Методическая разработка по теме: «Формирование культурно-гигиенических навыков с помощью дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»
картотека (младшая группа)

Галеева Татьяна Сергеевна

Культурно - гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Важной предпосылкой и условием нормального роста и развития ребёнка является не только соблюдение режима дня, регулярное питание и создание оптимальных условий внешней среды, но и наличие у каждого ребёнка привитых с детства культурно - гигиенических навыков и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка по теме:

«Формирование культурно-гигиенических навыков с помощью дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»

Автор: Галеева Татьяна Сергеевна

2020

Содержание

1 Введение……………………………………………………………………..3

1.1 Актуальность………………………………………………………………3

1.2 Цель и задачи……………………………………………………………... 4

1.3 Целевая аудитория………………………………………………………...4

2 Дидактические игры для формирование культурно-гигиенических навыков с помощью дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста……4

2.1 Роль дидактических игр в формировании культурно-гигиенических навыков………………………………………………………………………….4

2.2 Дидактические игры в педагогических системах………………….……5

2.3Педагогическое руководство дидактическими играми………………….6

2.4 Картотека дидактических игр на формирование культурно-гигиенических навыков (из опыта) …………………………………………………………….8

3 Заключение……………………………………………………………….…12

4 Литература. …. ….………………………………………………………….13

  1. Введение

Культурно - гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Важной предпосылкой и условием нормального роста и развития ребёнка является не только соблюдение режима дня, регулярное питание и создание оптимальных условий внешней среды, но и наличие у каждого ребёнка привитых с детства культурно - гигиенических навыков и умений.

Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и с её помощью воспитателю легче возбудить интерес ребёнка к любому виду деятельности, я решила использовать игру в целях формирования культурно-гигиенических навыков.

  1. Актуальность

В современном мире родители находятся в постоянной спешке. Поэтому приводя ребёнка в сад, родители его раздевают, переодевают, а некоторым и помогают вымыть руки. Родителям проще сделать всё за детей, самим, чем ждать, пока это сделает ребёнок. Вечером, когда детей забирают из сада, ситуация не меняется, так как родители устали и спешат домой и опять детей одевают сами, не предоставляя детям самостоятельности. Не исключено, что и дома родители делают за детей то, что ребёнок способен сделать сам.

Результатом такого поведения родителей становится снижения у ребёнка интереса к овладению культурно - гигиеническими навыками и желания выполнять всё самостоятельно; они ждут помощи воспитателя. В связи с этим проблема становится актуальной именно для детского сада, где ребёнок проводит большую часть времени.

1.2. Цель методической работы заключается в том, чтобы развивать

культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста посредством

дидактических игр, сделанных своими руками.

Использование дидактических игр способствует решению следующих

задач:

-Дать понятие детям, о важности культурно-гигиенических навыков;

-Помочь детям запомнить правильную последовательность действий культурно-гигиенических навыков;

-Пополнять и обогащать словарный запас на тему культурно-гигиенических навыков;

- Прививать простейшие навыки самообслуживания

1.3.Целевая аудитория

Методическая разработка адресована: молодым специалистам ДОУ, для использования дидактических игр в детском саду на занятии, а также родителям для использования в домашних условиях.

  1. Дидактические игры для формирование культурно-гигиенических навыков с помощью дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста

2.1 Роль дидактических игр в формировании культурно-гигиенических навыков

В процессе развития культурно-гигиенических навыков целесообразно уделять большое внимание дидактической игре, она занимает важное место в жизни дошкольников.

В игре усваиваются понятия, приобретаются навыки, дети раскрепощаются, снимают состояние неловкости, неуверенности в себе.  Игра открывает перед воспитателем большие возможности в формировании культуры поведения. Ребёнок подражает действиям героя, отношениям к людям, вещам, его чувствам, переживаниям.  Воспитательное значение игр усиливается потому, что у них общие переживания, интересы.  Игры – это средство воспитания, показатель глубины чувств, представлений   детей.  В воспитательных целях используют дидактические игры. Они воспитывают добрые чувства.

Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные признаки предметов, например, их цвет, форму, величину и так далее. Именно во время игрового процесса дети и могут установить самую простую связь между тем или иным объектом и событием.

2.2 Дидактические игры в педагогических системах

Усова А.П., отмечая воспитательное влияние игр, писала: «Каждая игра, если она по силам ребёнку, ставит его в такое положение, когда ум работает живо и энергично, действия организованны».

Ушинский К.Д. считал игру свободной деятельностью ребёнка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным. Дидактические игры, игровые задания и приёмы повышают восприимчивость детей, приносят разнообразие в учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность.

Психолог Запорожец А.В., оценивая роль дидактической игры писал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей».

2.3. Педагогическое руководство дидактическими играми

Дидактическая игра выполняет роль практической деятельности, где в результате применения знаний, в новых условиях, закрепляются и приобретается необходимая подвижность, что становится достоянием детей. Игры, создающие специальные условия, дают возможность закрепить полученные знания на практике.

Необходимо учитывать, что сохранение интереса к игре возможно лишь при его положительном эмоциональном восприятии, для чего ребёнку необходима новизна подачи одного и того же задания в разном его оформлении. При потере интереса приобретение ребёнком навыка может растянуться во времени или вообще не сформироваться.

Необходимо стараться каждую игру проводить как новую. С этой целью целесообразно:

- периодически менять игровой материал, на котором отрабатывается навык (смена фактуры, цвета, формы);

- периодически менять ситуацию, в которой происходит отработка навыка (на дидактическом материале);

- перенести отработку навыка на предметы одежды и обуви, принадлежащей другим людям;

- закреплять навык на одежде и обуви кукол;

- на своей одежде, лежащей на столе или другом удобном для отработки навыка месте;

- заканчивать обучение на одежде и обуви, находящейся на самом ребёнке.

Нужно помнить, что скорость формирования навыка зависит от многих факторов:

- от индивидуальных особенностей ребёнка (есть дети с разным складом нервной деятельности: холерики, флегматики, меланхолики, сангвиники);

- от семейного отношения к чистоте и опрятности (помните о том, что пример родителей, является главным учителем для ребёнка);

- разной скорости усвоения навыка (одному ребёнку достаточно показать один раз, после чего он начнёт формировать навык самостоятельно, а другому ребёнку требуется неоднократный показ и поэтапная отработка всех элементов действия, прежде чем он сможет использовать навык самостоятельно).

В качестве основного показателя сформированности культурно-гигиенических навыков можно считать следующее: несколько дней подряд ребёнок успешно выполняет какие-либо культурно-гигиенические действия на организованной педагогом игре, а также и в самостоятельных действиях по самообслуживанию.

В качестве игровых дидактических предметов в процессе формирования культурно-гигиенических навыков могут выступать различные игровые предметы: наборы кукольной посуды (чайный и столовый сервизы). Можно предложить ребёнку для игры «Кормление куклы» разные ложки: большую, столовую, десертную, чайную. Дело в том, что каждую ложку ребёнок будет пробовать брать разными способами.

Для того чтобы игрушка была интересна ребёнку, она должна быть:

- доступна для него по сложности выполнения задания;

- красива по оформлению;

- находиться в поле зрения ребёнка определённое время (пока интересует его);

- количество дидактических игрушек должно быть не большим.

2.4 Картотека дидактических игр на формирование культурно-гигиенических навыков (из опыта)

Я составила картотеку дидактических игр

1) «Чудесный мешочек» (называть предметы гигиены)

Задача игры: совершенствовать знания характерных признаков предметов гигиены.

Ход игры: Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

-Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

2) «Что для чего»

Задача игры: закреплять понятия детей о назначении вещей и о месте их нахождения.

Атрибуты: чайник, чашка, тарелка, кастрюлька, ложка, салфетки

Описание: воспитатель спрашивает, что за предметы лежат на столе. Зачем они нужны и где хранятся?

3) «Найди пару»

Задача игры: развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету.

Ход игры: ведущий дает игровое поле игроку с изображением предметов, среди которых находится 1 пара по смыслу. Ребенок рассматривает карточку и находит пару каждому предмету. Игра заканчивается, когда ребенок подобрал парные карточки и объяснил их смысл. Затем ведущий совместно с игроком подводит итог – правильно ли ребенок подобрал парные картинки.

4) «Картинки - половинки»

Задачи игры: Упражнять детей в составлении целого фрагмента из его частей. Развивать зрительный анализатор, речь, мелкую моторику рук. Воспитывать целеустремленность, усидчивость.

Правила игры: Найти правильно вторую часть картинки. После того как правильно сложена картинка описать и рассказать (что сможет) о составленном предмете.

Подведение итогов: Похвалить каждого участника, независимо от успехов и результатов его игры. После игры спросить, что они делали в игре и понравилась ли она им.

5) «Помоги кукле собраться в детский сад»

Задача игры: Упражнять детей в понимании и умении подбирать нужные предметы.

Правила игры: Найти предмет для куклы, который поможет ей привести себя в порядок, чтобы пойти в сад. Параллельно объясняя для чего этот предмет нужен и пользуется ли сам ребенок им, перед тем как пойти в сад.

6) «Накрываем на стол»

Задача игры: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры: Воспитатель говорит, что сегодня к Кукле Маше придут гости. Нужно помочь Маше накрыть праздничный стол. Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, салфетницу и приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, всех рассаживают на места.

7) «Мыльные перчатки»

Задачи игры: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании.  Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.

Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание

ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки

белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например,

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

8) «Покормим куклу кашей»

Задача игры: совершенствовать навык пользования ложкой в элементах сюжетной игры с куклой; закрепляет знание последовательности действий с ложкой; выполнять последовательные действия, имитирующие приготовление каши: налить воды в кастрюлю, насыпать крупу, посолить, добавить сахар, положить в тарелку, покормить куклу.

Словарь: знать и употреблять в активной речи существительные «ложка», «кашка», «кастрюля», «вода», «крупа», «соль», «сахар»; понимать значение и использовать в активной речи глаголы прошедшего времени «помешал», «насыпал», «налил», «положил», «покормил».

Атрибуты: кукла, набор кукольной столовой посуды (кастрюля, тарелка, ложка).

Ход игры: покажите ребенку куклу. Прочтите рифмовку:

Сидит тихо у окошка

Кукла Таня с большой ложкой,

Кашку ожидает,

Тихо так вздыхает:

— Ох, скорей,

Скорей, скорей

Кашку, Оля, мне налей.

Спросите ребенка: «У тебя есть каша, чтобы покормить куклу?» Предложите ребенку сварить кашу для куклы. Действия можно выполнять:

— совместно с ребенком;

— по вашему словесному указанию;

— если ребенок достаточно самостоятелен, предложите ему «варить кашу для куклы» по карте с алгоритмами или мнемокарте, лежащей перед ним.

Обратите внимание ребенка на то, что он должен помешивать кашу в кастрюле, для того чтобы она не пригорела (выполнять круговые движения кистью по часовой стрелке).

Когда, по мнению ребенка, каша будет готова, предложите покормить куклу кашей (потому что кукла еще маленькая и не научилась есть сама).

9) «Девочка чумазая...»

Задача игры: закрепляет полученные умения по мытью рук на кукле. Оснащение: кукла, тазик с водой, кусочек мыла, полотенце.

Ход игры: покажите ребенку куклу с грязными руками. Прочтите отрывок стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».

— Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные

Ладошки,

На локтях —

Дорожки.

Рассмотрите куклу. Попросите ребенка назвать грязные части тела куклы. Спросите: «Что нужно сделать для того, чтобы кукла была чистая?» Выслушайте ответ ребенка.

Предложите вспомнить, что нужно для мытья рук (вода, мыло, полотенце).

Рассмотрите картинку с алгоритмом выполнения последовательных действий для мытья рук. Предложите ребенку помыть грязные ручки куклы. Полюбуйтесь чистой куклой, воскликните: «А ладошки-то отмылись!»

10) «Сделаем лодочки»

Задачи игры: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

• засучить рукава (взрослый произносит потешку«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»);

• открыть кран;

• сложить ладони рук «лодочкой»;

• подставить руки под струю воды, вымыть их;

• закрыть кран;

• вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает его внимание на положение рук.

  1. Заключение

Для формирования культурно-гигиенических навыков наиболее подходящая форма – это дидактическая игра. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания, в процессе таких игр детей учат решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Включая дидактические игры в педагогический процесс, необходимо отбирать те, которые доступны детям. Дидактическая игра направлена на развитие памяти, мышления, творческого воображения, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, простор для проявления самостоятельности. Дидактическая игра хороша еще и тем, что ребенок сразу видит конечный результат.

Игра помогает привлечь внимание детей к последовательности действий, способствует поддержанию самостоятельности в самообслуживании. Игры помогают малышу не только осознать необходимость, но и почувствовать желание самостоятельно умыться, одеться и т.д. игры вырабатывают позитивное отношение к соблюдению правил личной гигиены и самообслуживанию. Новые знания, умения и навыки, полученные и сформированные в игре, повышают самооценку ребенка.

  1. Литература:
  1. Аванесова, В. Н. Дидактические игры / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду. - М.: Наука, 2015.
  2. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / под. ред.: Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. - М.: Логос,2012.
  3. Касаткина, Е.И. Дидактические игры для детей раннего возраста. - М.: Цветной мир,2018.
  4. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал. - 2018. - № 3.
  5. Шалаева, Г.П. Правила поведения для воспитанных детей / О.М. Журавлева. - М.: Малыш, 2015
  6. Лобкарева В. В. Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста / Л.З. Новикова, Н.Н. Рябова // Молодой ученый. - 2015. - № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с ОНР"

В данной разработке представлена презентация и сопровождение к ней. В презентации выделены задачи и этапы коррекционной работы  по формированию словообразования у детей старшего возраста с ОНР....

Методическая разработка по теме: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст, это один из важнейших этапов в становлении личности ребенка, во время которого особое внимание необходимо уделять сенсорному развитию. ...

Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушен...

Авторская методическая разработка.Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Авторская методическая разработка .Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...

Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста»...

Мастер – класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста».

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей гру...

Методическая разработка по теме: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме:«Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»...