Обобщение опыта по теме: «Формирование патриотизма и любви к Родине у детей дошкольного возраста через образ матери и материнства, воплощённый в народной тряпичной кукле»
статья

 

В статье представлен опыт формирования патриотизма детей дошкольного возраста через образ матери и материнства, воплощённый в народной кукле.

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной педагогики. В настоящее время, в период неопределенности и «размытости» фундаментальных ценностных основ современного общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В основе этого сложного педагогического процесса лежит возвращение к  традиционной культуре.

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка. Интерес к народным ремёслам в современном мире возрастает. В нашем желании знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, какова была её роль в воспитании ребенка, кроется не только познавательный интерес, но и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа, обладающего огромным проверенным временем воспитательным потенциалом.

Ключевые слова: народная игрушка, народное творчество, Родина, образ матери, патриотизм, традиционная культура.

        «В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила её влияния на ребёнка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро»
                                                    Е.А. Флерина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_patrioticheskoe_vospitanie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, о женских и мужских ролях о материнстве. Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребёнка социально-культурной информации.

Слово «традиция» (в переводе с латинского «передача») означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Русские народные традиции содержат огромные воспитательные и познавательные возможности для детей. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры.

Научить любить Родину, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений - это чувство возникает с самого раннего детства, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви к Родине пронизывает, наполняет смыслом всю нашу жизнь.

Мама- самый близкий и родной нам человек. Ю.Яковлев – легендарный советский и российский актер говорил, что любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери.

Дети – самое дорогое, что только может быть для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. Любовь матери оберегала ребёнка с момента рождения. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости.

«Есть светлый на земле приют,

Любовь и верность там живут,

Всё, что порой лишь снится нам,

Навеки приютилось там.

То сердце матери! Оно

Так нежно, верно! Суждено

Ему жить радостью твоей,

Нести ярмо твоих скорбей…»  

 («Сердце матери» Л.Койдула)

Слова мама и Родина тесно связаны. Ведь именно мать прививает своему ребёнку любовь к Родине. Любовь к Родине - естественное человеческое чувство. Оно не зависит от того, красивы ли реки, горы, леса, поля и луга, мягок ли климат, богата ли она или бедна. Людям свойственно относиться к своей Родине, как и к родной, матери. Очень близки и слова: "Родина", "родить", "родиться", "родители", "родник". От чувства любви и уважения к матери к чувству готовности отдать все свои силы служению Отечеству - это та тропинка, по которой человек поднимается на вершину патриотического видения мира.

Культуру и традиции России невозможно представить себе без народного искусства, которое содержит и аккумулирует  в себе моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью ее истории. Народное творчество - это самый доступный для ребенка способ познания окружающего мира. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит народная мудрость.

Народная культура выступает как базис для изучения традиций, ценностей, духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, формируя его социальный опыт. Поэтому актуально приобщение детей к народной культуре, отраженной в национальном своеобразии обрядов, фольклоре, декоративно-прикладном творчестве,  народных ремёслах. Приобщение детей к творчеству – верный путь  формирования человека высокой нравственности с глубокими чувствами патриотизма.

Одной из наиболее любимых детьми игрушек всегда была кукла. Кукла - первая игрушка, наиболее близкая и  понятная ребёнку. Открывая глазки в колыбельке, малыш видел куколку, которую сотворили любящие материнские руки.  

Традиционная кукла почти не изменилась с тех пор, как придумали её наши предки. На Руси кукла имела сакральное значение и бережно передавалась из рук в руки, от матери к дочери от бабушки к внучке… Взрослые, перебирая лоскутки ткани и всякого рода природные материалы, чтобы сотворить куколку, отдыхают душой, набираются сил для добрых дел.

Дети с 3-4 лет могли изготавливать кукол самостоятельно, так как некоторые из них были очень просты в исполнении. Куклы изготавливали без иголок и ножниц. Кусочки ткани рвали и обматывали ниткой. Куклу делали из ношенной ткани из старой ветхой одежды, полотенец, рушников. Такая ткань легко рвалась, что было немаловажным условием, так как существовало поверье, что при изготовлении кукол нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Сама по себе ношенная одежда являлась оберегом, так как хранила тепло души человека, который ее носил.  Куклы наряжали, но никогда не изображали лицо. Безликая кукла была недоступной для вселения в нее недобрых сил.  Считалось, что кукла без лица вещь неодушевленная и не сможет навредить своему владельцу. Кукол не бросали в избе, где попало, их бережно хранили в берестяных коробках или аккуратно изготовленных мешочках.

В куклы не только играли – они помогали человеку  на протяжении всей его жизни: с ними справляли  календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в холодную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами: они непременно помогут!

Через изготовление тряпичной куклы заботливая мама передавала не только свое эмоциональное состояние и  свою любовь, но и любовь к  родной земле, родному дому и  своей семье. Душевными песнями – к родной речи, образом жизни и поведением к обычаям и культуре. Поэтому каждому человеку всегда будет дорого то место, где его семья, где ласковые руки матери согревали, оберегали от беды, помогали подняться и идти вперед. Каждому человеку дорог тот уголок на земле, где он вырос, где стал – «человеком».

Современный ребёнок чаще всего играет с серийной игрушкой, выпущенной по западным образцам, такая игрушка несёт в основном идею обладания, а не радостного постижения мира, формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества, без домысливания сюжета.

Эффективно противостоять влиянию негативных социально-культурных факторов можно лишь при условии активного использования опыта традиционной народной культуры, которая, несмотря на все потери, продолжает жить в памятниках фольклора, традиционных народных играх и игрушках, морально и религиозном сознании наших соотечественников. «Этноигрушка» вырастая из народа, воспитывает и формирует его сознание. Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребёнка социально-культурной информации. Народная игрушка обеспечивает возможность самого лёгкого, занимательного и доброжелательного по отношению к его ранимой душе вхождения в национальную культуру.

В кукол играли не только девочки, но и мальчики до 6-7 лет, пока носили рубахи. Когда ребенок начинал ходить, ему шили длинную (до колен) белую, не украшенную ничем рубаху - конечно же, подпоясанную. В таких рубахах ходили и мальчики, и девочки. Никакой другой одежды у детей не было: ни штанов у мальчиков, ни юбок-сарафанов у девочек. Верхней (уличной) одежды у детей этого возраста также не было. Если малышу нужно было зимой перебежать из избы в избу поиграть с друзьями, то он просто накидывал полушубок старших сестер-братьев, на ножки надевал их валенки, и в таком виде перебирался через улицу.

По достижении ребенком 7-8 лет он переходил в другую возрастную и социальную категорию - из младенцев в отроки. Отроками считались дети до 14-15 лет. Одежда в этом возрасте приобретала половые различия. Мальчики получали порты (штаны) и картузы. Девочки начинали носить более длинные (до щиколотки) и уже украшенные рубахи. Кроме того, они получали первые бусы, которые тоже являлись оберегом.

Русская народная игрушка всегда была и остается многофункциональной, так как способна выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, праздничный подарок и т.д. С помощью игрушки старшее поколение передавало, а младшее принимало важную часть накопленного жизненного опыта.

 Организацию работы в этом направлении начала с подборки и изучения литературы о традициях России, народной кукле, о русском костюме, о предметах быта крестьянской избы.

На этой основе были разработаны и проведены беседы с детьми о традициях русского народа, родительские собрания, мастер классы по изготовлению народной тряпичной куклы, открытые занятия, Дети знакомились с тряпичными куклами и совместно с родителями помогали оформлять мини-музей группы. Здесь представлены не только народные тряпичные куклы, но и предметы быта крестьянской избы: русская печь, посуда, макет казачьего куреня. Также изготовлена колыбель, качая которую дети разучивают и поют колыбельные песенки, ведь именно дети пели колыбельные младшим братьям и сёстрам пока мама и бабушка были заняты тяжёлой работой.  

На базе мини-музея дети проводят экскурсии, рассказывают самостоятельно истории о куклах изготовленных вместе с мамой для музея, поют заклички,  изучают поговорки, пословицы,  играют в народные игры.  

Был также изготовлен красочный календарь народной куклы. Это пособие знакомит не только с названием кукол, но и даёт возможность знакомства с календарными обрядовыми праздниками, временами года, месяцами. Дети с удовольствием участвуют в изготовлении кукол, и сейчас работа в этом направлении продолжается, мы знакомимся с новыми куклами, изучаем новые фольклорные обряды.

Помогая детям приобщиться к народным традициям, мы и сами научимся древнему искусству создания народной тряпичной куклы, и легко найдём путь общения с детьми. А это залог будущей любви и такого необходимого в жизни понимания.

Обобщая отмечу, что формирование нравственных основ человека, составляет важнейшую часть его внутреннего патриотизма и любви к Родине закреплённого на подсознательном уровне. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться. Зовется оно Родина, к которой каждый её гражданин испытывает возвышенные чувства: патриотизм, гордость, восхищение.