Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности
статья (подготовительная группа)

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: «Развитие речи детей  дошкольного возраста посредством  театральной деятельности».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.docx57.44 КБ
Файл prilozheniya.docx30.67 КБ
Файл monit_pechatat.docx31.19 КБ
PDF icon prezentatsiya_pedagogicheskogo_opyta1.pdf1.63 МБ

Предварительный просмотр:

МКУ МГО «Образование»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 81 третьей категории»

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

Выполнила:

Воспитатель высшей категории

Саврова Ирина Сергеевна

Миасс

2020


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1.        9

1.1. Роль театрально-творческой деятельности в развитии ребенка.        9

1.2. Театрализованные игры как средство развития выразительной речи старших дошкольников.        14

1.3. Развитие выразительности речи дошкольника.        16

ГЛАВА 2.        19

2.1. Планирование работы по театрализованной деятельности.        19

2.2.  Подготовка детского коллектива к театрализации        23

2.3 Осуществление театрализованной деятельности в ДОУ № 81        25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        31

Литература        32


Искусство актера заключается в речи

и в движении тела.

И. Гёте

ВВЕДЕНИЕ

 Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему  своей деятельности я выбрала: « Развитие речи детей  дошкольного возраста посредством  театральной деятельности».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.   Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один  из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.  

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

 Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

Актуальность опыта работы.

Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Формирование связной речи детей   в   детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и в процессе организованной деятельности детей.  

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по-своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная  коммуникативная функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей старшего дошкольного возраста. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Например, использование различных видов творчества, театральной игры  для  развития речи, пока не нашло широкого применения в практике. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.

В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развить речь дошкольников. Эта проблема является ключевой проблемой в ходе моей педагогической деятельности.

Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи  детей, я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут  выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение,  плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки.   И пришла к выводу, что помимо занятий с логопедом, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы  развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить  развитие речи в нужное русло.  Я пришла к выводу, что необходимо развивать  речь детей посредством театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей деятельности я решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи. Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

Цель.

Разработать и экспериментально проверить модель развития речи детей посредством    театральной деятельности.  

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно определить гипотезу исследования: развитие речи  детей в дошкольном образовательном учреждении будут эффективными, если:

- определены критерии, показатели и уровень  сформированности  речи детей;

- разработана модель воспитания с учётом возрастных особенностей; 

- при условии совместного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние работы по развитию речи детей средней, старшей  группах.
  2. Изучить литературу по данной проблеме.
  3. Провести диагностику детей по разделу «развитие речи» в начале года и в конце года.
  4. Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию речи через театральную деятельность.
  5. Создать цикл сценариев, игр и спектаклей.

Формы и методы работы:

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры драматизации.

3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.

4. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

5. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.

6. Упражнения на развитие выразительной мимики.

7. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

8. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.


ГЛАВА 1.

1.1. Роль театрально-творческой деятельности в развитии ребенка.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства. Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем у детей и взрослых?

Во-первых, это связано с тем, что посещение театра - всегда праздник. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость, осветить нудно-тоскливую повседневность яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями.

Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни. При каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели чарующую, волшебную силу театра выдающиеся деятели и мыслители прошлого.

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Разностороннее влияние театрально-творческой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств. Театр, как вид искусства, способен оказать на дошкольника огромное влияние по двум направлениям: ребенок-зритель и ребенок-актер.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость. Улыбка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это явление, много раз экспериментально проверенное, получило название генерализации или положительного экспрессивного потенциала.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
В литературе подчеркивается: основа эмпатии — в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова и др.). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» (Б. М. Теплов). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

На страницах популярных журналов и газет ведется полемика: «Вреден ли театр дошкольнику?» — это название статьи А. П. Ершовой, опубликованной в журнале «Обруч». Автор знакомит читателей с новым понятием — «социоигровая технология» (которая также основана на приемах театральной педагогики) — и еще раз подчеркивает опасность использования театра как жесткого и сложного искусства для маленьких детей, требующего от них работы напоказ. Однако, несмотря на многие проблемы, с которыми сталкивались и продолжают сталкиваться педагоги, театрализация остается, пожалуй, самой популярной, увлекательной деятельностью, без нее уже не мыслит свою работу ни один воспитатель или музыкальный руководитель детского сада.

К сожалению, не все воспитатели готовы к импровизации, и часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений. К ярким праздничным утренникам уже привыкли администрация и родители. Именно яркости и отточенности в исполнении они и ждут как результата работы с детьми и на это ориентируют музыкального руководителя и всех педагогов, которые готовят детей к празднику. Ну что ж, каков «заказ», таков и результат!
Музыкальные руководители и воспитатели стараются, ищут, разрабатывают интересные сценарии, подбирают яркую современную музыку, вызывающую эмоциональный отклик у взрослых зрителей  (как правило, это современные «хиты»), усердно репетируют с детьми — и, вроде бы, все довольны. Вот только проблема: дети не всегда «удобные», с большим трудом удается их «натаскать», и времени постоянно не хватает. Действительно, сама форма организации театрализованной игры, предполагающая обыгрывание  какой-либо темы, интересной и понятной для всех ее участников, является своего рода оптимальной моделью ролевого взаимодействия педагога с детьми разного возраста. При этом она позволяет включить в обыгрывание практически любое содержание (экологическое, математическое, музыкальное и др.). И, конечно, в процессе театрализованных игр развивается в первую очередь способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для дошкольников. Именно эти универсальные особенности данной деятельности дают возможность педагогам выстраивать на ее основе взаимодействие с детьми разного возраста.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

-в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

-развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

- происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

-активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
- совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

-развивается эмоционально-волевая сфера;

-происходит коррекция поведения;

-развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

-участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Таким образом, театрализованная деятельность направлена на развитие ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.). Данное положение уже является аксиомой и, пожалуй, не требует обоснования и доказательств. Поэтому очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

1.2. Театрализованные игры как средство развития выразительной речи старших дошкольников.

Умственное развитие детей не возможно без правильно организованного и целенаправленного развития речи. В процессе театрализованной игры идёт работа над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно расширяется словарный запас ребёнка, совершенствуется его звуковая культура речи, улучшается диалогическая речь ребёнка, её грамматический строй. Во время занятий театрализованными играми воспитатель обязан обратить внимание на следующее:

  • создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации).
  • приобщать детей к театральной культуре, знакомить с устройством театра, театральными жанрами;
  • обеспечить взаимосвязь театральной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
  • создать условия для совместной театральной деятельности детей и взрослых.

В процессе театрализованной игры развивается речь детей. Этот процесс развития речи предполагает развитие следующих сторон русского языка:                                                                    

  • содержательной;
  • образной или эмоциональной.

«Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам» - писал С. Л. Рубинштейн в своём труде «К психологии речи». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Важнейшим условием современного интеллектуального, речевого, литературного, художественного развития – является использование детьми разнообразных средств выразительности речи, которую дети и получают в театрализованной игре.

Основной формой организации обучения в детском саду является занятие. Театрализованная игра используется в разных видах занятий.

        Например, знакомство с цифрами осуществляется через математические театрализованные игры, в создании которых используется принцип вертепа – народного плоскостного театра. На занавесе и заднике театра укрепляются картинки, иллюстрирующие проявления данного числа. На сцене располагаются предметы, связанные с данным числом. Числа являются перед детьми в образе мужских (нечётных) и женских (чётных) персонажей с разными характерами. Числа – персонажи приносят детям развивающие книги по «своей теме».

        На занятиях по экологическому воспитанию используется инсценировка литературных произведений с помощью кукол и других игрушек.

        На музыкальных занятиях во время прослушивания произведений (например, П.И.Чайковского «Болезнь куклы» и др.) дети учатся понимать эмоциональное состояние героев.

        Театрализованная игра присутствует и в совместной деятельности воспитателя и детей. Она может проявляться во время чтения художественной литературы, беседы по прочитанному, рассматривание иллюстраций, диафильмов, видеофильмов, рисования на темы сказок и т.д. Знания и умения, полученные детьми на занятиях, в процессе совместной деятельности с воспитателем дети используют в самостоятельной деятельности. Они могут репетировать какую – либо роль перед зеркалом, просматривать иллюстрации к сказкам, изготавливать любимых персонажей и обыгрывать их.

        При организации театральных игр необходимо учитывать следующие требования:  

  • содержательность и разнообразие тематики;
  • постоянное, ежедневное включение игр во все формы педагогического процесса;
  • максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;
  • сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры;
  • последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствует возрасту и умениям детей.

Таким образом, театрализованная игровая деятельность взаимосвязана с разными видами обучения детей и даёт широкую возможность развитию речи ребёнка.

1.3. Развитие выразительности речи дошкольника.

Как уже говорилось выше, в процессе театрализованной игры развивается речь детей. Этот процесс развития речи предполагает развитие следующих сторон русского языка:

  • содержательной;
  • образной или эмоциональной.

«Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам» - писал С. Л. Рубинштейн в своём труде «К психологии речи». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Важнейшим условием современного интеллектуального, речевого, литературного, художественного развития – является использование детьми разнообразных средств выразительности речи, которую дети и получают в театрализованной игре. Анализ психолого – педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя следующие средства:                                                                                                                        

                 Вербальные                                                Невербальные

 

                    интонация;                                                      мимика

                       лексика;                                                           жест  

                     синтаксис                                                           позы    

И все эти средства ребёнок и может  применять в театрализованной игре. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

К публичным выступлениям важно приучать с детства, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, выразительной речью бывают замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в театрализованной игре. Для обучения детей средствами речевой выразительности на театральных занятиях можно использовать упражнения, в которых дети интонационно передают характеры героев, т.к. голос выражает характер каждого героя, например, у медведя – грубый, низкий; у белки – быстрый, резкий. Можно детям предложить повторять слова, фразы с разными чувствами и интонацией (зло, радостно, задумчиво и т. д),  Использовать игру - упражнение «Паровозик». Дети садятся на «паровозик» (имитация руками) и медленно проговаривают скороговорку несколько раз, заучивая её таким образом. Затем колёса крутятся быстрее, темп скороговорки увеличивался.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

         Вот так в процессе театрализованной игры может развиваться речь детей. А развитая, грамотная, красивая речь  - это залог успеха не только в учёбе, но и в его дальнейшей жизни в целом.


ГЛАВА 2.

2.1. Планирование работы по театрализованной деятельности.

Чем сложнее организация работы, тем более тщательного и продуманного планирования она требует. В данном случае идет речь о планировании практически всего комплекса содержательных задач на основе театрализованной деятельности. И проблем тут достаточно много: как распределить занятия во времени? Как учесть различный уровень развития детей? Как построить взаимодействие педагогов? Безусловно, на практике каждый педагог вынужден решать эти проблемы самостоятельно, адаптируя под себя любую технологию, и простых решений тут не бывает.

Начинать проектировать свою работу желательно с перспективных планов, когда вся работа на год раскладывается перед педагогом в виде схемы, где понятно, с чего нужно начинать работу и к чему ее подвести. А жизнь человека в течение года во многом подсказывает и содержание работы с детьми, поскольку все должно опираться не непосредственное наблюдение и восприятие, на чувственный опыт детей. При этом, легче запланировать основные мероприятия, то есть праздники и развлечения, экскурсии, интегрированные занятия и т. д. При планировании сразу становится видно:

- не перегружены ли детей (не часто ли проводятся праздники);

- как распределить материал таким образом, чтобы он естественно и постепенно осваивался детьми (от простого к сложному);

- как включить во взаимодействие всех педагогов, работающих с детьми;

- как активизировать родителей и т. д.

Младший дошкольный возраст наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка.  В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания как младший дошкольный возраст.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики постоянная, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр, сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Вначале я сама показываю ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряю точность его изложения. Читая стихотворные тексты, подключаю по возможности детей к игре. Они активно участвуют в диалоге, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажа игры.

Далее – небольшие упражнения с детьми. Провожу их сразу же после окончания театрализованной игры. Для упражнений использую высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предлагаю ребенку сказать от имени мышки и волка. Подключая всех детей, устраиваю соревнования, кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю – аплодисменты.

Затем предлагаю ребенку игры – имитации: «Покажи, как прыгает зайка», «Покажи, как неслышно мягко движется кошка», «Покажи как ходит петушок».

Следующий этап – отработка основных эмоций: «Покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать» (радость); «Зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево» (испуг).

Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.

        В старшем дошкольном возрасте  целесообразнее действовать преимущественно с помощью косвенных методов педагогического руководства, активизируя восприятие и воображение ребёнка, давая простор для выхода его творческой энергии. Побуждая детей к осмыслению событий, игровых ситуаций, необходимо заботиться о том, чтобы перевоплощение притягивало детей, не стало скучным делом. С этой целью необходимо отводить место новым элементам, усложнять учебный материал, ставить новые перспективные художественные задачи. В подготовительной группе можно добиваться от детей более выразительного исполнения путём неоднократного повторения текста, движений, интонаций в целях наибольшего вживания в роль. Меняя тактику и приёмы работы, мы не оставляем места для скуки. Это способствует эффективности занятий театрализованной игрой.

Полезно использовать в работе с детьми «ситуации погружения в роль». Например, я предлагаю инсценировать русскую народную песню  «Как на тоненький ледок». Для этого нужно выделить главных героев и продумать общий план хоровода. Исходя из текста песни, дети определяют её основных героев – Ваню и двух его подружек, которых выбирают из числа желающих. Затем предлагаю детям объяснить характер героев, их эмоциональное состояние в ходе действия, ролевое поведение и взаимодействие. Вот Ваня – добрый молодец, он едет на коне. Кругом зима, морозно, красиво, поэтому у Вани хорошее настроение, он едет и напевает. Вдруг – неудача, упал! Но весёлые подружки подоспели вовремя, и у Вани нет времени огорчаться – он пляшет вместе с ними. Подружки провожают Ваню, машут рукой. Стоящие в кругу дети, свидетели событий, выражают своё отношение в движениях, подбадривают героев пением. Такова общая фабула инсценировки, и в процессе осуществления действий я на первых порах постоянно обращаюсь к хору, к героям. Со временем дети всё более уверенно действуют в рамках общего плана. В роли Вани и подружек могут выступать всякий раз новые желающие, задача которых – предложить свои варианты в решении данных образов.

В подготовительной группе у детей появляются первые оригинальные находки в ролевом воплощении, в оформлении игры. Этому способствует творческая атмосфера занятий, если     приветствуется всякое нестандартное решение, самостоятельно выдвинутая идея, оригинальный ответ на поставленный вопрос, умение  воплощать один и тот же  сюжет разными средствами. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они уже могут  переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Не сводя процесс творчества в драматизации к простой переделке сюжетов и изменению ролевого поведения конкретного героя, я стремлюсь к тому, чтобы в результате такой трансформации возникло свежее решение, качественно иной образ, открылись новые возможности роли, интересные подходы к оформлению спектакля.  Ориентируя детей на драматизацию, применяю различные педагогические методы: выразительное чтение; иллюстрированное рассказывание; фрагментарно – эпизодное обыгрывание.

Постановка всякий раз новых художественных задач способствует ненавязчивому, постепенному, всё более глубокому знакомству с предлагаемым произведением и способствует непроизвольному запоминанию роли. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняю с детьми их ролевое поведение, побуждаю вступать в беседу по сказке с анализом ситуации, помогаю драматизации с объединением детей в ролевые творческие группы.

В этом возрасте у дошкольников появляется желание участвовать как в самостоятельных мини - спектаклях, так и в более продолжительных постановках, осуществлять показ младшим детям, сверстникам или родителям. Ребятам нравится наряжаться в костюмы, изображая определённых персонажей; разыгрывать в лицах понравившуюся сказку или фильм; готовить элементарную атрибутику, украшать место выступления. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, особенно если это игра не «на показ», а для «себя», т.е. проводится в группе. Сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Проживание в роли, взаимодействие с другими детьми –персонажами, игровая ситуация, возможность проявить себя - всё это привлекает внимание  ребёнка, даёт чувство удовлетворённости и душевного комфорта.

2.2.  Подготовка детского коллектива к театрализации

 Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Чем он младше, тем проще должен быть спектакль. Например, пофантазировать, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята – злого волка и придумать старую сказку на новый лад. Для младших дошкольников самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всесторонне лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных способностей.  В игре – слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

В старшем дошкольном возрасте дети любят не только играть «для себя», но и выступать. К сожалению, выступление детей в детском саду иногда подчиняется задаче удивить взрослых и превращается в процесс бесконечных изматывающих репетиций, в котором нет места выдумке,  терпеливому взращиванию талантов, а есть следование указаниям «показывать свою работу. Выступления могут стать поистине радостным событием для самих ребят, если работу  по подготовке к сценической деятельности вести  систематически, поэтапно, сочетая импровизацию с заучиванием, соблюдая меру в прямых указаниях, направляя процесс подготовки в творческое русло. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению, но важнее всего удержать их интерес к игре, к готовящемуся театральному представлению. Предстоящий спектакль должен родиться, «выйти» из набросков и эскизов, сложиться из этюдной работы. Методы и приёмы  обращения к тексту произведения при помощи разного рода обыгрываний (чтение в лицах, разыгрывание фрагментов и т.д.) и диалога, постепенно подводит к заключительной части работы над пьесой - она превращается в спектакль. Для того, чтобы воодушевить на спектакль детей, которые уже давно знают сюжет и обсудили все его тонкости, переиграли в разных вариантах роли, я стараюсь найти новые формы: загореться идеей постановки спектакля на сцене, предложить эту идею детям, объяснив, как это интересно – выступать на сцене в костюмах, среди декораций.

Очень важно в течение года рассказывать детям о театре, о театральных профессиях, о магическом воздействии театрального искусства на человека.

Следует предложить детям обсудить спектакль и привлечь к этому творческому делу родителей; убедить детей показать спектакль не только родителям, но и другим детям; призвать их не бояться трудностей и подготовить хороший спектакль.

После того, как дети переиграли разные роли в сказке, которую решили поставить на сцене, я предлагаю  им определить окончательный состав  выступающих. В этом возрасте ребята уже могут достаточно адекватно оценивать игру сверстников, поэтому при распределении ролей они учитывают личностные качества претендентов: соответствующая внешность (подходит для данной роли), артистические данные (сумеет выразительно сыграть роль), чувство товарищества (не подведёт в игре), уверенность и  деловитость (лидирует среди претендентов).

2.3 Осуществление театрализованной деятельности в ДОУ № 81

Ведущая педагогическая идея опыта работы: развитие речи  детей дошкольного возраста посредством театральной  деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”.  Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Опыт работы по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» реализовывался в ДОУ № 81 в старшей и подготовительной группах по двум направлениям: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями. 

Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.  

1 этап - подготовительный.

На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающую среду группы.  В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки: недостаточно методических разработок по развитию речи детей и мало информации и наглядного материала для работы с родителями.

Поэтому провела обследование состояния сформированности связной речи, целью которого  было выявление уровня развития связной речи детей. (приложение)

Анализ результатов по старшей группе показал,  что в основном данные соответствуют низкому и среднему уровню.

Одновременно с диагностированием детей было проведено анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.

Предварительная работа: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастики; сценарии сказок, театрализованные игры, этюды.

Проанализировав данные анкет, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и  всё усвоят в процессе взросления.

Итак, результаты диагностического этапа позволили мне выделить следующие этапы работы:

1. выработать систему театрализованных игр для детей;

2. оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов.

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, был разработан перспективный план проведения театрализованных игр, развлечений и досугов с родителями, который включает в себя разнообразные формы и методы.  (приложение)

Разработала и подобрала игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастики (приложение).

Подготовила и провела родительские собрания   по темам: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет», «Театр наш друг и помощник», доклад к родительскому собранию на тему:  «Развитие речи  у детей  дошкольного возраста» (приложение).

Подготовила анкеты для родителей по темам «Речевое развитие ребёнка», «Театральная деятельность детей», «Ваш ребёнок»,  «Речевое развитие детей», разработала памятку «Игры в слова», «Полезные советы для родителей», консультации  «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»,  «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье». (приложение)

Собрала ряд пословиц и поговорок , скороговорок, подборку сказок. (приложение)

2-й этап – основной.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

В организации театрализованных игр  широко использованы практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, воображение, творческое воображение.

1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов. (приложение)

2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр (приложение)

3. Показ сказок в старшей группе: «Заюшкина избушка», «Лисичка- сестричка и волк», «Репка», театрализованное представление сказки «Теремок»,  драматизация «Телефон» К Чуковского (приложение)

4. Показ сказок в старшей группе: «Заяц - симулянт», «Морозко», «Полянка», театрализованное представление сказки  на новый лад  «Снежный колобок», кукольный театр «Заюшкина избушка» (приложение)

5.Показ сказок для родителей: ««Новогоднее приключение колобка», «Царевна - лягушка». (приложение)

При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимали участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп). Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.

Требования к проведению театрализованных игр, были построены таким образом, чтобы каждое последующее опиралось на приобретённый ранее опыт и знания ребят.

В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.

Для повышения педагогического мастерства:

1.Разработан перспективный план работы с детьми и работу с родителями в старшей и подготовительной группах (приложение)

2.Разработаны и подобраны  для детей игры на развитие речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастики (приложение).

3.Участие в работе педсовета по развитию речи детей, где представила  сообщение из опыта работы «Театрализованные игры по художественным произведениям, как средство развития речи детей дошкольного возраста». (приложение)

3-й этап – заключительный.

По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей. Повторное диагностирование детей показало более высокий уровень их знаний.

В старшей группе

Первое диагностирование.                      Второе диагностирование

Высокий уровень     0%                                                             0%

Средний                30%                                                               63%

Низкий                  70%                                                                37%

Из данных таблицы видно, что общие показатели диагностирования по старшей группе:  средний уровень повысился на 33%, с низким уровнем на конец года детей уменьшилось на 33%.

В подготовительной группе.

Первое диагностирование.                      Второе диагностирование

Высокий уровень   0%                                                    37%        

Средний                100 %                                                          63%          

Низкий                      0  %                                                         0%

Из данных таблицы видно, что общие показатели диагностирования по подготовительной  группе: высокий уровень   вырос на  37% , средний уменьшился на  37%, с низким уровнем детей не выявлено.  

При изучении данной темы  при совместной деятельности детей и воспитателя я систематически проводила театрализованную игру.

Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Вот так в процессе театрализованной игры может развиваться речь детей. А развитая, грамотная, красивая речь - это залог успеха не только в учёбе, но и в его дальнейшей жизни в целом.


Литература

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.
  2. Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.
  3. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999.
  4. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974
  5. Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - N4
  6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии,2001



Предварительный просмотр:

Приложение.            

Театрализованные игры.

Театральные этюды:

Задачи: развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

  1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»), Но это же мама — простили, улыбнулись.
  2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).
  3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
  4.  Я работник сладкий,

Целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину,

Чтоб на всю наесться зиму...

Впереди арбузы — вот!..

Где мне взять второй живот?

  1. На носочках я иду —

Маму я не разбужу.

  1. Ах, какой искристый лед,

А по льду пингвин идет.

  1. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки.
  2. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
  3. Жадный пес  

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам.

Гам, гам, гам!

10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже.

11.Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.

12.Снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.

13.Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку, спокойно, с наслаждением.

14. Был у зайца дом как дом

Под развесистым кустом,

И доволен был косой:

-Крыша есть над головой! —

А настала осень,

Куст листочки сбросил,

Дождь как из ведра полил,

Заяц шубу промочил.

Мерзнет заяц под кустом:

-Никудышный этот дом!

  1. Шерсть чесать — рука болит,

Письмо писать — рука болит,

Воду носить — рука болит,

Кашу варить — рука болит,

А каша готова — рука здорова.

  1. У забора сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я,

А она-то, злюка,

Обожгла мне руку.

  1. Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки.

Весь перецарапали!

Лопнул шар,

А две подружки посмотрели-  

Нет игрушки, сели и заплакали...

  1. Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

-Как же быть без хруста

Если я — капуста.

  1. Полюбуемся немножко,

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

Игры-драматизации

  1. «Самолет»

Поиграем в самолет? (Да.)

Вы все — крылья, я — пилот.

Получили инструктаж —

Начинаем пилотаж.

В снег летаем и пургу, У-у-у-у!

Видим чьи-то берега. А-а-а-а!

Ры-ры-ры — рычит мотор,

Мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж — закончен наш полет.

До свиданья, самолет.

  1. «Умываемся»

Кран откройся,

Нос умойся,

Воды не бойся!

Лобик помоем,

Щечки помоем,

Подбородочек,

Височки помоем,

Одно ухо, второе ухо —

Вытрем сухо!

Ой, какие мы чистенькие стали!

А теперь пора гулять,

В лес пойдем мы играть,

А на чем поедем — вы должны сказать.

(Самолет, трамвай, автобус, велосипед.

Стоп!

Дальше ехать нам нельзя,

Шины лопнули, друзья.

Будем мы насос качать,

Воздух в шины надувать.

Ух! Накачали.

3.Кошки-мышки поиграть

Можем мы немножко.

Мышка лапками скребет,

Мышка корочку грызет.

Кошка это слышит

И крадется к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

Убегает в норку.

Кошка все сидит и ждет:

«Что же Мышка не идет?»

4.    «Мишка»

Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге,

Догадайся и ответь,

Кто же это спит? (Медведь.)

Вот он Мишенька-медведь,

По лесу он ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу,

Сластена косолапый.

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят Мишку:

«Не ешь наш мед, воришка!»

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу,

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает...

5. «Звонкий день»  

 

(на мотив песни «Ах вы, сени»)

Взял Топтыгин контрабас:

«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Не к чему ворчать и злиться,

Лучше будем веселиться!»

Тут и Волк на поляне

Заиграл на барабане:

«Веселитесь, так и быть!

Я не буду больше выть!

Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,

Лиса-пианистка — рыжая солистка!

Старик-барсук продул мундштук:

«До чего же у трубы

Превосходный звук!»

От такого звука убегает скука!

В барабаны стук да стук

Зайцы на лужайке,

Ежик-дед и Ежик-внук

Взяли балалайки...

Подхватили Белочки

Модные тарелочки.

Дзинь-дзинь! Трень-брень!

Очень звонкий день!


Театр в руке

Цель: позволяет повысить общий тонус, развивает внимание , память и снимает психоэмоциональное  напряжение.

«Бабочка»- сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный  и средний пальцы , а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения (трепетание пальцев).

«Сказка» - детям предлагается разыгрывать сказку, в которой каждый палец- какой- либо персонаж.

«Рыбки» -   кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».

«Осьминожки»- правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы- пальцы, путешествует поморскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское  дно вместе. Дети учатся играть с пальцами с первой младшей группы во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками.

Этот пальчик    хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

В средней и старшей группах  пальчиковую гимнастику включают в режим дня.

1.Утром с небольшой группой детей или индивидуально.

Здравствуй, солнце, золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Я вас всех приветствую

(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

2.Во время утренней гимнастики.

Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами ( обруч, гимнастическая палка, кубик  и др.)   детям предлагают «поиграть с предметом» , например передавая мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?». (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.)  Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»:

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули ( руки тянутся в стороны),

Покрутили (круговые движение пальцев от себя),

Постучали (основание ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы).

3. На физкультминутках (три-четыре упражнения)

Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии , как правило, устаёт вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с характерных движений - сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочерёдно каждой рукой). Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются» или «Коготки»), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку») и предметов – прокатывание карандаша , грецкого  ореха.

На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используется пальчиковые кинезиологические упражнения – из серии «гимнастики мозга».

4.На физкультурных занятиях.

Пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомасаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части. С целью формирования у детей элементарных представлений о своём организме и практических умений по уходу за ним  используются  движение пальцев кисти  в сочетании с движением рук.

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом (пальцы рук поочерёдно, начиная с указательного , «здороваются» с большими пальцами),

Тот вырасти может

Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой , изображая рост ребёнка).

Дружат с грязнулями

Только грязнули (пальцы рук соединены в замок).

Которые сами

В грязи утонули ( движение , имитирующее пловца).

У них вырастают

Противные бяки (пальцы сжать в кулак ; затем выпрямить , руки согнуть в локтях , ладони друг за другом около носа),

За ними гоняются злые собаки ( руки вперёд ,правая ладонь лежит на левой , пальцы чуть согнуть , каждый палец правой руки касается одноимённого пальца левой руки).

Грязнули бояться

Воды и простуд,

А иногда вообще не растут (руки скрещены на груди , согнуться , выпрямиться, поднять руки вверх).

В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живёшь?».

Как живёшь?

- Вот так! ( Большие пальцы обеих рук - вверх , остальные собранны в кулак.)

А плывёшь?

-Вот  так! (Руками изображают движение пловца.)

Как бежишь?

-Вот  так!  (Руки согнуть в  локтях , движение вдоль туловища.)

Вдаль глядишь?

-Вот  так!  (Поочерёдно прикладывать ладони ко лбу.)

Машешь вслед?

-Вот  так!  (Энергичные движения кистями рук.)

Ночью спишь?

-Вот так!  (Ладони под голову.)

А шалишь?

-Вот так! (Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам.)

5.Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.

Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своём стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зелёные, пушистые ели…» (дети сопровождают текст движение рук и пальцев).

6.На прогулке в тёплое время года.

После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить : дом, скворечник, кошку , собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

«Гусь»

Гусь гнездо своё чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

«Зайчик - кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашёл колечко.

А колечко непростое-

Блестит, словно золотое.

7.В зачине подвижной игры или в ходе игры.

Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.

В море бурном, море синем (кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение, начиная с правого плеча).

Быстро плавают дельфины (волнообразное движение руки, согнутой в локте, кисть на уровне плеча).

Не пугает их волна, Рядом плещется она (рука согнута в локте , на уровне лица, волнообразные движения кистью).

В подвижной игре «Ловля обезьян» при помощи пальцев ребёнок изображает обезьяну (руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание кулачка , скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев ;  руки согнуты в локтях , кисти рук  друг за другом на уровне носа , ладонями в стороны, пальцами вверх- « обезьянка дразнится».

8. С добрым утром!

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».

С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз.)

Вы проснулись? («Смотрим в бинокль».)

С добрым утром, ушки! (Поглаживаем ушки.)

Вы проснулись? (Прикладываем ладонь к ушам.)

С добрым утром, ручки! (Поглаживаем кисти рук.)

Вы проснулись? (Хлопаем в ладоши.)  

С добрым утром, ножки! (Поглаживаем ноги.)

Вы проснулись? (Притопываем.)

С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.)

Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)

Пальчиковая гимнастика, проводится ежедневно, способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи.

Скороговорки на развитие дикции.

  1. Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

  1.  Книга книгой, а мозги двигай.
  2. Волки рыщут – пищу ищут.
  3. Везёт Санька Сеньку

С Сонькой на санках.

Вопрос: кто где находится?

Санька – скок!-

Сеньку с ног!

Почему? (Он шёл впереди.)

Саньку – в бок,

Соньку – в лоб,

Все в сугроб.

  1. Курочка по зёрнышкам

Кудах-тах-тах,

Уточка - кря-кря-кря,

Индюшонок- фалды-балды,

Кисонька – мяу- мяу,

Собачка -  гав-гав,

Поросёнок -  хрюки-хрюки,

Коровёнка - муки-муки,

Лошадёнка – ноки-ноки.

  1.  Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,

Рожица, жук, моржонок, флажок.

  1. Виноград, трава, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

  1. Маша шла, шла, шла

И игрушку нашла:

Кошку, матрёшку, шишку, мартышку,

Мышку, машинку,  пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, кутушку, лягушек,-

Кто потерял столько игрушек?


Артикуляционная гимнастика

  1. Покусайте кончик языка – «мама шинкует капусту».
  2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.
  3. Язык, как жало змеи.
  4. Язык, как тоненькая иголочка – «ставим укольчики» поочерёдно в каждую щеку.
  5. Почистите верхние и нижние зубки языком.
  6. Закройте глаза, представьте ночь – «сели на лошадку и поехали». Цокайте.
  7. Достаньте кончиком языка нос.
  8. Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы.
  9. Погладьте зубками губы.
  10. Натяните губы на зубы, широко открыв рот.
  11. Нарисуйте открытыми губами солнце.
  12. Представьте, что заводите мотоцикл – поехали. На пути – гора. Взбирайтесь (усиливается звук). Теперь спускайтесь. Остановитесь.
  13. Язык поднимите к верху:

Ша-ша-ша,

Наша шуба хороша.

  1.  – Здравствуйте, котята!

-Мяу, мяу.    

-Здравствуйте, телята!

Му, му, му.

-Здравствуйте, мышата!

- Пи, пи, пи.

- Здравствуйте, лягушки!

- Ква, ква, ква.

  1.  Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

А сейчас я – дудочка,

Дудочка – погудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка всё опять.

  1. Поцелуйчик. На счет «раз» сомкнутые губы вытянуть вперед, как для поцелуя; на счет «два» губы растянуть в улыбку, не обнажая зубов.Сомкнутыми вытянутыми губами двигать вверх-вниз, вправо- влево; делать круговые вращения по часовой стрелке и против нее.
  2. Хомячок. Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, добавляется хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
  3. Рожицы. Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает

добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и ! опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»).

  1. Баня. Это упражнение выполняется в двух позициях.
  • Дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, коленям, голеням, бедрам. Похлопывание производится поочередно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно
  • с похлопыванием произнести звук [м] на удобной ноте.
  • Стоя, тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание | переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.

20. Самолетик. Это упражнение лучше выполнять в конце. На нем удобно проверять, каких результатов достигли ребята. Все участники делятся на четыре группы. Каждая группа — это один «мотор» «самолета». Педагог поочередно включает каждый «мотор». «Моторы» «работают» на звуке [а] и очень тихо. Когда все «моторы» «включены», педагог начинает медленно поднимать руки, увеличивая «мощность» «моторов» до самой высшей точки звучания, потом звук резко уменьшается.

21. Цыпленок вылупляется. Губы сомкнуть. Язычок перемещать вверх-  вниз, вправо-влево с убыстрением темпа.

22. Колокольчик. Рот приоткрыть, языком бить о края губ, подобно язычку колокольчика.

23. Жало. Рот приоткрыть, язычок высовывать волнообразными движениями вперед и обратно.

24. Лопата. Попытаться достать высунутым языком до носа или ) подбородка.

25. Гримаса. В течение 3 мин корчить гримасы, задействуя все мышцы лица.

Упражнения повторяются по 5—6 раз, затем пауза и расслабление губ.



Предварительный просмотр:

Старшая группа

 

Умение выраз. читать

Умение входить в образ

Умение двигаться в спектакле,
изменять свой голос,
интонацию,изменять
выражение лица

Умение озвучивать эпизод
сказки с помощью
музыкальных звучащих
жестов

Умение радоваться успехам
товарищей(эмоционально)

Итого

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Паша

н

с

н

н

н

н

с

с

с

с

С

Сережа

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

С

Миша

н

н

н

н

н

н

н

с

с

с

Н

Саша

н

с

н

с

н

с

н

с

с

с

С

Даша Д.

н

с

н

с

н

с

с

с

с

с

С

Кирилл

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

С

Арсений

н

с

н

с

н

с

н

с

с

с

С

Степа

н

н

н

н

н

н

н

с

с

с

Н

Данил

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

С

Лера

н

н

н

н

н

н

н

с

с

с

Н

Ваня

н

н

н

н

н

н

н

с

с

с

Н

Влад М.

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

С

Даша М.

н

с

н

н

н

с

н

с

с

с

С

Вика М.

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

С

Женя

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

С

Данила

н

с

н

с

н

с

н

с

с

с

С

Илья П.

н

с

н

с

н

с

н

с

с

с

С

Вика С.

н

с

н

с

н

с

н

с

с

с

С

Вика Ф.

н

с

н

с

н

с

н

с

с

с

С

Влад Ф.

н

н

н

н

н

н

н

с

с

с

Н

Настя Ш.

н

н

н

н

н

н

н

с

с

с

Н

Витя

н

н

н

н

н

н

н

с

с

с

Н

Никита

н

н

н

н

н

н

н

с

с

с

Н

Злата

н

с

н

с

н

с

н

с

с

с

С

Ильдан

н

н

н

н

н

н

н

с

с

с

Н

Настя Т.

н

с

н

с

н

с

с

с

с

с

С

Илья Я.

н

н

н

н

н

н

н

с

с

с

Н

ИТОГО:  в-0%, с-63%, н-37%


Подготовительная группа

ФИ ребенка

Умение выраз. читать

Умение входить в образ

Умение двигаться в спектакле,
изменять свой голос,
интонацию
выражение лица

Умение озвучивать эпизод
сказки с помощью
музыкальных звучащих
жестов

Умение радоваться успехам
товарищей(эмоционально)

Итого

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Паша

с

с

н

с

н

с

с

в

с

с

С

Сережа

с

с

с

в

с

в

с

в

с

в

С

Миша

н

с

н

с

н

с

с

в

с

с

С

Саша

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

В

Даша Д.

с

с

с

в

с

в

с

в

с

в

С

Кирилл

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

В

Арсений

с

с

с

с

с

в

с

в

с

в

С

Степа

н

с

н

с

н

с

с

в

с

в

С

Данил

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

В

Лера

н

с

н

с

н

с

с

в

с

в

С

Ваня

н

с

н

в

н

с

с

в

с

в

С

Влад М.

с

с

с

с

с

с

с

в

с

с

С

Даша М.

с

в

н

в

с

в

с

в

с

в

В

Вика М.

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

В

Женя

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

В

Данила

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

В

Илья П.

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

В

Вика С.

с

с

с

с

с

с

с

в

с

в

С

Вика Ф.

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

С

Влад Ф.

н

с

н

с

н

с

с

 

с

с

С

Настя Ш.

н

с

н

с

н

с

с

в

с

в

С

Витя

н

с

н

с

н

с

с

в

с

с

С

Никита

н

с

н

с

н

с

с

в

с

в

С

Злата

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

В

Ильдан

н

с

н

с

н

с

с

в

с

с

С

Настя Т.

с

с

с

в

с

в

с

 

с

в

В

Илья Я.

н

с

н

с

н

с

с

в

с

с

С

ИТОГО: в-37%, с-63%, н-0%

Результаты диагностики старшей и подготовительной группы.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности".

Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности"....

Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших  приобретений ребёнка...

Конспект НОД во второй младшей группе «От улыбки станет всем теплей», в рамках проекта «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связаны общим содержанием и методикой. Дети учатся работать в паре. С помощью иллюстраций сказок выясняли п...

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

В нашей группе собраны разнообразные виды театра, которые мы создаём своими руками....

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности...