Семинар для педагогов "Аттестация в вопросах и ответах"
материал

Семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya_v_voprosah_i_otvetah.docx29.53 КБ
Файл attestatsiya_v_voprosah_i_otvetah.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Аттестация в вопросах и ответах»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

Цель. Познакомить педагогов с порядком организации и процедурой проведения экспертизы практической деятельности педагогических работников
Предварительная работа.

  • Ознакомление педагогических работников с нормативно-правовыми документами, регулирующими процедуру проведения аттестации
  • Заполнение листов самооценки, анализ
  • Консультации для педагогов

- «Аттестация: как правильно оформить документы»

- «Портфолио как одна из форм диагностики профессиональной деятельности педагога»

Материал. Презентация (ход семинара), елочки и снежинки (для деления на подгруппы для практической работы), булавки для закрепления значков, магнитная доска, маркеры, бланки обратной связи, листы самооценки (подготовлены заранее) – 6 шт., конспекты занятий - 4 шт., портфолио – 2 шт., чистые листы (А4), карандаши, ручки.  

План проведения

Регистрация участников семинара, открытие семинара

  • Теоретическая часть

Упражнение  «ПриветсЦель. Настроить педагогов на позитивное, созидательное общение.
 Ведущий. Сегодня мы с вами еще раз поговорим об аттестации. У многих педагогов, пришедших на этот семинар, наверняка есть вопросы, на которые хочется получить ответы. Какие-то из ответов вы получите уже готовыми, но  я предоставлю вам возможность некоторые из ответов найти самостоятельно. Ведь недаром Конфуций говорил: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал сам – понял». Но сначала я предлагаю вам приготовиться к совместной  работе, настроиться на активную деятельность в команде. Время выполнения задания – 3-4 мин.
Педагогам предлагается, используя первую букву своего имени, назвать личностное качество, характеризующее данного педагога в профессиональной деятельности.  
Примерные варианты ответов: Ирина – инициативность,исполнительность; Анна – активность, адаптивность; Ольга – открытость, обучаемость; Валентина – великодушие, веселость, верность профессии и т.п..
Актуальность проблемы «Аттестация 2011: особенности организации и проведения» 
Цель. Познакомить педагогов с нормативной правовой основой организации и проведения процедуры аттестации педагогических и руководящих работников. Время, отведенное на сообщение информации – 10 мин. 
Ведущий. Прежде чем мы начнем выполнять практические задания, непосредственно связанные с процедурой аттестации, я хочу напомнить вам о том, какие нормативные документы регулируют данную процедуру.
Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной  реагировать на вызовы времени, возможно  только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога. 
          Аттестация – это путь для непрерывного повышения профессионального и личностного роста педагогических работников, с одной стороны, и стимул развития системы дошкольного образования, с другой. Ведь не секрет, что любые достижения в области дошкольного образования обеспечиваются прежде всего систематической работой окружающих детей взрослых. В этой связи аттестация педагогов не самоцель, она направлена на совершенствование системы дошкольного образования в интересах ребенка.    
Приказом Минобрнауки России от 26.03.2010 N 209 был утвержден новый порядок аттестации педагогических работников. Основаниями для принятия нового порядка послужили:

  • утверждение новых квалификационных характеристик должностей работников образования приказ N 593 от 14.08.2009), определившие основные составляющие компетентности педагогических работников;
  • переход на новую систему оплаты труда, учитывающую результаты и качество работы учителя.

Кроме этого, необходимо было привести процедуру проведения аттестации с соответствие с Законом РФ «Об образовании», согласно которому проведение аттестации педагогических кадров относится к полномочиям субъекта РФ, в то время как действующее положение об аттестации позволяло передавать это на муниципальный уровень или в учреждение образования. 
Согласно действующему Порядку, аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности
Основными задачами аттестации являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
  • повышение эффективности и качества педагогического труда;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; 
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

 

Таким образом, можно сказать, что аттестация имеет два ключевых назначения:
1. Оценка уровня квалификации педагога для установления соответствия требованиям занимаемой должности  и требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) на основе анализа их профессиональной деятельности.
2. Стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда. 
Оценка уровня квалификации требует наличия достаточно ясных критериев и показателей различных уровней квалификации. Стимулированию целенаправленного повышения квалификации педагогических работников способствует анализ и самоанализ педагогической деятельности, позволяющий ответить на следующие вопросы:  «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные  результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога требуют дальнейшего совершенствования?» и др.
Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач.
Квалификационные категории предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником. Они носят иерархический характер. Соответствие занимаемой должности означает, что педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном уровне. Первая и высшая квалификационные категории предъявляют более высокие требования к  качеству решения профессиональных задач. Они предполагают более высокий уровень квалификации педагога. 
Проведение оценки  профессиональной деятельности в процессе аттестации предполагает,
анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом. Поскольку успешность решения соответствующих функциональных задач определяется компетентностью педагога, именно компетентность педагога является важнейшим элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" написано:  «Под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая. Важно отметить, что при выделении показателей и параметров оценки ключевыхкомпетенций педагогической деятельности были учтены требования к педагогическим работникам, определенные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей специалистов и служащих

Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. 
Считаем важным еще раз подчеркнуть, что требования к компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он реализует в своей деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает систему требований к компетентности педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения. 
В соответствии с разработанным  профессиональным стандартом  квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей: 

  • Компетентность в области личностных качеств.
  • Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
  • Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
  • Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
  • Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
  • Компетентность в организации педагогической деятельности.

Методика оценки уровня квалификации  педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой разработана на основе исследований, проведенных в рамках проекта, материалы методики были подвергнуты общественно-профессиональному обсуждению и апробации в условиях реальной аттестации педагогических работников. Они содержат описание оснований для разработки методики: профессионального стандарта и педагогических компетенций; методы оценки уровня квалификации при установлении соответствия занимаемой должности и требованиям первой (высшей) квалификационных категорий;  обсуждение результатов присвоения квалификационной категории; комментарий к методике: ответы на типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации. Предлагаемая методика построена на компетентностном подходе,  она вносит прозрачность в критерии и методы оценивания профессиональной квалификации педагога. 
Материалы, включенные в  методику, содержат ответы на следующие вопросы: что является предметом оценки (самооценки) в процессе аттестации, как проводится оценка, что является основанием для принятия решения о соответствии занимаемой должности и требованиям первой и высшей  квалификационных категорий, какие  рекомендации могут быть даны педагогу на основании результатов аттестации.

 

Задачей первого (квалификационного) этапа аттестации является оценка уровня профессиональной компетенции педагога, которая состоит из профессиональных знаний, умений и навыков, освоенных профессиональных способов деятельности (профессиональных компетентностей) и субъектной позиции педагога как профессионала, выражающейся в умении ставить цели и решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать тактику и стратегию профессионального поведения, предполагающего «личностное развитие и совершенствование педагога». 
Если исходить из данного определения, то одной из наиболее адекватных вышеназванной задаче форм проведения аттестационных испытаний педработников является презентация портфолио педагога. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетенции, например, умение решать проблемы в своей профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям. 
Как в мировой, так и в отечественной практике 
портфолио рассматривается как один из современных методов диагностики профессионального развития педагога. Он предназначен для:

  •  систематизации накопленного опыта,
  • определения направления развития педагога,
  • объективной оценки его профессионального уровня.
  • кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки достижений учителя.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддержание высокой мотивации в преподавании
  • стремление к высокому уровню знаний в области преподаваемых дисциплин
  • стремление к самообразованию, самореализации
  • повышение способности к креативному мышлению
  • стремление к общей и педагогической культуре
  • стремление к успеху

Оценка уровня квалификации педагогических работников, являющаяся сердцевиной аттестационной процедуры, рассматривается сегодня как весьма значимая всеми участниками образовательного процесса. Это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки  и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога. 
Упражнение «Негатив-позитив»  
Цель. Выявить и обозначить стратегические и развивающие проблемы, возникающие у педагогов в период аттестации
Ведущий. Сейчас я хочу предложить вам определить преимущества и недостатки, с собственной точки зрения, нового формата прохождения аттестации и предложить свои варианты по оптимизации процедуры проведения экспертизы практической деятельности педагогических работников. Время работы над заданием – 5-7 мин. 
Примерные варианты ответов: заявление на аттестацию можно подавать в течение всего календарного года - +; в листе самооценки есть пункты, не учитывающие специфику работы в дошкольном образовательном учреждении - ---;  

четко прописан перечень документов, представляемых в аттестационную комиссию на категорию или получение соответствия занимаемой должности - +;, возможность составить на основе полученных данных полную картину относительно уровня профессионализма педагогов в различных областях и направлениях деятельности - +; и т.д.
Ведущий. Таким образом, как любой предмет, любая деятельность, процедура аттестации имеет свои положительные и отрицательные стороны. Однако нельзя отрицать, что аттестация – это главный двигатель для профессионального и личностного роста любого педагога, который пришел в профессию, осознал ее значимость и хочет в ней остаться.

  • Практическая часть (работа в подгруппах)

Цель. Научить педагогов самостоятельно определять степень реализации своих профессиональных умений и навыков, планировать работу по дальнейшему саморазвитию. Время выполнения  практической части – 30-35 мин.
Ведущий. Мы приступаем к практической части нашего семинара. Для продолжения работы нам необходимо разделиться на две подгруппы, используя выбранные до начала семинара фишки (елочки или снежинки) 
Работа с листом самооценки. Педагогам предлагается проанализировать заполненный лист самооценки и составить план работы данного педагога в межаттестационный период.
Примерный вариант ответа. В предложенном для анализа листе самооценки педагог получил низкие баллы, заполнив показатели компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности. Значит, данному педагогу необходимо уделять больше внимания изучению частных методик, детской психологии; пройти курсы повышения квалификации, содержащие психолого-педагогический блок; обратиться за методической  помощью к старшему воспитателю и получить консультации по данной проблеме (н-р, научиться проводить самоанализ собственных занятий); стараться как можно чаще посещать методические объединения, обучающие семинары различного уровня по обмену опытом; и т.д..  
Анализ конспекта занятия. 
Анализ портфолио. Педагогам необходимо провести анализ предложенного портфолио, определить обоснованность включенных в него материалов и сделать выводы о процессе индивидуального развития педагога в межаттестационный период.
Примерный вариант ответа. В предложенном для анализа портфолио представлен материал, собранный педагогом за 3 года. Полностью указаны все данные педагога, уровень его образования и прохождения курсовой переподготовки, есть сертификаты обучающих и профильных семинаров. Достаточно высокие показатели можно увидеть в разделах «Отзывы о педагоге», «Общественная деятельность педагога». Однако в данном портфолио слабо представлена внеурочная деятельность педагога (работа кружка – нет диагностики, перспективного планирования), нет ссылок на мультимедийные презентации. Педагогу можно также рекомендовать расширить и дополнить перечень материалов, отражающих его научно-методическую деятельность. 
Подведение итогов. Рефлексия. Обратная связь.

Упражнение «Незаконченное предложение» 
Педагогам предлагается закончить предложение «Аттестация для меня – это…»
Примерные варианты ответов: - возможность показать себя; повышение зарплаты; повышение самооценки; средство для определения точек личностного роста; и т.п.
Ведущий. В заключение хочется пожелать творческого настроя всем участникам аттестационного процесса. От вашей позиции зависит, станет ли процесс оценки скучным, формальным, эмоционально напряженным действием или же творческим процессом поиска, который приведет к вашему профессиональному развитию

Используемая литература.

  • Буланова Л.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности дошкольного педагога //Методист. – 2009.- N 4
  • Дубникова О.В. Портфолио педагога ДОУ //Справочник старшего воспитателя. – 2011.-N2
  • Кучергина О.В. Портфолио педагогов ДОУ //Управление ДОУ. – 2006. - N 2.
  • Медведникова Л.Ф. Комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов  //Справочник старшего воспитателя. – 2011.-N9
  • Методика оценки уровня квалификации  педагогических работников (под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой). М., 2010
  • Пашкевич Т.Д., Петрусевич В.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ //Управление ДОУ. – 2010. - N 3.



Предварительный просмотр:

«Аттестация в вопросах и ответах»

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

Цель. Познакомить педагогов с порядком организации и процедурой проведения экспертизы практической деятельности педагогических работников
Предварительная работа.

  • Ознакомление педагогических работников с нормативно-правовыми документами, регулирующими процедуру проведения аттестации
  • Заполнение листов самооценки, анализ
  • Консультации для педагогов

- «Аттестация: как правильно оформить документы»

- «Портфолио как одна из форм диагностики профессиональной деятельности педагога»

Материал. Презентация (ход семинара), елочки и снежинки (для деления на подгруппы для практической работы), булавки для закрепления значков, магнитная доска, маркеры, бланки обратной связи, листы самооценки (подготовлены заранее) – 6 шт., конспекты занятий - 4 шт., портфолио – 2 шт., чистые листы (А4), карандаши, ручки.  

План проведения

Регистрация участников семинара, открытие семинара

  • Теоретическая часть

Упражнение  «ПриветсЦель. Настроить педагогов на позитивное, созидательное общение.
 Ведущий. Сегодня мы с вами еще раз поговорим об аттестации. У многих педагогов, пришедших на этот семинар, наверняка есть вопросы, на которые хочется получить ответы. Какие-то из ответов вы получите уже готовыми, но  я предоставлю вам возможность некоторые из ответов найти самостоятельно. Ведь недаром Конфуций говорил: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал сам – понял». Но сначала я предлагаю вам приготовиться к совместной  работе, настроиться на активную деятельность в команде. Время выполнения задания – 3-4 мин.
Педагогам предлагается, используя первую букву своего имени, назвать личностное качество, характеризующее данного педагога в профессиональной деятельности.  
Примерные варианты ответов: Ирина – инициативность,исполнительность; Анна – активность, адаптивность; Ольга – открытость, обучаемость; Валентина – великодушие, веселость, верность профессии и т.п..
Актуальность проблемы «Аттестация 2011: особенности организации и проведения» 
Цель. Познакомить педагогов с нормативной правовой основой организации и проведения процедуры аттестации педагогических и руководящих работников. Время, отведенное на сообщение информации – 10 мин. 
Ведущий. Прежде чем мы начнем выполнять практические задания, непосредственно связанные с процедурой аттестации, я хочу напомнить вам о том, какие нормативные документы регулируют данную процедуру.
Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной  реагировать на вызовы времени, возможно  только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога. 
          Аттестация – это путь для непрерывного повышения профессионального и личностного роста педагогических работников, с одной стороны, и стимул развития системы дошкольного образования, с другой. Ведь не секрет, что любые достижения в области дошкольного образования обеспечиваются прежде всего систематической работой окружающих детей взрослых. В этой связи аттестация педагогов не самоцель, она направлена на совершенствование системы дошкольного образования в интересах ребенка.    
Приказом Минобрнауки России от 26.03.2010 N 209 был утвержден новый порядок аттестации педагогических работников. Основаниями для принятия нового порядка послужили:

  • утверждение новых квалификационных характеристик должностей работников образования приказ N 593 от 14.08.2009), определившие основные составляющие компетентности педагогических работников;
  • переход на новую систему оплаты труда, учитывающую результаты и качество работы учителя.

Кроме этого, необходимо было привести процедуру проведения аттестации с соответствие с Законом РФ «Об образовании», согласно которому проведение аттестации педагогических кадров относится к полномочиям субъекта РФ, в то время как действующее положение об аттестации позволяло передавать это на муниципальный уровень или в учреждение образования. 
Согласно действующему Порядку, аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности
Основными задачами аттестации являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
  • повышение эффективности и качества педагогического труда;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; 
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

 

Таким образом, можно сказать, что аттестация имеет два ключевых назначения:
1. Оценка уровня квалификации педагога для установления соответствия требованиям занимаемой должности  и требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) на основе анализа их профессиональной деятельности.
2. Стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда. 
Оценка уровня квалификации требует наличия достаточно ясных критериев и показателей различных уровней квалификации. Стимулированию целенаправленного повышения квалификации педагогических работников способствует анализ и самоанализ педагогической деятельности, позволяющий ответить на следующие вопросы:  «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные  результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога требуют дальнейшего совершенствования?» и др.
Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач.
Квалификационные категории предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником. Они носят иерархический характер. Соответствие занимаемой должности означает, что педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном уровне. Первая и высшая квалификационные категории предъявляют более высокие требования к  качеству решения профессиональных задач. Они предполагают более высокий уровень квалификации педагога. 
Проведение оценки  профессиональной деятельности в процессе аттестации предполагает,
анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом. Поскольку успешность решения соответствующих функциональных задач определяется компетентностью педагога, именно компетентность педагога является важнейшим элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" написано:  «Под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая. Важно отметить, что при выделении показателей и параметров оценки ключевыхкомпетенций педагогической деятельности были учтены требования к педагогическим работникам, определенные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей специалистов и служащих

Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. 
Считаем важным еще раз подчеркнуть, что требования к компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он реализует в своей деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает систему требований к компетентности педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения. 
В соответствии с разработанным  профессиональным стандартом  квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей: 

  • Компетентность в области личностных качеств.
  • Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
  • Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
  • Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
  • Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
  • Компетентность в организации педагогической деятельности.

Методика оценки уровня квалификации  педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой разработана на основе исследований, проведенных в рамках проекта, материалы методики были подвергнуты общественно-профессиональному обсуждению и апробации в условиях реальной аттестации педагогических работников. Они содержат описание оснований для разработки методики: профессионального стандарта и педагогических компетенций; методы оценки уровня квалификации при установлении соответствия занимаемой должности и требованиям первой (высшей) квалификационных категорий;  обсуждение результатов присвоения квалификационной категории; комментарий к методике: ответы на типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации. Предлагаемая методика построена на компетентностном подходе,  она вносит прозрачность в критерии и методы оценивания профессиональной квалификации педагога. 
Материалы, включенные в  методику, содержат ответы на следующие вопросы: что является предметом оценки (самооценки) в процессе аттестации, как проводится оценка, что является основанием для принятия решения о соответствии занимаемой должности и требованиям первой и высшей  квалификационных категорий, какие  рекомендации могут быть даны педагогу на основании результатов аттестации.

 

Задачей первого (квалификационного) этапа аттестации является оценка уровня профессиональной компетенции педагога, которая состоит из профессиональных знаний, умений и навыков, освоенных профессиональных способов деятельности (профессиональных компетентностей) и субъектной позиции педагога как профессионала, выражающейся в умении ставить цели и решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать тактику и стратегию профессионального поведения, предполагающего «личностное развитие и совершенствование педагога». 
Если исходить из данного определения, то одной из наиболее адекватных вышеназванной задаче форм проведения аттестационных испытаний педработников является презентация портфолио педагога. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетенции, например, умение решать проблемы в своей профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям. 
Как в мировой, так и в отечественной практике 
портфолио рассматривается как один из современных методов диагностики профессионального развития педагога. Он предназначен для:

  •  систематизации накопленного опыта,
  • определения направления развития педагога,
  • объективной оценки его профессионального уровня.
  • кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки достижений учителя.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддержание высокой мотивации в преподавании
  • стремление к высокому уровню знаний в области преподаваемых дисциплин
  • стремление к самообразованию, самореализации
  • повышение способности к креативному мышлению
  • стремление к общей и педагогической культуре
  • стремление к успеху

Оценка уровня квалификации педагогических работников, являющаяся сердцевиной аттестационной процедуры, рассматривается сегодня как весьма значимая всеми участниками образовательного процесса. Это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки  и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога. 
Упражнение «Негатив-позитив»  
Цель. Выявить и обозначить стратегические и развивающие проблемы, возникающие у педагогов в период аттестации
Ведущий. Сейчас я хочу предложить вам определить преимущества и недостатки, с собственной точки зрения, нового формата прохождения аттестации и предложить свои варианты по оптимизации процедуры проведения экспертизы практической деятельности педагогических работников. Время работы над заданием – 5-7 мин. 
Примерные варианты ответов: заявление на аттестацию можно подавать в течение всего календарного года - +; в листе самооценки есть пункты, не учитывающие специфику работы в дошкольном образовательном учреждении - ---;  

четко прописан перечень документов, представляемых в аттестационную комиссию на категорию или получение соответствия занимаемой должности - +;, возможность составить на основе полученных данных полную картину относительно уровня профессионализма педагогов в различных областях и направлениях деятельности - +; и т.д.
Ведущий. Таким образом, как любой предмет, любая деятельность, процедура аттестации имеет свои положительные и отрицательные стороны. Однако нельзя отрицать, что аттестация – это главный двигатель для профессионального и личностного роста любого педагога, который пришел в профессию, осознал ее значимость и хочет в ней остаться.

  • Практическая часть (работа в подгруппах)

Цель. Научить педагогов самостоятельно определять степень реализации своих профессиональных умений и навыков, планировать работу по дальнейшему саморазвитию. Время выполнения  практической части – 30-35 мин.
Ведущий. Мы приступаем к практической части нашего семинара. Для продолжения работы нам необходимо разделиться на две подгруппы, используя выбранные до начала семинара фишки (елочки или снежинки) 
Работа с листом самооценки. Педагогам предлагается проанализировать заполненный лист самооценки и составить план работы данного педагога в межаттестационный период.
Примерный вариант ответа. В предложенном для анализа листе самооценки педагог получил низкие баллы, заполнив показатели компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности. Значит, данному педагогу необходимо уделять больше внимания изучению частных методик, детской психологии; пройти курсы повышения квалификации, содержащие психолого-педагогический блок; обратиться за методической  помощью к старшему воспитателю и получить консультации по данной проблеме (н-р, научиться проводить самоанализ собственных занятий); стараться как можно чаще посещать методические объединения, обучающие семинары различного уровня по обмену опытом; и т.д..  
Анализ конспекта занятия. 
Анализ портфолио. Педагогам необходимо провести анализ предложенного портфолио, определить обоснованность включенных в него материалов и сделать выводы о процессе индивидуального развития педагога в межаттестационный период.
Примерный вариант ответа. В предложенном для анализа портфолио представлен материал, собранный педагогом за 3 года. Полностью указаны все данные педагога, уровень его образования и прохождения курсовой переподготовки, есть сертификаты обучающих и профильных семинаров. Достаточно высокие показатели можно увидеть в разделах «Отзывы о педагоге», «Общественная деятельность педагога». Однако в данном портфолио слабо представлена внеурочная деятельность педагога (работа кружка – нет диагностики, перспективного планирования), нет ссылок на мультимедийные презентации. Педагогу можно также рекомендовать расширить и дополнить перечень материалов, отражающих его научно-методическую деятельность. 
Подведение итогов. Рефлексия. Обратная связь.

Упражнение «Незаконченное предложение» 
Педагогам предлагается закончить предложение «Аттестация для меня – это…»
Примерные варианты ответов: - возможность показать себя; повышение зарплаты; повышение самооценки; средство для определения точек личностного роста; и т.п.
Ведущий. В заключение хочется пожелать творческого настроя всем участникам аттестационного процесса. От вашей позиции зависит, станет ли процесс оценки скучным, формальным, эмоционально напряженным действием или же творческим процессом поиска, который приведет к вашему профессиональному развитию

Используемая литература.

  • Буланова Л.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности дошкольного педагога //Методист. – 2009.- N 4
  • Дубникова О.В. Портфолио педагога ДОУ //Справочник старшего воспитателя. – 2011.-N2
  • Кучергина О.В. Портфолио педагогов ДОУ //Управление ДОУ. – 2006. - N 2.
  • Медведникова Л.Ф. Комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов  //Справочник старшего воспитателя. – 2011.-N9
  • Методика оценки уровня квалификации  педагогических работников (под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой). М., 2010
  • Пашкевич Т.Д., Петрусевич В.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ //Управление ДОУ. – 2010. - N 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: 101 вопрос и ответ к викторине по Санкт-Петербургу "САМЫЙ УМНЫЙ" для детей старшего дошкольного возраста

Викторина "Самый умный"101 вопрос и ответк викторине по Санкт-Петербургу(для детей старшего дошкольного возраста)разработано воспитателем ГБДОУ №55 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Савче...

Адаптация ребёнка к ДОУ. Вопросы и ответы.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется....

Рекомендации для родителей будущих первоклассников в вопросах и ответах.

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы...

Семинар - практикум "Мир детей - вопросы и ответы"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувст...

Актуальные вопросы социализации детей в ДОУ. Вопросы и ответы.

Рефлексия по итогам повышения квалификации Технологии эффективной социализации. 1. Выявление и анализ актуальных условий дошкольной образовательной организации, обеспечивающих социализацию воспит...