ПРОЕКТ БЕРЕЗА -СИМВОЛ РОССИИ
проект (старшая группа)

Челохян Татьяна Васильевна

О СИМВОЛАХ РОССИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bereza-simvol_rossii.docx265.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное

Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 106 «ТОПОЛЕК»

Проект

для детей старшей группы:

«Береза - символ России».

hello_html_66af7a1d.jpg

Воспитатель: Челохян Т.В.

г. Ростов-на-Дону

2020

Цель: Формирование экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

  • Сформировать представления о жизни берёзы, как живого

     существа.

  • Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
  • Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней посредством проведения исследовательской деятельности.
  • Приобрести знания о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о

её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Актуальность:  Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет! Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Вид проекта: информационно-исследовательский, творческий

Продолжительность проекта: с 01.06.2020 г. по 11.06.2020 г.

Участники проекта:

  • дети старшей группы;
  • родители;
  • воспитатели.

Предполагаемый результат:

  • Повышение экологической культуры воспитанников.
  • Расширение знаний участников проекта об исследуемом объекте;
  • Сформированное представление у детей: о берёзе, как о почитаемом дереве на Руси.

Этапы реали зации проекта:

I этап: Подготовительный:

  • Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
  • Поиск различных средств достижения цели.
  • Подготовка дидактического материала.
  • Подбор художественной литературы.

II этап: Основной:

1. НОД «Люблю березку русскую».

2. Беседы: «Береза-символ России», «Почему березы белые?», «Что я

знаю о березе?».

3. Чтение художественной литературы:

  • Л. И. Горошкина «Берёзка»;
  • В. А. Злоказова «Росла Берёзка у дороги на Силач…»;
  • В. А. Трусов «Секреты горы Трех Братьев»;
  • Л. М. Смирнова «Берёзка голову склоня…», «Песнь о берёзе»;
  • Г. Н. Рахимов «Три Берёзки под окном»;
  • П. Воронько «Береза»;
  • С. Есенин «Белая береза»;
  • К. Паустовский «Подарок»;
  • И. Токмакова «Берёза»;
  • А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую».

4. Рассматривание репродукций картин:

  • И. Шишкин «Берёзовая роща»;
  • И. Левитан «Берёзы», «Золотая осень», «Берёзовая роща».
  • А. Куинджи «Берёзовая роща».

5. Аппликация «Березовая роща».

6. Подвижные игры:

  • «Беги к берёзе»;
  • «Берёзовый венок»;
  • «Кто быстрее соберет берёзовые почки».

7. Дидактические игры:

  • «Бусы для берёзы»;
  • «Найди листок березы»;
  • «Закончи фразу»;
  • «С кем дружит береза?»;
  • «Что сначала, что потом?»;
  • «Что сделано из берёзы?»;
  • «Для чего это нужно?»;
  • «Семья слов»;
  • «Вырасти дерево»;
  • «Найди лишнее».

8. Рисование методом тычка «Березка».

9. Сюжетно – ролевые игры:

  • «Как мы ездили в лес?»;
  • «Экскурсия в парк».

10. Экспериментирование: «Рассматривание коры под лупой»,

     «Как устроен лист».

11. Физкультминутка: «Березонька», «Листья березы».

12. Пальчиковая гимнастика «Березка».

13. Загадывание загадок о березе, разучивание пословиц.

14. Аппликация «Люблю березку русскую».

Приложение:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе:

«Люблю березку русскую».

Цель: Приобщать детей к русской народной культуре.

Задачи:

Обучающие: Расширять знания детей о русском дереве – берёза. Способствовать усвоению детьми конкретных сведений о растении.

Развивающие: Развивать воображение, память, мыслительные процессы, основы валеологической культуры, формировать умение логично и грамотно излагать свои мысли, делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе родного края, желание беречь и охранять ее.

Материалы: Презентация «Березы России».

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о красоте русской при-роды. Послушайте стихотворение В. Степанова «Родина». Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей). У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек. А вы знаете, как называется наша Родина? (ответы детей). Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (ответы детей). А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (ответы детей). Что представляете вы, когда говорят о России? (ответы детей). Жители других стран, говоря о России, представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. Как вы думаете почему? Почему именно березку? (ответы детей).

Воспи татель: Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке:

«Словно девица русская, приумолкнув, стоит».

Показ презентации.

Воспитатель: Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (ответы детей). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. Очень давно, когда люди ещё не научились делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, пролежав в земле много лет, дошли до нас целыми и невредимыми. Из них мы смогли узнать о жизни нашего народа в далекие времена. Ещё из бересты делают много красивых вещей. (шкатулки, украшения, туески, резную посуду).

Воспитатель: Берёза красива в любое время года. Послушайте стихи и ответьте, в какое время года автор изобразил берёзу?

Стало вдруг светлее вдвое

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У берёзы на плечах. (Осенью)

Воспитатель: Что за золотое платье у берёзы на плечах?

Дети: Крона дерева с жёлтыми листьями.

Воспитатель: Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром? (Зимой)

Воспитатель: Почему автор сравнивает снег с серебром?

Дети: Снег также блестит, переливается на солнце.

Воспитатель: Русская красавица

Стоит на поляне.

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Летом)

Воспитатель: Что автор называет зелёной кофточкой?

Дети: Крону дерева с зелёными листьями.

Воспитатель: Разве у берёзы есть белый сарафан?

Дети: Ствол берёзы сравнивается с белым сарафаном

Воспитатель: Давайте немножко отдохнем и порадуем березку.

Физкультминутка

Мы березку посадили,

(Выпрямиться).

Мы водой ее полили,

(Руки согнуть к плечам, ладонями вперед).

И березка подросла,

(Поднять руки вверх).

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила

(Руки вниз, спина прямая).

И ребят благодарила.

Воспитатель: Березка – не только красивое дерево. Еще в древности люди отмети ли многие полезные свойства березы. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу. Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается «сокодвижение», у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья. Березовые дрова в деревне, где есть печки, или камины, зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат. Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.

Дидактическая игра «Подбери слово».

(Дети подбирают прилагательные к слову «березка»: высокая, стройная, белоствольная, кудрявая, ветвистая, русская, раскидистая, любимая, красивая, нежная).

Дидактическая игра «Семейка слов».

(Дети подбирают однокоренные слова к слову «береза»: березка, березонька, березовый, подберезовик, березняк).

Воспитатель: На земле мы живем с тобой.

Нет прекрасней земли родной.

Так давайте беречь и любить.

Не губить её, не губить.

Рефлексия:

Воспитатель: Вы дети молодцы! Много сегодня узнали о нашей русской берёзоньке. Берегите и охраняйте родную природу.

Конспект НОД по рисованию с применением нетрадиционных техник для детей старшей группы

«Березка в зеленом платье».

Цель: продолжить знакомство детей с новой техникой рисования (тычком).

Задач и:

Обучающие: Продолжить знакомство детей с новым нетрадиционным способом рисования – «тычком»;

Развивающие: развивать воображение, внимание;

Воспитательные: воспитывать интерес к природе и её изображению в искусстве.

Предварительная работа: наблюдение на прогулках, тематические беседы, рассматривание картины Исаака Левитана «Золотая осень», чтение стихотворений про березку.

Материал: картинки с различным изображением березы;  краски гуашевые желтого, зеленого, синего, белого, красного и черного цветов, альбомный лист, салфетки, малярный скотч, пластиковые карты, баночки с водой, кисти.

Ход:

Воспитатель: Придумано кем - то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

-Доброе утро

Солнцу и птицам!

Доброе утро

Приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. Что вы там видите? (Ответы детей). А какие деревья? (Ответы детей). Какое сейчас время года?

Хотите узнать, как рисовать невероятный пейзаж с берёзами красиво и быстро?

Рисуем пейзаж ориентируясь на следующие этапы:

  1. Кладём лист бумаги горизонтально. На нём мы будем рисовать. Берём монтажный скотч. Нарезаем из него полосы такой же длины, как и лист бумаги, можно немного длиннее. Слегка под наклоном приклеиваем полосы скотча.
    Не придавливайте сильно. Наклейте примерно шесть полос, лишние участки срезаем ножницами.
  2. Средней кисточкой и голубой краской начинаем рисовать небо. Делаем это не привычными штрихами, а точечными мазками. Верхнюю часть затемните синим цветом, нижняя часть неба должна быть самой светлой.
  3. Смешиваем зелёный, жёлтый и белый цвет. Рисуем листву будущих деревьев. Нанесение краски делается таким же образом, как и рисовалось небо. Добавляйте в краску оранжевый цвет, чтобы листва не смотрелась однотонной. Ближе к нижней части круга листва должна стать насыщенной зелёной. Можно добавить красные и жёлтые точки.

4. Переходим к берёзам. По направлению кверху снимаем ранее приклеенный скотч. Сделаем полосы на наших берёзах. Берём пластиковую карту. Наносим на её конец чёрную краску.

5. Прикладываем пластиковую карту к краю одного из стволов и аккуратно протягиваем карту к другому концу ствола. Если всё было сделано правильно, у вас должен получиться эффект берёзовой коры. Повторяем действия с оставшимися берёзами.

  1. Для реалистичности нашим деревьям нужно сделать тени. Промываем маленькую кисть и слегка влажным ворсом аккуратно размываем сделанные пятна с одной из сторон деревьев.
  2. Добавим в верхней части деревьев ветки. Они должны быть тонкими. Снизу их делать не нужно, так как низ картины и так получился насыщенным.
  3. Используем тонкую кисть, оранжевый и зелёный цвет. Украсим ветки листьями. Сделайте множество точек на картинке и получите пышную листву.
  4. У нас получилась живописная работа, на которую уходит совсем немного времени. К картине можно добавить и другие элементы природы, например, вы можете нарисовать птицу.

Пальчиковая игра.

Березка.

У красы берёзки платье серебрится.

(Прямые ладошки держим вертикально, соединив друг с другом.)

У красы берёзки зелены косицы.

(Медленно раскрываем пальчики и шевелим ими.)

Со двора к берёзке выскочили козы.

(Выпрямляем на обеих руках указательные пальцы и мизинцы,

имитируем "козу").

Стали грызть берёзку, а берёзка - в слезы!

(Подносим оба кулачка к глазам, как будто "плачем".)

Березка 
Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
Вс. Рождественский

Береза


Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин

«Люблю березу русскую…»

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется - но не ломится
А. Прокофьев

«Береза, моя березонька…»
Береза моя, березонька, 
Береза моя белая, 
Береза моя кудреватая! 
Стоишь ты, березонька, 
Осередь долинушки, 
На тебе, березонька, 
Листья бумажные, 
Под тобой, березонька, 
Трава шелковая, 
Близ тебя, березонька, 
Красны девушки 
В Семик поют, 
Под тобой, березонька, 
Красны девушки
Венок плетут. 
(Русская народная песня)


Загадки о березе:
Можно о березке детям загадать загадки, попросить их объяснить отгадки. 

На лесной опушке стоят подружки:

платьица белены, шапочки зелены.

В белом сарафане встала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы.              

Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек.

Хоть малая, хоть большая — где стоит, там и шумит.


Игра «Гуляй да присматривайся!»
Детям можно предложить в игровой форме подбирать к слову береза подходящие по смыслу имена прилагательные и глаголы. На основе своих жизненных представлений, а также на основе того, что они узнали из чтения художественной литературы. 

Детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов-признаков и слов-действий к слову береза.
Береза  (какая?) – кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и т.д.
Береза (что делает?) – растет, зеленеет, красуется и т.д.

Игра «Угадай, какое слово пропущено?»
Детям нужно подобрать подходящие по смыслу имена существительные, сочетающиеся с именами прилагательными березовый, березовая.
Березовый … (гриб, сок, веник, лист, пень…)
Березовая… (листва, роща, кора, аллея…)

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект береза-символ России

проект береза-символ России...

Проект Береза - символ России

Данный прект создан с целью познакомить детей с деревом Береза, которое имеет смысловое и символическое значение для нашей страны. Рассказать детям о пользе, которое приносит это дерево, об обрядах и ...

познавательный проект "Береза - символ России"

приобщение к русской народной культуре....

Педагогический проект «Береза – символ России».

Направление деятельности проекта: расширение знаний детей о березе: о ее строении, пользе, народных традициях, связанных с ней, о том, что берёза является национальным деревом....

Проект "Береза - символ России"

Данный проект актуален тем, что способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа, обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представл...

Эколого-патриотический проект «Береза - символ России»

Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начин...

Проект: "Береза - символ России"

Цель проекта: развитие у дошкольников патриотических чувств: любви к Родине, родной земле, родной природе; выяснение , в связи с чем и почему на протяжении многих веков берёзу называют символом России...