Патриотическое воспитание дошкольников "Россия - наш общий дом"
статья (старшая группа)

Семёнова Любовь Владимировна

 Патриотическое воспитание дошкольников на основе проведения интерактивных экскурсий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей

Россия – наш общий дом

Актуальность

В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Российские образование и культура существуют сегодня в быстроизменяющихся условиях: информационные технологии оказывают заметное влияние на социокультурные процессы нашей страны. Большинство современных родителей (законных представителей) и сами дошкольники  достаточно уверенно используют всевозможные электронные устройства в различныхцелях (образование, общение, игра и т.д.). 

Современные требования, предъявляемые к работе в ДОУ, требуют от педагога постоянного поиска интересных форм работы с детьми.Такой формой работы я избрала организацию образовательной деятельности через форму проведения интерактивных экскурсий.

Организовывая образовательную деятельность  в форме интерактивных экскурсий, я ставлю перед собой вопрос: Что будет делать ребёнок в данном пространстве? В чём участвовать, какие действия совершать, каким образом проявлять свою сообразительность и другие качества? На такой «экскурсии» дети увидят, услышат, попробуют, а также совершат собственные открытия и обязательно поэкспериментируют с материалами. Подача материала через интерактивную экскурсию обеспечивает деятельность детей в процессе приобщения к культуре и знаниям.

Новизна

Проведение  образовательной деятельности в форме интерактивной экскурсии способствует развитию информационной культуры и максимальному включению родителей в совместную проектную деятельность. Я задалась вопросом: Часто ли наши дети бывают на экскурсиях в музеях и других местах? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была на экскурсиях. Причины самые разные.  Родители считают, что дошкольников еще рано приобщать к экскурсиям. Многим папам и мамам просто не приходит в голову такая идея. Как же привлечь внимание родителей к экскурсиям различного рода? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому я решила использовать элементы интерактивных экскурсий в образовательном процессе нашего детского сада.

В процессе экскурсии по выбранной теме, дети приобщаются к самостоятельной исследовательской деятельности, у них происходит формирование исторического самосознания, появляются навыки творческой деятельности. Я строю свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество детей, родителей, педагогов. Интерактивные экскурсии призваны формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению.

Преимуществом интерактивных экскурсий перед обычными является наличие обратной связи между педагогом и воспитанниками. Детимогут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствовать свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. Дети свободно общаются, задают вопросы, обсуждают.

 У педагога имеется возможность модифицировать подачу материала, настроить её именно под данную группу детей. При  подаче материала через  интерактивную экскурсию, воспитанники выступают постоянными соучастниками демонстрации различных опытов. Это и увеличивает количество детей, настроенных на восприятие информации. Дети, в дальнейшем, могут сами предложить тему будущих экскурсий и стать непосредственными участниками в создании экспозиции.

Проведение образовательной деятельности в форме интерактивных экскурсий  помогает решить педагогу ряд задач:

1. Формировать интерес к музеям, выставкам, экскурсиям;

2. Способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;

3. Приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;

4. Развивать познавательные способности и познавательную деятельность детей, расширять кругозор дошкольников;        

5.Развивать творческое, логическое и креативное мышление детей, речь, словарный запас дошкольников;

6.  Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;

Форма занятия с использованием интерактивнойэкскурсии оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные впервые годы жизни никогда не исчезнут из памяти.Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.

Деятельность с использованием интерактивныхэкскурсий в детском саду актуальна и эффективна. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Посещение интерактивного музея «Россия – наш дом» вдохновило меня на создание серии экскурсий. Так, например, «Экскурсия на стройплощадку» знакомит детей с профессией архитектора, с чего начинается строительство здания, со строительной техникой, правилами поведения на стройплощадке. Дети имеют возможность поэксперементировать с природными материалами ( щебёнкой, песком и т.д) В «Конструкторском бюро» выполняют чертёжные задания. На «стройплощадке» интерактивной экскурсии, по заданной схеме, выполняют строительство панельного дома.

Экскурсия «История появления кирпича на Руси» знакомит с историей появления кирпича на Руси. Дети в «эксперементальной лаборатории» изготавливают  кирпич, соединяя компоненты и заливая их в форму.  Ставят свой фирменный знак на залитый в форму кирпич прикладывая пластиковую букву (первую букву своего имени) слегка вдавливая её рукой в залитую форму.

Экскурсия «История книги на Руси» знакомит с историей письменности на Руси. На бересте металлическим стержнем процарапывают знакомые буквы или простой рисунок.

«Русская берёза» Дети приобщаются к истокам русской культуры: звучит воспевание берёзы русскими поэтами, водят хороводы. В «мастерской художника рисуют белоствольную красавицу. «Широкая Масленица» - здесь дети знакомятся с культурными традициями русского народа. Водят хороводы, поют заклички, устраивают «петушиные бои», в «мастерской» изготавливают куклу–оберег. «История забытых вещей». Экскурсия знакомит детей с вещами, которые не используются в обиходе в настоящее время.

«История колокольчика» Здесь дети знакомятся с колоколами Руси. Осматривают представленные экспонаты. Слушают их звон. В «эксперементальной мастерской» из глины изготавливают колокольчик.

На «Экскурсии на машиностроительный завод» дети пробуют себя в роли инженеров-конструкторов, выполняя графические задания. На одной из площадок завода по предложенной схеме из конструктора «Тико» собирают объёмную модель машины. Цикл экскурсий«Мой родной город» для детей среднего и старшего дошкольного возраста, знакомит с историческим прошлым нашего города, его интересными местами, архитектурными памятниками, воспитывает патриотические чувства, любовь к своему городу. Также дети знакомятся с особенностями своего района, его историей, памятными местами. Серия экскурсий «Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками.

Экскурсия «Мир природы России» – здесь представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редких в нашей стране растений (например: шишки и хвоя пицундской сосны и шишки и хвоя сосны Лен. области), причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни,  старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например: ос, перья птиц)

Заключение.

В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. Такие экскурсиииграют большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствуют укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что проведение интерактивных экскурсий способствует возникновению интереса, желания узнать большекак у детей, так и у взрослых.Дети повлияли на отношение родителей к посещению музеев, выставок, экскурсий. Дети с интересом рассказывают о проведенных выходных днях в музеях, на выставках, показывают сувениры.

Используя в своей работе интерактивные экскурсии, я пришла к выводу, что надо воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по патриотическому воспитанию "Земля-наш общий дом".

Дети входят в зал, рассматривают, как он украшен. Появляется игрушка Почемучка в корзине на воздущном шаре....

"Земля - наш общий дом" (проект по патриотическому воспитанию дошкольников)

Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников через организацию творческого взаимодействия детей и родителей в проектной деятельности. Тип разработки - проект...

Патриотическое воспитание дошкольников с общим недоразвитием речи

Патриотическом воспитание дошкольников в коррекционно-логопедической работе....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВА

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей не...

Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей не...