соответствует содержаниям, заложенным в культуре. А педагог, следуя за Янушем Корчаком, должен уважать труд познания и возможные неудачи в нем, уважать детские тайны, текущий час и сегодняшний день ребенка. И главным для взрослого становится - ценить горизонты незнания, детского и своего. А.Г.Асмолов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partnersk_deyat_detey.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.«Партнерская деятельность взрослых и детей » 2. Конспект организованной образовательной деятельности: «Почему все падает на землю ?». Выполнила: Сопина Елена Валерьевна 2020 г.

Слайд 2

« Детоцентрический стандарт» утверждает позицию уважения к ребенку. Уважать ребенка — значит считаться с ним, учитывая, насколько то или иное дело важно для него здесь и сейчас, и насколько то, что он делает, соответствует содержаниям, заложенным в культуре. А педагог, следуя за Янушем Корчаком, должен уважать труд познания и возможные неудачи в нем, уважать детские тайны, текущий час и сегодняшний день ребенка. И главным для взрослого становится - ценить горизонты незнания, детского и своего . Александр Григорьевич Асмолов

Слайд 3

Способы осуществления взаимодействия взрослого и ребенка в семье и ДОО: ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми; ребенок наблюдает за деятельностью взрослых; взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает. К ряду негативных последствий приводит ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский , О. Декроли , Дж. Дьюи, Н.А. Короткова).

Слайд 4

Партнерство – это непосредственное включение взрослого в процесс деятельности; совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях и направленная на достижение общей цели. Со значительной перестройкой стиля поведения педагога связана организация образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми . Партнерские отношения взрослого и ребенка в ДОО и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению, и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания» .

Слайд 5

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми ( Н.А. Короткова ): включенность педагога в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

Слайд 6

Программа «Вдохновение» В основе программы «Вдохновение», лежит понимание развития ребенка, предлагаемое отдель­ными положениями теории конструктивизма (Ж. Пиаже, Э. Глазерсфельд ), теорией социального конструктивизма (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Бруннер ), теори­ей экологических систем У. Бронфенбреннера Взгляд ребенка на мир, его знания предстают как результат процесса, определяемо­ го его взаимодействием с другими людьми. Целью учения при этом не может быть дос­ тижение уже заранее (извне) определенных результатов учения в определенные сроки. Соконструирование – это совместная деятельность и общение, в которых принимают активное участие дети и взрослые и в ходе которых совместно конструируется смысл и заново выстра­иваются навыки

Слайд 7

Принципы и подходы Программы Принцип участия ребенка в обсуждении вопросов, касающихся его образования, и в принятии решений закреплен в Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 12 и 13). Ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместно-разде­ленной деятельности, в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полно­ценным участником образовательного процесса (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д. Дьюи, Д. Бруннер ).

Слайд 8

Принцип содействия и сотрудничества является конкретным выражением социо- конструктивистского подхода в образовании и реализуется в качестве сквозного принципа организации образовательной деятельности по Программе, а также в форме применяемых в рамках Программы методик «Детский совет» и «Волшебный круг» (см. 2.1.4. Организация образовательной деятельности, УМК «Вдохновение», Л. В. Свирская «Детский совет»). Принципы и подходы Программы

Слайд 9

Принципы и подходы Программы Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов Дети старательно, терпеливо и настойчиво занимаются какой-либо деятельностью, если это им интересно. Опыт показывает, что дети испытывают радость и эмоциональ­ный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать, выска­зывать свои гипотезы и идеи, выражать себя в различных видах деятельности. Радость и позитивный эмоциональный фон способствуют укреплению веры в себя и настойчиво­ сти в достижении учебных целей. Позднее это принесет свои плоды в мотивированной и творческой работе в рамках школьного обучения. Программой предусмотрено: самоопределение и соучастие детей в формировании содержания работы: содер­жание больше половины всех занятий инициируется самими детьми; дети делают то, что им нравится, взрослые поддерживают детскую инициативу; соблюдение правильного баланса между групповыми занятиями и самостоя­тельной деятельностью детей с включением свободной игры; уважительное и внимательное отношение педагогов к детям, позитивное реаги­рование на их поведение, учет детских потребностей и интересов и формирование текущего образовательного содержания в соответствии с ними; выделение более половины времени для самостоятельной детской деятельности с включением свободной игры.

Слайд 10

Принципы и подходы Программы Принцип обучения на примере поведения взрослого . Дети особенно чутки к поведению взрослых и стремятся им подражать (Л. С. Вы­готский, А. Бандура, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова). Подражание по­казало себя как эффективное методическое средство непрямой мотивации детей к деятельности. Действия взрослого притягивают внимание ребенка и вовлекают его в про­цесс. Поведение педагогов в различных повседневных ситуациях оказывает на ребенка непрямое воспитательное воздействие. Дети воспроизводят в игре то, что они наблюдали, и усваивают тем самым социаль­ные роли (этот процес называют отсроченным подражанием) (Ж. Пиаже, Л. С. Вы­готский, Д. Б. Эльконин). В совместной деятельности со взрослым, в рамках которой взрослый показывает детям образцы действий, дети учатся многим полезным и важ­ным умениям, расширяя свой кругозор и знания о мире. Совместное решение задач и происходящий при этом социальный обмен представляют собой идеальную среду для развития.

Слайд 11

Принципы и подходы Программы Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности Ребенок — прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательно­стью. Ему свойственно интересоваться всем, что происходит вокруг. Если удовлетво­рены его базовые потребности в привязанности, внимании и любви, если он здоров и хорошо себя чувствует, он начинает активно интересоваться и исследовать свое окружение практически с момента рождения. То, что взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку, может заинтересовать его и вызвать у него удивление. Исследование является естественной формой детского освоения мира, процессов детского учения. Задача взрослых — разделить с ребенком его удивление и интерес, восхититься и удивиться вместе с ним его открытиям и лишь затем дать необходимые знания.

Слайд 12

Жесткое определение целей и содержания образования извне затрудняет возможность или вовсе не позволяет растущему человеку получить опыт самоопределения и саморегуляции в различных видах деятельности, созидательного отношения к миру и себе самому, не способствует формированию и развитию желания учиться постоян­но и самостоятельно.

Слайд 13

Список литературы Антология гуманной педагогике. Вып . 1. Выготский Л.С. / Сост. и вступ. ст. А.А. Леонтьева. М., 1996. Блонский П.П. избранные педагогические сочинения. М., 1961. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» Под редакцией В. К. Загвоздкина , И. Е. Федосовой , М.: ООО «Издательство «Национальное образование» 2019. Скоролупова О.А. Внедрение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. — М.: издательство «Скрипторий 2003», 2014. -172 с. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2008. Третьяк Н.В., Скоролупова О.А. «О программах дошкольного воспитания» // Дошкольное воспитание. – 2007. — №3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

Слайд 14

Технология « Детский совет» Л.Свирская Задачи детского совета: - Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон». - Создать условия для межличностного и познавательно делового общения детей и взрослых . - Развивать эмпатию . - Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично. - Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения . Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта. Разработать план действий. Учить детей делать осознанный ответственный выбор. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

Слайд 15

Дополнение к предназначению Вне зависимости от названия, детский совет – это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы – маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями.

Слайд 16

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Почему все падает на землю?». Возраст: подготовительная к школе группа Цель : создать условия для формирования целостной картины мировосприятия у детей. Задачи: 1.Образовательные: - формировать элементарное представление о силе притяжения (на основе опытов, закрепить знания о расположении планет в Солнечной системе. - формировать познавательные умения и навыки. 2. Развивающие: - развивать наблюдательность, внимание, мышление. 3. Воспитательные : - воспитывать доброе, внимательное, заинтересованное отношение к окружающему миру. - стимулировать активность детей, способствующую формированию умений работать в команде. Материалы: магниты, глобус, фотографии и презентация «Планета Земля» , предметы из разных материалов, мяч.

Слайд 17

Ход мероприятия 1.Организационный этап (приветствие детей, мотивационный момент) Маша принесла в группу глобус. Показала ребятам, сказала, что это макет нашей планеты Земля. Стали активно обсуждать и рассматривать. И тут Ваня спросил: «Почему же мы не падаем с Земли? Ведь она же круглая». Андрей ответил: «Я думаю, что Земля нас держит, потому что у нее есть сила, притягивающая нас». Ребята решили обратиться к помощи взрослых и узнать: Что такое земное притяжение? Проверить, как действует земное притяжение?

Слайд 18

2.Основной этап Воспитатель: Люди с давних времен интересовались вопросом, какая Земля. И придумывали разные легенды и истории. Например, древние египтяне считали, что Земля - это лежащий бог, из тела которого растут деревья и растения. Они верили, что небо представляет собой огромную богиню, наклонившуюся над Землей, а звезды – это драгоценности на ее платье. Древние греки думали, что Земля – это плоский диск, плавающий на воде, а небо – купол, который поддерживает бог по имени Атлант. Еще одним из предположений было то, что Земля – это плоский диск, который держится на трех слонах, три слона стоят на панцире огромной черепахи, а черепаха покоится на спинах трех китов, которые плавают в бескрайних водах Мирового океана. Аристотель, древнегреческий философ и ученый, живший много, много веков назад, доказал, что Земля – шар. Он первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями: тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Только шар всегда отбрасывает круглую тень. Главная заслуга Аристотеля состоит в том, что он разработал систему мира, в которой ученый поставил планету Земля в центр Вселенной.Но Н.Коперник (1473-1543), польский астроном и математик, доказал, что Земля – не центр Вселенной, а лишь третья планета, вращающаяся вокруг Солнца (гелиоцентрическая система, и мы ею пользуемся до сих пор), что все планеты движутся по орбитам и одновременно вокруг своей оси. Земля при этом совершает полный оборот вокруг Солнца за 1 год, а полный оборот вокруг своей оси за 24 часа.

Слайд 19

Воспитатель: Все из-за того, что мы движемся вместе с поверхностью Земли. Нас, как и воду в океанах, на поверхности удерживает гравитация, или, как говорят, сила тяготения. Из-за нее все тела в мире притягиваются друг к другу. Чем больше и плотнее тело, чем оно массивнее, тем сильнее оно тянет к себе все окружающее. Впервые об этом догадался ученый Ньютон. Он как-то сидел под яблоней, и ему на голову упало яблоко. Ньютон подумал: "А почему оно упало вниз, а не полетело вверх? Значит, на него действует какая- то сила?". Так и была открыта сила тяготения. Чем больше весит предмет, тем сильнее он к себе притягивает. Земля она же огромная и люди на ее фоне — просто пылинки, которых она к себе притягивает силой гравитации. Поэтому мы не падаем с нее, когда она движется. Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы что такое магнит? Дети: Конечно, знаем! Это такой предмет, который притягивает к себе метал. Воспитатель: Примерно так же действует на любые предметы планета Земля. Воспитатель: Ребята, предлагаю вам проверить, как Земля притягивает к себе предметы. Хотите? Дети: Да! Это будет интересно.

Слайд 20

Опыт №1. Дети взяли мячи и подбросили их вверх. Мячи упали в низ. Опыт №2. Дети подпрыгнули и попытались задержаться в воздухе. Но все равно оказались на земле по закону притяжения. Опыт №3. Дети попробовали прыгнуть вверх со скамейки, а не с земли. И все равно оказался на земле. Тогда дети решили понаблюдать на прогулке наблюдать, как действует притяжение Земли в природе. - Осенние листья, оторвавшись от ветки летят на землю. - Вода , встречающая на своем пути обрыв, падает вниз – на землю. - Когда дует сильный ветер он поднимает легкие предметы вверх и они летают, например пластиковый пакет. Летает, пока дует ветер, но как только ветер прекращается пакет тут же падает вниз на землю. Все вместе сделали вывод: Причина всех падений - притяжение Земли. Земля притягивает к себе все, что на ней находится и именно поэтому любой предмет, не имеющий опоры, падает на Землю. Благодаря силе земного притяжения мы можем ходить по Земле, а не улетаем в космос. Если бы не было земного притяжения, то вся вода выплеснулась бы из Мирового океана, а воздух улетел бы в космическое пространство. Воспитатель: с открытием закона всемирного тяготения к людям пришло понимание принципа строения Вселенной. Закон всемирного тяготения играет важнейшую роль в жизни природы и человека.

Слайд 21

3.Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель предложила детям нарисовать. 4. Заключительный этап (рефлексия) Ее можно провести не обязательно сразу после занятия, как будет свободное время. Воспитатель: Что интересного мы сегодня узнали о планете Земля? Вам понравилось? Что нового вы узнали? А что вам понравилось больше всего? Вы расскажете об этом дома?

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогическое проектирование как форма организации партнерской деятельности взрослых и детей»

Сегодня в педагогической практике актуальна необходимость включения в содержание дошкольного образования поисковой деятельности. Одной из технологий, способствующих активизации познавательной поисково...

Особенности организации непосредственной образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей

laquo;Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это»...

Конспект образовательной деятельности в группе раннего возраста в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей «В гости к нам пришли матрешки».

Образовательная деятельность в группе раннего возраста  в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей «В гости к нам пришли матрешки». Интеграция образовательных ...