Инновационная деятельность
материал

Злата Васильевна Обухович

Программа региональной инновационной площадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_innov_2018.doc45.75 КБ

Предварительный просмотр:

Программа региональной инновационной площадки

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 9»

по теме: «Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как условие развития инициативности дошкольников в ходе реализации ФГОС ДО»

Программа реализации проекта

Исходные теоретические положения

 Тема инновации:

«Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как условие развития инициативности дошкольников в ходе реализации ФГОС ДО»

Актуальность:

   Окружающая предметно-пространственная среда в детском саду оказывает на ребенка определенное воздействие и является принципиально важной для развития. При правильной ее организации ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления инициативности, творчества. На современном этапе развития дошкольного образования перед руководителями, педагогами ДОУ стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста предметно-пространственной образовательной среды. В стандарте инициативность и самостоятельность заявлены как целевой ориентир для детей, а способы их поддержки – как обязательная часть содержания основной образовательной программы дошкольного образования. Поэтому необходим совершенно иной подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.

   Для этого педагогам необходимо кардинально изменить предметно-пространственную среду в детском саду, путем изучения и внедрения инновационных подходов к ее организации с учетом потребностей, наклонностей и интересов каждого ребенка для развития инициативности у детей дошкольного возраста.

Идея инновационного проекта:

   Среда, в которой ребенок проводит от 4 до 12 часов в день, это не просто сопутствующее условие для нормального развития, но и образовательное средство. Обстановка группы, окружающие предметы либо способствуют любознательности, творчеству, смелым пробам и открытиям, либо блокируют все это. В современном типовом детском саду с большим количеством детей в одной группе и строго ограниченным пространством этот вопрос имеет огромное значение.

   Таким образом, идея инновации заключается в реализации требований ФГОС ДО через раскрытие особенностей в организации предметно-пространственной среды для развития инициативности в детском саду.

   В рамках данного подхода о развивающей предметно-пространственной среде опираемся: на позиции психологов, таких как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин; на концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой; на работы Р. Б. Стеркиной, Н.А. Ветлугиной, Н.В. Нищевой; на методические рекомендации О.А. Карабановой, Э.Ф. Алиевой, О.Р. Радионовой. В определении инициативы мы опираемся на работы Л.С. Выготского о детском воображении, В.А. Петровского о неадаптивной активности и находим подтверждение тому в трудах Э Эриксона и Е.О. Смирновой о задачах дошкольного возраста, на методические рекомендации Т.И. Юстус, А.И. Дударевой, Ю.А. Коротковой, Е.А. Кривецкой, Н.М. Матвеюк.

Цель инновации:

   Создание модифицированной модели предметно-пространственной среды в ДОО в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта для развития инициативности дошкольников.

Задачи:

1. Организовать в учреждении систему повышения квалификации педагогических кадров для работы по теме инновационной площадки.

2. Организовать командную работу участников образовательного процесса             с объединением и координацией усилий всех исполнителей, вовлеченных в проект.

3. Модернизировать развивающую предметно-пространственную среду в ДОО для развития инициативности дошкольников.

4. Сформировать кейс методических и научных материалов «Особенности предметно-пространственной среды для развития инициативности дошкольников».

5. Разработать и апробировать модифицированную модель  предметно-пространственной среды в ДОО для развития инициативности дошкольников.

6. Разработать критерии оценки качества РППС ДОО в рамках инновационного проекта.

Этапы реализации проекта

   Деятельность в рамках проекта рассчитана на 3 года (2018 - 2020).

   При разработке проекта инновационной работы были определены следующие этапы:

Подготовительно-организационный этап (февраль 2018 – август 2018)

1. Организация творческого совета по вопросам реализации проекта: определение системы ответственности, распределение ответственности между субъектами, управление и установление взаимосвязи между ними.

2. Определение миссии, целей, продуктов и результатов проекта.

3. Организация командной работы с объединением и координацией усилий всех исполнителей, вовлеченных в проект.

4. Создание системы комплексного планирования работ и параметров проекта с учетом возможных приемлемых рисков.

5. Изучение и анализ научных и учебно-методических разработок по теме проекта.

6. Разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с проектом.

Практический этап (сентябрь 2018 – август 2019)

1. Проведение теоретических и практических мероприятий для педагогов ДОУ с целью развития профессиональной компетентности в организации предметно-пространственной среды для развития инициативности дошкольников.

2. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО для развития инициативности дошкольников.

3. Формирование кейса методических и научных материалов «Особенности предметно-пространственной среды для развития инициативности дошкольников».

4. Разработка и апробация модифицированной модели предметно-пространственной среды в ДОО для развития инициативности дошкольников.

5. Разработка критериев оценки качества РППС ДОО в рамках инновационного проекта.

Обобщающий этап (сентябрь 2019 г. – август 2020 г.)

1. Реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение проекта.

2. Анализ достижений цели и решения задач в проекте.

3. Распространение эффективного опыта.

Содержание и методы деятельности

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов предполагает позиционное самоопределение педагогов, готовность к осуществлению инновационной педагогической деятельности. В рамках реализации инновационного проекта педагоги должны овладеть способами и приёмами наполнения РППС в соответствии с ФГОС ДО и с учетом мнения дошкольников, специфических для детей данной возрастной группы. В рамках проекта предусматривается углублённая работа по освоению воспитателями и специалистами ДОО технологий поддержки детской инициативы: свободный час, метод проектов, диалоговое общение, игровые методы, клубный час, а также определение позиции педагогов во взаимодействии с детьми. Обучение педагогов построено на компетентностном и личностно - деятельностном подходах, предусматривает комплекс различных форм повышения квалификации: курсовая подготовка, мастер-классы, педагогические мастерские, лекционные занятия и практические семинары, деловые игры и тренинги.

2. Модель развивающей предметно-пространственной среды в рамках инновационного проекта подразумевает оптимизацию и модернизацию пространства, с точки зрения развития инициативности ребенка. Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир. Среда не предполагает жестко упорядоченного целенаправленного материала, а дает возможность для экспериментов и творчества. Дети имеют свободный доступ ко всем предметам и материалам. Пространство дошкольной организации планируется так, чтобы дети разного возраста и уровня развития могли самостоятельно найти для себя занятие по интересам, включиться в деятельность. Интересы и результаты деятельности детей находят отражение в предметно-развивающей среде за счет использования продуктов детской деятельности в оформлении помещений, в оснащении центров активности.

3. Модифицированная модель организации развивающей предметно-пространственной среды для развития инициативности дошкольников: мы основывались на том, что развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это не просто набор изолированных тематических уголков и центров, а «среда обитания» дошкольника, в которой он находится значительную часть времени и может реализовать собственные потребности и интересы.

   Не отказываясь от концептуальных основ построения развивающей среды, принципов, разработанных В.А. Петровским, О.А. Артамоновой, С.Л.  Новоселовой, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, мы выделили наиболее приоритетные и значимые для модернизации в нашем детском саду принципы построения развивающей предметной среды:

   Принцип доступности и открытости продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста, который ведет себя по принципу «вижу – действую» (М.И. Лисина). Цель создания развивающей среды - предложить ребенку разнообразный материал для активного участия в разных видах деятельности, подтолкнуть к тому, что ему интересно и доступно в данный момент. Поэтому в группе на стеллажах, полках, в шкафах в открытом доступе представлено все то, что составляет актуальный и ближайший предметный мир, обеспечивающий развитие ребенка.

   Принцип насыщенности и соответствия возрасту – не менее необходимое требование. Содержание материалов, образующих предметно-развивающую среду, должно соответствовать закономерностям и возрастным и индивидуальным особенностям детей. Каждая возрастная группа должна сохранять материалы прошлой ступени развития: во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам; в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом. Все эти, значимые в прошлом, вещи сегодня выступают для детей подсобным, вспомогательным материалом. Также необходимо иметь материалы более сложные, ориентированные на детей, опережающих в развитии своих сверстников. Все предметы и материалы, представленные в группах, отбираются в строгом соответствии с принципом педагогической целесообразности и требованиями образовательной программы.

   Принцип трансформируемости и полифункциональности позволяет решить проблему ограничения площади и средств.

   Принцип безопасности – все элементы развивающей предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования.

   Концептуальные идеи:

 Среда – обеспечивает два условия. Первое – ребенок может относиться к предметно-пространственной среде в группе как к объекту своего управления. Он относится к предметам и пространству как к ресурсу, видя в них возможности для реализации своего замысла вместе с партнерами. Второе, необходимое для развития инициативности, - ребенок сам может выбирать вид деятельности, место действия и партнеров в соответствии с замыслом.

 Педагог – наблюдатель, главная задача которого увидеть детские интересы и потребности.

   Модель РППС для развития инициативности дошкольников разрабатывается в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании в российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 и учитывает следующие положения: «Образовательные организации свободны в определении содержания, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий» (ФЗ РФ № 273-ФЗ, ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», п. 2); «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно - нравственными и социокультурными ценностями технологий» (ФЗ РФ № 273-ФЗ, ст. 12 «Образовательные программы», п. 1); «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности…» (ФГОС ДО, раздел II, п. 2.6).

   В рамках реализации проекта для детей старших и подготовительных к школе групп должно быть выделено время в первой половине дня для свободного часа, один раз в неделю для «Клубного часа». Детям предоставляется право и возможность выбора видов деятельности.

   Приоритет отдается свободной игровой и проектной деятельности детей. С точки зрения формирования инициативы, игра – уникальная деятельность. Только в ней ребенок-дошкольник может быть действительно самостоятелен и именно здесь детская инициатива уместна. В игре ребенок приобретает важнейшие для развития инициативности характеристики: опыт своего собственного замысла и построения деятельности по его осуществлению; опыт преобразования пространства в соответствии со своим замыслом; опыт взаимодействия с другими по поводу границ своего действия; уверенность в себе; ориентация в социальных рамках; опыт решения сложных задач посредством воображения.

Прогнозируемые результаты по каждому этапу

Подготовительно-организационный этап (февраль 2018 – август 2018)

1. Организована рабочая группа по реализации инновационного проекта – (Приказ по МБДОУ).

2. Определены миссия, цели, продукты и результаты проекта – описание проекта (наличие электронного и печатного документа, открыта страница проекта на сайте организации).

3. Разработан план (дорожная карта) реализации проекта с указанием ответственных лиц и участников (наличие Приказа по МБДОУ, размещение на сайте организации).

4. Изучены научные и методические материалы по теме инновационного проекта, оформлены методические кейсы (создание электронного и печатного кейса материалов).

Практический этап (сентябрь 2018 – август 2019)

1. Организованы обучающие мероприятия для педагогов – участников проекта (семинары, тренинги, курсы повышения квалификации), изучение педагогами методической и научной литературы по детской психологии.

2. Создана развивающая предметно - пространственная среда для развития инициативности дошкольников (описание модели, страница на сайте организации).

3. Разработана и апробирована модифицированная модель организации РППС для развития инициативности (корректировка основной образовательной программы дошкольного образования).

Обобщающий этап (сентябрь 2019 г. – август 2020 г.)

1. Представлены отчёты, составлены экспертные заключения и аналитические справки.

2. Проведены мероприятия по распространению инновационного опыта для педагогов на муниципальном и региональном уровне.

3. Переход проекта в режим функционирования.

Необходимые условия организации работ

Кадровые: научный руководитель, администрация ДОУ, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

Научно-методические: научное руководство инновационной деятельностью; информационное и программное обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности, мониторинг.

Материально - технические: модернизация помещений ДОУ для развития инициативности дошкольников.

Мотивационные: возможность профессионального роста, личностной и профессиональной самореализации педагогов; финансовое стимулирование дополнительных видов работ.

Организационные: координация, деятельность рабочих творческих групп. Деятельность педагогического совета, управляющего совета, родительского комитета учреждения.

Правовые: положения о мероприятиях, приказы по МБДОУ.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов Мониторинг процесса реализации проекта

Цель – сбор и обработка информации о процессах реализации проекта для принятия управленческих решений по корректировке действий.

Критерии

Показатели

Периодичность

Инструментарий

Ответственный

Управление процессом реализации проекта

·Перечень конкретных действий.

·Перечень действий по улучшению РППС.

·Перечень действий по координации процесса.

ежемесячно

Аналитические отчеты по итогам отчетного периода

Старший воспитатель

Обухович З.В.

Ресурсное обеспече-ние реализации проекта

·Квалификация исполнителей.

·Материально-техническая обеспеченность работы исполнителей.

1 раз в квартал

Информационно-диагностичес-кие карты.

Заведующий МБДОУ

Федоренко О.Л.

Процессы выполнения запланиро-ванных действий

·Перечень конкретных действий.

·Соответствие заявленному содержанию.

·Перечень факторов, способствующих выполнению.

·Перечень факторов, мешающих                     в работе.

1 раз в квартал

Аналитические отчеты по итогам отчетного периода

Старший воспитатель

Обухович З.В.

Мониторинг результативности работы по проекту

Цель – сбор и обработка информации о результатах реализации проекта

Планируемые результаты

Критерии достижения результатов

Разработана модель РППС для развития инициативности дошкольников

наличие описания модели РППС для развития инициативности дошкольников

Создана нормативная правовая база, регламентирующая внедрение модели

наличие пакета локальных актов

Разработан методический инструментарий для мониторинга РППС для развития инициативности дошкольников в ДОУ

наличие инструментария

Разработаны и описаны инновационные механизмы внедрения модели РППС для развития инициативности дошкольников в ДОУ

· наличие описания механизмов

Наблюдается рост уровня игровой инициативы дошкольников

50 % детей группы демонстрируют высокие достижения инициативного игрового поведения.

Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта

Обухович З.В. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в связи с введением ФГОС ДО» -  статья в рамках проведения краевого методического сбора по итогам первого этапа пилотирования ФГОС ДО в Красноярском крае - МБДОУ № 9, сентябрь 2015г.

Обухович З.В. «Проба практики «Организация свободной деятельности как одно из условий развития инициативы и самостоятельности у дошкольников» - статья в рамках проведения краевого методического сбора по итогам второго этапа пилотирования ФГОС ДО в Красноярском крае - МБДОУ № 9, июнь 2016г.

Обухович З.В. «Организация свободной деятельности как одно из условий развития инициативы и самостоятельности у дошкольников» - публикация материала в электронном журнале «Конференц-зал» - www.konf-zal.com, 2016г.

Обухович З.В., Федоренко О.Л. «Как сделать ребенка инициативным и самостоятельным?» - статья в рамках III Всероссийской конференции «Управление образованием в условиях изменений. Управленческая весна – 2017» - https://direktoria.org/konferencia, 2017г.  

Обухович З.В. «Педагогическая технология «Клубный час» как одно из условий для становления инициативы и самостоятельности дошкольников (проба практики)» – статья в рамках межмуниципального методического моста «Современная образовательная среда дошкольной образовательной организации» - г. Ачинск, 2017 г.

Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов)

Форма работы

Сроки реализации

Форма представления

промежуточных продуктов

итоговых продуктов

Подготовительный этап:

запуск и организация деятельности по проекту февраль 2018 - август 2018

1

Анализ состояния деятельности ДОУ (имеющиеся и потенциальные кадровые, технологические, материальные ресурсы)

Февраль 2018

Аналитическая справка.

Аналитический раздел в описании проекта Открытие страницы проекта на сайте.

2

Создание рабочей группы по разработке и реализации Проекта

Февраль 2018

Приказ по МБДОУ.

Представление состава рабочей группы на странице сайта.

3

Создание информационно - методической базы проекта

Март - апрель 2018

Описание проекта (миссия, цель, продукт, результат). Перечень информационно - методических материалов.

Описание проекта. Презентация на странице сайта.

4

Разработка плана (дорожной карты) реализации проекта

май 2018

План (дорожная карта), Приказ по МБДОУ.

План (дорожная карта) на странице сайта.

5

Разработка технических заданий в рамках инновационной деятельности

май 2018

Образцы технических заданий, Приказ по МБДОУ.

Образцы технических заданий на странице сайта.

6

Представление результатов подготовительного этапа Проекта на муниципальном и региональном уровня

сентябрь 2018

Презентация. Описание проекта. Утверждение проекта - Приказ по МБДОУ.

Презентация проекта на странице сайта.

Основной (практический) этап: создание, экспертиза                                                                и апробация инновационных продуктов

1

Экспертиза инновационных продуктов (авторских программ дополнительного образования, методических пособий и оборудования) Корректировка деятельности проекта в статусе реализации

октябрь 2018

Приказ по МБДОУ.

Рабочие варианты продуктов.

Экспертные заключения.

Скорректированный план деятельности.

2

Обучающие семинары, курсы, тренинги для педагогов, изучение литературы по теме проекта

октябрь - май 2018 (ежемесяч-но)

Отчёты о повышении квалификации педагогов.

Методические рекомендации в электроном и печатном виде.

Кейс информационно - методических материалов на странице сайта.

3

Создание модели РППС для развития инициативы дошкольников

ноябрь - декабрь 2018

Концепт модели.

Описание модели в печатном и электронном варианте.

4

Экспертиза модели

до мая 2019

Экспертные заключения, аналитические справки.

Экспертные заключения, скорректированная модель.

5

Разработка и внедрение критериев оценки качества образовательной деятельности в рамках инновационного проекта

май - декабрь 2019

Положение, Приказ по МБДОУ. Таблицы мониторинга.

Корректировка Положения об оценке качества образования в ДОО.

6

Апробация инновационной модели. Корректировка Основной образовательной программы дошкольного образования

май 2019 - май 2020

Описание результатов апробации. Раздел в Основной образовательной программе дошкольного образования.

Отчёты, презентационные материалы на странице сайта. Основная образовательная программа дошкольного образования.

7

Презентация модели на муниципальном и региональном уровне

май 2020 г.

Описание модели, аналитический отчёт.

Презентационные материалы.

Заключительный этап:

тиражирование результатов

1

Разработка рекомендаций по созданию и функционированию инновационной модели

Внешняя экспертиза

Тиражирование инновационных продуктов

Январь - май 2020

Пакет нормативно - правовых документов.

Выступления на семинарах, курсах, площадках.

Методические рекомендации по разработке и функционированию модели.

Экспертные заключения. Продукция в печатном и электронном виде. Результаты проекта на странице сайта.

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику

Распространение и внедрение результатов проекта предполагается осуществить:

1. Путем проведения серии ежегодных семинаров для педагогов ДОО                      г. Боготола, Боготольского и Тюхтетского районов, на которых будет организовано информирование широкого круга педагогов о ходе и результатах выполнения инновационного образовательного проекта и итоговой конференции по исследуемой проблеме.

2. Посредством обобщения и оформления результатов работы в виде статей, методических разработок, рекомендаций по внедрению, а также выступлений и докладов на различных научно-практических конференциях.

3. Путем использования разработанных материалов и участия исполнителей проекта в процессе системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. 

Заведующий МБДОУ № 9                                О.Л. Федоренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....

«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».

В сов   В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.

Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной  социализации личности ребенка -...

консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...