Развитие творческого воображения у старших дошкольников в продуктивных видах деятельности.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Широкова Тамара Александровна

Проблема воспитания для современного общества является одной из актуальных проблем. Воспитание полноценного человека ставится во главе всех ценностей, так как только полноценный гражданин может принести пользу для общества и решать задачи его развития и процветания. Обособлено в проблеме воспитания стоит вопрос развития творческого воображения у детей, так как только творческая личность способна решать глобальные вопросы, стоящие перед человечеством. Однако существующая система воспитания всё ещё сводится к развитию шаблонного, алгоритмического мышления, а большинство методик представляет собой процесс формирования алгоритмов действия при решении той или иной задачи. Таким образом, вопрос развития воображения у детей старшего дошкольного возраста является острым и требует тщательного изучения. Это и определяет актуальность настоящей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx55.92 КБ

Предварительный просмотр:


Введение

Проблема воспитания для современного общества является одной из актуальных проблем. Воспитание полноценного человека ставится во главе всех ценностей, так как только полноценный гражданин может принести пользу для общества и решать задачи его развития и процветания. Обособлено в проблеме воспитания стоит вопрос развития творческого воображения у детей, так как только творческая личность способна решать глобальные вопросы, стоящие перед человечеством. Однако существующая система воспитания всё ещё сводится к развитию шаблонного, алгоритмического мышления, а большинство методик представляет собой процесс формирования алгоритмов действия при решении той или иной задачи. Таким образом, вопрос развития воображения у детей старшего дошкольного возраста является острым и требует тщательного изучения. Это и определяет актуальность настоящей работы.

На сегодняшний день развивающий потенциал продуктивных видов деятельности по отношению к творческим возможностям дошкольников является традиционным предметом психолого-педагогического изучения. В работах отечественных психологов, таких как H.A. Ветлугиной, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко и др. выявлены различные грани этого потенциала применительно к музыкальной, изобразительной, конструктивной деятельности ребенка (Дьяченко О.М., с. 142). В работах исследователей сделана попытка существенно расширить перспективу творческого развития ребенка в условиях продуктивных деятельностей, обладающих структурами разной сложности, путем специальной организации данных деятельностей.

Продуктивная деятельность как источник творческого развития ребенка вызывает значительный интерес и с диагностической точки зрения. Избирая путь диагностики детского творчества на ее материале, исследователь получает возможность проследить не только последовательность действий ребенка по достижению конкретного результата.

Продуктивная деятельность является также и важнейшим условием развития воображения дошкольников. Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнорирование или формальный подход к решению данной проблемы в дошкольном возрасте чреваты невоспламеняемыми потерями в развитии личности в последующие годы. Именно творческое воображение - одно из психических новообразований в дошкольном возрасте, поэтому развитие творческого воображение одна из главных задач дошкольного воспитания.

Целью работы является - разработать ОД направленную на развитие воображения у старших дошкольников.

В соответствии с поставленной целью, в работе поставлены следующие задачи: 

1. Конкретизировать процесс развития воображения у старших дошкольников;

2.  Отобрать средства и содержание работы воспитателя для развития воображения у старших дошкольников.

1. Проблема развития воображения у старших дошкольников в научно – методической литературе

По утверждению Белой А.Я. воображение - это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее (Белая К.Ю., с. 128).

Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для того, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощать его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение - часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого.

Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить, как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.

Выделяют следующие функции воображения:

-представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами;

-формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности;

-участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями);

-регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);

-основа для творчества - как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);

-создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);

-продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ (Натадзе Р.Г.,  с. 33-36).

Выделяют следующие виды воображения (Ушинский К.Д., с. 132):

- активное воображение - является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей;

- пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы;

-  репродуктивное воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество;

- продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения по-другому называют творческим, он лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности.    Таким образом, воображение представляет собой психический процесс создания образов, который связан с предвидением конечного результата предметной деятельности и обеспечивает создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью. Созданию чего-нибудь нового всегда предшествует воображение или фантазия.

2. Разработка ОД, направленной на развитие воображения у старших дошкольников

Самостоятельная продуктивная деятельность старших дошкольников рассматривается в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность. Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, является воспроизведением, продолжением и творческим развитием того, что они делают вместе со взрослым. Эта взаимосвязь осуществляется через материалы и образцы с которыми имеет дело ребенок. Продуктивная деятельность в значительной мере связана с сюжетной игрой и несет в себе элементы практического экспериментирования с материалами.  При этом, в арсенале детей старшего дошкольного возраста присутствуют различные типы продуктивной деятельности: работы по готовым образцам и графическим схемам и работы с незавершенными продуктами и по словесным описаниям.

Предметная среда в группе должна способствовать творческому движению в работе с выбранным материалом (Захарюта, Н., с.127). Поэтому воспитатель предоставляет дошкольникам не только материалы, но и образцы возможной работы. Образцы должны на некоторое время переходить в свободное пользование детей для того, чтобы они могли продолжить понравившуюся работу. Срок жизни этих материалов и образцов зависит от того, насколько часто и увлеченно дошкольники в свободное время работают с ними.

В свободной деятельности можно и нужно применять материалы многоразового использования фабричного производства. Полученный из них продукт не становится личной собственностью ребенка, а вновь разбирается, превращаясь в исходный материал, которым могут заняться и другие дети.

Также следует всегда иметь под рукой бросовые и природные материалы, сочетая которые по собственному выбору, ребёнок может мастерить различные вещи - это кусочки картона, пенопласта, картонные коробочки разного размера, проволока, кусочки тканей и верёвочек, старые футляры от фломастеров, шишки, жёлуди, мелкие сухие веточки и т.п., размещённые в разных ёмкостях. К этим материалам нужны альбомы или отдельные листы с образцами возможных поделок, на которые дети могут ориентироваться при замысливании своей работы.

Наибольшим успехом у дошкольников пользуется пластмассовый конструктор «лего» и с креплением детали болтами и гайками, строительные наборы из дерева с деталями различной величины (Бодрова Е.В., с.147). Прилагаемые к этим наборам графические образцы построек учат руководствоваться чертежом.

Необходимо иметь в группе и набор строительного крупного материала. К материалам, стимулирующим самостоятельную продуктивную деятельность детей, мы относим также разнообразные мозаики - геометрические и традиционные.

Все наборы мозаик должны быть укомплектованы графическими образцами. Как и в конструкторах, предпочтительнее отдельные листы. Работа в общем поле со сверстником, тем более с одинаковыми мозаиками способствует активизации воображения, обогащению коммуникативной практики - обсуждению способов работы, обмену опытом.

Неотъемлемым атрибутом жизни ребёнка стали картинки - головоломки - пазлы, состоящие из множества деталей.

Наблюдения показывают, что даже если создан специальный уголок (центр) конструирования, он функционально не используется. Дети предпочитают располагаться в любом спокойном месте, где им кажется удобнее работать, то есть сами находят способы рассредоточения. Такой порядок вещей даже лучше для большой группы (Натадзе Р.Г., с.136). Ведь материалов для конструирования в группе много, всегда есть желающие ими заняться, а сконцентрированность их в одном месте во время свободной деятельности только мешает. Поэтому к конструкторским материалам, которые легко перемещаются с места на место, имеет смысл применять тактику: место хранения постоянно и известно всем, доступ - свободный, а место работы - по ситуации (там, где в данный момент удобнее и спокойнее).

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков (Дружинин В.Н.,  с. 153).

Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.

В старшем дошкольном возрасте воображение уже не требует постоянных внешних опор, может полностью протекать во внутреннем плане, т.е. в игре происходит становление воображения как собственно внутренней, психической деятельности ребенка. Отрыв воображения от предмета и его переход во внутренний план особенно явно прослеживается в рубежных играх, одной из форм которых, по мнению А.Н. Леонтьева, является игра – фантазирование.

В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.

В игре зарождаются и другие виды деятельности, имеющие существенное значение для развития воображения ребенка. Как указывает Л.С. Выготский, игра «служит подготовительной ступенью художественного творчества ребенка» (Белая К.Ю., с.261). Из нее выделяют отдельные, более или менее самостоятельные виды детского творчества (рисование, драматизация, сочинения). Он полагал, что любой вид детского творчества сходен с игрой по своему характеру  и по связанности с эмоциями ребенка.

Взрослый может вмешиваться в игру, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.

Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый - его педагогическая позиция, личность его в целом. Педагог должен не только создать условия для проявления воображения детей. В процессе организации и руководства деятельностью детей следует обогащать представления дошкольников, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение.



Заключение

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в сознании новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий. Воображение подразделяется на виды: активное, пассивное, продуктивное, мечты, грёзы, сновидения. Выделяются три основные функции воображения: познавательная, эмоциональная, воспитательная (формирующая).

Фактором формирования воображения дошкольника является потребность в новых впечатлениях, общения со взрослыми, сверстниками, открывающим способы получения впечатлений. Процесс развития воображения подчиняется общему закону развития высших психических функций, воображение должно развиваться путём включения в управление овладением особых средств.

Процесс функционирования воображения старшего дошкольника характеризуется прежде всего тем, что в возрасте 5-6 лет ребёнок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Кроме того, в этом возрасте ребёнок способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их.

Продуктивная деятельность направлена на получение конкретного продукта (рисунка), в котором должна «опредмечиваться» представления ребенка.

Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей, особенно для процесса формирования воображения.

Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.



Список использованных источников

1.Белая К.Ю., Инновационная деятельность в детском саду: метод.пособие. -М.: ТЦ СФЕРА, 2004. - с. 13-15.

2. Бодрова Е.В., К проблеме диагностики воображения у дошкольников / Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной практической конференции. Секция 5. Детство и творчество - М.: БИ, 2004. - с. 39-43.

           3. Дружинин В.Н., Психология общих способностей - СПб.: Питер, 2002. - 368с.

4. Дьяченко О.М., Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 55-60.

5. Захарюта Н., Развиваем творческий потенциал дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2006.- №9. - с. 7-13.

6. Натадзе Р.Г., Воображение как фактор поведения. - Тбилиси., 2001. - 187с.

7. Ушинский К.Д., История воображения. Собр. Соч.: М.-Л., 1950. - Т.8. - С. 429-441.

                                               

                                           Приложение 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 315 г. о. Самара

План  игрового занятия

«История пуговиц»

       Подготовила: воспитатель Широкова Т.А.

                                             Самара 2015

ПЛАН  ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ

«История пуговиц»

Группа: подготовительная

Тема: «История пуговиц»

Цель: развитие воображения и творческих способностей детей.

Задачи:

           1. Учить детей смотреть на предметы с различных позиций, видеть новое, оригинальное, непривычное в старом, знакомом, привычном;

           2. Развивать направленность и управляемость воображения;

           3. Формировать качества творческой личности: независимость мышления, инициативность, изобретательность;

4. Воспитывать способность к самопознанию и самосозиданию; выработка ценностного отношения к своему внутреннему миру, собственным возможностям, уверенности в себе.

Оборудование:

- «золотая» и «военная» пуговицы;

- пуговицы разных видов;

-проволока;

-макеты картонных платьев;

- разрезные картонные пуговицы – пазлы (2 шт.)

-поднос;

- маркеры (2 набора) ;

мольберт.

Ход занятия

Воспитатель  предлагает детям рассмотреть  старую шкатулку и угадайть, что в ней:

Загадка

Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете.

- Что это?

(Пуговица)

Воспитатель открывает шкатулку.

- Ни одно поколение женщин моей семьи держали эту шкатулку в руках, складывая в неё пуговицы. Давайте потрясём её (потряхивает закрытой шкатулкой)  слышите? Пуговицы разговаривают! Они рассказывают друг другу и нам удивительные истории.

Задание № 1

«Укрась слово»

Цель: развитие воображения, речи.

Жили – были две сестрицы – две пуговицы. Одна (воспитатель достаёт «золотую» пуговицу из шкатулки и показывает детям) была такая…

- Какая эта пуговица? Подберите к ней слова.

(ответы детей)

- И принадлежала она…

- Как вы думаете, кому? У кого на одежде она жила?

(ответы детей)

У неё была сестра (воспитатель достаёт «военную» пуговицу из шкатулки и показывает детям). Она была такая…

- Какая эта пуговица? Подберите к ней слова.

(ответы детей)

- И принадлежала она…

- Как вы думаете, кому? У кого на одежде она жила?

(ответы детей)

Сёстры были очень дружными, хоть они и жили на одежде разных людей. А ещё, с ними часто происходили разные интересные, забавные и даже приключенческие истории…

Как – то вечером, в четверг,

Разыгралась буря.

И случилась у пуговиц беда –

Попала на платье хозяев вода.

Смыла яркие краски, цвета,

Лишила домов навсегда!

Поспешите, помогите!

Узоры на платья верните!

Чтобы было красиво всегда

И не обидно за сестёр нам никогда.

Воспитатель предлагает детям подойти к мольбертам, где расположены макеты картонных платьев. Делит детей на две команды.

Задание № 2 «Усовершенствуй рисунок»

Цель: развитие воображения

-Украсьте платья различными узорами и орнаментом. Ведь перед нами домики наших пуговиц, они живут на одежде, а она должна быть яркой, красивой, может даже и необычной.

(дети с помощью набора маркеров выполняют задание)

- А однажды, наши красотки поспорили, кто из них главнее, важнее, для человека нужнее. Спорили они очень долго, громко. Начали даже толкаться и вдруг… Упали, да и раскололись на части. Вот так история! Ну что, ребята, поможем сестричкам?

 Воспитатель предлагает детям подойти к двум столам, на которых части пуговиц.

Задание № 3

Цель: развитие воссоздающего воображения, восприятия, мышления.

- Перед вами части пуговицы. Вместе соедините кусочки, чтобы у вас получилась одна из сестричек. Так как пуговиц у нас две, то я предлагаю разделиться опять на две команды так, как вы работали над платьями.

(дети выполняют задание)

- Скажите, ребята, а как вы думаете, кто из этих пуговиц важнее и для человека нужнее?

(ответы детей)

- А где и как, и для чего мы ещё можем применять пуговицы?

(ответы детей)

-пришивать в виде глаз мягким игрушкам;

-делать поделки и аппликации;

-как фишки в игре;

-как украшения – делать бусы и браслеты

-Я предлагаю вам сейчас сделать украшение из пуговиц – браслеты.

Воспитатель предлагает детям пройти к общему столу, где приготовлен поднос с различными пуговицами и проволокой. Объясняет и показывает детям, как делать браслеты.

(дети и воспитатель выполняют работу)

- Какое настроение у вас сейчас? Что вы чувствуете?

(радость)

- Мы сейчас себе подарили радость – сделали себе подарок. Но ещё больше радость становится, когда её даришь другому. Я вам предлагаю обменяться, браслетиками друг с другом в знак дружбы.

(дети по желания обмениваются)

Теперь у вас есть не только в сердце радость, но и в руках знак дружбы своего друга. А значит всё у нас в порядки и мы можем закончить наше занятие. Спасибо вам!

                                           

                                           Приложение 2

Творческие игры старших дошкольников, направленные на развитие воображения  в продуктивной деятельности

На что похожи наши ладошки

Предложить детям опустить ладонь в  краску  или  обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Три краски

Предложить детям взять три краски, по их  мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

 Превращение пятнышек краски (техника рисования -  монотипия)

Предложить капнуть любую краску  или несколько цветов красок на середину листа или на  половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

 Волшебная ниточка

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

Неоконченный рисунок

Детям даются листы с изображением  недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

О чем рассказала музыка

Звучит классическая музыка. Детям предлагается  закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

Волшебная мозаика

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить  много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто  сможет сложить из своей мозаики  больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

 Поможем художнику

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с  педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

 Волшебные картинки

Детям раздаются листы бумаги. На каждом листе  схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе  так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски

Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке (линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает  только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)

 Чудесные превращения

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

Чудесный  лес

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах   расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами  лес, полный чудес, и рассказать  про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для  задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

 Перевертыши

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку  можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами  все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну  карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

Сказочное животное (растение)

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название рисунку. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

 Отгадай, что я задумал, и дорисуй

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ.

Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.

Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

 Рисуем вместе

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.).

Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы.

На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики — например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова — зеленая, солнце — синее и т.д.)

Волшебное дерево

Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи.

Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и заинтересованности, а это — одно из главных условий, располагающих к творчеству.

 Восковая скульптура

Группа делиться на две команды. Одна команда – это «глина», другая - «скульпторы». По команде скульпторы начинают из глины лепить. До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил "скульптор".

Комбинирование

Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

Упражнение «Точки»

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Используя все точки каждый раз не обязательно.

 Кляксография

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

 

Кругольники

Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.

Предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос,  зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки — получаются часы. К треугольнику хвостик — веселая морковка. Вариантов много (круг — мяч, шар, яблоко,  сказочная птица и т. д.).  Дать установку ребенку -изображение не повторяется.

 Превращение клякс (техника раздувания капель  краски с помощью коктельной трубочки)

На лист бумаги капнуть несколько капель краски одного цвета или разных цветов. С помощью коктельной трубочки раздуть капли в разные стороны. На что похожи кляксы? Дорисовать полученные изображения. Придумать название рисунка.

 На что похож круг

Ребенку дается лист бумаги с изображением  контура  кругов (от 3 до 10) в зависимости от  возраста ребенка. Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности.

 Дорисуй половинку фигуры

Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованной  половинкой какой-либо геометрической фигурой. Нужно угадать, какая геометрическая фигура спряталась в рисунке,  дорисовать вторую половинку фигуры. Посмотреть на фигуру, подумать, на что похожа целая геометрическая фигура, дорисовать,  чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Для дорисовки предложить детям разнообразный изобразительный материал: краски, карандаши, мелки восковые, маркеры, фломастеры.

           

Закорючки  

Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

 Нарисуй настроение

Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

 Несуществующее животное

Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?"

История жизни

Пусть историю своей жизни расскажет любимая игрушка, мыло в ванной, старый диван, съедаемая груша.

Новые старые сказки

Возьмите старую, хорошо известную ребенку, книжку и попробуйте вместе придумать новую историю к иллюстрациям из нее.

Предложите новый поворот в старой сказке, пусть ребенок продолжит. Например, Красная Шапочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека. А на картине отыщите репродукции картин, содержание которых малышу еще не известно. Дайте ему возможность высказать собственную версию о нарисованном. Возможно, она будет не слишком далека от истины?

 Продолжи рисунок

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

 «Фантастическая история»

Вырежьте малышу (а лучше пусть он сделает это сам) цветные изображения различных животных или растений (из журналов и старых книг). Изображение каждого животного следует разрезать еще на несколько частей. Перемешайте. Вот и готова игра "разрезные картинки". Однако главное задание впереди. Для его выполнения требуется лист бумаги и клеящий карандаш. Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю. Если в игре примет участие и взрослый, у фантастического зверя появится товарищ.

 Разноцветные салфетки

Взрослый достает из стаканчика бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы и говорит ребенку: “Посмотри, это лужок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем?”.

Взрослый с ребенком старательно нюхают цветочки, обсуждают их запах.

В следующий раз голубая салфетка может стать речкой или озером, по которому будут плавать кораблики-скорлупки, а желтая - песочком, на котором будут греться под солнышком маленькие игрушки.

 Найди зайчика

Если ребенок ничем не занят, достаньте чистый носовой платок (салфетку из ткани) и, держа его за два соседних угла, загляните за него то с одной, то с другой стороны, приговаривая: “А где зайчик? Куда он убежал? Зайчик, где ты? Сейчас мы тебя найдем”. Затем быстро завяжите каждый из углов платка, вытягивая концы таким образом, чтобы они стали похожи на длинные уши: “Да вот они, уши. Поймали зайчика. А где у него хвост?”. Взрослый берет за оставшийся конец платка и завязывает маленький хвостик: “Вот и хвостик. Давай погладим его”. В то время, когда ребенок гладит хвостик, взрослый незаметным движением подбрасывает зайчика: “Ах, проказник, выпрыгнул. Давай покрепче держать”.

 Бабочки

Для этой игры нужно приготовить небольшой цветной плотный лист бумаги или картона и несколько маленьких разноцветных листочков из тонкой бумаги. Положите маленькие листочки на картон и покажите ребенку: “Посмотри, это лужок, а это бабочки сидят на травке. Посидели-посидели, крылышками взмахнули и полетели”. Взрослый дует на листочки так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Затем предлагает ребенку поймать бабочек и посадить их на лужок.

 Где мое окошко?

Эту игру можно организовать с дидактическими материалами, лучше всего объемными формами-вкладышами. Взрослый показывает ребенку объемную форму с вкладышами и говорит, что это домик, где живут малыши. Малыши отправились гулять, а потом захотели вернуться домой, но забыли, через какие окошки они могут попасть в дом. Предложите рассмотреть окошки и помочь малышам зайти в дом. Похвалите ребенка за старание, поблагодарите его от лица малышей.

 Козлята и волк

Положите на стол коробку из-под обуви и несколько маленьких кубиков: “Это козлята, а это их домик. Мама ушла в магазин, а козлята щиплют травку. Вдруг прибежал волк (с помощью большого кубика или, сжав кисть своей руки, изобразите волка), хотел съесть козлят. Но козлята умные, они убежали от волка и спрятались в свой домик. Быстрее-быстрее, козлята, мы вам поможем спрятаться, все окна-двери закроем”. Вместе с ребенком быстро спрячьте кубики в коробку. Волк убегает. По желанию ребенка игру можно повторить.

Эту игру можно разнообразить, играя, например, в “зайчиков и лису”, в “кошки-мышки”, “воробышки и кошка” и пр.

 Игры с проволокой

Для этих игр нужно подобрать мягкие проволочки, обмотав их разноцветными толстыми нитками. Взрослый показывает ребенку проволочку и говорит: “Смотри, какая у меня проволочка. Из нее можно сделать разные игрушки. Вот я ее согнула, и получилось круглое окошко. Сейчас посмотрю в него. Вон машинка едет, а вон мишка сидит. Посмотри в окошко, что ты видишь? А хочешь сам сделать окошко?” Ребенок вместе со взрослым делает окошко, рассматривает в окошко комнату, называет то, что видит.

Затем взрослый говорит: “А давай, теперь это будет солнышко. Наступило утро, солнышко стало подниматься все выше и выше, вот как высоко поднялось, светит для всех”. Покажите, как солнышко медленно поднимается. Потом предложите ребенку самому поиграть с солнышком.

После этого можно сделать из проволочки домик и согнуть ее в виде треугольника. - “Посмотри, какой домик. Тук-тук, кто в домике живет?”.

Взрослый: “ А теперь на что это похоже?” (снова сворачивает проволочку в кольцо). Если ребенок придумывает что-то свое, например, говорит, что это руль от машины (на третьем году жизни дети сами могут придумывать оригинальные замещения предметов), подхватите предложение и дайте возможность ребенку самому поиграть в такую машинку.

Обыграв таким образом проволочку, можно предложить ребенку самому что-нибудь сделать из нее, каждый раз интересуясь, что получилось.

Приведенные примеры показывают, насколько разнообразными и неожиданными могут быть способы использования самых разных предметов. Для того, чтобы расширить возможности такого рода фантазий, нужно, чтобы в комнате было выделено специальное место для хранения предметов, не имеющих определенной функции. Таким местом могут стать коробки из-под обуви, пластмассовые или деревянные емкости разных разметов. В них можно хранить пуговицы, катушки, жестяные и пластмассовые крышки от банок, ореховые скорлупки, палочки, ленточки, кусочки ткани, мягкие проволочки, отдельные детали конструкторов и мозаик. Имея под рукой все это богатство, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу, тропинку, ручеек или речку, палочку - в мостик или лодочку, камушки - в конфетки, катушку - в плиту и т.д. И вокруг каждого из таких волшебно преображенных предметов можно организовать небольшие игровые эпизоды.

 Волшебные фигурки

Достаньте коробку с небольшими кубиками и скажите ребенку: «Знаешь, это волшебные кубики. Из них можно сделать любую фигурку. Хочешь, я соберу из них звездочку?». Выложите кубики уголками так, чтобы получилась звездочка. Затем предложите малышу самому собрать такую же фигурку, спросите, что малыш хочет сделать еще.

От вашей фантазии зависит, сколько фигурок вы можете предложить ребенку. Это могут быть цветочки разных цветов и размеров, большая и маленькая клумбы, любые ритмические композиции.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности у старших дошкольников в продуктивных видах деятельности (статья из опыта работы)

ФГОС дошкольного образования основан на принципе поддержки инициативы и самостоятельности  детей в различных  видах деятельности, в том числе продуктивной....

Консультация для родителей "Развитие творческого воображения у старших дошкольников"

Сегодня, в эпоху огромнейшего многообразия игрушек, компьютерных игр встала проблема с развитием воображения  у детей.  А ведь это важное свойство психики. Родителей в основном волнует два в...

Проект: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе работы над сказками»

Представлен опыт работы по развитию творческого воображения у старших дошкольников в процессе работы над сказками...

Презентация проекта " Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе работы над сказками"

В презентации представлен опыт педагога по развитию творческого воображения  у дошкольниколв в процессе работы над сказками....

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе музыкально - игровой деятельности

Данная консультация поможет воспитателям  ДОУ развивать творческое воображение старших дошкольников посредством музыкально - игровой деятельности в группах....

Рекомендации по поддержанию и развитию творческого воображения у старших дошкольников.

Рекомендации по поддержанию и развитию творческого воображения у старших дошкольниковВ большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, которые имеют в своем личностном арс...