Театрализованные игры 5-6 лет.
материал (старшая группа)

Литвинова Виктория Юрьевна

Театрализованные игры для детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka-_teatralizovannye_igry_starshaya.docx67.95 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ          5-6 лет

УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ

Цель. 

Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на стулья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)

Ход игры. 

По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.

  1. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ            5-6 лет

ЕСТЬ ЛИ НЕТ?

Цель.

Развивать внимание, память, образное мышление.

Ход игры. 

Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий — в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

  1.           ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ        5-6 лет

ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ

Цель. 

Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры.

Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.

                                   

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ        5-6 лет

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТРЕШКИ  

                 

Цель. 

Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.

Ход игры. 

Дети сидят на стульях или на ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, три — замри!». Стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на активность каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.

  1.           ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

ИДЕМ ПО СЛЕДУ

Цель.

Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.

Ход игры. 

Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.

Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам через ручей и т.п.

Обязательно делить детей на команды, причем каждая команда придумывает свой вариант.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ        5-6 лет

  

ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ. РАСТЕТ — НЕ РАСТЕТ

Цель. 

Развивать внимание, координацию.

Ход игры. 

Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает — опускают руки вниз. Если растет — поднимают руки вверх, не растет — охватывают себя двумя руками

  1.           ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ        5-6 лет

ВОРОБЬИ — ВОРОНЫ

Цель.

Развивать внимание, выдержку, ловкость.

Ход игры. 

Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, — убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во - о-ро - о...». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.

Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остается на месте.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

 

 ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ

Цель.

Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Ход игры.

Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним — ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки », передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.

  1.           ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

ТЕНЬ

Цель.

Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Ход игры.

Один ребенок — водящий ходит по залу, делая произвольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей (3—5 человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цветок; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т.д.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

  ПОВАРЯТА

Цель.

Развивать память, внимание, фантазию.

Ход игры.

Дети распределяются на две группы по 7—8 человек. Одной группе «поварят» предлагается сварить первое блюдо (что предложат дети), а второй, например, приготовить салат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т.п. — для борща; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом — для салата.

Все становятся в общий круг — это кастрюля — и поют песню (импровизацию):

Сварить можем быстро мы борщ или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат иль простой винегрет,

Компот приготовить.

Вот славный обед!

Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно предложить приготовить кашу из разных круп или компот из разных фруктов.

  1. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ          5-6 лет

ВЫШИВАНИЕ

Цель. 

Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.      

             

Ход игры.

С помощью считалки выбирается ведущий — «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним — «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.

  1. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ            5-6 лет

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ

(ухо, нос, хвост)

Цель.

Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Ход игры. 

Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

  1.           ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ        5-6 лет

ЖИВОЙ ТЕЛЕФОН

Цель.

Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.

Ход игры.

Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперед и строятся по порядку цифр в названном номере.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ        5-6 лет

УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?

Цель.

Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры.

Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2.  Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок

  1.           ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!

Цель. 

Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры. 

Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три — догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ        5-6 лет

  

КОРОЛЬ (вариант народной игры)

Цель.

Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры.

Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники.        Здравствуй, король!

Король.        Здравствуйте!

Работники.        Нужны вам работники?

Король.        А что вы умеете делать?

Работники.        А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).

  1.           ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ        5-6 лет

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Цель. 

Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, "воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры.

С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

КАКТУС И ИВА

Цель. 

Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры.

По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.

  1.           ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ

Цель. 

Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Ход игры.

Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

БУРАТИНО И ПЬЕРО

Цель.

Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Ход игры.

Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.

  1. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ          5-6 лет

НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА

Цель.

Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.

Ход игры. 

Дети распределяются на пары. Один ребенок — надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй — «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе — выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания: «С! С! С!»

  1. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ            5-6 лет

СНЕГОВИК

Цель.

Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Ход игры.

Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

  1.           ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ        5-6 лет

БАБА-ЯГА

Цель. 

Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.

Ход игры.

Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст.

Бабка-Ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала! (Дети идут врассыпную по залу.)

А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети останавливаются.) 

Пошла на улицу — раздавила курицу,

Пошла на базар — раздавила самовар! 

Вышла на лужайку — испугала зайку! (Дети продолжают движение, напрягая сначала левую,

                                                                    а потом правую ногу, прихрамывают.)

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ        5-6 лет

КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ

Цель.

Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры.

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук — лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон, будто делом занят он.

На заре и на закате все не слезть ему с кровати.

(В. Викторов)

Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер л стараются как можно больше расслабиться.

  1.           ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

.

НЕ ОШИБИСЬ

Цель.

Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

Ход игры.

Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ        5-6 лет

ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ

Цель.

Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения.

Ход игры.

Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети — в Змея-Горыныча. Иван-Царевич взмахивает мечом (гимнастической палкой или линейкой), если взмах на уровне головы — Змей Горыныч должен спрятать головы (дети быстро наклоняются), если взмах на уровне ног, Змей-Горыныч спасает хвост (дети подпрыгивают).

  1.           ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ        5-6 лет

КАК ЖИВЕШЬ?

Цель.

Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Ход игры.

 Педагог                          Дети

— Как живешь?        — Вот так!                С настроением показать

большой палец.

— А плывешь?          — Вот так!                Любым стилем.

— Как бежишь?        — Вот так!                Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.

Вдаль глядишь?    — Вот так!                Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.

— Ждешь обед?        — Вот так!                Поза ожидания, подпереть щеку рукой.

— Машешь вслед?     — Вот так!                Жест понятен.

— Утром спишь?        — Вот так!                Ручки под щечку.

— А шалишь?           — Вот так!                Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.

(По Н.Пикулевой)

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

БАБУШКА МАЛАНЬЯ

Цель. 

Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры.

Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки,           (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей!                          (Останавливаются и с по-

С такими глазами,                    мощью мимики и жестов изо-

С такими ушами,                      бражают то, о чем говорит-

С такими носами,                     ся в тексте.)

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели,                          (Присаживаются на корточ-

Целый день сидели.                  ки и одной рукой подпирают

На него (нее) глядели,              подбородок.)

Делали вот так...                       (Повторяют за ведущим лю-

бой жест.)

  1.           ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

ЗАВОДНАЯ КУКЛА

Цель. 

Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса.

Ход игры.

Дети стоят в позе куклы: ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти напряжены, пальцы растопырены, ладони вперед. Желательно упражнение проводить под музыку, с размером 2/4, например, «Полька» А.Жилинского.

Такт 1.     Наклонить голову вперед на первую четверть, назад — на вторую четверть.

Такт 2.     Голову вперед, назад и прямо (движение на каждую восьмую длительность).

Такт 3.     Наклонить голову назад, потом вперед.

Такт 4.     Голову назад, вперед, прямо.

Такт 5.     Повернуть голову вправо, затем влево.

Такт 6.     Вправо, влево, прямо.

Такт 7.     Повернуть голову влево, затем вправо.

Такт 8.     Влево, вправо, прямо.

Такт 9.     Наклонить голову к правому плечу, затем к левому.

Такт 10.   К правому, к левому, прямо.

Такт 11.   Наклонить голову к левому плечу, затем к правому.

Такт 12.   К левому, к правому, прямо.

Такт 13.   Движение как в 1-м такте.

Такт 14.   Движение как во 2-м такте.

Такт 15.   Движение как в 3-м такте.

Такт 16.   Голову прямо на 1 -ю долю, на 2-ю долю согнуться пополам, уронить голову и руки — завод кончился.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

ТЮЛЬПАН

Цель.

Развивать пластику рук.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.

1. Утром тюльпан                       Соединяя ладони, поднять руки

раскрывается                                к подбородку, раскрыть ладони,

локти соединить.

2. На ночь закрывается                Соединяя ладони, опустить руки

вниз.

3.  Тюльпанное дерево                   Внизу соединить тыльные стороны ладоней

                                                           и поднимать руки над головой.

4. Раскидывает свои                   Руки сверху раскинуть в стороны, ветви                                          ладони вверх.

5. И осенью листики

    опадают                   Повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть перебирая пальцами.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

  МЕДВЕДИ В КЛЕТКЕ

Цель.

Развивать ловкость, координацию движений.

Ход игры. 

Встать на колени, затем сесть на пятки, ладони положить на пол и в тыльные стороны ладоней уткнуть «мокрые носы». Медвежата сидят в клетке и пытаются из нее выбраться к маме в лес...

1. Правой вперед, затем              Не поднимая головы, вытянуть вперед

левой                                          правую руку по полу, потом левую руку.               

2. К себе, к себе                              По очереди вернуть руки в исходное

                                                             положение.

3. В стороны, в стороны              Вытянуть руки по полу в стороны:

   сначала правую, потом левую.

4. К себе, к себе                                По очереди вернуть руки в исх. п.

5. Правую руку вперед,                  Опираясь на левую руку, подняться с пяток, потянуться правой рукой,                                     вперед, левой прямой ногой назад

                                                              (как бы пытаться «раздвинуть» прутья клетки).

левую ногу — назад                    

6. Сесть                                                       Вернуться в исходное положение.

7. Левую руку, правую                      Выполнить п. 5.

ногу, потянуться!..

8. Ничего не получилось!..           Вернуться в исходное положение.

Уткнуть носы в тыльные

стороны ладоней и «завыть»

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

  ЗМЕИ

Цель.

Развивать чувство ритма, пластику рук.

Ход игры. Дети сидят врассыпную по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спина прямая. Все вместе произносят текст:

На охоту собираясь,                    На каждый слог плавным движе-

нием приблизить тыльные стороны ладоней к плечам и обратно, как бы отталкиваясь от плеча.

Ползут змеи, извиваясь.             На каждый слог то же движение,

но поднимая руки вверх и опуская вниз. Можно делать упражнение без текста на звуке «с-с-с-с-с-с-с».

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

  ЕЖИК

Цель.

Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.

Ход игры. 

Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.

1. Ежик съежился, свернулся,                                 Согнуть ноги в коленях, прижать

                                                                                   к животу, обхватить их руками, нос в колени.

2. Развернулся...                                                      Вернуться в исх. п.

3. Потянулся.                                                                     Поворот на живот через правое плечо.

4. Раз, два, три, четыре,                                         Поднять прямые руки и ноги пять...

                                                                                        вверх, потянуться за руками.

5. Ежик съежился опять!..                                     Поворот на спину через левое плечо,

                                                                                        обхватить руками ноги, согнутые в коленях,

                                                                                        нос в колени.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

  

ПОЛЗУЩИЕ ЗМЕИ

Цель.

Развивать гибкость, пластическую выразительность.

Ход игры.

Стать на колени и, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги («хвост») и снова продвинуться вперед. Характер движения волнообразный и непрерывный. Змеи могут изгибаться в разные стороны, пластически общаться, артикулировать звуки «с-с-с-с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш», «щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ», «ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч» (1-й вид выдыхания

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

  ПАНТЕРЫ

Цель.

Та же.

Ход игры.

Дети сидят на корточках и, не касаясь коленями пола, руками («мягкими лапками») идут по окружности к своему «хвосту», не разворачивая по возможности корпус. Идут поочередно в разные стороны. В дальнейшем пантеры могут пластически и с помощью звуков общаться между собой. (См. раздел «Культура и техника речи», упражнение «Зевающая пантера».)

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

 МАРИОНЕТКИ

Цель.

Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

Ход игры.

Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку — быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

  В «ДЕТСКОМ МИРЕ»

Цель.

Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Ход игры.

Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

  

МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

Цель.

Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

  ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС

Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивают путников в самую чащу...

Музыкальное сопровождение: «Гном», муз. М. Мусоргского («Картинки с выставки»).

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

  ПЕТЯ И ВОЛК

Храбро и весело шагает мальчик Петя, смешно переваливаясь, ковыляет утка; мягко ступая лапками, крадется кошка; легко и быстро летает птичка; тяжело, опираясь на палку, ходит дедушка, сердито идет волк...

Дети делятся на несколько групп и внутри каждой распределяют роли.

Музыкальное сопровождение: отрывки из симф. сказки «Петя и волк», муз. С Прокофьева.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

  

В ГОСТЯХ У РУСАЛОЧКИ

В подводном дворце морского царя Русалочка танцует в окружении рыб и медуз, крабов и морских звезд, раковин и кораллов...

Музыкальное сопровождение: «Нептун», муз. Г.Холъста.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

 

 СНЕГУРОЧКА

Наступила весна. Все оживает и расцветает. Грустно лишь одной Снегурочке: солнечные теплые лучи несут ей гибель; она прощается со всем, что ей дорого, и медленно тает...

Музыкальное сопровождение: «Романс» Г. Свиридова (из музыки к к/ф «Метель» ).

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

 

 ГОРОД РОБОТОВ

Роботы вышли на улицы города, они сделаны из металла и пластика, их движения резкие и упругие...

Музыкальное сопровождение: «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта», муз. С.Прокофьева).

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

  

УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ

Раненный, лебедь пытается взлететь, чтобы догнать свою стаю, он машет крыльями, но силы убывают, сломанное крыло не подчиняется, движения становятся все слабее, он бессильно опускается на землю.

Музыкальное сопровождение: «Умирающий лебедь» («Карнавал животных», муз. К. Сен-Санса).

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

ЖЕСТЫ

 ИДИ СЮДА. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к себе».

УХОДИ. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя».

СОГЛАСИЕ. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).

НЕСОГЛАСИЕ. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).

ПРОСЬБА. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.

ОТКАЗ. Рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута «от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.

ПЛАЧ. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.

ЛАСКА. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.

КЛИЧ. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука».

ПРИВЕТСТВИЕ. Правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону.

ПРОЩАНИЕ. Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед; плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.

ПРИГЛАШЕНИЕ. Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой.

БЛАГОДАРНОСТЬ. Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед.

НЕГОДОВАНИЕ. Возмущение: «Да что же это такое!».

НЕ ЗНАЮ. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

Жестом можно также передать восхищение и удивление, он может быть отстраняющим и повелевающим. С его помощью можно предложить детям охарактеризовать предмет по размеру и форме.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

  

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ «Веселый пятачок»:

  1. на счет «раз» губы вытянуть вперед, как пятачок у поросенка; на «два» губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов;
  2. вытянутые губы (пятачок) двигаются вверх и вниз, влево и вправо;
  3. пятачок делает круговые движения в одну сторону, потом в другую;

Заканчивая упражнения, предложить детям полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

 

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот е, приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.

1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;

2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки средней части и произносить «вау, вау, вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открыв рот, затем зевнуть и потянуться.

4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуть, мягкое небо поднято, гортань опущена).

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА

1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут, как можно дальше вперед, медленно двигается вправо — влево.

2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо — влево, вверх — вниз, по кругу.

3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

4. Уколы. Острым кончиком зыка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

  УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ

Цель. Разогреть мышцы дыхательного аппарата.

1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер        —  ССССССС...
Шумят деревья     —  ШШШШШ...
Летит пчела        —  ЖЖЖЖЖЖ...
Комар звенит         —  3333333333...

2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.

Работает насос       —  ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель         —  ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!

Сверлит дрель       —  33333! 33333! 33333!

3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится    —  Ф! Ф! Ф! Ф1
Пилит пила        —  С! С! С! С!
Заводится мотор   —  Р! Р! Р! Р!

Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении.

Например: мотоцикл. Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРРР! РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ ЗВУЧАНИЯ

С МЯГКОЙ АТАКОЙ

БОЛЬНОЙ ЗУБ

Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

КАПРИЗУЛЯ

Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

КОЛОКОЛЬЧИКИ

Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар — бом! И отзвук — ммм... БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ход. Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».

         

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА

ЧУДО-ЛЕСЕНКА

Ход игры. Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю, Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: Шаг-на-го-ры, Шаг-на-ту-чи... А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че... Не-ро-бе-ю, петь хо-чу, Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ

ДРЕССИРОВАННЫЕ СОБАЧКИ

Ход. Выбирается ребенок-дрессировщик, который предлагает остальным детям — цирковым собачкам решать простейшие задачки, самостоятельно им придуманные. Вместо ответа «собачки» произносят «ав-ав-ав!» соответствующее число раз.

ПТИЧИЙ ДВОР

Ход. Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появилась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). Курица зовет разбежавшихся цыплят..

ЭХО (по Н.Пикулевой)

Ведущий                                           Дети

Собирайся, детвора!                 Ра! Ра!

Начинается игра!                      Ра! Ра!

Да ладошек не жалей!              Лей! Лей!

Бей в ладошки веселей!            Лей! Лей!

Сколько времени сейчас?         Час! Час!

Сколько будет через час?         Час! Час!

И неправда: будет два!              Два! Два!

Дремлет ваша голова!               Ва! Ва!

Как поет в селе петух?             Ух! Ух!

Да не филин, а петух?              Ух! Ух!

Вы уверены, что так?               Так! Так!

А на самом деле как?               Как! Как!

Если кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается сначала.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВОМ

ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ» ИЛИ «ЗАБАВНЫЕ СТИХИ»

(РЕЗУЛЬТАТ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА С ДЕТЬМИ)

Цель.

Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.

Летний день

Ут-ут-ут-ут      — на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют   — птички весело поют,

Ят-ят-ят-ят      — злобно комары звенят,

Ит-ит-ит-ит     — заяц под кустом сидит.

В лесу

Ёт-ёт-ёт-ёт-      — соловей в лесу поет,

Ут-ут-ут-ут      — у пенька грибы растут,

Ат-ат-ат-ат      — под кустом ежи шуршат,

Ит-ит-ит-ит     — дятел на сосне стучит.

В зоопарке

Ит-ит-ит-ит             — полосатый тигр рычит,

Ёт-ёт-ёт-ёт              — медленно змея ползет,

От-от-от-от             — пасть разинул бегемот,

Ут-ут-ут-ут             — быстро лебеди плывут,

Ят-ят-ят-ят             — обезьянки там шаля

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

ВОЛШЕБНАЯ КОРЗИНКА

Цель.

Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление.

Ход игры.

Дети сидят в кругу; педагог, держа в руках корзинку, предлагает сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу, или в саду, или в воздухе, или в море, или на грядке; то, что летает, или то, что ползает, и т.д. Дети могут самостоятельно придумать, где искать слова для волшебной корзинки. В подготовительной группе задания усложняются: например, сложить слова, имеющие отношение к музыке (нота, скрипичный ключ, регистр, ритм, песня и т.д.) или к театру (занавес, афиша, сцена, актер, репетиция, антракт и т.п.) После этой игры легко перейти к театральным играм на «превращения».

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

СОЧИНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель.

Учить детей составлять предложение, развивать воображение, навыки совместной деятельности.

Ход игры. 

Дети распределяются на несколько команд, получают по 2—3 карточки с изображением различных предметов, специально подобранных из настольных игр типа «лото». Через некоторое время каждая команда произносит составленное предложение.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

СОЧИНИ СКАЗКУ

Цель.

Развивать воображение, фантазию, образное мышление.

                                                       

Ход игры. 

Педагог произносит первое предложение, например, «Жил-был маленький кузнечик...», дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

.

ВОПРОС — ОТВЕТ

Цель.

Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.

Ход игры. 

Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т.д.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

.

ПРИДУМАЙ ДИАЛОГ

Цель.

Строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.

Ход игры.

Дети распределяются на пары, им предлагается придумать и сыграть диалог между Колобком и Репкой, Курочкой рябой и Котом в сапогах, Буратино и Малышом, Красной шапочкой и Незнайкой. Дети сами могут предлагать известных героев.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

.

РАССКАЖИ СКАЗКУ ОТ ИМЕНИ ГЕРОЯ, или «МОЯ СКАЗКА»

Цель.

Развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление.

Ход игры.

Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой-нибудь известной сказки. Каждый ребенок должен рассказать сказку от имени своего героя.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

.

ПОХОЖИЙ ХВОСТИК

Цель.

Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.

Ход игры.

Дети распределяются на группы (2—3), каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слова с похожими «хвостиками») и изобразить эти слова с помощью пантомимы. Например, дается слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Петрушка, кормушка... Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела.

Слово «шишка» — книжка, мышка, крышка...

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

.

РУЧНОЙ МЯЧ

        

Цель.

Пополнить словарный запас, развивать быстроту реакции.

Ход игры.

Ведущий поочередно бросает каждому ребенку мяч, называя слово. Поймавший должен придумать свое слово:

а) противоположное по значению (день — ночь, горячий — холодный);

б) определение к данному слову (елка — колючая, волк — зубастый);

в) действие (дерево — растет, мальчик — бежит).

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

.

СКОРОГОВОРКИ

Игры со скороговорками могут быть предложены в разных вариантах:

1) «испорченный телефон» — играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух;

2) «ручной мяч» — ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д.;

3) вариант «ручного мяча» — дети стоят в кругу, в центре — ведущий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку, тот должен его поймать и быстро произнести скороговорку. Если ребенок не сумел поймать мяч или не смог четко произнести скороговорку, он получает штрафное очко или выбывает из игры;

4) «змейка с воротцами» — дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае ребенок повторяет скороговорку;

5) «фраза по кругу» — дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией; цель — отработка интонации;

6) «главное слово» — дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

.

                                       РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ

Цель: побуждать детей к импровизации.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

.

ИГРА «ДАВАЙТЕ ХОХОТАТЬ»

Цель: развивать навыки импровизации и монологическую речь.

Воспитатель предлагает детям вспомнить любую полюбившуюся песню.

Спеть ее, а затем мелодию песни без слов прохохотать.

Сначала играет воспитатель: он «хохочет» песню, а дети отгадывают, что это за песня.

Затем каждый из детей «хохочет» мелодию своей песни, все остальные отгадывают.

Воспитатель собирает детей в кружок на копре и предлагает произнести фразу «Скоро, скоро Новый год, что же он нам принесет?» с различными интонациями. Для начала уточняется, с какими интонациями может быть произнесена эта фраза (задумчиво, уверенно, с чувством неудовольствия, с сожалением, с радостью, с ожиданием волшебства и т.д.).

Ребенок произносит фразу, затем поясняет, почему выбрана именно эта интонация.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

РАЗЫГРЫВАНИЕ ПО РОЛЯМ СТИХОТВОРЕНИЯ

«КТО КАК СЧИТАЕТ?» М.КАРИМ

Цель: развивать интонационную выразительность речи.

Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.

Петух:                Я всех умней!

Ведущий:          Кричал петух.

Петух:               Умею я считать до двух!

Хорек:               Подумаешь!

Ведущий:          Ворчит хорек.

Хорек:                А я могу до четырех!

Жук:                  Я — до шести!

Ведущий:          Воскликнул жук.

Паук:                 Я — до восьми!

Ведущий:          Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.

Сороконожка:  Я, кажется, умней немножко

                            Жука и даже паука —

                            Считаю я до сорока.

Уж:                     Ах, ужас!

Ведущий:          Ужаснулся уж.

Уж:                     Ведь я ж не глуп,

                             Но почему ж

                             Нет у меня ни рук, ни ног,

                             А то и я считать бы смог!

Ученик:              А у меня есть карандаш.

                             Ему что хочешь, то задашь.

                             Одной ногой умножит, сложит,

                             Все в мире сосчитать он может!

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

.

ПОХОЖИЙ ХВОСТИК

Цель.

Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.

Ход игры. 

Дети распределяются на группы (2—3), каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слова с похожими «хвостиками») и изобразить эти слова с помощью пантомимы. Например, дается слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Петрушка, кормушка... Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела.

Слово «шишка» — книжка, мышка, крышка...

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

.

«ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ»  

Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. воспитывать партнерские отношения в игре.

Воспитатель предлагает детям вспомнить любое стихотворение, например:

Как на нашем на лугу                       Прилетели две тетери,

Стоит чашка творогу.                       Поклевали, улетели.

Задания

Представьте себе:

1.  Вас обидели до слез, и вы рассказываете нам свою обиду словами этого стихотворения.

2.  У вас радостное событие, вам подарили долгожданную игрушку. Расскажите о ваших впечатлениях словами стихотворения.  (Дети, находя нужные интонации, используя мимику, жесты, текст, стараются передать душевное состояние человека, попавшего в заданную ситуацию. Они сами могут придумать или вспомнить жизненные ситуации.)

3. Позвонил будильник. Вы проснулись, потянулись, открыли глаза, на полу ищете тапочки. Нашли, надели и пошли в ванну. Вдруг обнаруживаете, что не можете идти. В вашем тапочке — камушек. Ой, как больно!

4.  Вы гуляете в лесу. Кругом снег, на ваших ногах валенки, и вдруг что-то острое вонзается вам в пятку... Это кнопка!

5. Вы сладко спите, и вдруг вас будит мама и говорит, что вы проспали. Все быстро одеваются и — бегом в детский сад. По дороге вы обнаруживаете, что надели ботинки вашей младшей сестры. Они вам ужасно малы. Но возвращаться нет времени. Вы еле дошли до садика...

— Очень болят ноги? Посидите и отдохните. Можно сделать массаж ног.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

ИГРА: «ДОГОВОРИМ ТО, ЧЕГО НЕ ПРИДУМАЛ АВТОР»

Цель: развивать диалогическую и монологическую речь детей, воспитывать коммуникативные качества;

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Начинает воспитатель:

Муха, Муха-Цокотуха,

Дети хором произносят слова сказки:

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла...

 Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха.

Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова. Вариаций может быть очень много. Например:

— Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю... нет, лучше самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник...

Или:

Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса. Ну, всё равно. Я денежку никому не отдам! Эта денежка моя, потому что я её нашла. Что бы мне купить?

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

.

Игра-пантомима «Муравейник»

Цель: учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли.

Загадка:

В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет, —

Себе город строить хочет.

— Кто эти строители? Что за дом они строят? (Муравьи строят муравейник.)

Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко припекает, до дома далеко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень!

Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете.

И вдруг... что это? Кто-то ползет по вашим ногам... Ой, это муравьи! Вы сели на пень-муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в сторону...

Игра проводится несколько раз коллективно и по желанию индивидуально.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6 лет

.

                                              «ОТГАДАЙ, КТО МЫ»

Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-то предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.

Движениями дети показывают, во что или в кого они превратились (слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т.д.). Ведущий отгадывает — отгадав, расколдовывает детей.

  1.          ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ         5-6  лет

ИГРА: «ЗВЕРОРОБИКА» (музыка Б. Савельева, слова А. Хаита)

Уселась кошка на окошко

И стала лапкой уши мыть.

Понаблюдав за ней немножко,

Ее движенья можем повторить.

Припев:

Раз, два, три — ну-ка, повтори!

Раз, два, три — ну-ка, повтори!

Три, четыре, пять — повтори опять!

Три, четыре, пять — повтори опять!

Змея ползет лесной тропою,

Как лента, по земле скользит,

А мы движение такое

Рукою можем вам изобразить.

Припев.

Весь день стоит в болоте цапля

И ловит клювом лягушат.

Не трудно так стоять ни капли

Для нас, для тренированных ребят.

Припев.

Живет на свете очень много

Мартышек, кошек, птиц и змей.

Но, человек, ты друг природы

И должен знать повадки всех зверей. 

(Припев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"...

Театрализованная игра "Хватай- держи" Конкурсная работа отмеченная дипломом V Городского Музыкально-Театрализованного Фестиваля «Звуки Музыки»

 В театрализованной игре «Хватай держи» дети раскрывают свои музыкальные и артистические способности, исполняя арии Мышей, Кота и  Хозяйки, в одноименной мини-опере на муз...

Режимные моменты в старшей группе (С- Ролевые игры, театрализованние игры, дидактические игры)

Режимные моменты в старшей группе (С- Ролевые игры, театрализованные игры, дидактические игры)...

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...