Мини исследование "Развитие воображения у старших дошкольников"
учебно-методический материал (старшая группа)

Лебедева Наталья Геннадьевна

Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности уже с ранних этапов онтогенеза является воображение. В психологической литературе воображение рассматривается как высший познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности посредством создания новых образов из образов восприятия и образов представления, полученных в предшествующем опыте человека. На протяжении такого сравнительно небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, воображение ребенка проходит существенное развитие и является центральным психическим новообразованием этого периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_issledovanie_razvitie_voobrazheniya.docx617.31 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ

«Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Работу выполнила

                                                        Лебедева Наталья Геннадьевна 

Актуальность исследования.

Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности уже с ранних этапов онтогенеза является воображение. В психологической литературе воображение рассматривается как высший познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности посредством создания новых образов из образов восприятия и образов представления, полученных в предшествующем опыте человека. На протяжении такого сравнительно небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, воображение ребенка проходит существенное развитие и является центральным психическим новообразованием этого периода (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев и др.). Воображение активно формируется средствами специфически «детских» видов деятельности — игры, многообразных разновидностей художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др.[1] 

В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста: 5 мальчиков и 5 девочек.

Цель исследования

выяснить степень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и поспособствовать её развитию.

Задачи:

– провести первичную диагностику развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

 развивать творческое вображение .

в индивидуальной и совместной деятельности развивать воображение у детей.

Методы и приемы:

диагностическая методика Елены Кравцовой «Где, чьё место?[2]

дидактические игры, направленные на развитие творческого воображения детей[3]: «Найди что спрятано», «Загадочная скорлупа», «Волшебный камень», «Пантомима», «Сказочная ладошка»

–современная конструкторская технология ТИКО-моделирования

Методика «Где чье место?» (разработана Еленой Кравцовой)

Данная методика позволяет провести диагностику развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации. Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок;

Рис. 1

Отдельно вырезаются кружки-вставки:

Рис. 2

Цель методики заключается в способности ребенком проявлять воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Описание процедуры исследования: все изображенные фигуры в кружках имеют свое определенное место на сюжетной картинке.

Инструкция: «Внимательно посмотри на картинку и поставь кружки в те места, где тебе кажется, что они необходимы».

Затем ребенка просят объяснить, почему он так сделал, и высказать комментарии. В зависимости от уровня развития воображения дети по-разному решают эту задачу.

Оценка уровней выполнения задания:

Первый уровень: дети испытывают большие трудности при выполнении задания. Ребенок ставит фигурки на  места, но при этом не способен объяснить, почему именно  это место занимает выбранная фигурка.

Второй уровень: проблемы в выполнении задания не испытывает. Легко ставит кружки с персонажами на нужные места, однако объяснение вызывает трудности. Ребенок может начать расставлять фигурки на их законные места еще до инструкции.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружки с персонажами на нужные места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые именно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение и др. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет.

Показатели обследования по методике «Где чье место»:

Рис. 1 Показатели обследования по методике «Где чье место»

По результатам проведения методики «Где чье место?» и анализируя результаты совместной деятельности, можно сказать следующее:

Количество детей со средним уровнем развития больше (60%), чем с высоким или низким уровнем. В исследуемой группе присутствовали дети с низким уровнем развития воображения (20%), они испытывали затруднения как при выборе места для вставки, так и при ответах на вопросы по картинке. Дети с высоким уровнем развития творческого воображения быстро шли на контакт, не испытывая затруднений при расположении вставляемых фрагментов; свои действия и причины выбора того или иного места для вставки описывали в более развернутой форме. В результате применения запланированных методов и приемов, направленных на развитие воображения, у детей наметилась положительная динамика. Но я считаю, что этого недостаточно и необходимо продолжать образовательную и совместную деятельность, для достижения более высоких показателей.

Список литературы

1. Глебова И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 31-34.

2. Кравцова Е.Е. Разбудить в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.

3. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей : практическое пособие / О.М. Дьяченко. – Москва : Мозаика-Синтез, 2007. – 128 с.

Приложение 1

Дидактические игры на развитие воображения

Игра «Найди что спрятано».

Цель: Учить выделять знакомые фигуры и абстрактные элементы в предметных и сюжетных изображениях.

Материал. Картинка с изображением абстрактного элемента, с предметным и сюжетным изображением, в которых этот элемент присутствует; фломастеры.

Ход игры. Игра проводится в форме соревнования: «Кто больше и быстрее найдет «спрятавшийся элемент» в предложенных картинках. Чтобы не запутаться, обводить уже найденные элементы фломастером.

После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти скрытый элемент.

Загадочная скорлупа.

Цель: Учить создавать различные поделки на основе элементарной формы путем многократного ее переконструирования.

Материал. Скорлупа грецкого ореха, пластилин, спички, соломка, бумага, клей.

Ход задания. Взрослый показывает скорлупу грецкого ореха, просит назвать демонстрируемый материал и, получив правильный ответ, спрашивает: «Какая по форме скорлупа?» Далее педагог обращает внимание на то, что скорлупу можно повернуть по-разному  (вверх дном, вниз дном, вертикально). На основании исходной формы воспитатель предлагает нарисовать какой-либо предмет, изображение (например, черепаха, ежик, кораблик, дом и другое, что придумают ребята).

          После этого следует рассмотрение разных рисунков и обсуждение того, с помощью каких из имеющихся материалов можно «оживить» рисунок. Детям предоставляется возможность выбрать наиболее понравившийся рисунок и сделать самому поделку.

Волшебный камень

Цель: Учить создавать различные образы на основе элементарной формы путем многократного ее изменения.

Материал. Галечный камень различных форм и размеров.

Ход задания. Взрослый показывает камень, просит назвать демонстрируемый материал и, получив правильный ответ, спрашивает: «Какой по форме камень?» Далее педагог обращает внимание на то, что камень можно повернуть по-разному и, в зависимости от формы и контуров придумать, на что он похож и при помощи красок превратить его в какой либо объект живой природы.

          После этого следует рассмотрение разных рисунков и обсуждение того, с помощью каких из имеющихся материалов можно «оживить» рисунок. Детям предоставляется возможность выбрать наиболее понравившийся рисунок и сделать самому поделку.

Упражнение «Пантомима».

 Цель: Активизация воображения, образного двигательного представления, создание положительного эмоционального фона.

Ход упражнения. Все дети становятся в круг. По очереди каждый выходит в середину круга и с помощью пантомимы показывает какое-либо действие. Сначала педагог сам задает действие («Представьте себе, что вы рвете воображаемые груши или сливы и кладете их в корзину; стираете белье; тащите тяжесть» и т.п.). В дальнейшем к этому подключаются дети.

Игра «Обведи свою ладонь и оживи»

Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

Ход игры. Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно

Где чье место.jpg

Ментальная карта Гуси-лебеди.jpg

Приложение 2

Бланк диагностики Д1

Имя

Элементы выполнение задания

1

Только часть картинок расставлены на свои места

V

V

2

Все картинки расставлены по своим местам

V

V

V

V

V

V

V

V

3

Отсутствие объяснения, почему именно  это место занимает выбранная картинка.

V

4

Объяснение, почему именно  это место занимает выбранная фигурка, частично вызывает затруднение.

V

V

V

V

5

Односложное пояснение местоположения картинки, сюжетная линия рассказа отсутствует

V

V

V

V

6

В рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки складываются в единый целостный сюжет

V

V

7

Уровень развития в баллах

(1 балл – низкий уровень;

2 балла – средний уровень;

3 балла – высокий уровень)

C

2

B

3

C

2

H

1

H

1

C

2

B

3

C

2

C

2

C

2

Бланк диагностики II

Имя

Элементы выполнение задания

1

Только часть картинок расставлены на свои места

V

2

Все картинки расставлены по своим местам

V

V

V

V

V

V

V

V

V

3

Отсутствие объяснения, почему именно  это место занимает выбранная картинка.

V

4

Объяснение, почему именно  это место занимает выбранная фигурка, частично вызывает затруднение.

V

5

Односложное пояснение местоположения картинки, сюжетная линия рассказа отсутствует

V

V

V

V

V

V

6

В рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки складываются в единый целостный сюжет

V

V

V

7

Уровень развития в баллах

(1 балл – низкий уровень;

2 балла – средний уровень;

3 балла – высокий уровень)

C

2

B

3

C

2

H

1

C

2

C

2

B

3

B

3

C

2

C

2


[1] Глебова И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 31-34.

[2] Кравцова Е.Е. Разбудить в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.

[3] Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития воображения у старших дошкольников

Развитие воображения у дошкольников. Как всякий психический процесс, воображение подвержено воспитанию. Поэтому воображение детей уже в дошкольном возрасте возможно и нужно целенаправленно ...

Развитие воображения у старших дошкольников

Развитие воображения у старших дошкольников Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии пс...

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в продуктивных видах деятельности.

Проблема воспитания для современного общества является одной из актуальных проблем. Воспитание полноценного человека ставится во главе всех ценностей, так как только полноценный гражданин может принес...

Развитие пространственного воображения у старших дошкольников. Самообразование

Дошкольное детство, когда ведущей деятельностью ребенка является игра, характеризуется бурным развитием процессов воображения, его познавательной и аффективной функций. Познавательное воображени...

Почему важно развивать воображение у старших дошкольников посредством игры

В статье  раскрывается  важность развития  вербального и невербального воображения у старших дошкольников посредством игры....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»...

Консультация для родителей "Способы развития воображения у старших дошкольников"

Данная консультация содержит материал по развитию воображения старших дошкольников...