Мастер-класс «Развитие творческого воображения через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности у старших дошкольников»
материал по развитию речи (старшая группа)

Коваленко Наталья Михайловна

 В мастер классе представлены методы и приёмы работы по сюжетной картине,  которые  расширят знания педагогов о составлении творческих рассказов  через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Развитие творческого воображения через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности у старших дошкольников»

Тема: «Развитие творческого воображения через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности у старших дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о составлении творческих рассказов по сюжетной картине, через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

пополнить теоретический запас знаний о составлении творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ;

совершенствовать профессиональное мастерство педагогов использования технологии ТРИЗ для развития творческого воображения детей;

создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Содержание «Развитие творческого воображения через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности у старших дошкольников»

Этапы мероприятия

Организующая роль педагога-психолога

Действия педагогов

Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, уважаемые коллеги!

Во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников, рекомендованные Министерством образования России, включен раздел по формированию умений самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам.

По отзывам педагогов, можно сделать вывод, что более неинтересного вида деятельности в детском саду, чем составление рассказа по картине, нет. Но ведь такой вид работы необходим!

Как заинтересовать ребенка?

Опыт работы с дошкольниками показывает, что традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при

Слушают.

 составлении творческих рассказов по сюжетной картине.

Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст — им отводится роль пассивного слушателя.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Методика «Продолжи предложение» (педагогам предлагается высказаться с какими трудностями они сталкиваются).

«При составлении рассказа по картине с детьми я сталкиваюсь……………………………………..»

Обобщение:

не решается задача формирования обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине, т. к. ребенок не понимает, по каким правилам он строится. И в то же время ребенок должен к поступлению в школу уметь составлять рассказы по картине.

Возникшее противоречие мы решили с помощью адаптированной методики Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх «Составленидетьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ) которая позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.

Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5-7 лет.

Подбор сюжетных картин осуществляется нами на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей. Мы используем такие сюжетные картины как: «Купание медвежат», «Прогулка в парке», «Мы играем», «Ранняя весна», «Спасаем мяч» и д. р.

Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель. Картина находится в группе, в кабинете коррекции речи на уровне глаз детей в специально отведенном месте.

Высказывают причины затруднений при  составленеии творческого рассказа с детьми по сюжетной картине.

Анализируют проблему.

Выявление места и причины затруднения

Данная методика определяет последовательность работы над картиной.

Содержание этапов работы над картиной вы можете увидеть на экране.

Этап 1. Определение объектов на картине.

Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Этап 3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

Этап 4. Описание местонахождения объектов на картине.

Этап 5. Преобразование объектов во времени.

Этап 6. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.

Этап 7. Составление сравнений, загадок и метафор по картине.

Этап 8. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.

Этап 9. Смысловая характеристика картины.

Знакомятся с этапами работы над картиной для усвоения детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине.

Построение проекта выхода из затруднения

Этап 1

«Определение объектов на картине»

Цель: Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка)

Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины

1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).

2. Моделирование объектов.

3. Группировка по заданному признаку.

4. Обобщение перечисленных объектов.

Для мотивации детей к выделению и называнию объектов на картине используем прием «подзорная труба», «бинокль» или приглашение «Волшебника Деления». Последовательность называния объектов на картине может быть любой.

Выявлять части одного объекта можно с помощью приемов: «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Все эти упражнения проводятся как соревнование с целью более полного выделения частей объектов.

ПРИМЕР

Педагог: К нам пришла в гости картина. Посмотрите на нее. Давайте возьмем подзорную трубу и перечислим, что мы на ней видим.

Знакомятся с содержанием работы на каждом этапе, вносят свои предложения для более прдуктивной деятельности по составлению творческого рассказа.

 Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных предметов.

(Педагог по мере называния объектов обозначает их схемами.)

2 этап

«Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине

1. Выделение двух объектов на картине.

2. Обоснование связей между ними.

3. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.

Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление.); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит.); родственных связей (брат — сестра, мама — дети.).

Пример занятия

П.: Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины: все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи.

Педагоги устанавливают взаимосвязи между объектами.

Для обучения установлению взаимосвязей между объектами на картине предлагаем детям следующие творческие задания:

— пришел волшебник Объединяй и соединил два предмета (Педагог указывает на них.) Волшебник просит объяснить, почему он это сделал;

— «Ищу друзей» — найти объекты, которые между собой связаны по взаимному эмоциональному расположению.

3 этап

«Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»

Цель:

• обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств;

• учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Алгоритм мыслительных действий

1. «Вхождение в картину».

2. Выбор органа чувств, который помогает «путешествовать» по картине.

3. Речевая зарисовка ощущений.

В работе с картиной мы используем прием приглашения волшебников-помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую на вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками».

Уважаемые педагоги, перед вами лежат карточки, посмотрите, каким волшебником вы будете. «Войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.

Начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…» и т. д.

4 этап

«Описание местонахождения объектов на картине»

Цель:

Упражнять детей пространственной ориентировке на картине;

Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;

Формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства

в трехмерное.

Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине

1. Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.

2. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:

а) с позиции постороннего наблюдателя;

б) в роли самого объекта.

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине мы используем такие игры как:

Игра «Да — нет»

Я загадала объект на картине, а вы с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, установите его местонахождение.

Вопросы задавайте таким образом, чтобы я могла отвечать только «Да» или «Нет». (проиграли)

А сейчас выберите любой объект на картине и опишите его местонахождение от лица, данного объекта.

Игра «Ожившая картина» фото детей на экране.

Игра может быть продолжением игры «Да — нет». Найденный объект «оживает»и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка описать объект по месту на картине, а затем указать его на сцене.

Постепенно выстраивается композиционная модель картины

на сцене.

Смоделированная композиция картины наблюдается зрителями 5-7 секунд и поощряется аплодисментами.

5 этап

«Преобразование объектов во времени»

Цель:

• развивать у детей мыслительные операции преобразования выбранного объекта во времени;

• упражнять в составлении рассказов о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты;

• развивать творческое воображение через художественно - продуктивную деятельность.

Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени.

1. Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать.

2. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.

3. Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта.

4. Назвать рассказ.

Уважаемые коллеги предлагаю вам отправиться в путешествие на «Машине времени» в нашу ИЗО студию. - Какое время года изображено на картине?

Выберите конкретный объект картины. Подумайте, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком).

- Кто готов поделиться с нами своими фантазиями от лица выбранного объекта. (Ответы педагогов)

А сейчас я предлагаю вам зарисовать свои рассказы-фантазии. (рисуют)

-Как вы назовете свою работу?

-Расскажите о ней.

Предлагая ребенку сделать рисунок к рассказу, мы учим его иллюстрировать собственные тексты. Собирая его работы мы создаем его собственную книгу речевого и изобразительного творчества.

 6 этап

«Составление рассказов от лица разных объектов»

Цель:

• обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменений;

• уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;

• упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять, связный творческий рассказ от первого лица.

Алгоритм мыслительных действий

1. Выбрать объект (героя) на картине.

2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.

3. Войти в образ героя.

4. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.

5. Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.

Реализация построенного проекта

- «Войдите в картину». Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опишите свои чувства.

Через свой рассказ вы можете передать эмоциональное состояние, настроение героя, его характер. При этом используя разнообразные средства интонационной выразительности речи (мимика, жесты, сила голоса, темп).

(Педагоги рассказывают)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Давайте вспомним этапы работы по составлению творческого рассказа и назовём их последовательность.

Практическая деятельность по созданию творческого рассказа по предложенной схеме.

Самостоятельная работа педагогов с самопроверкой по эталону

- Предлагаю разделиться на 9 подгрупп (9 этапов)

- Какие игры и игровые приёмы можно использовать на определённых этапах по составлению творческого рассказа по сюжетной картине?

Затем каждая группа предлагает свой вариант ответа.

Закрепляют информацию

Включение в систему знаний и повторение

Используя данную методику, мы качественно решаем задачу обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности

Ребенок думает, что он составляет рассказ по конкретной картине. Мы, взрослые, знаем, что важнее понимать главное: при составлении рассказа по картине ребенок должен:

сначала мысленно назвать объекты;

увидеть связи между ними;

представить возможные ощущения;

найти место положение объекта на картине;

подумать о том, что было и что будет с конкретным объектами;

сделать сравнения по выбранному признаку.

Чтобы рассказ получился интересным, найти рифмовку или составить рассказ от имени какого-либо объекта на картине и осознать житейскую мудрость, подходящую к ситуации.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

Предлагают свои варианты игр и игровых приёмов по выше предложенной аналогии.

Рефлексия учебной деятельности.

«Дерево успеха»  

Если семинар был для вас полезным, прикрепите к дереву зелёный лист и напишите свой отзыв на обратной стороне; если вы не узнали ничего нового, эта информация не была для вас полезной, прикрепите к дереву жёлтый лист и напишите свой отзыв на обратной стороне;

если вы зря потратили своё драгоценное  время, прикрепите к дереву красный лист и напишите свои пожелания на обратной стороне).

Анализ общей картины «Дерева успеха».

Заключительное слово.

- Сегодня я познакомили Вас только с частью этапов работы над картиной. Если вас заинтересовала данная методика, вы можете подробно ознакомиться с ней самостоятельно, используя методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей  «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ). Авторы Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюк.

Обобщение полученных знаний.

Оценивают полезность проведённого семинара, пишут свои пожелания и предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс: «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»

Что такое друдл?Друдл – это незаконченная картинка, вырванная из какого-либо контекста. Вы можете дорисовать ее вживую или в своем воображении. Ваша задача придумать как можно больше ответов, что изоб...

Анализ организации продуктивных видов деятельности. Диагностика сформированности дошкольников по продуктивным видам деятельности.

              Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет.Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуа...

Мастер -класс "Развитие речи и творческих способностей через технику друдлы"

знакомство педагогов с техникой «друдлы», как способом развития речи и творческих способностей дошкольников;- повышение профессиональной компетенции педагогов в области речевого разви...

«Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, через нетрадиционные техники в продуктивных видах деятельности».

   Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сферы психики. У детей уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательно...

МАСТЕР – КЛАСС «Создание динамичных художественных образов в процессе интеграции игровой и продуктивной видов деятельности»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Организация образовательной деятельности с воспитанниками в в рамках раздела «Изобразительное искусство»...

Тема мастер класса «Развитие речи и творческих способностей через технику друдлы»

Цель: знакомство педагогов с техникой «друдлы», как способом развития речи и творческих способностей дошкольников;- повышение профессиональной компетенции педагогов в области речевого...