Проект "Ларчик"
проект (старшая группа)

Комарова Анастасия Валериевна

Развивающие игры в воспитательно – образовательной деятельности с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proet_voskobovicha_larchik.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: Развивающие игры в воспитательно – образовательной деятельности с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича.

Пояснительная записка

В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

  • интеллектуальное развитие;
  • создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному  - развивающему обучению.

Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой «От роождения до школы», с привлечением дополнительного игрового обучающего пособия «Ларчик» и других развивающих игр В.В. Воскобовича. Этот материал позволяет условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта.

В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми В.Воскобовича.

Задачи:

  • Обучение пониманию и решению логических задач.
  • Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
  • Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
  • Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
  • Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать умозаключения на их основе.
  • Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации  в игровой и творческой видах деятельности.
  • Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.

Актуальность

Профессиональное педагогическое сообщество предъявляет к выпускнику детского сада достаточно высокие требования. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском саду будет эффективным.

В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельно ребёнком. Данный подход эффективно отражён в использовании педагогической технологии развивающих игр

В. В. Воскобовича.

Данная педагогическая технология не является инновационной для практиков дошкольного образования, так как педагоги уже не первый год используют предложенные в ней развивающие игры в своей работе. Однако сегодня, в аспекте компетентностно-ориентированного образования, возникла необходимость говорить об использовании развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как о специальном построении деятельности педагога, когда все действия представлены в определенной последовательности и целостности, когда предполагается достижение определенного результата, ориентированного на развитие способностей и умений детей.

Степень новизны данной работы заключается в следующем: обучение детей проходит в интересной игровой форме, используя авторский приём, что позволяет значительно повысить интерес, мотивацию и снизить утомляемость детей на занятии. Незаметно для себя дети узнают и запоминают цифры и буквы. Осваивают цвет, форму, величину; тренируют мелкую моторику рук. Совершенствуется восприятие, речь, мышление, внимание, память, воображение. В процессе игр дети учатся действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности.

Тип проекта: долгосрочный, групповой.

Срок реализации: 2017-2018учебный год

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители   группы.

Возраст детей: 5-7 лет.

Особенности и возможности универсальных средств развивающей технологии В.В.Воскобовича. Игровой комплекс «Коврограф Ларчик».

Развивающие игры В.В. Воскобовича способствуют:

- эффективному развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, речи). Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;

- творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личностного развития;

-  развитию речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематического слуха;

Частью игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей В.В.Воскобовича являются универсальное игровое средство «Коврограф Ларчик» универсальное средство обладают рядом особенностей:

1. Многофункциональность –  решение множество образовательных задач.

2. Широкий возрастной диапазон участников игры – от самых маленьких  до младших школьников.

3. Образность и мотивация – «Коврограф Ларчик» сопровождают неповторимые образы – персонажи, с которыми ребёнок «проживает» всю игровую ситуацию: Слон Лип – Лип, Слоник Ляп – Ляп и др. Они являются прекрасными психологическими мотиваторами к выполнению игровых и учебных действий.

4. Образность и универсальность – игровые задания сопровождаются добрыми сказочными образами, что помогает детям постигать математику, логику, ориентироваться в пространстве, начала знакомства со звуками, буквами.

5. Сказочность – все игровые ситуации сопровождают сказочный сюжет, путешествия, преодоление трудностей, решение сложных ситуаций, нахождением верного решения.

6. Вариативность – наличие в каждом игровом задании множества вариаций проигрывания ситуаций, возможностью придумывания всё новых и новых способов их разрешения.

7. Незавершённость игровых действий – использование разнообразных игровых заданий, задач, требующих всё новых неоднозначных решений.

8. Возможность разнообразного использования – как в группах образовательных учреждений, детских центров, так и в индивидуальной работе с детьми, а также в домашних условиях.

Формы организации детской деятельности:

- логико-математические игры;

- интегрированные игровые занятия;

- совместные с родителями досуги;

- самостоятельная игровая деятельность.

По решаемым образовательным задачам все развивающие игры можно условно разделить на три группы:

1. Игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью таких игр является развитие мыслительных операций. Игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

2. Игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребенок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.

3. Универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игры детей и дидактическим пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и добавляют удовольствие и радость детям.

Развивающая предметно – пространственная среда (РППС).

Для эффективного решения образовательных задач по технологии

В. В. Воскобовича группа оснащена «Коврографом Ларчик»,

который включает в себя следующее наполнение:

«Забавные цифры» - картонные карточки с изображениями цифр от 0 до 9 в виде животных.

«Забавные буквы» - картонные карточки с изображениями 10 гласных

букв русского алфавита в виде шутов-акробатов.

«Буквы, цифры, знаки» (на прозрачной основе) - 90 карточек из

прозрачной пленки с изображениями гласных букв (красного цвета),

согласных букв (синего и зеленого цвета), мягкого знака (зеленого

цвета), твердого знака (синего цвета), цифр и арифметических знаков

(желтого цвета).

«Кармашки» - набор из 10 кармашков (75х75 мм, ковролин, ПВХ) для

закрепления картинок и карточек на коврографе.

«Цветные квадраты» - 10 квадратов из цветного ковролина (7 цветов радуги, белый, серый, черный) размером 75х75 мм.

«Разноцветные веревочки» - 5 прилипающих к коврографу веревочек

разного цвета длиной по 1 м каждая и др.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Формы организации работы с детьми:

1. Логико-математические игры.

2. Интегрированные игровые занятия.

3. Совместную игровую деятельность детей и взрослых.

4. Конструктивную деятельность.

5. Развлечения.

Методы: игровые, практические, словесные.

  1. Игровые приемы:
  • манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
  • побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
  1. Практические приемы:
  • манипуляция,
  • превращение,
  • складывание,
  • выбор,
  • складывание,
  • показ,
  • совместные действия,
  • сравнение.
  1. Словесные приемы:
  • диалог с игровыми персонажами,
  • объяснение,
  • описание,
  • рассказ,
  • сказка,
  • уточнение,
  • стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,  оценка, взаимооценка, саморефлексия);
  • игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).

Совместная работа с родителями.

  • консультации о подборе развивающих игр для детей 6-7 лет;
  • индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
  • развлечения, педагогические всеобучи - практикумы, собрания с показом фрагментов деятельности детей;
  • подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
  • разъяснительная и образовательная работа.

Сотрудничество с педагогами.

- Мастер класс по игровым технологиям Воскобовича.

- Семинар практикум «Развивающие игры В. Воскобовича» в образовательном процессе детей дошкольного возраста.

Методы и приемы:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические

Перспективное планирование проекта

месяц

Игровое занятие

цель

Используемые игры

сентябрь

1

Рассказывание сказок о жителях сундучка «Ларчик»

Вызвать интерес к новым играм и игровым персонажам

Игрушки-персонажи

Коврографа «Ларчик»

2

«В гости к веселым гномам»

Освоение цвета, пространственного расположения, развитие умений считать, определять порядковый номер, развитие внимания, памяти, воображения.

Семь гномов игра «лепестки», «чудо-крестики.

Октябрь

3

«Сказочные лабиринты игры»

Формирование у детей сенсорных представлений «цвет», «величина». Учить соотносить предметы по цвету и величине.

Игровизор

4

«Играем с Гео»

Учить складывать фигуру

из квадрата по образцу, понимать и называть «верх», «низ» фигуры.

учить выкладывать шнуром, заданные фигуры. Уметь описывать свою работу.

Игра «Квадрат В.Воскобовича» Игра «Шнур – затейник»

5

«Горе Федоры»

Закрепить знакомство с цифрой два, учить сравнивать группы содержащие один и два, два и два предмета, устанавливать равенство и неравенство, называть число предметов обозначать цифрой два. Упражнять ориентироваться в пространстве относительно себя.

Персонажи – циркачи из Цифроцирка, развивающее пособие «Игровизор» и приложение «Лабиринт цифр» (лист 1 и лист 5),

Декабрь

7

«За грибами в лес пойдем»

Обобщить и систематизировать знания детей об осени, о сборе урожая в саду, на огороде, в лесу; обучать детей счету, способствовать развитию сенсорных способностей, внимания, элементов логического мышления.

волшебные веревочки, картинки грибов, «Цифрята-зверята»,

8

«Забавный Буквоцирк»

Помочь детям запомнить гласные буквы, развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, учить различать цвет, размер, знакомить с принципом кодирования информации, развивать в игре психические процессы, расширять словарный запас

Игры «Забавные буквы», «Копилка букв», «Конструктор букв»

Январь

9

«Путешествие на кораблике «Плюх-Плюх»

Учить раскладывать предметы по одному признаку (цвету), развивать математические способности –счет в пределах 10

Игра «Плюх-Плюх»

Февраль

10

«Лапушок собирается в гости к гусенице Фифе».

Развивать умения называть этапы процесса выпекания пирога, решать логическую задачу на определение предмета по признакам. Закреплять знания о понятиях: короткий –длинный, широкий – узкий, большой – маленький

«Каврограф Ларчик», цветные кружочки, цветные веревочки, «Игровизор».

11

«Путешествие в страну гномов с планшетом Геометрик»

Развитие пространственного воображения, с использованием планшета «Геометрик». Развивать внимание, мыслительные операции; познавательную деятельность;

«Коврограф Ларчик», цветные кружочки, цветные веревочки, «Игровизор».

12

«День Защитника Отечества».

формировать представления детей о Защитниках отечества; развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание; стимулировать речевую активность детей.

Игра «Черепашки», «Квадрат Воскобовича»

Март

13

«Насекомые»

Закрепление знаний детей о насекомых с помощью игр В. В. Воскобовича. Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа

Коврограф «Ларчик»,игра4  лишний с насекомыми,

Апрель

14

«Королевство Муравии»

Закрепить знания детей о цифрах и геометрических фигурах, повторить счет прямой и обратный в пределах 10

Ковралин, мнемотаблица, забавные цифры, мягкий конструктор, «Игровизор», игра «Лабиринт цифр»

Май

15

«Путешествие по играм Воскобовича»

Закреплять знания об играх, умение правильно пользоваться ими

  1. Мастер- класс. Игровая технология интеллектуально-творческого

развития детей дошкольного образования «Коврограф ЛАРЧИК»

2. Открытое занятие с применением пособия.

3. Тематическое родительское собрание