Самообразование "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности"
методическая разработка (младшая группа)
«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы
по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год
воспитателя младшей группы №3
полного дня общеразвивающей направленности детей 3-4 лет
Тема: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»
Актуальность выбранной темы
«Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира»
(Д. Б. Эльконин)
Дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования «продуктивной деятельности».
Велико участие «продуктивной деятельности» в творческом и интеллектуальном становлении ребенка – в развитии инициативы, любознательности, находчивости, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач, заложенных во ФГОС ДО.
Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью получения продукта.
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.
- Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
- Лепка (пластилин и соленое тесто) - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.
- Аппликация – развивает художественное воображение и эстетический вкус; конструктивное мышление (зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое); мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка; помогает выучить цвета и формы; знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.
В связи с этим намечена цель работы по самообразованию:
Цель: Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей младшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи: - Изучить особенности развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
- Формировать продуктивную деятельность детей младшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации.
- Развивать навыки детей в работе с разнообразными материалами и техниками.
- приобщить к миру искусства.
- Совершенствовать эстетическое восприятие мира, природы.
- развивать воображение, мелкую моторику рук.
- воспитывать самостоятельность, целеустремленность.
- вовлекать родителей в творческий процесс детей.
Этапы работы над темой:
Этапы | Содержание работы | Сроки выполнения |
Проектный | - подобрать литературу по данной теме; - провести обзор информации в интернете по теме «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» - Ознакомиться с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания. - знакомство с программой и педагогической технологией по данной теме; - Разработка и реализация программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса | сентябрь - октябрь |
Практический | - систематизировать изученную литературу; - составить и реализовать перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности; - проанализировать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с ФГОС в младшей группе. -разработать демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий с детьми. - пополнить предметно-развивающую среду в группе за счёт изготовления игр и пособий по данной теме; - разработать консультацию для педагогов по теме развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности - привлечь родителей к участию в накоплении атрибутов для занятий и игр рисованию; - провести консультации с родителями по теме: «Роль развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»; | октябрь - апрель |
Заключитель-ный | - подведение итогов работы по развитию развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности; - анализ работы по теме самообразования; - фотоотчет о проделанной работе. | май |
Перспективный план работы
по развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности:
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
1 | 2 | 3 |
Работа с детьми Задачи: - формировать у детей интерес к лепке, рисованию, аппликации; создавать у детей желание участвовать в совместной деятельности. -ознакомить детей с некоторыми техниками изобразительного искусства. | Рисование «Дорожки вокруг грядки», «Котята играют с клубочками» Лепка «Ой, ладушки – ладушки, испечём оладушки…», «Бусы, колечки» | Сентябрь |
Рисование. «Осеннее дерево (рисование ладошками) », «Листопад», «Мой веселый, звонкий мяч», «Что за яблоко! ». Лепка. «Оладушки», «Морковка для зайчика», «Яблоки и груши». Аппликация. «Грибная полянка», «Оладушки», «Воздушные шарики», «Яблоко с листочками». | Октябрь | |
Рисование. «Красивые чашки», «Узоры для платья лисички», «Зеленый луг», «Цыпленок». Лепка. «Печенье», «Миска для парного молока», «Цыпленок». Аппликация. «Украшаем чашку», «морковка для зайчат», «Цыпленок (из ватных дисков) | Ноябрь | |
Рисование. «Снег кружится (тычки) », «Приглашаем снегирей, съесть рябину поскорей», «Зайка», «Елочка». Лепка. «Снежинки», «Снегирь», «Зайки», «Елочка». Аппликация. «Снежинки», «Птичка на веточке», «Украшаем елочку». Выставки творческих работ. | Декабрь | |
Рисование. «Снежинки», «Как звери спасаются от стужи зимой», «Снеговик». Лепка. «Бусы для ёлочки», «Наша Маша маленькая», «Снеговик». Аппликация. «В зимнем лесу», «Снеговик (мятая салфетка) ». | Январь | |
Рисование. «Кормушка для птиц», «Танк», «праздничный салют». Лепка. «Зернышки для птичек», «Танк», «Салют (пластелинография) ». Аппликация. «Кормушка для птиц», «Подарок для папы (открытка-рубашка с галстуком) », «Стенгазета с 23 Февраля! ». | Февраль | |
Рисование. «Красивые салфетки», «Цветы для мамы», «Дом для моей семьи», «Фартук для матрешки», «Дымковская лошадка». Лепка. «Цветы сердечки», «Сосульки-воображульки», «Украшаем матрешку (пластелинография) », «Козлик». Аппликация. «Подарок для мамы (открытка) », «Букет в вазе», «Конь в горошек». | Март | |
Рисование. «Окна в доме», «Вырос наш зеленый лук», «Одуванчики в траве», «Рыбки в аквариуме». Лепка .«Весеннее дерево», «Овощи», «Доктор Айболит (пластелинография) », «Рыбки». Аппликация. «Дом», «Вот такой наш огород (Стенгазета) », «Рыбки». | Апрель | |
Рисование. «Скворечник», «Машина», «Весенние веточки», «Одуванчики». Лепка. «Бабочка», «Цветы». Аппликация. «Скворечник», «День Победы (Стенгазета) », «Одуванчики». | Май | |
Работа с родителями Задачи: - повысить уровень педагогической культуры родителей и их педагогическое просвещение; укрепить сотрудничество детского сада и семьи. | Совместное творчество детей и родителей. Вовлечение в проект «Осеннее дерево». Фотовыставка «Золотая осень» | Сентябрь - октябрь |
Совместное творчество детей и родителей. Конкурс поделок «Первоцветы». Фотовыставка «Мой домашний огород на подоконнике» (в рамках проекта «Огород на подоконнике») Выставка поделок, фотовыставка. Стенгазета «Мой огород на подоконнике» | Ноябрь - декабрь | |
Выставки творческих работ. Вручение поздравительных открыток папам. | Январь - февраль | |
Презентация проекта «Огород на подоконнике», Стенгазета «Вот такой наш огород» | Март - апрель | |
Выставки творческих работ. | Май |
Ожидаемые результаты:
Открытый показ НОД в младшей группе.
Открытое занятие по аппликации с элементами рисования в младшей группе «Вырос наш зеленый лук»
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Подготовка презентации «Развитие и активизация творческого воображения детей раннего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельность» Выступление на педсовете.
Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей младшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью».
Литература:
1. "Основы педагогического мастерства" под ред. И. А. Зязюна. М., 2015. В интернет версии.
2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. – М. 2017.
3. Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства. /Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2015.
4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, - 144 с.
5. ФГОС ДО ФЗ №1155 от 17.10.2015
6. Закон «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012
7. ФЗ №185 от 02.07.2013
8. Волченкова В. Н., Степанова Н. В. Конспект занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2017.
9. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – Просвещение, 2015.
10. Голицына Н. С. Конспект комплексно-тематических занятий. 2-я младшая группа. Интегрированный подход
11. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта"Развитие художественно-творческих способностей дошкольника через внедрение продуктивных видов деятельности"
Презентация содержит актуальность, цель,задачи проекта. Также проект включает план реализации и ожидаемый результат....

Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности
Данная статья раскрывает современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников....

«Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создани...

«Формирование художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
Презентация о значении продуктивных видов деятельности в формировании художественной творческих способностей детей...

Выступление на районной методической конференции из опыта работы по теме: методической конференции по теме: «Современные подходы к формированию художественно - творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.Сегодня много ...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Цель: Формирование методической компетентности педагогов в области развития продуктивных видов деятельности с детьми.Задачи:- обучение методическим приемам организации совместной, самостоятельной...

"Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности"
Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов ...
