Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
консультация (средняя группа)

Светлана Николаевна Юсупова

Консультация для воспитателей. Изучая ее им будет намного проще обучить детей разным видам рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

«Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»

Пабло Пикассо

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.

Опыт работы свидетельствует, чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения рисование пальчиками, ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями, картофелем, , восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном. Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.

Для рисования в домашних условиях можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь;; пластилин и тушь.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография;
  • рисование на мокрой бумаге.

Рисование нетрадиционными  способами, увлекательная  и завораживающая, деятельность, которая удивляет и восхищает  детей!

Предлагаю вам попробовать вместе с нами одну из указанных техник. Кляксография с трубочкой.

Перед началом любой работы с детьми по рисованию, необходимо провести пальчиковую гимнастику. Например:

Ну-ка ручки не ленитесь, хорошенько потрудитесь

Левой будем мы стучать, правой кольца рисовать.

Тук – колечко, тук – кольцо.

Тук – колечко, тук – кольцо.

Ну-ка ручки не ленитесь, хорошенько потрудитесь

Правой будем мы стучать, левой кольца рисовать.

Тук – колечко, тук – кольцо.

Тук – колечко, тук – кольцо.

Также необходимо подготавливать глазки для работы. Здесь также можно использовать гимнастики в стихотворной форме. Например:

 Мой веселый, звонкий мяч, 

Ты куда помчался вскачь? 

(Посмотреть влево- вправо, вниз – вверх)

Красный, синий, голубой, 

(Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз)

Не угнаться за тобой.

 (Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз.)

Далее приступаем к работе. Жидко разведенную гуашь или гуашь зачерпываем пластиковой ложкой, выливаем ее на лист, делая небольшое пятно.

Затем на это пятно дуем из трубочки в разные направления. Конец трубочки не касается ни пятна, ни бумаги. Вот что у нас получилось. Таким же образом ставим красную кляксу и превращаем ее в цветок.

Детей перед началом работы нужно предупредить, что дуть резко не нужно, иначе вся гуашь уйдет в одном направлении, а нам нужно сделать так, чтобы пятна хватило на несколько лепестков. Вот у нас уже получилось четыре цветка. Рисуем пятый цветок, трубочки нам больше не понадобятся, убираем их на место. Недостающие детали нашего букета мы дорисуем кистью. Нарисуем стебельки нашим цветочкам.
Не хватает листочков, давайте их нарисуем.  «Дивные цветы» готовы.

Такими несложными техниками вы можете выполнять разные работы с детьми. Кроме развития мелкой моторики в процессе движения трубочкой вы также укрепляете дыхательную систему. Наши дети получат массу положительных эмоций от выполненной работы, тем более что эту работу они выполняли вместе с вами

Тема: «Носит одуванчик желтый сарафанчик».

Техника: метод тычка жесткой полусухой кистью.

Цели:

Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью; закрепить названия основных цветов (желтый, зеленый); развивать эстетические представления.

Оборудование:

Картинки с изображением одуванчика.

Желтая гуашь, тонированные зеленым цветом листы бумаги, оборудование для рисования.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за одуванчиками.

Ход занятия:

Весна окончательно вступила в свои права, и как бы не злилась зима, ее время закончилось. Часто весну называют цветущей порой. Как вы думаете, почему?

Д: потому что все цветет, начинают появляться цветочки

В: давайте расскажем стихотворение, которое мы с вами хорошо знаем.

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик -

Первый молодой!

У него чудесный

Золотистый цвет,

Он большого солнца,

Маленький портрет!

Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.

Психогимнастика «Одуванчики»

(Проводится под музыку)

(дети садятся на корточки, глаза закрыты)

В: Представьте, что вы – маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли (руки наверх) стебель стал крепким (руки вниз, стоим прямо, вы тянетесь к свету, к солнцу (руки наверх). Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон (изображаем бутон). Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки (ладошки в стороны). Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок (показываем бутон, похожий на солнышко. Мы видели с вами одуванчики много раз, а теперь рассмотрим этот цветок на картинке. На ней одуванчик изображен крупным, большим, поэтому мы сможем лучше его рассмотреть. (Показ картинки) .

В: Как называется этот цветок?

Д: одуванчик

В: Покажите, где у него листочки, стебель, цветок, корешки. Какого цвета его листья и стебель?

Д: зеленого

В: Цветок?

Д: желтого

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.

Давайте глазками посмотрим, как одуванчик смотрит вслед за солнышком.

Гимнастика для глаз «Солнышко и одуванчик»

Взойдет утром солнышко на востоке – одуванчик на восток смотрит.

В полдень поднимется солнышко высоко-высоко – одуванчик поднимет головку кверху.

К вечеру солнышко начнет снижаться к закату – и одуванчик свой взгляд вслед за ним опускает и свой цветок закрывает.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Одуванчик вырос на поляне,

(Соединить руки, изображая «бутон»)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Раскрыть руки, разжать пальцы)

Всем лепесткам красоту и питание

(В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)

Дружно дают под землей корешки!

(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками»)

В: Ребятки, Пчелка узнала, что у нас в группе появился одуванчик. Она рано проснулась, а цветы еще нигде не расцвели. Пчелке так хочется нектара попробовать. Вот она к нам и прилетела, но прилетела она к нам не одна, со своими друзьями – пчелками. Ребята, пчелок много, цветок один. Насекомым так хочется цветочного нектара. Где нам его взять?

Д: Нарисовать.

В: Пройдите за столы. Перед вами лежит зеленая полянка, на ней мы будем рисовать одуванчики.

Я беру кисточку, окунаю ворс кисточки в краску, лишнюю краску снимаю об край баночки, затем беру кисточку прикладываю всем ворсом и убираю, и так по кругу. (кто быстро нарисовал, сказать чтоб еще рисовали)

Кисточки сполосните, высушите салфеткой и положите на подставку. А теперь наши цветы мы отнесем на полянку. Вот сколько цветов выросло на нашей полянке. Пчелка радуется, говорит вам спасибо.

Стали краски вдруг – цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг

План по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»

.Цель: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.

.Задачи:

• Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

• Освоить современные технологии и методы организации игры.

• Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.

.Этапы реализации проекта:

Этапы проведения Работа по теме Результат

I этап (сентябрь) 1.Изучение методической литературы:

• а) изучить и внедрить программу «От рождения до школы» по всем образовательным областям.

• б) Комплексное тематическое планирование.

Изучение статей в журналах:

• «Воспитатель ДОУ»,

• «Дошкольное воспитание».

II этап (октябрь-ноябрь) 

1. Картотека сюжетно-ролевых игр.

III этап (в течении года) 1. Составление перспективного плана по формированию межличностных отношении.

2. Работа с детьми по перспективному плану.

IV этап (январь-февраль) 

1 Консультации  для родителей 1.«Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей» 

2“ Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?

3 “Современные дети, современные игры”

V этап (май) 1. Контрольный мониторинг детей.

Перспективный план по сюжетно - ролевым играм.

Дата проведения Тема Задачи

Сентябрь Беседа: Кто это – строители?

Чтение сказки «Три поросенка»

Игра-упражнение «Стройка»

с/р игра «Строим дом»

Раскрытие смысла деятельности строителя.

Ознакомление с трудом взрослых.

Октябрь Экскурсия в прачечную.

Чтение рассказа А. Кардашовой «Большая стирка».

с/р игра «Большая стирка» Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам, результату ее труда.

Ноябрь Экскурсия в процедурный кабинет

Беседа«Профессия-врач»

с/р игра «Игрушки у врача»

.

Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Воспитание уважения к профессии врача.

Декабрь Беседа о предстоящем празднике «Новый Год»

с/р игра «Встречаем новый год» Развития умения применять полученные знания в коллективной творческой игре

Январь Театр

Кукольный спектакль,

инсценирование сказок «Репка»«Закрепление представлений детей о театре. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Февраль Рассматривание иллюстраций на тему «Семья».

Чтение худ. произведения Н. Забилы «Ясочкин садик».

с/р игра «Дочки - матери»

Развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Март 

»

с/р игра «Печем пирожки» Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Воспитание уважения к профессии парикмахера

Апрель с/р игра «Собираемся на прогулку»

Посещение кухни, мед. кабинет, музыкальный зал; беседа с повором, врачом, мед. сестрой об их работе. Чтение рассказов и стихов.

Май Игра – ситуация “В супермаркете”

Игра – ситуация “Новые товары” Ознакомление с трудом взрослых в продуктовом, овощном магазине. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду продавца книжного магазина, магазина игрушек, универмага.