Программа кружка "Читай-ка» по учебнику Н.С. Жуковой на 2019-2020 учебный год
рабочая программа (старшая группа)

Дмитриева Наталия Станиславовна

Программа кружка "Читай-ка» по учебнику Н.С. Жуковой 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка "Читай-ка» по учебнику Н.С. Жуковой на 2019-2020 учебный год

Структура программы

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию

1.3. Основные принципы обучения чтению

1.4. Целевые ориентиры освоения Программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Направления образовательной работы по обучению чтению

2.2. Структура непосредственно-образовательной деятельности

2.3 Работа с букварём Жуковой Н. С.

2.4. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

2.5. Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы

3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности кружка

3.2. Педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи (для детей 6-7 лет по Д.Б. Эльконину)

3.3. Список литературы






1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

«Испокон века книга растит человека»

(русская пословица)

Чтение – уникальный феномен культуры, и в каждой стране оно выполняет функции, далеко выходящие за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей общества. Специалисты в области чтения отмечают, что оно является очень чутким, надёжным, универсальным показателем состояния в обществе в целом. Грамота у всех народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. Только так и должно быть! Родители, наделённые тонким педагогическим чутьем, и сотни лет назад начинали обучение своих малышей чтению чуть ли не с пелёнок.

Сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, произошедших в последнее время, статус чтения, его роль, отношения к нему сильно изменились. Многие родители считают, что чтение – это не только задача по обучению детей элементарным навыкам. Чтение детей – это ключ к жизни в современном информационном пространстве. Не секрет, что многие родители хотели бы, чтобы их ребенок научился читать еще до поступления в школу. И в этом есть рациональное зерно, ведь ничто не способствует интеллектуальному развитию так, как чтению. Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать. Поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить. В обучении чтению существуют как бы два пласта-теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение чтением - это совсем другая задача. И если у 6 летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы - сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук.

Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Педагогу следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.

Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой: он воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.

В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к чтению являются игровые технологии.

Игровые технологии позволяют:

• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;

• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;

• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;

• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;

• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,

• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Таким образом, исходя из актуальности использования игровых технологий во время занятий разработана Рабочая Программа кружка «Читай-ка»

Пособие «Букварь» - это результат тридцатилетнего опыта работы логопеда Н.С.Жуковой. Оно сочетает в себе традиционную методику обучения грамоте с оригинальной логопедической методикой. Это позволяет не просто научить ребенка читать, но и предупредить будущие возможные ошибки на письме.

Надежда Жукова – известный логопед, кандидат педагогических наук. Ей принадлежат оригинальные исследования развития речи у дошкольников, ее многочисленные научные труды опубликованы в отечественных и зарубежных изданиях. Имя Жуковой известно в широких кругах психологов, логопедов, педагогов. В основе обучения дошкольников чтению по авторской методике Н.С. Жуковой лежит слоговой принцип. Слог выступает в качестве единицы чтения.

1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию

Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Обучающая задача:

-сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус

к самостоятельному чтению;

-способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;

-познакомить с новыми терминами (звук, гласный, согласный, предложение, текст).

-легко и весело ввести ребенка в письменность;


Развивающая задача: развивать желание читать.

Воспитательная задача: воспитывать старательность, любовь к чтению.


1.3. Основные принципы обучения чтению

Процесс обучения чтению строится на обще дидактических и специфических принципах:

*принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

*принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

* принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

*онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

1.4. Целевые ориентиры освоения Программы

  • Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, пении;
  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • Обладает развитым воображением, творчеством, которое реализуется в игре;
  • Способен внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
  • У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими;
  • Речь ребенка становится более выразительной, четкой, громкой;
  • Развиваются творческие способности, ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Направления образовательной работы обучения чтению


Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

2.2. Структура непосредственно-образовательной деятельности

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена детям старшей группы, возраст 5-6 лет

Общее количество 64 занятия.

Продолжительность занятий 2 раза в неделю по 30 минут.

. Требования к уровню подготовки детей к концу года

Обучающие должны уметь:

*достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова

с определенным звуком, определять место звука в слове;

* соблюдать орфоэпические нормы произношения;

* владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

* свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

* правильно согласовывать слова в предложении;

* понимать смысл прочитанного;

* составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать

предложение нужным по смыслу словом и т.п.;

*ориентироваться на странице книги;

* правильно использовать предлоги;

* правильно произносить звуки.


На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников в игровой и доступной форме. Изучают звуки и буквы русского языка. Каждое изучение звука и буквы может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия.

Реализуется следующая схема проведения занятия:

- прорабатываются упражнения для губ или язычка;

- уточняется правильность произношения звука;

- описывается звук;

- игра со звуком;

- рассматриваются раскрашенные картинки на определённую букву;

- знакомство с новой буквой;

- читается стихотворение о букве;

- определение место звука в слове

- физминутка

- чтение

- работа в тетради

Примечание:

* Структуру занятий можно менять (корректировать) в зависимости от материала;

* Подводя итоги, педагог спрашивает: «Что мы сегодня узнали нового на занятии? Что понравилось больше всего?» Отметить работу всех и каждого ребёнка в отдельности только с положительной стороны. Можно рассказать, чем дети будут заниматься на следующем занятии.

Занятия носят интегрированный характер, каждое из которых включает в себя программные задачи из разных образовательных областей:

  • Образовательная область «ФЦКМ» - систематизации знаний об окружающем;
  • Образовательная область «Физическая культура» - формирования потребности в двигательной активности;
  • Образовательная область «Художественное творчество» - развития детского творчества;

На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение. Широко применяется дифференцированный подход.

Чтобы успешно реализовать план-программу по обучению детей чтению используются разнообразные методы и приёмы: заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ-беседа, рассматривание, наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, закрашивание только гласных, словесные игры, дидактические игры: «Кто здесь живёт?» (составить животное из букв разрезной азбук), «Цепочка слов», «Бросаемся слогами», «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком, сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках), «Дополни предложение», «Скажи наоборот», «Буква-картинка-слово», плакаты-объяснялки, «Буквоежки» (внутри большого слова найти маленькое слово, например, ЭКРАН-КРАН).

2.3. Работа с букварём Жуковой Н. С.

«Букварь» Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве. Поэтому, открыв «Букварь», можно увидеть привычные картинки и большие буквы, слоги и т. д.

В «Букваре» Жуковой в качестве единицы чтения изначально используется не отдельно взятая буква, а слог. Ребенок пролистнет несколько страничек – узнает несколько букв и сразу же начнет складывать их в слоги. Еще несколько букв – и опять слог. Это позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения, а родителю – миновать самый сложный этап в обучении – объяснить, как из звуков образуются слоги.

Чтобы объяснить ребенку, как получается слог, Жукова использует оригинальный графический прием. Вот буква А, рядом буква у, а между ними бежит человечек. Мама показывает карандашом (указкой) первую букву, передвигает карандаш ко второй букве, а малыш тянет первую букву, пока не «добежит» до второй. Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась». Вот и получился слог.

В букваре имеется обращение к родителям и советы автора на каждой странице, помогающие освоиться с методикой.

В пособии буквы алфавита расположены в сопровождении картинок. На картинках не только предметы, начинающиеся с представленной буквы, но и те, в которых изучаемая буква находится в середине или конце. Графически показано слияние букв в слоги – «человечек бежит к букве». Постепенное усложнение заданий на чтение: сначала только гласные буквы, затем гласный плюс согласный, сначала односложные, затем слова из двух-трех слогов и более, сначала коротенькие тексты из двух слов, затем небольшие рассказы. Тексты и слова в книге сопровождают картинки. Однако букварь не перегружен ими. Задача пособия – обеспечить ребенку быстрое овладение техникой чтения. Именно поэтому и тексты в букваре, что называется, традиционные, знакомые с детства «Лу-ша ма-ла» и «У Ло-ры ша-ры». Никаких сказочных героев и занимательных приключений вы здесь не найдете, только то, что необходимо с точки зрения методики.

По совету автора начинать учиться можно в любом возрасте. Но особо оговаривается: устная речь ребенка должна быть достаточно развита. Если малыш говорит неграмотно или не выговаривает какие-то буквы, прежде чем учить читать, необходимо обратиться к логопеду.

На каждой страничке под чертой находятся указания для родителей. Необходимо прочитать их заранее, чтобы избежать многих ошибок, узнать, как проще и доступнее преподнести материал.

Затем можно приступать к занятиям. Не заучивать сразу все буквы алфавита. В этом нет никакой необходимости. Ведь задача педагога, чтобы ребенок понял, как складывать буквы, а не просто вызубрил названия.

Выучив первые несколько букв, необходимо переходить к их слияниям. На первых порах нужно помочь ребенку, вести карандашом или указкой от буквы к букве, закрыть белым листом ту часть текста, которую ребенок в данный момент не читает. Можно сделать в листе белой бумаги окошечко и передвигать его от слога к слогу по мере прочтения.

У разных детей разные темпы обучения. Нужно следить, чтобы ребенок не просто механически складывал буквы, но и понимал прочитанное. Кому-то долго не удастся перейти от слогов и отдельных слов к предложениям и текстам, а кто-то сделает это быстро. Не нужно торопиться, но и не тормозить. Например, если ребенок хорошо запоминает буквы и быстро их находит, то нет необходимости делать все упражнения на чтения отдельных букв.

2.4. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний. На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала, изученного с педагогом.

2.5. Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы

Занятия по реализации данной программы проводятся в групповой комнате. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона групповой комнаты укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доской.


Форма подведения итогов реализации программы

Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового или индивидуального занятия с присутствием родителей. Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса к обучению чтению.

3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности кружка

Тематический план

1. Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Диагностика.

2. Гласный звук IаI, буква А, а; стр. 4.

3. Гласный звук, IуI; буква У, у. стр. 5.

4. Гласный звук IоI, буква О, о стр. 6.

5. Закрепление букв А. О, У. Чтение и составление слогов. Печатание букв.

6. Согласные звуки IмI, IмI; буквы М; стр. 7. Печатание букв.

7. Согласные звуки IсI, IсI; буквы С, с стр. 8. Печатание букв.

8. Закрепление букв М, С. Чтение и составление слогов. Печатание слогов.

9. Учимся соединять буквы А,У. стр. 9.

10. Чтение буквы, чтение слогов. УА, АУ. стр. 10.

11. Соединяем буквы, читаем слоги. АМ, УМ, УА, АУ. стр. 11-12.

12. Соединяем буквы, читаем слоги. АС, УС, ОС. Определение слогов в словах.; стр13.

13. Учимся соединять буквы МА, МУ; стр14-15.

14. Читаем слитно СА, СУ, СО, МА, МУ, МО, АС, ОС, УС, АМ, ОМ, УМ. Определение слогов в словах; стр16.

15. Звуковой анализ слогов. Деление слов на слоги, определение слогов в словах; стр. 17.

16. Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама; стр. 17.

17. Согласные звуки Их, IхI; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова:

МУХА. Составление предложений со словом СУХО. Печатание слогов; стр. 18-19.

18. Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими буквами. Печатание слогов. стр. 20-21.

19. Согласный звук IшI, всегда твердый; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов. Печатание слогов; стр22.

20. Дифференциация звуков и букв С, Ш Чтение и составление слогов; стр23.

21.Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слов МИШКА, МЫШКА. Печатание слогов; стр24.

22. Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Точка. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов; стр25.

23. Дифференциация звуков и букв Л, Р. Чтение и составление слогов; стр26.

24.Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту; стр28-30.

25. Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к. Закрепление написания больших букв в именах, начале предложений. Учить вычленять словесное ударение, определять его место в словах; стр31-32.

26.Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Печатание слогов; стр33.

27. Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И. Печатание слогов; стр34-36.

28.Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов; стр.37-38.

29. Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Печатание слогов; стр39.

30. Согласные звуки звонкие и глухие. Дифференциация звуков и букв З, С; стр. 40-41.

31. Согласный звук IйI; буквы Й, й. Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. Печатание слогов; стр42-44.

32.Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения.

Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Печатание слогов; стр45-46.

33. Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание слогов. стр47-50.

34. Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. Печатание слогов. стр51-52.

35. Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. Печатание слогов. стр53.

36. Дифференциация звуков и букв Б-П. Чтение и составление слогов;

стр54-57.

37.Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв. Познакомить с правилом написания сочетания – ЖИ. Печатание слогов. стр58.

38. Дифференциация звуков и букв Ж, З, Ш. Чтение и составление слогов;

стр59-60.

39.Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов; стр. 61-63.

40. Буква Ь. Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова.

Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ. Учить называть слова, определенной структуры.

Печатание слов; стр.64-67.

41. Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Печатание слогов; стр.68.

42. Чтение текстов с буквой Я; стр.69-71.

43. Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ. Печатание слогов; стр72-73.

44. Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов; стр74-77.

45. Дифференциация звуков и букв Е-Е. Чтение текста; стр78-79.

46. Мягкий согласный звук IчI; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. Печатание слогов; стр80-81.

47. Дифференциация звуков и букв Ч, Ш, С, Т. Чтение текста; стр82-83.

48. Гласный звук IэI; буквы Э, э. Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на. за и др.). Печатание слогов; стр84.

49. Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Печатание слогов; стр85.

50. Дифференциация звуков и букв Ц, Ч, С. Чтение текста; стр86-87.

51. Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф. Печатание слогов; стр88-89.

52. Согласный звук IщI; буквы Щ, щ. Дифференциация звуков и букв Щ, Ч, С. Чтение текста; стр90-92.

53. Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Печатание слогов; Алфавит.стр93-95.

54. Итоговое занятие.

3.2. Педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи

/ по Д.Б. Эльконину/


Пояснительная записка

В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.

1. Скажи одно слово.

2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.

3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.

При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.

Таблица 1

Фамилия и имя ребенка

Количественная оценка в баллах

Общая оценка

выделение слова

Фонемный анализ

анализ предложений


Обработка и интерпретация результатов исследования.

6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;

4-5 баллов – среднему;

3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов. На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.

3.3. Список литературы


  1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. -М.: ТЦ

Сфера,2008

2. Бортникова Е.Ф. РАЗВИВАЕМ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.

Для детей 5-6 лет: тетрадь. Часть 1; Часть 2 – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.

3. Волкова Г.А.Логопедическая ритмика.М.,1998.

4. Гомзяк О.С..Развитие связной речи у шестилетних детей. -М.: Сфера,2007

5. Журнал “Конфетка” (Приложение к журналу “Логопед”)

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия, М., 2003.

7. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2007.

8. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова, М., 1987.

9. Каше Г.А, Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. -М.: Просвещение,1978

10. Крупенчук О.И.. Пальчиковые игры для детей. С.П.: Литера,2005

11. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.

12. Нищева Н.В.. Будем говорить правильно. С.П.: Детство-

Пресс, 2002Е.Н.Косинова.Уроки логопеда. -М.: Эксмо.2008

13.. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.

14.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. -М.: Владос,2002

15. Руденко В.И. Домашний логопед. -Ростов на Дону: феникс,2002

16. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

17. Серия тетрадей «Папка дошкольника» «Чтение с увлечением». – ООО «ВК

«Дакота» г. Киров, 2011.

18. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и

навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: МГОПИ,1993.

20. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М.,2000.

21. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. -М.: Просвещение, 2009

22. Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи. -М.: просвещение,1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа организации деятельности с детьми (6 - 7 лет) подготовительной группы № 11 комбинированной направленности на 2019-2020 гг. учебный год

          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  организации деятельности с детьми (6 - 7 лет) подготовительной группы № 11комбинированной направленностина 2019-20...

Рабочая программа для старшей группы в соответствии с ФГОС на 2019- 2020 учебный год (2021)

Программа составлена на базе основной образовательной программы «Детство» на основе ФГОС....

Программа кружка «Тестопластика» в младшей группе «Лесная сказка» на 2019-2020 учебный год

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов....

Программа взаимодействия с родителями в первой младшей группе на 2019-2020 учебный год

     Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. Они обязаны заложить основы интеллектуальног...

Рабочая программа средней группы (от 4 до 5 лет) на 2019 – 2020 учебный год

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №4 Звездочка »  Принято на педсоветеПротокол № ___________от «____»  ____________ ...

Рабочая программа младшей группы (от 3 до 4 лет) на 2019-2020 учебный год

Рабочая программамладшей группы (от 3 до 4 лет)на 2019-2020 учебный год (Составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»,...

Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе группе на 2019-2020 учебный год.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольно...